"Бочку ставить рано"

("Известия-Красноярск"-"Первый ряд", 14.07.05, Андрей Хохлов)

От северного варианта Ванкорского проекта могут отказаться уже осенью.

Уровень добычи нефти в Восточной Сибири достигнет 45-47 миллионов тонн, при этом максимальная мощность Ванкорского месторождения составит 14 миллионов тонн. Об этом сообщил президент компании "Роснефть" Сергей Богданчиков. На совещании с участием министра экономического развития Германа Грефа, губернатора края Александра Хлопонина, сенаторов, депутатов и промышленников прозвучало, кроме того, несколько сенсационных заявлений. В частности, Сергей Богданчиков заявил, что рассматривавшийся прежде северный путь транспортировки ванкорской нефти - через Диксон ледокольным маршрутом до мурманской акватории - осложнен вновь появившимися проблемами. И наравне с ним ближе к осени будет рассмотрен и так называемый южный вариант - к трубам тюменского "Пурнефтегаза", входящих в систему компании "Транснефть".

Северный путь имеет неоспоримое финансовое преимущество перед южным: собственная транспортировка позволит "Роснефти" экспортировать сто процентов сырья, а схема "Транснефти", по установленным правилам, разрешает продавать за рубеж только 35-40 процентов нефтепродуктов. Президент Богданчиков даже высказал опасение по поводу возможных убытков компании. Тем не менее прокладка диксонского трубопровода, как выяснили специалисты в этом году, резко осложняется тремя открывшимися обстоятельствами. Это встретившиеся на пути изыскателей несколько массовых захоронений с сибирской язвой, а также лежбища морских коров - уникальных животных, которые придется огибать при строительстве нефтяной "нитки". Кроме этого, чрезвычайно затратна технология азотного погружения в вечную мерзлоту 120 тысяч опор будущего трубопровода.

Обмен мнениями на совещании показал, что проблема северного транспорта выходит далеко за рамки нефтяной отрасли. Герман Греф, например, считает, что Ванкор может стимулировать строительство нового поколения ледоколов, в котором нуждаются не только нефтяники, но и металлурги Заполярья. Не исключено, что под давлением правительства России, где "блок реформаторов" Кудрина - Грефа еще достаточно силен, может быть принято решение именно о северном варианте, чтобы впоследствии объявить о паевом участии в кораблестроении: финансовые обороты "Норильского никеля" и "Роснефти" (она сейчас добывает до 75 миллионов тонн сырья в год) вполне позволяют купить в складчину ледокол за 300 миллионов долларов.

К сожалению, дискуссия на красноярском совещании еще раз продемонстрировала - даже масштабные экономические проекты в России получаются весьма неподготовленными, и даже, как говорили в кулуарах администрации, "сырыми". Напомним, что в 2003 и 2004 годах разработчики Ванкора категорически утверждали, что нефть будет вывозиться Северным морским путем. Теперь же, как выясняется, необходима кардинальная доработка проекта - в то самое время, когда план финансирования и разведочных работ, по словам Сергея Богданчикова, пока исполняется строго. Выходит, что многие базовые показатели могут быть подвергнуты серьезной корректировке. Эта же закономерность, судя по всему, относится и к денежной составляющей Ванкора. Например, два года назад, когда "Роснефть" окончательно избавилась от конкурентов на право пользоваться месторождением, налоговые схемы были совершенно другими - намного выгоднее для Красноярского края и Таймыра. Сегодня же, о чем говорил и губернатор, большая часть фискальных сборов ушла по новому законодательству в столицу. Например, налог на добычу полезных ископаемых. В результате этой тенденции краю достается примерно 10 процентов всех финансовых поступлений от нефтяного проекта. (Как говорилось на совещании, около половины всей 80-миллиардной выручки "Роснефти" - 38 миллиардов долларов за тридцать лет реализации Ванкора - поступит в бюджеты всех уровней, и доля края тут вряд ли превысит четыре миллиарда долларов).

Некоторая неуверенность властей и бизнеса в промышленных перспективах, проявившаяся на совещании с участием Германа Грефа, оказалась не просто тревожным симптомом, а своеобразной моделью отношения между регионами и федерацией, между администрациями и крупными компаниями. Так, отвечая на вопросы о возможностях добычи нефти на Юрубчено-Тохомском блоке, вотчине ЮКОСа, президент "Роснефти" говорил о показателях с интонацией будущего хозяина этих кладовых - напомним, что раньше главным претендентом на Ванкор также был Ходорковский... И здесь же министр Греф пошел на то, чтобы порекомендовать главе государственной корпорации принять участие в дележе миноритарной части акций Восточно-Сибирской нефтегазовой компании, ныне законсервировавшей производство из-за финансовой катастрофы ЮКОСа. Если верить главе экономического ведомства, вне контроля ЮКОСа находится блокирующий пакет - он дает прекрасную возможность, пользуясь случаем, перекупить все участки Юрубчена. Это наглядная иллюстрация в учебники по развитию российского капитализма: глава "Сращивание государства и бизнеса" может получиться самой яркой, если последовательно описать все экономические войны Красноярского края.

