Предлагаем вашему вниманию интервью начальника Мурманской таможни, полковника таможенной службы Ивана Красуленко.

- Иван Алексеевич, что, по вашему мнению, мешает российским рыболовным судам вновь заходить с уловом в родной порт и что может вернуть суда в Мурманск?

- Мы не считаем, что таможня мешает российским рыболовным судам заходить в родной порт. Таможня существует как институт любого государства, и от этого никуда не уйти. Есть целый ряд рыболовецких организаций, чьи суда регулярно заходят в Мурманск и, если они действуют в рамках законодательства, никаких проблем с таможней у них не возникает. Оформляемый таможней товарооборот - один из показателей нашей работы и мы, естественно, заинтересованы в его увеличении.

Таможенное оформление, как судов, так и ввозимой на них рыбопродукции, мы стараемся производить в самое короткое время. Поэтому проблему "опустевшего" порта надо рассматривать в комплексе - это и различные денежные сборы, и существующая масса контролирующих и надзирающих структур, и сервисные возможности самого порта.

- Что означает "упрощенная форма таможенного контроля"? Применяется ли она в отношении рыболовных судов? Кто принимает решение о применении или неприменении упрощенной формы?

- Да, сегодня в таможенной практике существует такое понятие, только звучит несколько иначе - упрощенный порядок декларирования товаров и транспортных средств. В целом, этот порядок определяется Государственным таможенным комитетом РФ. В конечном итоге решение о применении упрощенного порядка принимает, конечно же, оформляющий таможенный орган. То есть существуют определенные условия, при которых возможно его применение.

В настоящее время упрощенный порядок декларирования применяется в отношении морских транспортных средств (в том числе и рыболовных судов), судовых припасов, необходимых для обеспечения нормальных условий жизнедеятельности этих судов, а также продукции морского промысла, ввозимой российскими судами либо судами, арендованными российскими лицами. Это что касается юридических лиц. Если говорить относительно физических лиц, то упрощение процедуры прохождения таможенного оформления и контроля применяется во всех случаях, когда они, физические лица, не перемещают через таможенную границу предназначенные для коммерческих целей товары.

- В зоне деятельности Мурманской таможни проводился эксперимент по беспошлинному заходу в порт рыбодобывающего судна с целью снабжения охлажденным сырьем предприятий береговой переработки, в эксперименте участвовало бербоут - чартерное судно "Мурман-2". Каковы итоги эксперимента и были ли какие-то сложности во время его проведения?

- Результаты эксперимента удовлетворительные как для таможни, так и для судовладельца, ОАО "Мурман СиФуд". Эксперимент касался беспошлинного ввоза судна "Мурман-2", что позволило загрузить обрабатывающие мощности Мурманского рыбокомбината сравнительно дешевым сырьем. Одновременно с этим мурманские таможенники и судовладелец отработали порядок взаимодействия при ввозе и оформлении живой рыбы. Как и в любом деле, особенно новом, возникают проблемы.

В нашем случае вопросы, возникавшие в ходе таможенного оформления, носили чисто технический характер и решались на месте в оперативном порядке.

- Как, по вашему мнению, можно решить сложившуюся ситуацию в отношении бербоут-чартерных судов в Северном бассейне?

- 21 июня 2002 г. Правительство РФ приняло постановление "Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию РФ морских судов". Оно позволяет при осуществлении международных перевозок беспошлинно ввозить на территорию РФ морские суда, зафрахтованные российскими лицами по договорам бербоут-чартер и тайм-чартер, Правда, оно распространяется только на транспортные суда, но это значит, что "транспортники" сумели доказать в Правительстве РФ необходимость принятия такого решения. Так что теперь дело за рыбаками - выходить на правительство, обосновывать и доказывать разумность принятия такого решения.

- За прошедшие полгода были ли среди рыбодобывающих компаний факты нарушения таможенного законодательства, которые выделяются из общего числа, скажем так, своей дерзостью, объемами и так далее?

- За прошедшее полугодие этого года ярким примером правонарушений по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса РФ было дело по судну "Новочеркасск", принадлежащем сельскохозяйственному производственному кооперативу рыболовецкий колхоз "Поной". При завершении выгрузки рыбопродукции (мойвы мороженной) с борта этого судна мурманскими таможенниками было выявлено, что помимо оформленной в таможенном отношении и выгруженной продукции на борт судна находится незаявленная к таможенному оформлению мойва весом нетто 56.460 кг, общая стоимость которой на день обнаружения нарушения таможенных правил составила 453.373 рубля 80 копеек. Незаявленный груз принадлежал СПК РК "Поной", который таким образом и совершил нарушение таможенных правил, предусмотренное частью 1 статьи 279 Таможенного кодекса РФ (недекларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ).

