"Северо-восток Эстонии можно сделать одним регионом": Интервью председателя городского собрания Нарвы Михаила Стальнухина корреспонденту ИА REGNUM

Таллин, 25 июля 2005, 09:56 — REGNUM  

ИА REGNUM: Северо-восток Эстонии традиционно считался слаборазвитой территорией. Но в последнее время именно о Северо-востоке заговорили как о серьезном факторе экономического развития не только Эстонии, но и едва ли не всей Северной Европы.

После вступления нашей страны в ЕС эти земли оказались не просто границей двух стран, России и Эстонии, но они стали приграничьем между Россией и Евросоюзом. Соответственно, начал расти транзитный грузопоток: Мировой банк спрогнозировал, что в ближайшие 25 лет объем морских перевозок в регионе Балтики возрастет более чем в три раза, и скорое введение в действие порта в Силламяэ только усилит этот рост... Правда, к сожалению, все это не очень сказывается на развитии Нарвы. Порт заберет у нас от силы десять человек и проблему безработицы в принципе не решит. А законодательство Эстонии построено таким образом, что доходы от транзита поступают в республиканский бюджет, а оттуда распределяются на все регионы, в том числе и на Нарву. Вот если бы транзитные фирмы были зарегистрированы здесь, то за год членства в ЕС нарвский бюджет, несомненно, вырос бы, а перспективы стали бы и вовсе замечательными... Но будущее Нарвы, на мой взгляд, - туризм.

ИА REGNUM: Однако пока город не очень похож на европейский туристический центр. Есть прекрасная крепость XIII века, но ей бы не помешала хотя бы подсветка. В Нарве нет крупных гостиниц, фешенебельных ресторанов, супермаркетов.

Согласен. Но в последние несколько лет городское собрание вместе с мэрией занялись приведением города в порядок. Причем в цивилизованный европейский порядок. Наша задача - сделать так, чтобы туристы задерживались в городе не на два часа, как сейчас, а как минимум на день. Поэтому каждый крупный стратегический для города инвестор сразу попадает "на карандаш", а все серьезные строящиеся объекты находятся "под патронажем" кого-то из руководителей города. Вот смотрите: у меня на столе лежат бумаги - планы реализации двух стратегических проектов в городе. Раз в неделю мы собираемся вместе с мэром, вице-мэром по экономике и узкими специалистами и обсуждаем конкретные шаги по ускорению реализации проектов - прямо на листке бумаги расписываем, с кем нужны согласования, где необходимо решение городского собрания, когда надо запланировать встречу с монополистами и т. д. Кто - то из нас (мэр, его заместитель или я) "отвечает" за проект - значит, на его листке больше всего записей, остальные помогают. Получается реальное административное сопровождение проектов. Разумеется, на такие встречи мы приглашаем инвесторов, которые с первого дня говорят, какая им нужна помощь, а потом и сами регулярно отчитываются, что ими сделано. А когда проект реализован, я бумагу со своими "заданиями" выбрасываю. Например, я обычно отвечаю за три-четыре проекта одновременно.

ИА REGNUM: А какой проект считается для Нарвы стратегическим?

Попадание в этот список зависит от количества рабочих мест, которое предусматривает новый проект и, разумеется, от его общественной значимости. Нарва - город небольшой, поэтому даже 30 новых рабочих мест считаются стратегически значимыми. Ведь, по данным соцопросов, люди считают безработицу одной из самых острых проблем.

ИА REGNUM: Среди новых проектов есть российские инвестиции?

Да. В центре Нарвы стоит Дом культуры, который ранее принадлежал Кренгольмской мануфактуре. Сегодня здание в жутком состоянии, но новый собственник - частный предприниматель из Великого Новгорода - намерен за несколько лет сделать там многофункциональный развлекательный комплекс с современными кинозалами, рестораном и казино. Кроме того, мы ведем переговоры с некоторыми петербургскими фирмами (пока рано говорить их названия) о строительстве супермаркетов. После вступления Эстонии в Евросоюз российские фирмы начали открывать в нашей стране филиалы или дочерние предприятия, чтобы напрямую работать с Европой. Это могут быть как производства, так и торговые структуры. Нарва - пограничный город, поэтому этот процесс коснулся нас напрямую... А в целом, стратегическими проектами на сегодня в Нарве можно назвать будущий четырехэтажный бизнес-центр, строительство торгового центра на месте завода NTT, магазин ASTRI с подземной стоянкой и строительство магазина в рамках договоренности с крупной европейской компанией.

ИА REGNUM: По данным соцопросов, жителей Нарвы волнует также возможный рост цен на отопление.

Да, хотя наши коммунальные тарифы - самые низкие в Эстонии. Городское собрание сознательно удерживает эти тарифы, поскольку уровень жизни в городе трудно сравнить с европейским, и депутаты это понимают. Повышать тарифы можно только в том случае, если мы абсолютно точно понимаем, что иного пути у нас нет. А пока у депутатов вызывает массу вопросов сама система установления тарифов на тепло. Насколько нам известно, существующая методика не дает объективного тарифа, а ведь это - ключевой вопрос экономики как города, в целом, так и отдельно взятой семьи в Нарве. Кроме того, в системе установления тарифов нет прозрачности... В мае Центристская партия, в которой я состою, внесла мою кандидатуру в Совет директоров Eesti Energy (ей принадлежит 100% акций АО "Нарвские электростанции"), так что теперь у нас появляется возможность через высшие органы власти в энергетике прояснить ситуацию с тарифами в Нарве.

