Приднестровье согласилось на расширение формата переговоров. Кишинев разработал основные положения статуса Приднестровья. Прибалтийская поддержка. Европеизация плана Ющенко по Приднестровью. Приднестровский парламент предлагает расторгнуть следку с российско-бельгийской компанией. Приднестровье дало условные сроки молдавским полицейским. "Дело Илашку" бередит европейские умы. Две встречи причерноморского масштаба. Допрос свидетелей обвинения по "делу Пасата" завершился. Молдавия намерена упростить визовый режим еще с пятью странами. Избирательная гонка на выбывание.

Приднестровье согласилось на расширение формата переговоров

Лидер непризнанной Приднестровской республики Игорь Смирнов согласился пригласить представителей ЕС и США в качестве наблюдателей в рамках возобновления пятистороннего формата урегулирования приднестровского конфликта. Об этом сообщила пресс-служба президента Украины после встречи 14 июля в Киеве Виктора Ющенко и Игоря Смирнова.

Как передает "БАСА-пресс", президент Украины и лидер Приднестровья обсуждали согласование действий по реализации украинского плана урегулирования приднестровского конфликта. Принято решение о создании рабочей группы по разработке, утверждению и мониторингу критериев демократизации Приднестровского региона и обеспечению прозрачности избирательного процесса. Стороны договорились о возможности мониторинга со стороны ЕС приднестровского участка украинско-молдавской границы.

Ющенко и Смирнов обсудили также вопросы поддержки украинской общины в Приднестровье. Они договорились, что Украина будет обеспечивать учебниками украинскоязычные школы региона, вместе с тем в украинских учебных заведениях будет увеличена квота для студентов из Приднестровья.

По сообщению "Ольвия-пресс", Игорь Смирнов выразил признательность президенту Украины за заинтересованность в судьбе Приднестровья и нормализации отношений с Молдавией. По его словам, тема молдавско-приднестровского урегулирования впервые за много лет обсуждалась профессионально и разносторонне.

Согласно коммюнике встречи Виктора Ющенко и Игоря Смирнова, которое распространил приднестровский МИД, во время визита в Киев, осуществленного по приглашению президента Украины, Игоря Смирнова сопровождали министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай, первый замминистра промышленности Юрий Ганин и другие официальные лица. В ходе визита состоялся ряд встреч с президентом Украины Виктором Ющенко, председателем Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Петром Порошенко и др. Состоялся обстоятельный обмен мнениями по политической ситуации в регионе, была рассмотрена и утверждена рабочая повестка визита, включающая обсуждение вопросов транспарентности и мониторинга границ, усиления украинской составляющей в миротворческой операции, возобновления переговоров по приднестровскому урегулированию в пятистороннем формате, а также блок экономических вопросов. Особое внимание было уделено проблеме нормализации молдавско-приднестровских отношений. В коммюнике содержится мнение Виктора Ющенко о недопустимости применения мер экономического давления на ПМР.

Накануне визита Смирнова в Киев министр реинтеграции Молдавии Василий Шова сообщил молдавским СМИ, что "этот визит скоординирован президентом Украины с властями из Кишинева". По его словам, планировалось, что в Киеве украинский и приднестровский лидеры обсудят ситуацию в Зоне безопасности, контроль на границе, положения предложенного Украиной плана урегулирования приднестровского конфликта, а также проблему "политических заключенных" Андрея Иванцока и Тудора Петрова-Попа. По сообщению тираспольского агентства "Ольвия-пресс", на вторую половину дня 14 июля были намечены встречи с представителями деловых кругов. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Петр Порошенко сообщил на брифинге в Киеве 14 июля, что переговоры между Виктором Ющенко и Игорем Смирновым станут шагом в реализации украинского плана урегулирования приднестровской проблемы. "Я надеюсь, что в ходе переговоров будут согласованы противоречия между Приднестровьем и Молдовой, которые еще существуют", - цитирует Порошенко "Интерфакс".

Мнение России

13 июля глава российского МИД Сергей Лавров заявил на встрече с читателями "Российской газеты", что "Россия рассматривает план Ющенко по приднестровскому урегулированию и готова работать на его основе". "Сейчас мы с украинскими коллегами работаем над известным планом Ющенко. Он основан на многих принципах, которые уже были апробированы сторонами. Эти принципы необходимо детализировать с использованием того, что уже было наработано в меморандуме Козака", - сказал министр. Он отметил, что попытки Кишинева решить приднестровский конфликт без участия Тирасполя обречены на провал. "Ни один конфликт из цивилизованной практики не был решен таким образом. Только стороны могут находиться за столом переговоров, а посредники могут только предложить им свою помощь", - заявил Лавров.

