Казанский городской спортивно-дрессировочный кинологический центр приступил к уникальному проекту - обучение собак поиску залежей нефти, аварийных участков и несанкционированных врезок на нефтепроводах. Об этом сегодня сообщил руководитель проекта, директор центра Олег Пырков.

За результатами эксперимента следят не только российские, но и зарубежные кинологи. Ведь в случае успеха опыт столичных собаководов может претендовать на статус всемирной сенсации! Еще более заинтересованы в работе специалистов нефтяники и экологи. Они то знают, какой экономический и экологический эффект может дать новая зоотехнология.

Как утверждают кинологи, по тонкости восприятия запахов собаки превосходят даже аналитические приборы. Обоняние четвероногих друзей в 10 тысяч раз лучше человеческого, каждая собака способна запоминать до двух миллионов запахов. Именно это уникальное свойство, по словам Олега Пыркова, заставило взяться за выработку у своих питомцев "нефтяного нюха". Кстати, идею ему "подкинул" его друг, начальник службы безопасности одной нефтяной компании Татарстана.

Секрет потрясающего собачьего нюха был раскрыт учеными Penn State University (США). Исследуя поток воздуха, который производили собаки, вдыхая и выдыхая различные запахи, ученые университета выяснили, что животные, выдыхая воздух, двигают носом таким образом, чтобы уже "опробованный" поток не смешивался с оригинальным запахом. Кроме того, собаки также создают другой поток воздуха, который направляют прямо на объект, "выталкивая" молекулы запаха в воздух. Когда собаки вдыхают, они двигают носом так, чтобы захватить максимальный объем воздуха.

В истории кинологии известны факты, когда служебные собаки обнаруживали рудные тела на глубине до 12 метров. В Финляндии овчарка Лари разыскала в 5 раз больше камней с запахом серного колчедана, чем за то же время группа специалистов-геологов. За открытие железных руд Государственный совет Финляндии "наградил" Лари денежной премией в размере 1000 марок. Бывает и так, что собаки отыскивают минералы, не обладающие запахом. В одной из экспедиций, по свидетельству инструктора-дрессировщика Валерия Немировского, овчарка Джильда находила минералы, содержащие медь, после того, как ей давали понюхать медную трубку. В СССР собаки применялись в рудо-и газорозыскных мероприятиях. Например, в свое время службы Горгаза Таллина были укомплектованы собаками, а в Карелии собаки успешно применялись в рудоизысканиях. Олег Пырков считает, что поскольку запах нефти в пять раз резче, собаки будут чуять углеводороды на глубине тридцати метров и больше.

К тренировкам собак кинологи приступили в начале июня. Впервые за всю историю российской кинологии к подготовке собак привлечено большое количество специалистов - ветеринаров, геологов, нефтяников. Пока в проекте участвуют три двухлетние немецкие овчарки - две восточно-европейские сучки и немецкая - кобель. Как пояснил Олег Пырков, овчарка - универсальная, неприхотливая порода, пригодная практически к любому виду службы, но в то же время по характеру склонна к поиску.

Существуют различные теории происхождения немецкой овчарки. Сторонники первой считают, что ее появление стало результатом скрещивания различных пород немецких пастушьих собак, вторая теория утверждает, что это следствие случайного скрещивания самки пастушьей собаки с волком. Ответ на этот вопрос затерян в глубине веков. Известно, однако, что первая (длинношерстная) немецкая овчарка была представлена на выставке в Ганновере в 1882 году, а первая короткошерстная - в Берлине, в 1889 году. Изначально собаки этой породы помогали пастухам в пастьбе овец. Благодаря своему уму и исключительному характеру овчарки используются в армии (доставка донесений под огнем или через минные поля), как спасательная собака (в воде, в горах и при пожарах), как полицейская собака (овчарка способна учуять след, оставленный несколько дней назад).

Не исключено, что в дальнейшем в проекте примут участие лабрадоры и спаниели. Эти породы собак наиболее часто сопровождают правоохранительные органы при поведении оперативно-розыскных мероприятия по обнаружению взрывчатых веществ, наркотических средств, оружия и боеприпасов. Но нужно учесть специфику работы по поиску нефти. Протяженность нефтепроводов очень большая. Маленькая собака быстро устает. Немецкая же овчарка может проработать нефтепровод со скоростью 10 км. в час.

К эксперименту допускаются только те немецкие овчарки, которые прошли общий курс дрессировки, который включает умение собаки выполнять команды "сидеть, "лежать", "ко мне", "место", "рядом", "апорт", преодолевать препятствие, лазить по лестнице, ходить по бревну, не бояться выстрелов, не подбирать ничего с земли, не брать пищу из чужих рук. Программа обучения рассчитана на год, занятия проходят 4 раза в неделю, в день отрабатывается 6-7 закладок с нефтью. Собак "натаскивают" искать сырец, запах которого сильно отличается от производных нефти. Также отрабатываются всевозможные внештатные ситуации, связанные с возможностью появления посторонних запахов: разлив на месте аварии мазута или бензина. Это делается для того, чтобы посмотреть насколько оперативно собака сможет разобраться в запахах.

Годовой цикл дрессировки собак выбран неслучайно. Летом отрабатывается тренировка на грунте. Осенне-зимний период самый сложный. Нужно проверить смогут ли питомцы выполнить команду в условиях мокрого и мерзлого грунта. Осенью питомцев Казанского городского спортивно-дрессировочного кинологического центра ждут тренировки на самих нефтепроводов. Обучением собак занимаются исключительно сами инструктора. "У каждой собаки свой характер, свой темперамент. Они очень похожи на людей: одни любят спать, другие - работать. Инструктор знает своего пса, поэтому ему легче работать", - пояснил Олег Пырков.

Результат первых тренировок казанских кинологов ошеломил. Собака искала нефть так, как будто она всю жизнь этим занималась. Пластиковая бутылка с нефтью, в которой был сделан надрез, имитирующий аварийный участок на нефтепроводе, был закопан на глубине 20 сантиметров. На старте перед началом опыта, прежде чем инструктор даст команду "нефть", собаке дают занюхать кусок ткани, пропитанный нефтью. Она запоминает запах и практически в считанные минуты находит нужное место. Собака очень точно определяет, откуда идет источник запаха. На находку четвероногий друг указывают своим поведением. На нефть она может реагировать активно - лаять, либо показать место укладкой.

После того, когда полностью будет отработан метод поиска нефти на поверхности земли, инструкторы приступят к более сложной задаче - к поиску на глубине расположения нефтепроводов, 2 метров. Следующий шаг - натаскивание псов на поиск нефти в песчаниках и карстовых отложениях.

В течение года Казанский городской спортивно-дрессировочный кинологический центр подготовит 12 "собак-нефтяников". К подготовке собак будут привлечены юные собаководы, которые сегодня занимаются в центре. Тем самым они хотят решить кадровую политику. Олег Пырков уверен, что профессиональный кинолог с обученной собакой будет востребован в нефтяных компаниях.