Захватывающие перспективы

"Роснефть" рассчитывает добыть и транспортировать порядка 230 миллионов нефти Ванкора. Прогнозная стоимость инвестиционного проекта - 4 миллиарда долларов США. В период возведения инфраструктуры в работу будет вовлечено около двух с половиной тысяч человек, а в период эксплуатации месторождения - 800 человек (без учета обслуживающего персонала).

"Университет будущего"

("Красноярский рабочий", 14.07.05)

Как уже сообщал "Красноярский рабочий", в администрации края проходит проектный семинар по проблеме формирования в регионе национального университета.

На его открытии губернатор А. Хлопонин и председатель Законодательного Собрания А. Усс сразу же высказались за открытие такого университета. Краю нельзя упустить шанс стать регионом-локомотивом, чтобы сдвинуть экономику России вперёд. Например, Александр Хлопонин подчеркнул, что "именно система высшего образования - это то, без чего будет трудно обойтись при решении амбициозных планов, которые мы перед собой поставили".

С созданием национального университета есть надежда увеличить приток инвестиций в край. Уже сейчас промышленные группы, связанные с регионом, готовы профинансировать многие инновационные проекты. Однако приток денег останавливает, опять же по мнению властей, отсутствие национального университета, который будет корпоративным, построенным на основе сетевой соорганизации различных экономических и хозяйственных субъектов, входящих в особые экономические зоны.

Социологи утверждают, что популярное сейчас в народе высшее образование, к сожалению, является на практике маловостребованным, то есть в некоторых сферах проявляется нехватка кадров, а в других же, наоборот, переизбыток. Так, Красноярью требуются сегодня специалисты по транспорту, машиностроению, в сферу обслуживания и в жилищно-коммунальное хозяйство. Нужны представители так называемых сдвоенных профессий: экономист-финансист, программист-диспетчер, экономист-логист и т. д. В то же время нынешние выпускники наиболее популярных факультетов, конкурс на которые сейчас самый высокий (бухгалтеры, банковские служащие, экономисты, социальные работники), стоят на бирже труда, не могут устроиться на работу. Таким образом, становится понятно, что прежде всего высшее учебное заведение нужно постоянно и, может быть, достаточно жёстко ориентировать на потребности рынка труда.

Участники семинара, заявившие свои проекты (такие, как развитие Нижнего Приангарья, строительство алюминиевого завода в Кодинске, создание мультимодального транспортного узла в аэропорту Красноярск, развитие газовых и нефтяных месторождений), рассчитывают на иностранный капитал. На него возможно закупить оборудование, построить предприятия. Но при этом необходимы и такие заранее подготовленные профессионалы, которые смогут работать на подобном оборудовании, знать иностранные языки. И это тоже одна из причин создания национального университета в нашем крае.

Впрочем, кое-кто высказал сомнение: если новый университет создаётся с расчётом на иностранные технологии, то не будем ли мы подготавливать таких конкурентоспособных сотрудников, которые со временем разъедутся по всему миру? До сих пор не ясна правовая форма и материальная основа нового университета. Будет ли это что-то кардинально новое или же станет базироваться на основе уже существующих вузов? Не нарушит ли он нынешнее равновесие высшей школы? Всё это широко обсуждалось, высказывались различные точки зрения. Несомненно, подобный интеллектуальный натиск поможет всем нам разобраться в сложившейся ситуации и от "игры в знания" перейти к серьёзному процессу формирования высшей школы Красноярья двадцать первого века.

"Губернатор едет в гости"

("Красноярский рабочий", 14.07.05)

День металлурга губернатор края Александр Хлопонин проведёт в Норильске. В этом году ГМК "Норильский никель" отмечает своё 70-летие. Празднование приходится на день работников металлургической отрасли, третье воскресенье июля. На юбилей предприятия, где прошло его становление как экономиста, политика, управленца, отправится Александр Хлопонин. "Я не знаю, кем бы я сейчас был, если бы судьба не свела меня с "Норильским никелем", - заявил губернатор. - Норильск - мой родной город, и ГМК мой родной комбинат. Я обязательно лично поздравлю его работников с профессиональным праздником".

"Последние врата Норильска"

("Сегодняшняя газета", 14.07.05)

Как сообщила директор Музея истории освоения и развития Норильского промышленного региона Светлана Слесарева, скоро в городе появятся "Последние врата". Это своеобразный художественно-технический комплекс. Он разместится на территории мемориала "Норильская Голгофа" и будет защищать ее, в частности, от промышленных стоков. Ежегодно территория мемориала сильно страдает от стоков: они подмывают основания установленных памятников, загрязняют мемориал.

Нередки случаи, когда стоки вымывают останки людей, захороненных там. Сам мемориал частично размещен на территории старого кладбища, оставшегося со времен Норильлага. "Последние врата" будут выполнены из труб и бетона. Сейчас уже проведены переговоры со строителями. Предположительно, работы по строительству будут завершены до 30 октября ко Дню памяти жертв политических репрессий. Церемония закладки первого камня уже состоялась. "Последние врата" станут 26-м по счету памятником в Норильске.