Мнение ОБСЕ

В ходе прошедших в Кишиневе 12 июля консультаций по вопросам стабилизации ситуации в Зоне безопасности, предложенным молдавской делегацией в Объединенной контрольной комиссией (ОКК) по приднестровскому урегулированию, представители миссии ОБСЕ высказались положительно о разработанных инициативах. Украинская сторона пообещала представить свою точку зрения в ближайшее время, российская делегация предложила обсудить предложения Кишинева в рамках ОКК, пишет "Время". Молдавская делегация в ОКК предложила вывести из Зоны безопасности таможенные и пограничные посты Приднестровья, внутренние налоговые и таможенные посты Республики Молдова, а также исключить односторонние действия, направленные на дезорганизацию работы учреждений, расположенных в Зоне безопасности. Если условия Кишинева будут выполнены, молдавская делегация вернется за стол переговоров в комиссии.

Действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Словении Димитрий Рупель и министр иностранных дел России Сергей Лавров подняли тему приднестровского урегулирования в завершение переговоров, состоявшихся между ними 12 июля в Москве. "Эта проблема должна быть решена как можно быстрее", - сказал г-н Рупель и выразил убеждение, что некоторые составляющие планов, предложенных Виктором Ющенко и Дмитрием Козаком, могут быть совмещены. Он даже заверил, что "ОБСЕ окажет этому поддержку".

Мнение Молдавии

"Республика Молдова готова к диалогу с приднестровским режимом", завил председатель парламента РМ Марианн Лупу во время встречи в Кишиневе 14 июля с руководителем делегации Еврокомиссии в Молдавии, Беларуси и на Украине Яном Боагом. Спикер подчеркнул однако, что переговоры возможны только после демократизации левого берега Днестра и избрания там законных властей. Председатель парламента призвал Евросоюз активнее включиться в процесс приднестровского урегулирования и начать с украинскими властями более активный диалог о введении действенного контроля над молдавско-украинской границей, пишет МОЛДПРЕС. Ян Боаг сообщил, что ЕС готовит пакет предложений по учреждению миссии, которая будет осуществлять мониторинг границы. Они будут представлены Кишиневу и Киеву.

Кишинев разработал основные положения статуса Приднестровья

Посредники в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию вручили 12 июля представителям Кишинева и Тирасполя пакет документов по сокращению вооружения и укреплению безопасности и доверия между сторонами. Как сообщил корреспонденту "ИНФОТАГ" министр реинтеграции Молдавии Василий Шова, документы вручены от имени действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Словении Дмитрия Рупеля. Шова воздержался от комментариев по поводу полученного документа, отметив, что "он будет внимательно изучаться". Он подтвердил, что в документе посредников речь идет о сокращении армий Молдавии и Приднестровья, но не говорится о полной ликвидации вооруженных сил. Министр заверил, что как только проект посредников будет изучен, последует его официальная оценка с соответствующими комментариями. Он затруднился ответить на вопрос о том, может ли Кишинев подписать такой документ.

Посол по особым поручениям России Валерий Нестерушкин сообщил корреспонденту "ИНФОТАГ", что в основу документа легли аналогичные акты, примененные в конфликтных регионах Европы. "Документ направлен на повышение гласности и усиление обмена информацией между Кишиневом и Тирасполем о наличии вооружения и сокращении армии. Предложения предусматривают также "нулевой вариант" в отношении национальной армии и вооруженных сил непризнанной Приднестровской Республики", - подчеркнул Нестерушкин. По его словам, документ разработан посредниками и военными экспертами. По мнению посредников, проект, разработанный экспертами с учетом европейского опыта, может быть использован в политическом урегулировании приднестровской проблемы.

Министр реинтеграции Молдавии Василий Шова передал представителям ОБСЕ, Российской Федерации и Украины проект Закона об основных положениях особого правового статуса приднестровского региона. Документ разработан в соответствии с Планом урегулирования приднестровской проблемы, представленным Украиной в ходе консультаций в Виннице 16 мая 2005 г. Ожидается, что в ближайшие дни он будет доработан и официально представлен в постоянное бюро парламента РМ. Основные положения особого статуса приднестровского региона предусматривают, что Приднестровье будет обладать статусом автономно-территориальной единицы в форме республики в составе Молдавии. Реинтегрированная страна будет иметь единое таможенное, экономическое, оборонное и социальное пространство. Органы юстиции, прокуратуры и внутренних дел Приднестровья также станут составной частью единой системы РМ. Приднестровская автономная республика вправе обладать собственной государственной символикой, утвержденной законодательным органом региона - Верховным Советом, который будет избираться на выборах под эгидой ОБСЕ. В Приднестровской автономной республике будут три официальных языка: молдавский (на основе латинской графики), украинский и русский. Документ гарантирует право Приднестровья выйти из состава Республики Молдова, если она потеряет статус независимого государства и субъекта международного права. Данное решение должно быть принято на референдуме, который состоится в регионе под международным мониторингом.

