12-13 июля состоялся визит делегации администрации автономного округа и деловых кругов Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая в Республику Алтай (РА). Об основных итогах переговоров корреспонденту ИА REGNUM 15 июля рассказал один из участников переговоров, вице-спикер Госсобрания Республики Алтай Виктор Безрученков.

ИА REGNUM: Что интересовало китайскую сторону и чем вызван интерес именно к Республике Алтай?

- Недавно состоялся визит китайского лидера Ху Цзиньтао в Россию. Он встречался с полпредом президента в Сибирском федеральном округе Анатолием Квашниным, руководителями сибирских регионов, с президентом страны Владимиром Путиным. Вскоре после этого последовал приезд делегации Синьцзян-Уйгурского автономного района в Республику Алтай для переговоров с властями приграничных территорий. На переговорах в Горно-Алтайске обсуждались перспективы сотрудничества СУАР и Республики Алтай.

Часть предложений и договоренностей касалась туризма и лесопереработки. Должен отметить, что китайская сторона не предлагает сотрудничество в плане приобретений нашего оборудования или технологий. Сибирь их интересует в качестве сырьевой базы. Например, в республике их интересуют месторождения редкоземельных металлов.

Огромный интерес Китай проявляет к строительству дороги между Россией и Китаем через перевал Бетсу-Канас. В течение нескольких лет я участвую в совещаниях и переговорах на эту тему. Четыре года назад в Харбине данный вопрос китайской стороной также поднимался, но не с такой настойчивостью. Центральная власть Китая в то время на этом проекте не настаивала, даже относилась к этому несколько настороженно. Сейчас ситуация изменилась, у них уже имеется готовый проект и центральные власти готовы профинансировать в ближайшее время строительство 80 километров китайской части дороги. Китайская сторона утверждает, что строительство можно закончить за 1,5-2 года.

ИА REGNUM: Как относится российская сторона к этому проекту?

- По этому вопросу на переговорах выступал заместитель председателя правительства РА Юрий Антарадонов, выступал достаточно осторожно. Ведь на сегодняшний день пока нет решения федеральных органов власти по этому вопросу, и в планы властей республики не входит инициирование рассмотрения данного вопроса.

ИА REGNUM: Вы можете спрогнозировать, каким будет решение Москвы?

- Скорее всего, дорога будет построена. Но при этом нужно учитывать опыт Приморья и Хабаровского края - там происходит мирная экспансия китайцев. Представьте, каким демографическим ударом будет такая экспансия для РА, где проживает чуть более 200 тыс. человек.

Мне кажется, что власти республики на сегодняшний день должны сконцентрировать усилия не на полемике о том, нужна или нет дорога на Китай. Важно разработать программу действий, которые бы снизили возможные риски, связанные со строительством и функционирование дороги. Нужно предусмотреть меры, обеспечивающие экологическую безопасность заповедного плато Укок, по которой пройдет дорога, ужесточить миграционное законодательство, разработать механизмы функционирования особой экономической зоны в республике.

С Китаем, безусловно, сотрудничать необходимо, но при этом нельзя забывать о вопросах национальной безопасности и комфортности граждан России.

ИА REGNUM: С экономической точки зрения наличие дороги будет выгодно республике?

- Несомненно. Открытие транспортного коридора всегда дает импульс развитию местной экономики, инфраструктуры. Некоторые страны жестко конкурируют между собой за строительство магистралей.

Кстати, есть ведь и еще один вариант сообщения с Китаем - по Дороге тысячелетия в Монголии, но он на 300 км. длиннее, чем если бы была построена дорога через Бетсу-Канас. Правда, то обстоятельство, что существует буферная страна, смущает как китайцев, так и российских сторонников тесной экономической интеграции с северо-западом Китая.

С другой стороны, нужно учитывать, что перевал Канас достаточно сложный, расположен на высоте почти 3 тыс. метров над уровнем моря, там очень короткое лето, остальное время перевал будет часто закрыт для сообщения. Так что в вопросе строительства этой дороги последнее слово должно быть все-таки за специалистами.