ИА REGNUM: Процесс реформирования Конституции Армении вызвал разногласия не только между оппозицией и властью, но стал причиной раскола в рядах самой оппозиции. В чем причина?

Разногласия на политическом поле любого государства, особенно, в таких вопросах, как реформирование Конституции, структуры государства и ее деятельности - вполне естественны. В оппозиционный блок "Справедливость" входят девять партий с различной идеологией, но с единой целью - утвердить в стране конституционный порядок, в результате которого власть действовала бы в рамках Конституции и служила бы народу. Со времени своего создания блок не ставил перед собой цель создать идеологическое единство. К примеру, в составе блока "Справедливость" есть сторонники и президентской структуры управления государством, и парламентской, и полупрезидентской. Однако, к сожалению, в дальнейшем некоторые партии, фактически, изменили своим идеологическим подходам - некогда сторонники парламентской власти сегодня открыто выступают за власть президентскую. Наша партия - Национально-демократический Союз (входит в оппозиционный блок "Справедливость" - ред.) выступает за полупрезидентскую форму правления, гарантирующую защиту прав человека, конституционный порядок, разграничение трех ветвей власти, выступает за структуру, где исполнительная власть не будет иметь связи с президентом, а правительство формируется парламентским большинством. Одним словом, с точки зрения подходов к государственному устройству в блоке "Справедливость" нашли место представители трех различных подходов.

Аналогичная ситуация наблюдается и в лагере власти. Коалиция партий власти (Республиканская партия (лидер - премьер-министр Армении), партия "Оринац Еркир" (лидер - председатель НС) и Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн" (АРФД) - ред.) не была сформирована как коалиция идеологического единства. В первую очередь - это коалиция сил, кормящихся с барского стола, у которых не может быть единого подхода по важнейшему вопросу настоящего и будущего - Конституции страны. К примеру, АРФД и партия "Оринац еркир" выступают за главенство законодательной, то есть, парламентской власти, а Республиканская партия и, вероятно, президент страны - за исполнительную власть, за исключительные президентские полномочия.

Так что, вопрос конституционных преобразований - лакмусовая бумага, показывающая, кто есть кто, и кто руководствуется идеологией своей партии, а кто личными интересами.

ИА REGNUM: Недавно в ходе заседания блока "Справедливость" в рядах оппозиции наметился раскол. В частности, представленное блоком заявление было поддержано не всеми партиями, более того, прозвучали обвинения в национальном предательстве... Чем отличаются позиции партий, входящих в этот блок?

Действительно. В ходе заседания блока депутат парламента, член армянской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) Шаварш Кочарян представил проект заявления, в котором допускается возможность участия блока "Справедливость" в процессе реформирования Конституции Армении. В заявлении также отмечается, что, якобы, оппозиция участвовала в парламентских обсуждениях по конституционным преобразованиям. Ранее наша партия, по предложению Венецианской комиссии, направила на рассмотрение СЕ 64 предложения, которые в дальнейшем на заседании в Страсбурге были обделены вниманием как представителей власти, так и оппозиции. Все заявления, типа, власти и оппозиция достигли согласия, являются ничем иным, как результатом напора властей. Об этом надо открытым текстом говорить нашей общественности. Эти кажущиеся "удачи" могут стать причиной того, что возможность искоренения властного режима может быть отложена в долгий ящик.

Именно поэтому наша партия выступила против этого заявления и потребовала, чтобы оно не было принято. Против этого заявления выступила также другая оппозиционная партия, входящая в блок "Справедливость" - "Республика" (лидер Арам Саркисян - экс-премьер, брат убитого премьер-министра Армении Вазгена Саркисяна - ред.). Принцип этой партии сводится к следующему: нелигитимная власть, неизбранный народом президент не имеет права реформировать Конституцию и играть в этом вопросе доминирующую роль, а представленному коалицией проекту изменений в любом случае надо сказать "нет". Это принципиальный подход партии "Республика", но мы считаем, что обязаны проинформировать наше общество о всех недостатках новой Конституции.