Материалы дела о нарушении таможенных правил переданы в суд для окончательного принятия решения. Кроме того, в связи с тем, что стоимость мойвы (непосредственного объекта правонарушения) превышает 500-кратный размер минимальной месячной оплаты труда, в отношении СПК РК "Поной" Мурманской таможней было возбуждено уголовное дело по статье 109 УПК РФ.

- Дело о правонарушении решается обязательно в арбитражном суде?

- Нет, не обязательно. Если дело об административном правонарушении рассматривает таможенный орган, то в случае несогласия с вынесенным постановлением о назначении административного наказания юридическое лицо вправе обжаловать его в арбитражном суде, который и примет решение о законности или незаконности привлечения к ответственности. Если же дела об административном правонарушении рассматривают судьи районных судов, то обжалование производится в вышестоящий суд, то есть в Мурманский областной суд. В первом полугодии текущего года основная часть споров с участием юридических лиц была рассмотрена в арбитражном суде - всего 25 дел, из них 14 было разрешено в пользу таможни.

Для примера могу привести спор Мурманской таможни и рыболовецкого колхоза "Красное знамя". На судно "Анграпа", принадлежащее рыболовецкому колхозу, в Норвегии (то есть за пределами таможенной территории России) было приобретено и установлено оборудование - станция спутниковой связи. По приходу в порт Мурманск о проведенных работах по установке этой станции администрацией судна в таможенный орган заявлено не было. Таким образом, рыболовецкий колхоз "Красное знамя" совершил нарушение таможенного законодательства по части 1 статьи 279 ТК РФ (вновь называю статью Таможенного кодекса, так как дело было до 01.07.2002г.).

Объектом правонарушения явилось судно "Анграпа", так как была осуществлена переработка этого судна вне таможенной территории. Согласно Таможенному кодексу России, установка (монтаж) аппаратуры глобальной морской системы спасения от бедствия, коей является и указанная станция спутниковой связи, считается переработкой судна, вследствие которой изменилась и балансовая стоимость судна. Судно в данной ситуации как продукт переработки подлежит декларированию таможенному органу под таможенный режим переработки вне таможенной территории с подачей декларации. Декларирование обязан осуществлять декларант, которым является лицо, перемещающее товары и предъявляющее товары и транспортные средства от собственного имени. В данном случае - это рыболовецкий колхоз "Красное знамя", Рыбакколхоз не был согласен с постановлением Мурманской таможни о совершении административного правонарушения. Арбитражный суд, рассмотрев все обстоятельства дела, признал правомерность привлечения РК "Красное знамя" к ответственности по части 1 статьи 279 ТК РФ.

По такой же статье Мурманской таможней был составлен протокол и привлечено к административной ответственности ЗАО "Арктиксервис". Состав правонарушения выразился в следующем: судном "Кепромар", принадлежащем этому обществу, в 12-мильной зоне была выловлена рыбопродукция общим весом 20.700 кг, которая затем за пределами территориальных вод РФ была перегружена для вывоза на экспорт на судно "Севск". ЗАО "Арктиксервис" работало по упрощенному порядку таможенного оформления рыбопродукции (без фактического представления товара таможне), который, однако предполагает завершение таможенного оформления продукции до ее фактического вывоза из России.

Государственная таможенная декларация на проведение таможенного оформления в соответствии с режимом экспорта в таможню была подана позже, когда рыба уже находилась за пределами РФ. Таким образом ЗАО "Арктиксервис" нарушило таможенные правила в соответствии с частью 1 статьи 279 ТК РФ. Общество обратилось в Арбитражный суд с жалобой, которая была оставлена без удовлетворения. В данном случае действия Мурманской таможни были признаны правомерными.

- Были ли случаи нарушения таможенного законодательства иностранными гражданами?

- Конечно, были. Иностранные граждане, как физические лица, так и юридические, нередко являются нарушителями таможенного законодательства. Если обратится к статистике, то за первое полугодие 2002 года Мурманской таможней было заведено 51 дело о НТП в отношении физических лиц. Основные статьи, по которым они были привлечены: 254 ТК РФ (недоставка товаров, транспортных средств в установленное место назначения) и 271 (не вывоз товаров и транспортных средств в установленные таможенным органом сроки). В отношении иностранных фирм (то есть юридические лиц) заведено 10 дел о НТП, в основном по статье 278 ТК РФ (предоставление таможенному органу недостоверных сведений). Чаще всего здесь правонарушителями являются иностранные перевозчики: указывают одно наименование товара, а при досмотре выявляется наличие другого; или наоборот, товар везет, а в документах он не значится.

