"КоммерсантЪ" рассказывает, что 20 июля Национальная торговая ассоциация и Союз магазинов Нижегородской области параллельно провели в Нижнем Новгороде две региональные конференции "Торговля в России: Нижний Новгород" и "Ресторанный бизнес: Нижний Новгород", в работе которых приняли участие руководители торговых компаний, магазинов и ресторанов региона.

Участники конференций обсудили состояние и перспективы развития розничной торговли и ресторанного бизнеса региона.

На сегодня в Нижнем Новгороде действуют 2489 магазинов, 50 рынков и торговых площадок и 1486 предприятий общественного питания.

В городе сформировалась достаточно плотная конкурентная система предоставления услуг розничной торговли и общественного питания, объем которых в 2004 году составил 77,1 млрд рублей - на 9,9% больше, чем в 2003 году. Обеспеченность населения торговыми площадями на 1 тыс. жителей достигла 140,2% при нормативе 280 кв. м.

В свою очередь рост ресторанного рынка чиновники объяснили развитием инфраструктуры города и ростом доходов населения, отметив, что развитие ресторанного бизнеса в последние 1,5 года значительно повысило "цивилизованность" нижегородского общепита. При этом наблюдается развитие всех сегментов рынка общественного питания: от сетей быстрого питания до элитных и тематических ресторанов. В числе основных тенденций рынка называют рост числа заведений быстрого питания в формате фаст-фуд и free flow (свободный доступ), напомнив, что с 2003 года в Нижнем Новгороде началось активное строительство предприятий стационарного фаст-фуда в сетевом варианте.

В Нижнем Новгороде успешно существуют локальные брэнды, в то время как в Восточной Европе не осталось ни одного крупного локального продавца продуктов питания и бытовой техники - их всех "съели крупные международные торговые сети".

В то же время пионеры нижегородского рынка - "Пятачок", ВКТ - сегодня сбавили темпы развития. Приход в область IKEA во второй половине 2006 года оттянет на себя половину платежеспособного спроса. На ресторанном рынке ситуация пока более спокойная поскольку международных ресторанных бизнесменов в этом секторе рынка пока нет и стандарты пока не повышаются.