19 июля министр регионального развития Владимир Яковлев заявил, что во многих регионах, которые попадают в программу так называемого Северного завоза, топливо на зиму пока заготовлено на 25% и есть существенное отставание от графика. Что происходит с обеспечением труднодоступных сел Читинской области топливом и продуктами питания, корреспондент ИА REGNUM попросил рассказать председателя областного комитета экономики Татьяну Майзлингер. Именно комитет экономики до недавнего времени занимался распределением средств, которые федеральный бюджет выделял на северный завоз.

ИА REGNUM: Татьяна Ивановна, как традиционно был организован северный завоз в отдаленные села Читинской области?

В большинстве субъектов федерации, где есть северный завоз, он осуществляется летом, когда возможна навигация на реках, а у нас северный завоз происходит зимой - по ледовым дорогам и зимникам. Завоз на зиму, скажем 2004-2005 года, начинался в начале декабря 2004 года, а заканчивался в феврале - начале марта 2005 года. Летом если что-то и завозилось, то только на вертолетах или на вездеходах и то в небольших объемах - в основном продукты. Топливо всегда завозилось зимой, и хранилось в специально оборудованных хранилищах. Связано это еще и с тем, что деньги на северный завоз из федерального бюджета поступали к середине июля - как всем субъектам. Нам, быть может, было бы удобно часть денег выделить в январе и тогда же завезти часть топлива и продовольствия, а остатки завозить уже в конце календарного года. Но для организации такой схемы просто не было денег.

ИА REGNUM: Что изменилось в схеме финансирования северного завоза в этом году?

Какова была ситуация с финансированием раньше? В трансфертах, которые федеральный бюджет перечислял регионам, отдельно были прописаны средства на северный завоз. На местах эти деньги тратились на поставку в основном дизельного топлива, бензина и продуктов питания. Перечень сел, в который осуществлялся северный завоз - это так называемые села с ограниченным сроком завоза грузов - утверждается соответствующим постановлением правительства. В Читинской области таких сел насчитывается около 30. С 2005 года в федеральном бюджете нет строчки, в которой был бы заложен северный завоз. В нынешней ситуации с распределением средств из федерального фонда финансовой поддержки, регионы сами решают, как и сколько тратить на эти цели. При формировании областного бюджета на 2005 год, для тех муниципальных образований, где есть села, попадающие в программу северного завоза, специальной строчки тоже никто не выделял. Однако сама методика расчета фонда финансовой поддержки муниципальных образований учитывает особенность тех районов, где есть такие села. Всего у нас пять таких муниципальных образований пять - Каларский, Тунгокоченский, Тунгиро-Олекминский, Красночикойский и Сретенский районы.

ИА REGNUM: Насколько эти районы готовы к северному завозу?

Что сейчас происходит на уровне муниципальных образований, сказать достаточно сложно. Когда федеральный бюджет перечислял целевые деньги на северный завоз, комитет экономики, как представитель заказчика в виде Минэкономразвития, проводил торги, в ходе которых выбирались поставщики топлива и продовольствия. Если говорить о топливе, то нашим бессменным партнером было ОАО "Нефтемаркет". Кроме этой компании было еще около четырех предприятий, которые занимались поставками в основном продовольствия. В 2005 году в областном бюджете целевой строки на северный завоз не было, соответственно торги мы не проводили. Вспоминая опыт прошлых лет, могу сказать, что в Минэкономразвития мы всегда защищали неплохие суммы на северный завоз - около 130 млн рублей. Благодаря этому, в селах оставались некоторые излишки топлива, которые автоматически сохранялись до следующей зимы. Причем, дело здесь не только в хороших суммах, но и в некоторых отличиях наших расчетов от реальной ситуации на местах. Допустим, мы полагаем, что дизельная станция будет работать 24 часа в сутки, а на деле она работает 12 или 16 часов. Ну, и так далее, примеров можно привести немало. И вот по нашей информации в зимнем сезоне 2005-2006 года часть из этих 30 сел будет жить на остатках предыдущего сезона. То, как это будет осуществляться в конкретных районах - это уже не наши полномочия, а полномочия самих муниципальных образований. Несмотря на то, что это не наша обязанность, мы собираемся подсчитать все остатки в селах, чтобы иметь перед глазами ясную картину того, что происходит в районах. Решение это было принято в связи с тем, что у нас есть некоторая обеспокоенность тем, как идет подготовка к зиме в этих районах. На муниципальном уровне много говорится о подготовке к зиме - о системе ЖКХ и так далее, но я слишком редко слышу обеспокоенность доставкой топлива и продуктов в села северного завоза. В октябре-ноябре это может вылиться в серьезные проблемы.

ИА REGNUM: Если вспоминать опыт прошлых лет - были ли у администрации области проблемы с организацией северного завоза?

В последние несколько лет с северным завозом у нас не возникало никаких проблем.

ИА REGNUM: И всё-таки - смогут муниципальные образования организовать северный завоз самостоятельно?

Я уже говорила, что у меня вызывает некоторые опасения сегодняшняя ситуация. Мне кажется, что они могут справиться, но, учитывая, что у районов достаточно большие задолженности, скажем, за уголь, вполне возможно, что могут появиться проблемы. Именно поэтому мы решили прояснить для себя ситуацию с тем, что происходит на местах, с тем, чтобы в крайнем случае принимать какие-то адекватные меры.

Справка ИА REGNUM: Майзлингер Татьяна Ивановна (10.02.52 г.) - заместитель губернатора Читинской области, председатель комитета экономики. Образование: Костромской технологический институт, 1974. Этапы деятельности: экономист, начальник отдела, главный экономист, заместитель директора по экономике Читинского камвольно-суконного комбината - 1974-1991; начальник отдела приватизации, первый заместитель председателя комитета по управлению имуществом - 1991-1993; председатель фонда имущества Читинской области - 1993-2000; заместитель губернатора Читинской области, председатель Комитета экономики с 2000 года.