Экономика

Архангельский порт: точки роста (Правда Севера)

Грузооборот российских портов каждый год растет на 8-10 процентов. Доля архангельского порта в объеме внешней торговли России достаточна скромна - 5,5 млн тонн. Но эти объемы имеют стратегическое значение для экономики нашего региона. Именно внешнеторговый оборот превращает Архангельск из железнодорожного тупика в транспортный узел.

Существующая прежде транспортная система с государственным регулированием направлений товарных потоков оказалась почти разрушенной. Уменьшилось значение северных портов для непосредственного выхода российских товаров в атлантическую сферу мирового рынка. Между морскими портами вспыхнула ожесточенная экономическая борьба за обладание грузовой базой.

Несмотря на то, что в России каждый миллион тонн переработанных грузов дает порядка 40 млн. рублей поступлений в бюджеты различных уровней, более 50 млн. тонн российских внешнеторговых грузов перерабатывается нашими соседями - портами Финляндии, Украины и Прибалтики. Даже Эстония вошла в число ведущих мировых экспортеров цветных металлов! Порядка 30 процентов бюджета Латвии и Литвы формируется за счет транзита российских грузов. Вопросы недостаточности глубин на подходных каналах порта для океанских судов обсуждались на страницах газет не раз. Ледокольная тематика всем набила оскомину. Ведь получают развитие порты Финляндии, ледокольные услуги которых на порядок дороже, чем у нас! А Норвегия: заново отстроенные порты при полном отсутствии грузооборота - это ли не показатель государственных вложений, отдача от которых сомнительна и возможна в очень отдаленной перспективе. Может, мы возим не то?

По словам советника директора департамента транспорта и связи администрации Архангельской области Сергея Маркова, в Архангельске сложилось следующее процентное соотношение обрабатываемых в порту грузов: 65 процентов - нефть и нефтепродукты, 13 - лесные, 9 - генеральные грузы. Остальное - металл, целлюлоза, картон, контейнеры, уголь. В соответствии с мировыми ценами на нефть, как и в целом в российском экспорте, по нефтеналиву архангельский порт имеет устойчивый рост.

Очень перспективный груз - экспортный уголь. Прирост мировой торговли углем в конце 90-х годов составлял примерно по 5 процентов в год. Сейчас отгрузки угля на экспорт в архангельском порту становятся регулярными. Портовики намерены за год перевалить не менее 200 тыс. тонн экспортного угля.

Контейнерный терминал ПРР "Экономия" обладает большой пропускной способностью и нормой переработки до 300 контейнеров в сутки. По оценке директора экспедиторской компании "Беломортранс" Игоря Некрасова, ставки сквозного тарифа перевозок контейнеров через Архангельск в сообщении центральная часть России - Европа стоят в одном ценовом ряду с Коткой (Финляндия), Ригой и Санкт- Петербургом. Однако по транзитному времени архангельский порт имеет серьезные преимущества. И это дает основания рассчитывать на неплохие перспективы развития.

До середины 90-х годов через архангельский порт активно экспортировал свою продукцию Череповецкий металлургический комбинат. Сейчас отправок нет. Комбинат контролирует несколько акционерных обществ, входящих в состав Большого порта (Санкт-Петербург). Стало быть, рассматривать череповецкого партнера в качестве стратегического не имеет смысла, хотя терять надежду на возобновление сотрудничества тоже не стоит.

Надежным партнером нашего порта и основным его акционером (56 процентов) остается горно-металлугрическая компания "Норильский никель", транспортно-экспедиционное обслуживание грузов которой на линии Архангельск - Дудинка осуществляет ее архангельский филиал. В плане компании для переработки через порт на 2005 год намечено 385 тыс. тонн. По данным директора филиала Юрия Ковлишенко, уже за шесть месяцев переработано 228 тыс. тонн различных грузов, из них 62 тыс. тонн на внутренний рынок. Есть уверенность, что намеченные планы будут выполнены.

Для создания независимой транспортной схемы "Норильский никель" приступил к строительству собственного флота арктического класса. Собственный флот позволит "Норильскому никелю" увеличить объем морских перевозок.

А доминировать на рынке по обслуживанию линии Архангельск-Дудинка будет тот порт (Архангельск или Мурманск), который предложит норильским металлургам более выгодные условия. Хотя при самом благоприятном исходе объемы его грузов через Архангельск не превысят 500 тыс. тонн, это дорогостоящие товары, в том числе медь, хром, никель. Для Архангельской области ГМК "Норильский никель" - именно тот стратегический партнер, с которым целесообразно строить долгосрочные отношения. Об этом шла речь на июньской встрече губернатора Николая Киселева с представителем "Норильского никеля" Николаем Матюшенко.

Северяне будут получать больше на 200-250 рублей (Вилегодская газета)

С 1 августа увеличиваются пенсии. На этот раз будет проиндексирована не только базовая, но и страховая часть. Подрастет также ежемесячная денежная выплата льготникам федерального регистра.

Рост базовой, страховой частей и ЕДВ составит 6%. Таким образом, у северян, которые проживают в районах с коэффициентом 1,2, базовая часть трудовой пенсии повысится с 1080 до 1144,8 руб.

