ИА REGNUM: Северо-восток Эстонии традиционно считался слаборазвитой территорией. Но в последнее время именно о Северо-востоке заговорили как о серьезном факторе экономического развития не только Эстонии, но и едва ли не всей Северной Европы.

После вступления нашей страны в ЕС эти земли оказались не просто границей двух стран, России и Эстонии, но они стали приграничьем между Россией и Евросоюзом. Соответственно, начал расти транзитный грузопоток: Мировой банк спрогнозировал, что в ближайшие 25 лет объем морских перевозок в регионе Балтики возрастет более чем в три раза, и скорое введение в действие порта в Силламяэ только усилит этот рост... Правда, к сожалению, все это не очень сказывается на развитии Нарвы. Порт заберет у нас от силы десять человек и проблему безработицы в принципе не решит. А законодательство Эстонии построено таким образом, что доходы от транзита поступают в республиканский бюджет, а оттуда распределяются на все регионы, в том числе и на Нарву. Вот если бы транзитные фирмы были зарегистрированы здесь, то за год членства в ЕС нарвский бюджет, несомненно, вырос бы, а перспективы стали бы и вовсе замечательными... Но будущее Нарвы, на мой взгляд, - туризм.

ИА REGNUM: Однако пока город не очень похож на европейский туристический центр. Есть прекрасная крепость XIII века, но ей бы не помешала хотя бы подсветка. В Нарве нет крупных гостиниц, фешенебельных ресторанов, супермаркетов.

Согласен. Но в последние несколько лет городское собрание вместе с мэрией занялись приведением города в порядок. Причем в цивилизованный европейский порядок. Наша задача - сделать так, чтобы туристы задерживались в городе не на два часа, как сейчас, а как минимум на день. Поэтому каждый крупный стратегический для города инвестор сразу попадает "на карандаш", а все серьезные строящиеся объекты находятся "под патронажем" кого-то из руководителей города. Вот смотрите: у меня на столе лежат бумаги - планы реализации двух стратегических проектов в городе. Раз в неделю мы собираемся вместе с мэром, вице-мэром по экономике и узкими специалистами и обсуждаем конкретные шаги по ускорению реализации проектов - прямо на листке бумаги расписываем, с кем нужны согласования, где необходимо решение городского собрания, когда надо запланировать встречу с монополистами и т. д. Кто - то из нас (мэр, его заместитель или я) "отвечает" за проект - значит, на его листке больше всего записей, остальные помогают. Получается реальное административное сопровождение проектов. Разумеется, на такие встречи мы приглашаем инвесторов, которые с первого дня говорят, какая им нужна помощь, а потом и сами регулярно отчитываются, что ими сделано. А когда проект реализован, я бумагу со своими "заданиями" выбрасываю. Например, я обычно отвечаю за три-четыре проекта одновременно.

ИА REGNUM: А какой проект считается для Нарвы стратегическим?

Попадание в этот список зависит от количества рабочих мест, которое предусматривает новый проект и, разумеется, от его общественной значимости. Нарва - город небольшой, поэтому даже 30 новых рабочих мест считаются стратегически значимыми. Ведь, по данным соцопросов, люди считают безработицу одной из самых острых проблем.

ИА REGNUM: Среди новых проектов есть российские инвестиции?

Да. В центре Нарвы стоит Дом культуры, который ранее принадлежал Кренгольмской мануфактуре. Сегодня здание в жутком состоянии, но новый собственник - частный предприниматель из Великого Новгорода - намерен за несколько лет сделать там многофункциональный развлекательный комплекс с современными кинозалами, рестораном и казино. Кроме того, мы ведем переговоры с некоторыми петербургскими фирмами (пока рано говорить их названия) о строительстве супермаркетов. После вступления Эстонии в Евросоюз российские фирмы начали открывать в нашей стране филиалы или дочерние предприятия, чтобы напрямую работать с Европой. Это могут быть как производства, так и торговые структуры. Нарва - пограничный город, поэтому этот процесс коснулся нас напрямую... А в целом, стратегическими проектами на сегодня в Нарве можно назвать будущий четырехэтажный бизнес-центр, строительство торгового центра на месте завода NTT, магазин ASTRI с подземной стоянкой и строительство магазина в рамках договоренности с крупной европейской компанией.

