В начале июня в Москве прошла Вторая научно-практическая конференция "Россия против контрафакта", в ходе которой отмечалось, что проблема распространения фальсифицированных товаров усугубляется тем, вот уже более двух лет как вступил в силу Закон о техническом регулировании, в соответствии с которым ГОСТы стали не обязательными для исполнения. В качестве одного из способов решения этой проблемы ряд экспертов предложили внедрить в России институт добровольной сертификации. Система добровольной сертификации действует в большинстве стран мира, однако в связи с относительной новизной этой идеи для России и традиционной недоверчивостью отечественных предпринимателей ее внедрение вызывает немало вопросов. Свой взгляд на эту проблему по просьбе ИА REGNUM высказала директор Российского института потребительских испытаний Ирина Виноградова.

REGNUM: Ирина Владимировна, некоторые эксперты довольно скептически относятся к способности знака добровольной сертификации играть решающую роль при покупке товара. По их мнению, состоятельный покупатель обращает внимание прежде всего на бренд, а покупатель с ограниченным бюджетом - на цену.

Но ведь есть еще покупатели со средним достатком. И практика показывает, что как раз в этой нише приоритетной является не только цена, но и качество. За меньшие деньги купить лучший товар, - вот лозунг тех покупателей, для которых будет работать система добровольной сертификации.

И как ни убеждают нас производители, что гарантией качества является само их имя и торговая марка, недоверчивому российскому потребителю этого мало. Нужно подтверждение со стороны, причем из такого источника, которому можно было бы доверять.

Для потребителя важно, чтобы свойства товара соответствовали заявленным производителем. Думаю, мало кому, нравится переплачивать деньги за свойства товара, указанные в рекламе и на упаковке, но фактически отсутствующие. К сожалению, сегодня под маркой известной рецептуры (и по соответствующей цене) продают более дешевые в производстве товары: "сгущенное молоко" с растительными маслами; "100-процентный сок", представляющий собой на деле фруктовый напиток, сколь безопасный для здоровья, столь и бесполезный.

Конечно, можно воспользоваться советами родственников, друзей, соседей, - короче, других таких же дилетантов во всем, что касается подтверждения потребительских свойств товара. В конце концов, сделать выбор наобум... Но это, как вы догадываетесь, весьма расточительно для семейного бюджета.

Суть добровольной сертификации и состоит в том, чтобы подтвердить наличие в товаре компонентов или потребительских свойств, выгодно отличающих его от конкурентных продуктов. Система добровольной сертификации здесь может сыграть роль вашего личного или семейного профессионального консультанта, причем абсолютно безвозмездно для потребителя.

Поэтому появление независимых экспертных структур, могущих подтверждать потребительские свойства товаров, на мой взгляд, поможет потребителям более четко определяться с предпочтениями.

REGNUM: Многие предприниматели опасаются, что затраты на получение сертификата будут под силу не всем производителям.

В стоимость объективной и неангажированной процедуры подтверждения качества товара, действительно, входит не только его однократная экспертиза, но и надзорные проверки его качества, которые будут осуществляться в течение определенного срока. Но то, что услугой системы добровольной сертификации смогут пользоваться только крупные производители и производители среднего уровня, на мой взгляд, оправдано. Если масштабы производства невелики, и продукция не выходит за рамки отдельного региона, местные потребители ее и так хорошо знают. Нет необходимости тратиться на сертификацию.

В то же время в бюджет любого предприятия закладываются расходы на рекламу, а получение сертификата - ничто иное, как метод повышения конкурентоспособности товара. Причем, если реклама у большинства потребителей по понятным причинам не вызывает доверия, то независимая экспертная оценка - совсем напротив.

REGNUM: Но если добровольная сертификация это разновидность рекламы, то не произойдет ли так, что эта процедура будет давать оценку не качества товара, а количества денег, уплаченных производителем?

Да, гипотетически такая вероятность существует. Но в этом случае структура, выдавшая такой сертификат, рискует навсегда потерять свою репутацию. Можно не сомневаться, что попытка манипулировать результатами добровольной сертификацией не останется без внимания конкурентов. Все заявленные свойства товара будут проверены и перепроверены заинтересованными структурами, и если выяснится, что знак отличия был не заслужен, а банально куплен, то дискредитация сертификационного органа последует незамедлительно.