Кроме того, страховая часть дополнительно индексируется на 4,8%. В среднем северяне будут получать больше на 200-250 рублей.

Ждем дрова по "кусачей" цене (Правда Севера)

В редакцию звонят обеспокоенные архангелогородцы: зима не за горами, а с дровами проблема. Архангельская пенсионерка Мария Петровна, проживающая в центре города в неблагоустроенной квартире, поведала нам, что дрова, обещанные Гортопом, она ждет с 7 июня. И цена топлива кусается. С учетом льготы, положенной Марии Петровне, 5 кубов неколотых чурок обошлись ей в 1500 рублей. Плюс 400 рублей, чтобы нанять человека расколоть эти дрова. Выложить такую сумму с пенсии весьма накладно. "Обидно, что и сохранить дрова-то в наших покосившихся сараях не всегда удается. В прошлом году лиходеи унесли почти половину дровяного запаса", - рассказывает Мария Петровна.

Чтоб избежать мытарств, многие из соседей Марии Петровны обогреваются электричеством. Проводка в ветхом доме - допотопная. Когда зимой или осенью жильцы "деревяшки" врубают электрообогреватели, жди короткого замыкания, а то и пожара.

Сотрудники Гортопа, которым мы передали настойчивые просьбы горожан, информируют, что дров предприятием запасено достаточно, вот только распилить долгомер не получается. На базе Гортопа в Талагах произошла авария. Отказало электрооборудование. Проблема с ремонтом решена, но энергетики электричество пока не подключили, и пилы простаивают. Заявок на гортоповские дрова скопилось столько, что подвоз топлива сотрудники организации гарантируют не раньше, чем через месяц.

Население обращается по поводу дров не только в Гортоп. На Бревеннике, например, народ заявил мэру Александру Донскому во время его инспекционной поездки: готовы-де отказаться от гортоповских дров. Посчитали, что покупать дрова у местного лесозавода выгоднее. Но дотация из городского бюджета на обеспечение архангелогородцев дровами предусмотрена только для Гортопа.

Эксперимента ради обзвонила несколько предприятий, время от времени снабжающих горожан дровами. Обнадежили только в одной фирме. Дней через десять обещали подвезти 3 куба отходов лесопиления, стоимость дров и услуги - 1700 рублей.

По словам архангелогородца Владимира Симиндея, проживающего в деревянной двухэтажке, на дрова нужно выложить куда больше денег, чем на оплату центрального отопления. Семье, чтоб топить две печи всю зиму, нужно не менее 10 кубов дров, и хороших. Те 150 рублей в месяц, что выделяются на дрова ветеранам труда из областного бюджета, не покрывают реальных расходов на топливо. 50- процентная скидка для инвалидов тоже проблемы не решает.

"По результатам медицинского обследования выходит, что суставы у меня в таком состоянии, словно я всю жизнь кувалдой работал, - жалуется Владимир Павлович Симиндей, - хотя на работе я ничего тяжелее ручки не поднимал. А все потому, что приходится колоть да пилить дрова. Вот и теперь я вынужден ходить по дворам с тележкой, собирать щепки да обрезки, чтобы было чем котел в ванной растопить".

В таком же положении жильцы сотен архангельских домов и домишек. Справится ли Гортоп с валом заявок на дрова до осени, уверенности нет. Чтобы найти топливо по приемлемой цене в другом месте, договориться насчет доставки, тоже придется потратить и время, и деньги, и нервы.

Культура

Не теряли время даром (Маяк)

Проходя мимо торговых рядов на нынешней Ивановской ярмарке, подумала: вот уж не сидели люди зимой сложа руки на своих подворьях, не лежали на печи день деньской.

Накормив скотину, управившись по хозяйству, брались за рукоделие. Сколько всяких вещей смастерили. Иртовчанка Надежда Николаевна Бычихина вон сколько разных сувениров из бересты сделала: тут и корзиночки, и шкатулки разных размеров, конфетницы, фруктовницы... Идут люди, заглядываются, любуются и покупают на память. Ее односельчанка Анна Зотиковна Попова корзины наплела.

- Из чего они сделаны? - интересуются люди.

- Да из пивных бутылок,- рассказывает, улыбаясь, женщина. Берут в руки, рассматривают - никак не догадываются, где начало берет пластиковая ленточка, где завершается изделие. Дивятся, это ж надо такое придумать из бросовой тары. Сколько ж времени надо затратить!

- Конечно, мы столько пива не выпили, знакомые нам тару отдавали, - рассказывает хозяйка. - Отмывали сначала бутылки от этикеток, потом нарезали ленты, специальным приспособлением распрямляли, чтобы не скручивались...

Муж Анны Зотиковны первый додумался такие корзинки плести. Вспомнил Николай Иванович, как в старину его дед плел из бересты кузова и туески. Таких мастеров называли пестерями. Принцип плетения из пластиковых лент тот же. Красивые получились, прочные, в хозяйстве нужные.

Вот и грибная пора началась. Встретишь человека в лесу с такой корзинкой и вспомнишь ярмарку.