13 июля российское министерство иностранных дел высказало свое мнение относительно подготовленного Кишиневом законопроекта об основных положениях статуса Приднестровья. В МИД отметили, что "законопроект пока официально в парламент не внесен, но по нему ведутся консультации молдавских политиков". "Не вдаваясь в детальный анализ законопроекта, который, как нам разъяснили, может еще претерпеть немалые изменения, стоит лишь обратить внимание на одно существенное обстоятельство. Принимать его предполагается без какого-либо обсуждения с приднестровскими представителями - второй стороной в конфликте", - говорится в комментарии МИД РФ. "То есть фактически готовится очередной ультиматум в духе недавних документов молдавского парламента, в которых выдвигались требования одностороннего разоружения Приднестровья, свертывания нынешней миротворческой операции и безусловного распространения юрисдикции Кишинева на регион. По существу позиция руководства Молдавии по отношению к Тирасполю становится жестче, чем в период после завершения вооруженной стадии конфликта", - отметили в МИД РФ.

"На наш взгляд, уже предпринятые и готовящиеся шаги Кишинева заводят урегулирование еще дальше в тупик и отдаляют конструктивное решение двуединой задачи: обеспечения территориальной целостности Республики Молдова при определении особого статуса Приднестровья", - говорится в комментарии МИД РФ.

Прибалтийская поддержка

"Если Европейский союз хочет, чтобы к нему относились как к полноправному международному субъекту, этой организации следует активнее включиться в процесс решения приднестровского конфликта и, возможно, направить в эту зону миротворческие силы", - убежден председатель комиссии по европейским делам Сейма Латвии Оскарс Кастенс. Он подчеркнул 12 июля на встрече с членами группы парламента РМ по дружбе со странами Прибалтики в Кишиневе, что Евросоюзу следует играть более активную роль в новой европейской политике добрососедства. "В отношении Республики Молдова ЕС должен в более жесткой форме потребовать от России соблюдения ее обязательств по вывозу вооружений и выводу военного контингента из Приднестровья", - цитирует латвийского депутата "МОЛДПРЕС".

Убежденность Кастенса получила живой отклик в душе председателя парламентской группы дружбы, вице-спикера Юрия Рошки, пишет "Время". "Некоторые западные страны призывают нас вернуться к диалогу с Тирасполем", - посетовал он. А также с огорчением заметил, что Молдавия сталкивается с серьезными имиджевыми проблемами из-за приднестровского вопроса. "Мы ничего не сможем изменить в развитии нашей страны, если Российская Федерация не выполнит обязательств по выводе войск из Республики Молдова", - констатировал вице-спикер.

По его убеждению, Республике Молдова нужна поддержка стран Прибалтики в реализации внутренних реформ и в рамках международных организаций. Молдавия может во многом изменить к лучшему положение дел с помощью Прибалтийских стран, поскольку у РМ и Прибалтики схожее европейское видение, а конституционные модели Латвии, Эстонии и Республики Молдова очень близки, уверенно заявил Юрий Рошка, пишет "Время".

Председатель комиссии по европейским делам латвийского Сейма Оскарс Кастенс предложил подписать между парламентами двух стран меморандум, определяющий принципы и сферы поддержки Латвией процесса европейской интеграции Молдавии, передает "МОЛДПРЕС".

Европеизация плана Ющенко по Приднестровью

(Нику Попеску, Moldova Azi)

"19 июля Хавьер Солана, верховный представитель Евросоюза по вопросам общей внешней политики и безопасности (ОВПБ), посетит Украину. Этот визит будет хорошей возможностью сблизить позиции Украины и Совета Европы в вопросах внешней политики и Приднестровья, воспринятых как своеобразное испытание для посткучмовской Украины. Украина будет нуждаться в европеизации плана Ющенко по Приднестровью, внедряя в него части планов действий европейской политики добрососедства (ЕПД), подписанных между Евросоюзом, Украиной и Молдавией. Украина могла бы присоединиться к запрету Евросоюза на проезд приднестровских лидеров через свою территорию, если будет отказ в демократизации Приднестровья. В ответ на эту меру, Евросоюз мог бы ускорить внедрение Украины в ОВПБ, разработав особое соглашение касательно Украины.

Главное препятствие в реализации плана Ющенко, одобренного в Молдове, а также специальным представителем Евросоюза в Молдове - это невозможность быстро организовать свободные выборы в сепаратистском и фактически авторитарном государстве, в котором практически отсутствуют независимые средства информации, неправительственные организации, политические партии или лидеры оппозиции. При таких условиях нынешняя сепаратистская власть победила бы по определению (т.к. отсутствуют противники). При таких условиях проблема состоит в том, как демократизировать Приднестровье, не нарушая территориальной целостности Молдавии и не узаконивая нынешнее управление белорусского типа.