Тем не менее, ни мы, ни партия "Республика" не приняли участие в обсуждении проекта заявления блока "Справедливость". А поскольку решения в ходе заседаний блока принимаются на основе консенсуса, соответственно, это заявление не было принято. После этого, в условиях согласия или полусогласия ряда партий с текстом заявления, оно было принято не блоком, а фракцией блока, где решения принимаются голосованием. Текст этого заявления был охарактеризован мною, как национальное предательство. К сожалению, некоторые люди в основе своей деятельности исходят из сиюминутных интересов и конъюнктурных влияний. У меня есть свое видение такого поведения, но пока я воздержусь от характеристик. Могу сказать одно - причины явно не идеологические.

Что касается второй по представленности в парламенте после блока "Справедливость" оппозиционной партии "Национальное единение"... К примеру, если Шаварш Кочарян полностью владеет ситуацией, в частности, по линии конституционных изменений, то этого нельзя сказать о других. Присоединение "Национального единения" во главе с членом армянской делегации в ПАСЕ Арташесом Гегамяном к вышеназванному заявлению блока обусловлено принципом - "а может они и правы". В данном случае, вопрос Арташеса Гегамяна я бы рассматривал в другой плоскости, которая заключается в следующем: "попробуем вести политические процессы так, чтобы они повысили наш рейтинг в Совете Европы, построить отношения с оппозицией и властью так, чтобы это не отразилось негативно на внешних отношениях партии". В первую очередь, он руководствовался именно этим принципом.

ИА REGNUM: Тем не менее, прогнозируете ли вы развал блока "Справедливость"?

Слухи о развале оппозиции преувеличены или, как говорится, слухи о смерти преувеличены. Смысл деятельности блока в координации усилий во имя справедливости не иссяк. Тяжелый груз несправедливости, свидетелями которого мы являемся, заставляет разные политические партии объединяться. И не обязательно, что бы из-за некоторых раногласий блок распался. Однако, предсказыванием я не занимаюсь... Каждая партия сама решит, сказать коалиционному проекту конституционных реформ "да" или "нет". Думаю, рано или поздно большинство партий блока поймет, насколько опасно вести любовные игры с опытными представителями коалиции, и в скором будущем станет сторонником радикальных подходов. Необходимо осознавать наличие в коалиционном проекте опасных пунктов.

ИА REGNUM: О каких именно опасных пунктах идет речь?

Причиной всех неудач Армении является принятая с нарушениями и фальсификациями Конституция, облагающая президента сверхполномочиями. Продолжительная кризисная ситуация, эммиграция, несправедливость в судебной власти, безответственная деятельность правительства, повышение роли силовиков - все это обусловлено коренными отклонениями от конституционного строя. Я категорически против, когда говорят - "какая разница, есть Конституция, нет ее, все равно власти поступают так, как им удобно". Я отвечаю - власти нарушают положения Конституции, поскольку именно там написано, что они имеют право ее нарушать. Могу привести пример. Если во всех нормальных, демократических странах мира парламент наделен полномочием выразить импичмент президенту, нарушившему Конституцию, то в нашем Основном законе, если его правильно читать, прямым текстом написано - президент может нарушать Конституцию и ему за это ничего не будет, если не совершал тяжкого преступления или не предал национальные интересы.

В новом проекте конституционных изменений написано, что президенту можно выразить импичмент при совершении тяжких преступлений или национальном предательстве лишь в том случае, если на то есть постановление Конституционного суда, принятое 2/3 голосами судей. Более того, согласно коалиционному проекту конституционных изменений, неприкосновенность президента распространяется до конца его деятельности. Имея такие полномочия, президент может снимать и назначать премьера, судей, руководителей силовых ведомств, министра обороны, получать всю секретную информацию о высокопоставленных чиновниках, грубо говоря, иметь на всех досье, которое может быть использовано в любой удобный момент. От такого президента можно ожидать чего угодно, он может провозгласить себя президентом страны на 10 лет.

Именно отклонения от конституционных норм стали причиной того, что в этой стране, начиная с 1991 года не было справедливых выборов. Власти репродуцируют себя. Необходимо менять констицуионный порядок, сказать "нет" коалиционному проекту поправок.

ИА REGNUM: В последнее время много говорится о возможном сотрудничестве между оппозицией и властью, в частности, некоторые пророчат переход председателя Национального Собрания в оппозиционный лагерь? Насколько это реально?

