По разным причинам 4517 государственных наград до сих пор не были вручены героям афганской войны. Об этом 21 июля в материале "Солдатская доблесть" сообщает газета "Ди вох". В Еврейской автономной области есть ветераны, которые прошли это тяжелейшее испытание, но по каким-то причинам не получили государственные награды. Областная организация движения ветеранов локальных войн и военных конфликтов "Боевое братство" поставило перед собой цель разыскать военнослужащих ограниченного контингента советских войск в Афганистане, которые были удостоены государственных наград, но своевременно их не получили. Один из таких ветеранов - преподаватель из города Облучье Алексей Бычков. В Афганистане он командовал отделением солдат, многократно участвовал в боевых действиях. Однако до недавних пор Алексей Анатольевич не знал, что за проявленные мужество и самоотверженность Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 апреля 1989 года он был награжден медалью "За боевые заслуги".

Областная газета "Биробиджанская звезда" в материале "Разыскивается отец" от 21 июля обращается к теме оплаты родителями алиментов. По данным Росгосстата по Еврейской автономии, за первый квартал 2005 года было зарегистрировано 242 брака, а разводов - 183. Интересно то, что на каждые 100 юридических браков приходится 76 оформленных разводов. А в прошлом году "забракованных браков" за аналогичный период было даже больше, чем свадеб. Оформление супружеских отношений сейчас не в моде. В редакцию как-то позвонила женщина и рассказала о своей беде. Ее бывший муж устроился на частное предприятие и практически перестал платить алименты на ребенка. Точнее, деньги перечисляются, но гроши, потому что официально заработная плата бывшего супруга не превышает тысячи рублей. А в какую сумму на самом деле оценивает труд своих работников хозяин фирмы, женщина не знает. Не известны также и размеры совести папаши, равнодушного к воспитанию и содержанию ребенка. Рано или поздно все дороги матерей, не могущих пробудить в бывших мужьях чувство долга перед детьми, ведут к судебным приставам, одной из обязанностей которых является взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних. Происходит это по решению суда, доказавшего факт уклонения от исполнения родительских обязанностей. О последних, кстати, четко написано в статьях Семейного кодекса РФ. По словам заместителя начальника Управления федеральной службы судебных приставов по Еврейской АО Александра Гарнаги, в исполнительном производстве в начале года находилось 40 600 дел. Из них решения суда о взыскании алиментов занимают почти 12%. По сравнению с другими российскими регионами, где ситуация с бракоразводными процессами похожа на ту, что сложилась в ЕАО, это немного. Например, в Пермской области, также небольшой территории, 30-40% обращений граждан в службу приставов касается исполнения решений судов именно по вопросам алиментных платежей. Как рассказала главный специалист группы по организации дознания УФССП по ЕАО Татьяна Банникова в первом полугодии в эту службу поступило 58 заявлений о злостном уклонении от оплаты алиментов. Дознавателями возбуждено 6 уголовных дел по ст.157 ч.1 УК РФ. 47 заявлений направлено в УВД, а все уголовные дела переданы в суд.

Областная газета "Биробиджанер штерн" от 21 июля в материале "Как в ЕАО проникала газета "Фалькс штимме" рассказывает как в конце 40-х - начале 50-х годов в СССР была организована разнузданная антисемитская кампания по борьбе с "безродными космополитами" и "еврейским буржуазным национализмом". Пожалуй, ни одно из периодических печатных изданий того времени не подвергалось такой дискриминации, как единственная в стране газета на идише - "Биробиджанер штерн". И хотя газета - орган тогдашнего обкома, Биробиджанского горкома КПСС и облисполкома ЕАО, не позволяла себе ни одного лишнего слова, а тем более "вольнодумства", это не освобождало ее от оголтелой критики и форменного издевательства со стороны руководящей верхушки автономии. Много позже старые газетчики Леонид Славский, Абрам Володарский, Абрам Мордухович, Давид Шавер рассказывали, что журналисты и переводчики "Биробиджанер штерн", уходя утром в редакцию, не были уверены, что вечером вернутся в свои семьи. Простое изгнание с работы было самым безобидным наказанием, в худшем же случае "пособникам буржуазных националистов" грозили тюрьма и лагеря где-нибудь на Колыме или в Сибири. "Под гнетом каждодневного страха мы жили вплоть до хрущевской оттепели", - признался автору материала Леонид Давидович Славский. Тираж "Биробиджанер штерн" упал до тысячи экземпляров. Ее просто боялись выписывать, чтобы не быть обвиненными в содействии этому "вредному" изданию и тайном "еврейском национализме". И этот кошмар продолжался вплоть до 1956 года, когда впервые на XXI съезде КПСС было заявлено о культе личности Сталина и о необоснованных репрессиях, в том числе и в связи с печально знаменитым "делом врачей". Но это, как оказалось, еще не значило, что можно теперь облегченно вздохнуть и в анкетах, к примеру, смело писать, что ты еврей, - рассказывал Леонид Давидович. После съезда, когда были немного ослаблены идеологические удавки, "Биробиджанер штерн" установила связь с газетой из Польши "Фальке штимме", тоже выходившей на идише. Ничего антисоветского в ней не было: газета освещала культуру польских евреев, политики не касалась. И, тем не менее, вокруг "Биробиджанер штерн" и "Фальке штимме" началась идеологическая возня, и вскоре газета перестала поступать в Биробиджан. История с "Фальке штимме" нашла отражение и в исследованиях биробиджанского историка Давида Вайсермана в его книге "Биробиджан: мечты и трагедии". С 1937 по 1953 год редакция газеты потеряла почти 80% своих кадров: одних отправили в лагеря, других поставили к стенке, третьих выгнали с работы. Не случайно страх того прошлого так въелся в души многих старых "штерновцев", что один из них, милейший, добрый, безобидный человек, слово "еврей" в частных разговорах до сих пор произносит вполголоса, опасливо оглядываясь при этом по сторонам.