ИА REGNUM: По данным соцопросов, жителей Нарвы волнует также возможный рост цен на отопление.

Да, хотя наши коммунальные тарифы - самые низкие в Эстонии. Городское собрание сознательно удерживает эти тарифы, поскольку уровень жизни в городе трудно сравнить с европейским, и депутаты это понимают. Повышать тарифы можно только в том случае, если мы абсолютно точно понимаем, что иного пути у нас нет. А пока у депутатов вызывает массу вопросов сама система установления тарифов на тепло. Насколько нам известно, существующая методика не дает объективного тарифа, а ведь это - ключевой вопрос экономики как города, в целом, так и отдельно взятой семьи в Нарве. Кроме того, в системе установления тарифов нет прозрачности... В мае Центристская партия, в которой я состою, внесла мою кандидатуру в Совет директоров Eesti Energy (ей принадлежит 100% акций АО "Нарвские электростанции"), так что теперь у нас появляется возможность через высшие органы власти в энергетике прояснить ситуацию с тарифами в Нарве.

ИА REGNUM: Открытие порта в Силламяэ напрямую связано со строительством нового моста через реку Нарву. Он будет в черте города?

Существуют разные проекты его месторасположения. Разумеется, мне бы хотелось, чтобы новый мост находился в Нарве. Строительство - это всегда новые рабочие места, а эксплуатация моста - другие новые рабочие места. Кроме того, около моста предполагается пограничный и таможенный пункты, развитая инфраструктура (все-таки это - мост из Евросоюза в Россию!), для грузов - складские помещение и т. д. Так что населенный пункт, где будет находиться новый мост, моментально станет точкой экономического роста. С другой стороны, увеличение грузопотоков автоматически ведет к ухудшению экологической ситуации, и ни о каком туристическом городе тогда говорить не придется. Есть сторонники и даже лоббисты строительства моста за городом, но тогда в другие регионы уходит и перспектива быстрого экономического развития. Сейчас между проектами идет борьба, а поскольку строительство моста входит в интересы Евросоюза, то его финансирование могут взять на себя и институты ЕС, и думаю, уже до конца этого года с местом строительства придется определиться окончательно. Кстати, существует идея объединения всех регионов Северо-востока Эстонии в единую территорию. Мне кажется, экономически это было бы целесообразно, но вряд ли получится в ближайшее время. Ведь это означает объединение и сокращение бюрократии, а она вряд ли на это согласится.

ИА REGNUM: Насколько вырос поток туристов в Эстонию, проезжающих через Нарву?

Количество туристов растет, хотя и не такими большими темпами, как хотелось бы. По большому счету, сильно мешает неразвитая инфраструктура. Работает один мост, один таможенный пункт, и все это здорово тормозит процесс. Поэтому, новый мост нужен, где бы он ни находился! Кроме того, я хочу поддержать начинание петербургского консульства по расширению его представительства в Санкт-Петербурге - насколько я знаю, речь может пойти о быстром строительстве нового павильона, чтобы ускорить решение вопросов с оформлением виз и т. д. А к Нарве растет внимание федерального правительства страны. Здесь уже побывали министры культуры и здравоохранения и социального развития. Они пообещали поддержку нашим предложениям в этих отраслях, а здесь и развитие городской больницы, и поддержка гребной базы, и подсветка Нарвского замка.

ИА REGNUM: А насколько тесны взаимоотношения с Санкт-Петербургом?

На днях мы вместе с вице-мэром города побывали в Санкт-Петербурге, в фирме, которая занимается подсветкой архитектурных объектов, обсудили возможности совместной работы в Нарвском замке. Кроме того, у нас установлены официальные партнерские связи с Кировским районом Санкт-Петербурга, надеемся на развитие экономического и культурного партнерства с этим районом. В Нарве больше 90% населения относит себя к русскоязычному, многие хорошо понимают потенциал Санкт-Петербурга, поэтому проявляют интерес к новым контактам.