ИА REGNUM: Открытие порта в Силламяэ напрямую связано со строительством нового моста через реку Нарву. Он будет в черте города?

Существуют разные проекты его месторасположения. Разумеется, мне бы хотелось, чтобы новый мост находился в Нарве. Строительство - это всегда новые рабочие места, а эксплуатация моста - другие новые рабочие места. Кроме того, около моста предполагается пограничный и таможенный пункты, развитая инфраструктура (все-таки это - мост из Евросоюза в Россию!), для грузов - складские помещение и т. д. Так что населенный пункт, где будет находиться новый мост, моментально станет точкой экономического роста. С другой стороны, увеличение грузопотоков автоматически ведет к ухудшению экологической ситуации, и ни о каком туристическом городе тогда говорить не придется. Есть сторонники и даже лоббисты строительства моста за городом, но тогда в другие регионы уходит и перспектива быстрого экономического развития. Сейчас между проектами идет борьба, а поскольку строительство моста входит в интересы Евросоюза, то его финансирование могут взять на себя и институты ЕС, и думаю, уже до конца этого года с местом строительства придется определиться окончательно. Кстати, существует идея объединения всех регионов Северо-востока Эстонии в единую территорию. Мне кажется, экономически это было бы целесообразно, но вряд ли получится в ближайшее время. Ведь это означает объединение и сокращение бюрократии, а она вряд ли на это согласится.

ИА REGNUM: Насколько вырос поток туристов в Эстонию, проезжающих через Нарву?

Количество туристов растет, хотя и не такими большими темпами, как хотелось бы. По большому счету, сильно мешает неразвитая инфраструктура. Работает один мост, один таможенный пункт, и все это здорово тормозит процесс. Поэтому, новый мост нужен, где бы он ни находился! Кроме того, я хочу поддержать начинание петербургского консульства по расширению его представительства в Санкт-Петербурге - насколько я знаю, речь может пойти о быстром строительстве нового павильона, чтобы ускорить решение вопросов с оформлением виз и т. д. А к Нарве растет внимание федерального правительства страны. Здесь уже побывали министры культуры и здравоохранения и социального развития. Они пообещали поддержку нашим предложениям в этих отраслях, а здесь и развитие городской больницы, и поддержка гребной базы, и подсветка Нарвского замка.

ИА REGNUM: А насколько тесны взаимоотношения с Санкт-Петербургом?

На днях мы вместе с вице-мэром города побывали в Санкт-Петербурге, в фирме, которая занимается подсветкой архитектурных объектов, обсудили возможности совместной работы в Нарвском замке. Кроме того, у нас установлены официальные партнерские связи с Кировским районом Санкт-Петербурга, надеемся на развитие экономического и культурного партнерства с этим районом. В Нарве больше 90% населения относит себя к русскоязычному, многие хорошо понимают потенциал Санкт-Петербурга, поэтому проявляют интерес к новым контактам.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
23.02.17
Умер народный артист РСФСР Алексей Петренко
NB!
23.02.17
Единственный президент США, избранный единогласно
NB!
23.02.17
«Порту» потерпел заслуженное поражение от «Ювентуса»
NB!
23.02.17
Первая игра «Лестера» в плей-офф Лиги Чемпионов завершилась поражением
NB!
23.02.17
«Пали целые поколения героев. Полюбите хотя бы одного из них...»
NB!
22.02.17
Имея тотальное преимущество, «Реал» сенсационно проиграл «Валенсии»
NB!
22.02.17
«МЮ» одержал две победы над «Сент-Этьеном» и прошел в четвертьфинал турнира
NB!
22.02.17
Закон о бессрочной бесплатной приватизации жилья вступил в силу
NB!
22.02.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 22 февраля
NB!
22.02.17
Выплаты бюджетникам переводятся на карту «Мир»: тарифы пока под вопросом
NB!
22.02.17
«Подготовка губернаторского резерва — главная задача правящей партии»
NB!
22.02.17
В России созданы Войска информационных операций — Шойгу
NB!
22.02.17
Парламентские выборы в Эквадоре: у оппозиции 64 мандата. У левых — 67 мест
NB!
22.02.17
Святее папы римского: в Румынии испугались разморозки отношений с Россией
NB!
22.02.17
«Заметных перемен в связи с обновлением губернаторского корпуса не будет»
NB!
22.02.17
«Пойдет и победит»: перспективы Витко на выборах губернатора Севастополя
NB!
22.02.17
Стрельба в центре Оренбурга: ранены две девушки
NB!
22.02.17
Колумбия: оппозиция готовит корректировку мирных договоров с FARC-EP
NB!
22.02.17
«Фирташа задержали по запросу Испании, но уйти добыча может в США»
NB!
22.02.17
Киев усилил блокаду. ЛНР обвинила Украину в остановке подачи воды
NB!
22.02.17
Лидер ЛДПР разглядел «цветную революцию» в зале Госдумы
NB!
22.02.17
Порошенко: РФ угрожает Украине полномасштабной войной