Все согласны с тем, что Приднестровье нужно демократизировать. Вопрос, как это сделать, является более трудной проблемой. Политические и экономические условия Плана действий Молдавии и Евросоюза, подписанного в рамках Европейской политики добрососедства, должны быть представлены в максимально возможной степени в плане Ющенко по Приднестровью. Такая мера обеспечила бы выполнение двух главных целей украинского плана: демократизацию Приднестровья и воссоединения Молдовы. Во-первых, это установит ясные стандарты демократизации Приднестровья. Планы действий ЕПД с Молдавией, Украиной и другими соседями Евросоюза создают предпосылки к демократии и соблюдению прав человека, устанавливая стандарты продолжения политической реформы. Приднестровцам будет нелегко противостоять такому давлению на политическую реформу. Такие соседи Евросоюза, как Марокко, Иордания, Палестина и Тунис, не говоря уже о Молдавии и Украине, все приняли стандарты Евросоюза по политической реформе. Почему Приднестровье должно быть исключением?

Во-вторых, внедрение частей Плана действий ЕПД в план Ющенко по Приднестровью приведёт к большему сближению экономических и политических систем Приднестровья и Молдавии. Это прагматическая мера. Если идея начнёт осуществляться, то Приднестровье и Молдавия станут стремиться к большему сближению в экономических, социальных и, в конечном счете, политических стандартах. Это будет означало европеизацию, а не молдовенизацию.

Конечно, нереально ожидать того, что Приднестровье полностью свяжет себя Планом действий ЕС-РМ, не говоря о внедрении его до 2008. Приднестровье - непризнанное государство, не поддерживающее никаких политических диалогов с Евросоюзом и государствами-членами. Там не достает служащих, говорящих на английском языке или знающих, что такое Евросоюз и как он работает. Лидерам региона запрещено получать визу Евросоюза..., и, конечно же, власти не захотят предпринимать реформы, отмеченные в Плане действий, потому что это подорвало бы их собственные полномочия. Однако всё ещё существует два способа заставить правительство Приднестровья согласиться с условиями ЕПД, её нормами и стандартами.

Во-первых, Украина должна рассмотреть вопрос внедрения в план Ющенко значительных частей Плана действий. Приднестровье настолько зависит от воли Украины, что не может напрямую отказываться от украинской инициативы. Приднестровье также зависит от торговли с Евросоюзом и не может отклонить европейские нормы, как это сделали в Белоруссии или Узбекистане. Приднестровье также зависит от внешних партнеров и с экономической точки зрения: оно слишком открыто, чтобы самостоятельно выдержать изоляцию. Но если Приднестровье откажется стремиться к соответствию с нормами ЕПД по демократии, Украина может поднять проблему принятия такого же запрета на проезд приднестровских лидеров, какой принят в ЕС и США.

Второй способ - это создание собственного Верховного Совета в регионе (парламента). Всего лишь два месяца назад 29 из 43 депутатов парламента, поддержанные деловыми кругами, пробовали оспаривать правительство, прося о большей децентрализации политической системы через конституционную реформу. Депутаты - несовершенные демократы, но они все еще просят о большем плюрализме. Вероятный результат инициативы - компромисс между парламентом и правительством в конституционной реформе, который даст больше полномочий Верховному Совету. Сейчас лучшее время для потенциальных депутатов-реформаторов Верховного Совета Приднестровья, чтобы начать чтение плана действий ЕПД. Они могли бы найти в нем некоторые интересные идеи относительно политической реформы и гармонизации экономической системы с европейской.

Лидер Приднестровья Игорь Смирнов говорит, что 70% приднестровской экспорта идет в Евросоюз и на Украину. Как только будет достигнуто урегулирование конфликта, бизнес в регионе сможет извлечь большую выгоду из такого рода гармонизации, также как из большей торговли с Евросоюзом".

Приднестровский парламент предлагает расторгнуть следку с российско-бельгийской компанией

("Ольвия-пресс")

"Верховный Совет ПМР огласил 13 и 14 июля результаты работы парламентской комиссии по контролю за исполнением законодательных актов о проведении приватизации и по оценке эффективности приватизации в Приднестровье. Комиссия, работавшая около двух месяцев под руководством вице-спикера Евгения Шевчука, выясняла, насколько точно соблюдаются условия продажи объектов госсобственности должностными лицами, достигаются ли цели приватизации. Осуществив проверку на нескольких приватизированных предприятиях, комиссия выявила ряд нарушений и несоответствий законодательству, что, как считают парламентарии, значительно снизило эффективность приватизации. Члены комиссии назвали и имя государственного чиновника, допустившего эти нарушения: по их мнению, здесь "недоработал" министр юстиции Виктор Балала.

Центральное место в представленном отчете комиссии занимают история приватизации и постприватизационные процессы на стратегическом объекте Приднестровья - Молдавской ГРЭС. Министр юстиции контролировал правовую сторону всех договоров и соглашений, касающихся продажи этого предприятия и отношений между государством и инвестором. Ряд этих соглашений, по мнению парламентской комиссии, противоречит целому ряду нормативно-правовых актов Приднестровья: законам об основах налоговой системы, о внутреннем и внешнем долге, об иностранных инвестициях. Так, например, по данным отчета, в 2004 году покупатель ЗАО "Молдавская ГРЭС" совершил попытку зачета инвестиций (во исполнение инвестиционной программы) путем зачисления денежных средств на счета ЗАО, открытые в банках за пределами ПМР, и направления их в качестве долгосрочных финансовых инвестиций в другие организации. (По действующему закону "Об иностранных инвестициях" инвестициями признаются вложения, сделанные на территории Приднестровья в целях расширения производства, увеличения налогооблагаемой базы, пополнения бюджета.)