- Несколько лет назад, когда существовал льготный режим растаможки иномарок для физических лиц, и рыбаков в том числе, наблюдалось очень много нарушений таможенного законодательства. Сегодня льгот нет, более того, теперь пошлины будут одинаковыми для всех. Как сегодня обстоят дела в плане нарушений таможенных правил лицами, ввозящими иномарки? Сколько нарушений таможенных правил по этой статье зафиксировано за первое полугодие этого года?

- В настоящее время основным видом нарушений таможенных правил физическими лицами является нарушение срока временного ввоза транспортных средств либо невывоз их с территории России, если таковой был обязателен. Совершают подобного рода правонарушения и несут ответственность по статье 16.18 Административного кодекса РФ (до 01.07.02 по статье 271 ТК РФ) иностранные граждане либо постоянно проживающие за границей россияне, так как только этой категории граждан дается право временного ввоза автомобиля на территорию РФ.

Российские граждане нарушают таможенное законодательство в основном путем предоставления недействительных купчих, их подмены, предоставлением недостоверных сведений о годе выпуска транспортных средств, нередки случаи недоставки транспортных средств до места назначения. Ответственность за подобные проступки предусмотрена статьями 16.1 и 16.2 КоАП РФ (до 01 июля 2002 года соответствующие статьи Таможенного кодекса 278 и 279).

Что касаемо статистики, то в целом картина по нарушениям таможенных правил, где непосредственным объектом правонарушения являлись транспортные средства, такова: коль речь идет о первом полугодии, до 01.07.02, когда мы работали по Таможенному кодексу в части административных правонарушений, то упоминать я буду статьи Таможенного кодекса. Итак, по статье 254 ч. 3 (несоблюдение установленного таможенным органом срока доставки) - 12 дел; по статье 259 (пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, в отношение которых таможенное оформление не завершено) - 15 дел. По статье 271 (не вывоз товаров с территории России в установленные таможенным органом сроки) было заведено 39 дел; по статье 278 - 4 дела; 279 ч.1 (недекларирование ввозимых в Россию товаров) - 29 дел.

- Недавно Правительство РФ приняло неожиданное для всех решение о ставках ввозных пошлин на ввозимые из-за границы автомобили иностранного производства. Ваша оценка этого: отразится ли такое решение на пополняемости госбюджета? Как вы думаете, увеличится или уменьшится поток ввозимых автомобилей и не обратятся ли российские покупатели на внутренний рынок?

- Сегодня трудно обсуждать эту тему, когда на руках нет никаких документов, которые бы юридически подкрепляли решение Правительства РФ по поводу единых пошлин в размере 25% стоимости ввозимых в Россию иностранных автомобилей. Поэтому в настоящее время таможенное оформление ввозимых транспортных средств осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.1999г. "Об утверждении Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу РФ". Если говорить о приоритетах, то 50% от общего числа оформляемых в Мурманской таможне транспортных средств составляют автомобили "возрастом" от 3 до 7 лет, порядка 50% остальных - это автомобили старше 7 лет и незначительное количество - новые автомобили, то есть с момента их выпуска прошло менее 3-х лет. Вновь повторюсь, что рассуждать на тему новых ставок "автомобильных" пошлин сегодня несколько преждевременно, и точные прогнозы дать сложно. Однако приблизительный анализ и перспективу просчитать можно. В случае введения Правительством РФ единых ввозных ставок на автомобили сумма таможенных платежей уменьшится при ввозе: новых транспортных средств (моложе 3-х лет), транспортных средств, с момента выпуска которых прошло более 7 лет. И напротив, "подорожает", то есть сумма уплачиваемых таможенных платежей увеличится на автомобили с годом выпуска от 3 до 7 лет, а это, как я уже отмечал, довольно популярный у россиян, и у мурманчан в том числе, вид иномарок.

Теперь относительно пополнения доходной части госбюджета России. Думаю, изменение ставок ввозных таможенных пошлин на автомобили не повлияет либо незначительно повлияет на выполнение Мурманской таможней плановых заданий по этой части пополнения Федерального бюджета РФ. Очевидно, ситуация будет стабильной и произойдет это за счет изменения структуры импорта транспортных средств. Таким же образом изменится объем ввозимых транспортных средств. Обратятся ли российские покупатели на внутренний рынок для приобретения автомобилей - будет зависеть в основном, во-первых, от их желания приобрести ту или иную марку авто, и во-вторых, от их платежеспособности.