"Новая газета" рассказывает о ситуации в Астрахани, где, по данным издания, площадки под элитное жилье расчищают путем поджога ветхих жилых домов, расположенных на участках под строительство.

"Остроумовы остались последние, кого еще не подожгли в квартале на улице имени великой певицы Марии Максаковой в Астрахани. Светлана, молодая хозяйка, пугливо выглядывает из-за занавески на наш стук и первым делом привычно, с испугом, смотрит наверх. В 30 сантиметрах от жилища, где обитает ее семья из пяти человек, - стройплощадка. Дом Светланы - собственно, забор этой площадки. Работает кран, варят битум, строчит пулемет-пневмомолоток. Это строится элитный дом в престижном астраханском историческом центре".

"Государство установило правила: власти выделяют застройщику землю, тот, если на ней кто-то живет, жителей отселяет, после этого огораживает территорию и начинает строительство", - пишет газета. Однако "в Астрахани все по-другому сценарию. Некто "Астсырпром" получил по улице Марии Максаковой землю под застройку - покрытую домами, вместе с людьми, которые жили там в приватизированных квартирах. "Астсырпром" нанял подрядчика - некий "Нурстрой". Одновременно и для строительства нового дома, и для выселения частных собственников. С некоторыми из них "Нурстрой" договорился - купил им жилье. Но что-то там щелкнуло на верхах, и все вдруг изменилось. "Нурстрой" стал предлагать людям заведомо неприемлемые квартиры - тем же Остроумовым, например, однокомнатную на пятерых! Люди заартачились, выдвинули свои требования - ответом были ультиматум и военные действия. Александру Мержуеву директор "Нурстроя" господин Тимофеев, по словам самого Мержуева, так и сказал: "Спалю". Правда или нет, но вскоре дом, в котором тот жил, сожрал огонь. Выводы пожарно-технической экспертизы оказались следующими: поджог "с использованием легковоспламеняющейся жидкости". Таким путем перестала существовать вся левая проблема для стройплощадки "Нурстроя" - слева стало пусто".

"Никто не идет на помощь. Воду и газ отрезали... - продолжает Светлана. - Из дома мы не выходим. Как только уйдем - нас выжгут. И мы останемся с регистрацией по несуществующим адресам".

"Ветеранов Великой Отечественной войны палят прямо в их кроватях, заживо, - пишет газета. - Кто спасся - добивают. Кто помер - туда и дорога. Кто выжил - пошел вон отсюда".

За последние месяцы от пожаров в 17 домах погибло 6 человек, экспертиза показала, что причиной возгораний стал поджог. "Битва за честную экспертизу и возбужденные по ним уголовные дела - труднейшая. Большинство уголовных дел по пожарам-поджогам либо прикрывают сразу, либо умело доводят до полного отсутствия доказательной базы, за чем следует отказ в возбуждении или продлении", - отмечает издание.

Астраханские погорельцы проводят акции протеста. Пикетчики - члены "Вынужденного добровольного общества "Союз погорельцев Астрахани". Он был образован 5 июня. Власть "Союз погорельцев" игнорирует.

Как отмечает газета, "все, что сегодня творится в Астрахани, - это системный аморальный кризис в стране, доведенный в этом городе до крайних степеней. Это то, что будет везде, если не остановить".