"Результатом действий министра юстиции стало инвестирование за пределы республики 42,8 млн. долларов, вымывание с МГРЭС 17 млн. долларов... Получая газ, инвестор не рассчитывается за него, накопив таким образом кредиторскую задолженность в 18 миллионов. Если бы мы правильно управляли дебиторско-кредиторской задолженностью на МГРЭС, могли бы получить еще 1 миллион долларов и перенаправить его, например, в Пенсионный фонд", - сказал Евгений Шевчук, выступая в парламенте. И подчеркнул: "У нас есть проблемы с конкретным чиновником".

К Виктору Балале депутаты предъявили и претензии в нарушении порядка расходования государственных денежных средств: часть доходов от приватизации МГРЭС - по сведениям комиссии, порядка 100 тыс. долларов - были направлены на нужды министерства юстиции в обход госбюджета.

На основании представленных фактов и нарушений парламент принял постановление с набором рекомендаций президенту ПМР. В частности, парламентарии предложили инициировать действия прокуратуры ПМР по расторжению договора купли-продажи акций ЗАО "Молдавская ГРЭС" российско-бельгийскому АО "Сейнт-Гидон Инвест". (В начале текущего года 52 процента акций МГРЭС у компании выкупило РАО "ЕЭС России".)

В отношении Виктора Балалы депутаты вынесли представление президенту ПМР - о неисполнении, а также ненадлежащем исполнении своих обязанностей министром юстиции. Президенту предложено рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания Виктора Балалы на посту министра. Информацию о решении президента по данному вопросу парламентарии ждут через месяц.

Вынесенное президенту представление в отношении Виктора Балалы - повторное. Менее месяца назад было еще одно - депутаты усмотрели в действиях министра юстиции злоупотребления в сфере выдачи различных разрешений, государственной регистрации, установления неналоговых платежей для граждан. Президенту ПМР в установленные сроки предстоит изучить депутатские предложения и принять решение о согласии либо несогласии с предлагаемыми нормами, а затем проинформировать о нём Верховный Совет и общественность. Президент имеет конституционное право не согласиться с парламентом и оставить министра на занимаемом посту. Недавно президент ПМР Игорь Смирнов заявил, что все депутатские обвинения в адрес министра должны быть доказаны в судебном порядке".

Приднестровье дало условные сроки молдавским полицейским

После трех с лишним месяцев заключения молдавские полицейские Денис Солоненко и Василий Кирьяков освобождены. Суд непризнанной ПМР приговорил сотрудников Бендерского комиссариата полиции и Совместной оперативно-следственной группы в Зоне безопасности соответственно к 5,5 и к 5 годам лишения свободы условно, сообщает "МОЛДПРЕС".

Денис Солоненко и Василий Кирьяков были задержаны тираспольским министерством госбезопасности (МГБ) 29 марта с. г. за то, что обеспечили арест гражданина М. Мурзакова (так в тексте - прим. ИА REGNUM) - уроженца села Копчак Чадыр-Лунгского района, подозреваемого в совершении тяжких преступлений, в том числе и разбоя. Генеральная прокуратура Республики Молдова начала по этому случаю уголовное следствие против трех сотрудников спецслужб Приднестровья, сообщает "МОЛДПРЕС".

На суде Денис Солоненко и Василий Кирьяков заявили о своей невиновности, поскольку действовали в строгом соответствии с законодательством Республики Молдова. Комиссар города Бендеры Валерий Прудников сообщил корреспонденту "МОЛДПРЕС", что полицейские чувствуют себя нормально и сейчас находятся в кругу семьи.

"Дело Илашку" бередит европейские умы

Комитет министров Совета Европы принял 12 июля вторую резолюцию по выполнению постановления, вынесенного 8 июля 2004 года Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) по делу "Илашку и другие против Республики Молдова и Российской Федерации". Ответчиков по этому делу обязали принять все необходимые меры и положить конец "незаконному" содержанию истцов в тюрьме, сообщает "БАСА-пресс".

В первой резолюции, принятой 22 апреля 2005 года, Комитет министров Совета Европы призвал российские власти в срочном порядке способствовать выполнению решения ЕСПЧ, а молдавские власти - продолжить усилия по освобождению двух заключенных, которые еще оставались в тюрьме. В принятой 13 июля резолюции Комитета министров отмечается, что со дня первой резолюции молдавские власти постоянно предоставляли информации о мерах по освобождению двух "политических заключенных". Одновременно, в резолюции выражается сожаление в связи с тем, что и после принятия первой резолюции российские власти продолжали ставить под сомнение решение ЕСПЧ и не предоставляли информации о ходе выполнения мер, предписанным ЕСПЧ. Комитет министров СЕ подчеркнул также тот факт, что продление более чем на год сроков произвольного тюремного заключения истцов после вынесения приговора противоречит требованиям Суда. Комитет также выступил в поддержку усилий молдавской стороны по освобождению последних из двух членов "группы Илашку".

