19 июля Общероссийское общественное движение "За права человека" распространило открытое обращение о недопустимости нарушения конституционных прав граждан Кабардино-Балкарской Республики на проведение массовых акций. Как передает корреспондент ИА REGNUM, письмо адресовано президенту РФ Владимиру Путину, уполномоченному по правам человека в РФ Вячеславу Лукину, председателю Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элле Памфиловой, генеральному прокурору РФ Владимиру Устинову, полномочному представителю президента РФ в ЮФО Дмитрию Козаку, министру юстиции РФ Юрию Чайке, президенту Кабардино-Балкарии Валерию Кокову. ИА REGNUM публикует текст обращения.

"15 июля 2005 года, т.е. через три дня после подачи законным образом составленного уведомления о проведении в центре Нальчика 23 июля массового митинга, посвященного обеспечению прав балкарского народа при формировании муниципальных образований, а также расследованию убийства Артура Зокаева, главы администрации муниципального образования селения Хасанья, инициативная группа получила отказ от администрации города. Этот запрет был мотивирован решением Региональной антитеррористической комиссии Кабардино-Балкарской Республики от 14. 07. 2005 года, в соответствии с которым на территории республики введен запрет на проведение публичных мероприятий, в том числе митинга, шествия, пикетирования и т.п. Очевидно, что данное решение вызвано лишь стремлением не допустить проведения демонстрации балкарского населения, считающего, что избранный вариант формирования муниципальных образований носит дискриминационный характер. В тот же день, 15 июля прокурор Кабардино-Балкарской Республики, государственный советник юстиции 2-го класса Юрий Кетов предостерег организаторов митинга об ответственности за провокационные и экстремистские призывы. Предлогом к запрету митинга стали взаимно противоположные доводы.

Во-первых, это угроза действия террористов под видом демонстрантов. Но уважаемые люди, организаторы массовой акции не дают никаких оснований считать их союзниками или, тем более, пособниками террористов. Абсурдно и абсолютно противозаконно считать любого организатора митинга пособником террористов - т.е. уголовным преступником.

Во-вторых, это обвинение в том, что митинг приведет к всплеску "этносепаратизма". Однако никаких оснований считать, что организаторы митинга собирались выдвигать требования выхода из состава Российской Федерации, не существует. И российское законодательство, и международное право предусматривают ограничение на проведение массовых акций, диктуемое необходимостью обеспечения общественной безопасности. Но ни место проведения митинга - площадь Абхазии в Нальчике, ни заявленные организаторами митинга цели не дают никаких оснований предполагать угрозу общественному порядку и безопасности.

Вопреки закону, организаторам не предложили ни изменить место проведения акции, ни ее численность, ни скорректировать лозунги (если они представляются экстремистскими). Налицо огульный запрет, сделанный от лица неконституционного органа власти, поскольку никакой федеральный закон не уполномочивает "Региональную антитеррористическую комиссию Кабардино-Балкарской Республики" ограничивать реализацию прав и свобод человека и гражданина на территории России. Фактически налицо нелегитимное введение на части территории страны элементов чрезвычайного положения и присвоение "антитеррористической комиссией" полномочий регионального органа управления территорией ЧП.

Если ситуация в КБР настолько взрывоопасна, что проведение на ее территории любой массовой акции способно привести к политическому кризису и массовым волнениям, то в республике необходимо легитимное введение чрезвычайного положения. В ином случае этот антиконституционный запрет выглядит лишь как еще один довод в подтверждение обвинений в дискриминации балкарского населения.

Очевидно, что демонстративный отказ властей КБР от диалога по вопросам, затрагивающим жизненные интересы значительной части населения, путь незаконных угроз и нелепых ограничений конституционных прав и свобод только усугубит ситуацию, приведет к нагнетанию социально-политического напряженности. По имеющейся у нас информации от представителей общественности в КБР в том или ином виде проведение митинга неизбежно, поскольку тема волнует очень многих, и идея проведения такой акции пользуется большой поддержкой.

Опыт событий в Башкирии в феврале и апреле показывает, что отказ от запретов массовых акции, напротив, переводит общественное недовольство в мирное русло: несмотря на все опасения, многотысячные митинги в Уфе не нарушили общественный порядок.

Полицейская ретивость чиновников может спровоцировать появление на карте России еще одной кровоточащей раны. Поэтому мы требуем немедленной отмены антиконституционных запретов на проведение митингов в КБР и начала предусмотренных законом согласований с организаторами митинга места и времени проведения акции, численности, уточнения лозунгов."