Разговоры об этом не воспринимаются мною всерьез. Естественно, что почти все представители коалиции пытаются по мере возможности строить хорошие отношения с оппозицией. И в этих условиях глава парламента Артур Багдасарян, осознавая вероятность перспективных внутрикоалиционных проблем, естественно, также работает в этом направлении. Я смотрю на это, как на текущую политику и не вижу каких-либо принципиальных вопросов. Также считаю маловероятным слухи о ближайшем развале коалиции.

ИА REGNUM: Как будут развиваться политические процессы в Армении? Есть ли у вас свой прогноз?

Парламентская Ассамблея СЕ приняла специальную резолюцию по Армении, где, в частности, отмечается, что она не потерпит нарушений в процессе референдума по конституционным реформам. В обратном случае СЕ будет вынужден пересмотреть вопрос членства Армении. В этом есть реальная опасность, чреватая тяжелыми последствиями, в том числе в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Кроме того, некоторые представители власти преследуют личные интересы в членстве Армении в СЕ. Учитывая эти и другие обстоятельства, при возможном обсуждении вопроса об исключении Армении из состава СЕ, все обвинения посыпятся на президента Кочаряна и коалицию, что очень неблагоприятно скажется на внутриполитическом положении. В этих условиях власти, прекрасно осознавая всю опасность, попытаются обойти поставленные со стороны СЕ задачи. В эффективности подобной тактики я очень сомневаюсь, поскольку в Армении есть серьезные политические деятели, есть оппозиция, которая не допустит этого и скажет народу правду. Для положительного итога референдума по Конституции необходимо около 820 тыс. голосов, что в условиях оттока населения довольно труднореализуемая задача. Властям останется одно - по возможности фальсифицировать итоги голосования. Естественно, опппозиция не будет молчать, и если парламентские выборы в Грузии и Киргизии переросли в "цветные революции", то, не исключается, что и в Армении референдум перерастет в аналогичный процесс. Власти это прекрасно понимают, и любовные игры, которые они ведут в последнее время с оппозицией, не случайность. Думаю, что осенью нас ожидает очень напряженная политическая жизнь. Во всех случаях надо серьезно подготовиться, поскольку от действий в первые месяцы зависит, какую Армению мы будем иметь в будущем.

ИА REGNUM: Вы не исключаете вмешательство внешних сил в эти процессы?

Прямого вмешательства внешних сил не было ни в Грузии, ни на Украине, ни в Киргизии. Вмешательство бывает как положительным, так и отрицательным. К примеру, роль нашего северного соседа - России, во время президентских выборов 2003 года была отрицательной. Российские наблюдатели закрыли глаза на все нарушения и фальсификации. Естественно, наш северный стратегический партнер использовал в Армении свои рычаги и методы для репродукции власти. В данном случае потерпели поражение люди, стремящиеся к демократии. Я не исключаю давлений с разных сторон. Давление может быть с точки зрения выгоды, могут давить соседи - Иран, Турция. В палитре давления нам надо суметь извлечь максимальную выгоду для Армении и армянского народа, использовать полезные для нас чужие интересы. Мы будем приветствовать любое содействие в установлении в Армении демократии.

Учитывая то, что новое тысячелетие диктует странам демократический строй правления, в наши национальные интересы входит сотрудничество с демократическими странами с перспективой стать членами их семьи. Лично я считаю, что членство Армении в Евросоюзе - наиважнейший вопрос, исходящий из наших национальных интересов. Западные ценности для нас, как страны с богатыми христианскими традициями, более приемлемы, чем восточные. Северных ценностей, как таковых, к сожалению, я не вижу. С точки зрения геополитических подходов мы должны повернуться лицом к демократии.

ИА REGNUM: То есть, вы отвергаете сотрудничество с Россией, считая это малоэффективным для Армении, и, наоборот, видите будущее страны исключительно в интеграции с Европой?

Россия не имеет собственных ценностей. Президент Владимир Путин, осуществляет свою политику настолько, насколько ему это позволяют США и другие страны. Я не вижу для Армении основ отказываться от национального интереса и идти к авторитаризму, поскольку здесь, в процессе текущих отношений, кто-то преследует свою выгоду. Не думаю, что армяно-российские отношения в перспективе ухудшатся. Напротив, уверен, что в ближайшем будущем и Россия примет на вооружение политику демократизации, что приведет к более глубокому и долгосрочному армяно-российскому сотрудничеству.