13 июля ЕСПЧ принял решение о рассмотрении в срочном порядке нового иска тираспольских "политических заключенных" Андрея Иванцока и Тудора Петрова-Попа. Как сообщил "МОЛДПРЕС" председатель общественной организации "Юристы в защиту прав человека" Виталий Нагачевский - один из представителей двух политзаключенных в Евросуде, иск направлен против правительств Российской Федерации и Республики Молдова. Авторы иска обосновали свою жалобу тем, что в соответствии с постановлением Суда по "делу Илашку" Российская Федерация несет ответственность за нарушение прав человека на территории, контролируемой тираспольским сепаратистским режимом, а Республика Молдова обязана предпринять меры по освобождению Андрея Иванцока и Тудора Петрова-Попа.

"Политзаключенные" заявляют, что поскольку их не освободили после оглашения 8 июля 2004 года постановления ЕСПЧ по "делу Илашку", оказались нарушены их права, гарантированные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в частности в том, что касается свободы и безопасности, отношения к ним в условиях заключения. Они также убеждены, что их содержат в заключении незаконно, а значит, они не имеют возможности осуществлять свое право на частную жизнь, информирует "МОЛДПРЕС". Кроме заключенных иск подписали супруга Иванцока Евдокия Иванцок и сын Тудора Петрова-Попа Виктор. В связи с тем, что Андрей Иванцок является и гражданином Румынии, он просит Суд пригласить правительство Румынии вмешаться в процедуру на стороне подавшего петицию.

Представитель правительства Молдовы в ЕСПЧ Виталий Пырлог полагает, что обвинительного постановления суда против молдавского правительства вполне может не быть. "Думаю, мы сможем представить достаточно доказательств мер, которые молдавские власти предприняли для освобождения этих двух заключенных", - сказал Пырлог "МОЛДПРЕС".

Две встречи причерноморского масштаба

11 июля в Кишиневе собрался комитет национальных координаторов ГУАМ. Основная цель встречи - подготовить изменения статуса этой региональной организации. Это необходимо ГУАМ для того, чтобы укрепить свое значение и в будущем пополняться новыми членами, пишет "Время".

Активная попытка к расширению была предпринята ГУАМ накануне саммита глав государств-участников организации в Кишиневе в конце апреля. Тогда в столицу Молдавии были приглашены лидеры нескольких восточно-европейских стран, которых руководители ГУАМ рассматривали как потенциальных членов организации. Президент Польши за несколько дней до начала кишиневского саммита даже сообщил прессе, что его страна намерена присоединиться к ГУАМ. Однако расширения не произошло. Напротив, через две недели после саммита из регионального объединения вышел Узбекистан. Тогда-то название организации и уменьшилось на одну букву. И все же президенты стран-участниц ГУАМ не оставляют надежд на пополнение организации. Находясь с визитом в Турции, Виктор Ющенко предложил этой стране стать постоянным наблюдателем в рамках ГУАМ. Он назвал главной задачей организации на ближайшие годы совместные энергетические проекты в акватории Каспийского и Черного морей и урегулирование таможенных конфликтов на Кавказе и в Приднестровье. По мнению украинской стороны, естественно, что Турция может занимать активную позицию в этих вопросах, пишет "Время". В кишиневской встрече национальных координаторов ГУАМ помимо делегаций Молдавии, Грузии, Украины и Азербайджана участвовал представитель Консультативной евроатлантической группы Центра инициативы сотрудничества в Юго-Восточной Европе.

Также 11 июля в Кишиневе начала работу международная конференция по вопросам деятельности высших советов безопасности. В ней принимали участие эксперты Молдавии, Румынии и Украины. Они говорили о важности евроатлантической интеграции и необходимости сотрудничества в преодолении угроз безопасности в регионе. Одну из подобных угроз, по их убеждению, представляет неурегулированный приднестровский конфликт.

Допрос свидетелей обвинения по "делу Пасата" завершился

Ни один из свидетелей по "делу Пасата" не дал показаний против экс-министра обороны РМ, бывшего директоры Службы информации и безопасности РМ, ныне советника по внешнеэкономическим связям РАО "ЕЭС". Валерия Пасата обвиняют в злоупотреблении служебным положением при продаже США 21 самолета МиГ-29 в 1997 году, когда он занимал должность министра обороны.

Всего были допрошены 18 свидетелей обвинения, в том числе первый и второй президенты Молдавии Мирча Снегур и Петр Лучинский, руководители парламента, правительства, министерств и ведомств. 15 июля показания дали свидетели защиты - бывший премьер-министр Ион Гуцу и бывший директор Службы информации и безопасности Ион Русу. Как сообщил "БАСА-пресс" адвокат Пасата Георгий Амихалакиоае, от защиты в суде выступят четыре свидетеля из Республики Молдова и девять - из Соединенных Штатов Америки.

