19 июля президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов заявил о возможности ввода украинского миротворческого контингента в этот регион. В связи с этим украинский Центр исследований политических ценностей обратился к экспертам- политологам с вопросом: "Следует ли вводить Украине свои войска в Приднестровье?" Данные опроса поступили в ИА REGNUM:

Валерий Чалый (Директор Международных программ Украинского Центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова):

Рассмотрение вопроса о введении миротворческого контингента в Приднестровье нужно четко привязывать к реализации плана, предложенного Украиной по урегулированию ситуации в Приднестровье. Это - первое. Во-вторых, конечно, такое решение должно быть поддержано всеми участниками переговорного процесса по урегулированию ситуации в Приднестровье. Украина на практике доказала, что ее миротворческие усилия часто заканчиваются успешно, и украинские миротворцы действительно профессионалы. Поэтому, если решение относительно нашего участия будет консолидированным и согласованным со всеми сторонами, тогда, я думаю, можно будет рассматривать этот вопрос. Если это решение будет согласовано только на уровне Молдавии и Приднестровья, то в таком случае Украине также нужно идти навстречу этим сторонам, поскольку именно они е главные участники урегулирования.

Михаил Погребинский (Директор Центра политических исследований и конфликтологии):

Мне кажется, что решение такого типа должно приниматься при согласии основных спонсоров этого процесса, включая Россию. Если такие переговоры не проведены, то принимать такое решение достаточно опасно, так как любой несогласованный шаг может привести к обострению ситуации или к тому, что он, как минимум, не будет приближать процесс к окончательному решению конфликта.

Олесь Доний (Глава Центра исследований политических ценностей):

Так называемый "план Ющенко", предусматривающий механизм урегулирования Приднестровского конфликта - это удачная внешнеполитическая инициатива Украины. Этот план сразу был согласован с Молдавией, затем в основной форме его была вынуждена поддержать Россия, а теперь даже сам сепаратистский режим в Приднестровье. Главная проблема - не так ввести обязательно украинский контингент в Приднестровье (он там может быть, например, в составе общего контингента ОБСЕ), сколько главная проблема - вывести, наконец, из региона российские войска. Потому что, пока там будет присутствовать российская армия, процесс воссоединения разных частей Молдовы в единое целое будет нереален. Руководитель Приднестровья Смирнов говорит только про дополнительный военный контингент, но лишь введение новых войск не решит Приднестровскую проблему. "План Ющенко" намного глубже и предусматривает демократизацию региона. Значит, нужны еще и общие выборы в единые органы власти, и подчинение Приднестровских органов власти общемолдовским. В отличие от России, которая де-факто поддерживает сепаратистские режимы в странах бывшего СССР, Украина заинтересована в незыблемости границ, и потому все аналогичные инициативы следует рассматривать в этом ракурсе - помогают ли они укреплять государственные суверенитеты государств - соседей или наоборот дезинтегрируют их.

Владимир Фесенко (Глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента"):

Во-первых, следует изучить возможные риски, связанные с этим введением, выслушать позицию всех сторон, причастных к этому конфликту, в том числе выслушать мнение молдавской стороны, выслушать мнение других заинтересованных сторон, в том числе ОБСЕ и России, которая также является гарантом процесса решения приднестровского конфликта, и только после этого уже принимать окончательное решение. Априори говорить, что нужно вводить, или не нужно вводить войска, я думаю, что нет смысла. Нужно еще выучить все аспекты и риски этого решения.

Но если говорить чисто субъективно, то, честно говоря, на данный момент я не вижу особенных причин для ввода украинских войск в Приднестровье - сейчас конфликт не на той стадии, чтобы вводить туда свои войска. Это может рассматриваться молдавской стороной, как форма с одной стороны влияния на эту ситуацию, в том числе влияния или давления на Молдову. С другой стороны это может стать дополнительным фактором для каких-либо радикальных сил в Приднестровье и Румынии, которое смогут потом говорить, что Украина пытается фактически закрепиться, в том числе и в военном плане, на территории Молдавии.

Виталий Кулик (Директор Центра исследований проблем гражданского общества):

По моему мнению, увеличение украинского миротворческого контингента в Приднестровье существенно усилит позиции Украины, как страны - гаранта в Приднестровском урегулировании. Украина превращается из фигуры урегулирования в игрока этого процесса. Однако, процедуру введение миротворческого контингента следует начинать после изменения качества самой миротворческой операции - она должна перейти из формата урегулирования в рамках СНГ в формат урегулирования международными институтами, такими, как ОБСЕ.

Перед введением украинских миротворческих сил в Приднестровье целесообразно провести целый комплекс мероприятий по политичному и информационному сопровождению этой акции. В том числе целесообразно усилить украинский политическое влияние на Приднестровье путём открытия консульства и открытия украинских культурных и информационных центров. В любом случае наличие украинского присутствия в зоне конфликта в Приднестровье это не только усиление Украины, как политичного игрока в регионе, но и добавляет положительный имидж нашей стране, как государству - миротворцу.

Иван Лозовый (Президент Института Государственности и демократии):

Во-первых, к сожалению, это не очень известно в Украине, но большинство наших так называемых миротворческих миссий сводиться к простой схеме контрабанды - это объясняет, почему одна группа, которая вернулась из соответствующей миссии, имела незаконных тридцать тысяч долларов, спрятанных в самолете, в котором они возвращались. Это общеизвестно о наших украинских так называемых миротворческих миссиях за рубежом. Это - типичный скандал, и если соответствующих контрабандистов вместо миротворцев отправлять, то это последнее, что нужно. Во-вторых, если отправлять серьезную группу, то безусловно, это можно сделать, но, я думаю, делать нужно в рамках международного права и международных правил игры, которые не признают никакого отдельного статуса за Приднестровьем, и фактически и эта группа, и наша политика должны быть направлены на то, чтобы урегулировать конфликт в соответствии международным правилам и также в соответствии с суверенитетом самой Молдавии.