15 июля стало известно, что в слушаниях по "делу Пасата" объявляется перерыв - в связи с уходом в отпуск судьи, которая ведет заседания. Они возобновятся 9 сентября, передает "МОЛДПРЕС".

Допрос свидетелей по делу Пасата начался 27 июня и продлится, как запланировано, до 15 июля с.г. Слушания проходят при закрытых дверях, так как суд посчитал, что фигурирующие в этом деле военные сделки, совершенные между двумя государствами, являются государственной тайной.

Супруга обвиняемого Лилия Пасат, отвечая на вопросы журналистов, выразила надежду, что ее муж в скором времени будет освобожден, поскольку, по ее словам, все показания свидетелей - в его пользу. Она заявила, что удовлетворена тем, как относятся правовые органы к ней и ее мужу, им разрешены свидания, передачи и врачебные консультации.

Молдавия намерена упростить визовый режим еще с пятью странами

Правительство Молдавии намерено упростить визовый режим с Чехией, Венгрией, Литвой, Словакией и Эстонией. Как передает агентство "НОВОСТИ-МОЛДОВА", кабинет министров на заседании 13 июля принял решение о начале соответствующих переговоров. Предполагается, что по их завершении граждане Молдавии смогут посещать названные пять государств по упрощенному визовому режиму без приглашения. В свою очередь жители этих стран получат возможность приезжать в РМ по загранпаспорту. Подобные соглашения уже действуют между Молдавией, Польшей и Латвией.

Избирательная гонка на выбывание

Через четыре дня после объявления несостоявшимися выборов на должность генерального примара (мэра) Кишинева трое из десяти кандидатов заявили, что не будут участвовать в повторном голосовании 24 июля. Баллотироваться отказались Георге Сима, кандидатуру которого выдвинул Союз "Патрия-Родина", Владимир Гуриценко - от Демократической партии Молдовы и независимый кандидат Михай Северован. Свое решение они мотивировали тем, что в любом случае избиратели не придут 24 июля к урнам и что вся кампания по выборам мэра Кишинева - фарс, передает "БАСА-пресс". Они недовольны тем, как избирком рассматривал их запросы, а также действиями правящей Партии коммунистов, которую обвиняют в злоупотреблениях.

Не приняли пока окончательного решения по поводу участия в повторных выборах кандидат Экологической партии "Alianta Verde" Владимир Гараба и кандидат от Христианско-демократической народной партии (ХДНП) Георге Сусаренко. Гараба дал понять, что, скорее всего, он откажется баллотироваться на повторных выборах, а Сусаренко сообщил для "БАСА-пресс", что 18 июля будет принято окончательное решение по вопросу о его участии в выборах в качестве кандидата. "До тех пор мы будем принимать участие в дебатах, пытаться донести до людей то, что хотим им сказать, потому что эфирное время дорого и у нас нет средств покупать его", - сказал Сусаренко.

Участие в выборах не подтвердил пока и независимый кандидат Думитру Брагиш, который также заявил, что примет решение в ближайшее время.

Однозначно заявили о том, что продолжают предвыборную гонку, кандидаты Валерий Клименко (от блока "Патрия-Родина"-Равноправие"), Зинаида Гречаная (от Партии коммунистов), Дорин Киртоакэ (от Либеральной партии) и независимый кандидат Юлиала Горя-Костина, информирует "БАСА-пресс".

Согласно последним данным, на выборах 10 июля, признанных Центризбиркомом РМ несостоявшимися, наибольшее количество голосов набрали кандидат от Партии коммунистов Зинаида Гречаная - 50,15%, независимый кандидат Думитру Брагиш - 20,65% и кандидат от Либеральной партии Дорин Киртоакэ - 7,13% голосов. Кандидат от Христианско-демократической народной партии Георге Сусаренко получил 7,02% голосов, независимый кандидат Юлиана Горя-Костина - 4,95%, кандидат от блока "Патрия-Родина-Равноправие" Валерий Клименко - 3,76%, независимый кандидат Михай Северован - 3,58%, кандидат от Демократической партии Владимир Гуриценко - 1,88%, кандидат Союза труда "Патрия-Родина" Георге Сима - 0,5%, кандидат Экологической партии "Alianta Verde" Владимир Гараба - 0,39%.

В выборах 10 июля участвовали 27,2% избирателей, внесенных в списки. Центризбирком в соответствии с Кодексом о выборах назначил повторное голосование на 24 июля. Если и 24 июля на избирательные участки явится менее одной трети избирателей, Центральная избирательная комиссия в 60-дневный срок назначит новые выборы.

24 июля состоится повторное голосование в Кишиневе и второй тур выборов примаров в семи населенных пунктах страны. Правительство приняло 13 июля решение выделить на их проведение 1 млн. 600 тыс. леев (104,5 тыс. евро). Как сообщает "МОЛДПРЕС", эти средства будут выделены из резервного фонда правительства. Сумма рассчитана Центризбиркомом, который установил и потолок финансовых средств, которые могут быть перечислены в избирательный фонд на проведения повторных выборов в столице - 750 тыс. леев.

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) намерена разработать по итогам досрочных выборов генпримара (мэра Кишинева) 10 июля ряд поправок и дополнений к кодексу "О выборах". В частности, как передает агентство "НОВОСТИ-МОЛДОВА", предполагается, что ЦИК выступит с предложением внести в избирательный бюллетень графу "Против всех". Как отметил председатель Центризбиркома Петру Райлян 11 июля на пресс-конференции, сейчас избиратели согласно действующему законодательству не могут официально высказать свое недоверие ко всем участникам избирательной гонки, так как такой бюллетень автоматически считается недействительным. "С введением графы "Против всех", возможно, удастся повысить явку на избирательные участки. Однако в этом случае - если большинство выскажет свое недоверие ко всем претендентам, то выборы будут признаны несостоявшимися", - отметил Райлян. В любом случае, подчеркнул председатель ЦИК, включение в избирательный бюллетень графы "Против всех" требует глубокого изучения и обсуждения.

Наблюдатели миссии ОБСЕ в Молдавии и Совета Европы считают, что местные выборы в Молдавии прошли не без недостатков, в целом соответствовали большинству требований ОБСЕ и избирательным стандартам Совета Европы, передает "ИНФОТАГ". Миссия ОБСЕ, при поддержке трех экспертов Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (ОБСЕ/БДИПЧ) провела политическую оценку выборов, проследила за избирательной кампанией и регулярно встречалась с избирательными должностными лицами и представителями гражданского общества. В день выборов шесть групп, состоявших из членов миссии и экспертов ОБСЕ/БДИПЧ, провели оценку процесса голосования на 97 из 283 избирательных пунктов.

"Мы рады отметить, что выборы прошли в спокойной атмосфере, организованно и профессионально. Мы сожалеем, что явка избирателей была недостаточной для признания выборов состоявшимися", - отметил 11 июля на пресс-конференции глава миссии ОБСЕ посол Уильям Хилл. По его мнению, избиратели имели подлинный выбор между 10 кандидатами, представлявшими различные политические силы. Печатные СМИ предложили разные политические взгляды и информацию относительно предвыборных платформ кандидатов. Электронные СМИ предоставили не только возможность платной и бесплатной предвыборной рекламы, но также проведения дебатов. "Мы были рады отметить, что регламент освещения избирательной кампании в электронных СМИ был значительно улучшен после парламентских выборов. Мы надеемся, что в отношении оставшихся недостатков, касающихся правил проведения кампании, меры будут предприняты без промедления", - заявили наблюдатели.

Миссия в частности упомянула недавнюю рекомендацию ОБСЕ/БДИПЧ предоставлять кандидатам достаточно места для предвыборных плакатов и отметила, что использование частной площади под предвыборную рекламу было даже более ограничено, чем во время парламентских выборов этого года. Другие недостатки включали случаи злоупотребления общественными ресурсами и незаконное проведение кампании государственными служащими, а также тот факт, что руководство избирательной кампании не сумело вовремя предоставить аккредитацию некоторым местным наблюдателям, передает "ИНФОТАГ".

По мнению экспертов, "выборы не соответствовали определенным ключевым обязательствам, в особенности в отношении условий избирательной кампании и регистрации наблюдателей за выборами". Миссия ОБСЕ призвала компанию "Телерадио-Молдова" обеспечить более сбалансированное освещение избирательной кампании в своих новостных программах, сообщает "ИНФОТАГ".

По мнению наблюдателей и экспертов, причины низкой явки избирателей на участки для голосования - неудачное время проведения выборов (сезон отпусков), отсутствие ярких личностей с лидерскими качествами среди кандидатов, несогласие избирателей с меняющимися политическими курсами и действиями партий. В таких условиях не исключено, что через две недели повторится ситуация 10 июля, пишет "Время". Эксперты отмечают, что из-за ограниченных финансовых возможностей ЦИК предпочитает не проводить выборы в одном отдельном населенном пункте. Зачастую она оттягивает избрание представителей местной власти до возникновения такой необходимости в нескольких населенных пунктах. Если до конца года должность мэра не окажется вакантной нигде, кроме Кишинева, ЦИК будет вправе обождать. А назначение выборов на 2006 год - за год до очередных выборов - может быть сочтено нецелесообразным.

Председатель ЦИК РМ Петру Райлян заявил 11 июля на пресс-конференции, что низкая активность избирателей не имеет ничего общего с временем организации выборов. "Речь идет о гражданской позиции избирателей и интересе, который вызывают у электората предвыборные программы конкурентов на выборах. В Кишиневе избиратели всегда пассивнее, чем в других населенных пунктах", - подчеркнул Петру Райлян.