14 июля на аппаратном совещании были подведены предварительные итоги социально-экономического развития Челябинской области в I полугодии 2005 года и поставлены задачи на предстоящий период. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Министерства экономического развития Челябинской области, министром экономического развития Юрием Клеповым было отмечено, что достигнут рост по ряду основных показателей: валовой региональный продукт увеличился на 7%, рост отмечен в обрабатывающем производстве - 104%, производстве транспортных средств и оборудования - 125%, производстве пищевых продуктов - 112%, производстве прочих неметаллических продуктов - 112%. Инвестиции в основной капитал выросли почти на 20% и составили около 30 млрд. рублей. Прибыль прибыльных предприятий за 5 месяцев увеличилась на 18% и составила почти 29 млрд. рублей, по данным за январь-май 2005 года уровень экспорта вырос на 46%.

За пять месяцев среднемесячная заработная плата по всем отраслям экономики увеличилась на 22% и достигла 6,9 тыс. рублей; реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 16%, реальная заработная плата - на 9%, объем розничного товарооборота вырос на 27%, объем платных услуг - на 13%.

В первом полугодии проведено 37 выставочно-ярмарочных мероприятий и торгово-экономических миссий: Уральская промышленно-экономическая неделя, визит делегации Чеченской Республики, презентации предприятий Челябинской области в г.Ханты-Мансийске и китайской провинции Шанхай. Нас посетили представители Королевства Дании, Республик Беларусь и Казахстан, японской организации по развитию внешней торговли "ДЖЕТРО", генконсульств США, Великобритании, Чехии.

Челябинская область стала площадкой для проведения нескольких общероссийских мероприятий. Так в апреле состоялся президиум Госсовета по вопросу повышения доступности жилья, на котором были поддержаны все предложения руководителя рабочей группы Петра Сумина.

Главной целью деятельности правительства области, глав муниципальных образований является повышение благосостояния населения области за счет ускоренного роста экономики и роста доходов областного и местных бюджетов.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 24,1% в четвертом квартале 2004 года до 17,9% в первом квартале текущего года. По предварительной оценке статистики во 2 квартале уровень бедности не превысит 16-17%. Юрий Клепов отметил, что в области имеются нерешенные проблемы и можно выделить ряд ключевых задач.

Первая задача, которую поставил министр перед главами, - удвоение валового регионального продукта. Уровень валового продукта за 1 полугодие вырос на 7%, но этот рост обеспечен увеличением добавленной стоимости в строительстве, связи, транспорте, торговле, сфере услуг.

По итогам за январь-май 2005 года рост объемов промышленного производства отмечен в таких муниципальных образованиях, как Кусинский район (166%), г.Усть-Катав (165%), г.Чебаркуль (154%), г.Верхний Уфалей (130%), Катав-Ивановский район (125%), г.Южноуральск (114%), Карталинский район (112%), Каслинский район (111%), г.Кыштым (110%), Еманжелинский район (110%), Ашинский район (109%).

Однако, как было отмечено, в крупнейших городах наблюдается незначительный рост: г.Копейск (105%), г.Златоуст (103%), г.Челябинск (102%), г.Магнитогорск (101%) и г.Миасс (100%). А в ряде муниципальных образований произошло снижение объемов промышленного производства. Это Коркинский район (98%), г.Карабаш (91%), Саткинский район (87%), Пластовский район (85%), Верхнеуральский район (79%), г.Троицк (70%). Наблюдается снижение физических объемов производства в металлургическом комплексе - 98,2%.

Рост продукции сельского хозяйства отмечен в таких муниципальных образованиях, как Сосновский (115%), Пластовский (112%), Ашинский (109%), Аргаяшский (108%), Агаповский (107%), Кусинский (107%), Нязепетровский (105%) районы.

Снижение выпуска продукции сельского хозяйства наблюдается в Октябрьском и Саткинском районах - 91%, Варненском - 90%, Увельском и Чесменском - 89%, Красноармейском и Уйском районах - 87%.

Объем поступлений в местные бюджеты увеличился в г.Южноуральске (160% к аналогичному периоду прошлого года в сопоставимых условиях), Верхнеуральском районе (153%), г.Верхнем Уфалее (153%), г.Чебаркуле (146%), Увельском районе (146%).

В отдельных муниципальных образованиях области отмечено снижение поступлений налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет. Наибольшее снижение наблюдалось в г.Карабаше (56%), Кунашакском (57%) Аргаяшском (57%), Еманжелинском (74%), Еткульском (80%) муниципальных районах.

Следующая задача - полностью погасить до 1 июля просроченную задолженность по заработной плате. По области на 1 июля задолженность составила 241,8 млн. рублей. Основной ее объем приходится на промышленность - более 120 млн. руб. Задолженность в сельском хозяйстве - 100 млн. руб., в жилищно-коммунальном хозяйстве - 7 млн. руб. Почти половина от всей задолженности приходится на 4 муниципальных образования: Челябинск (50 млн. руб.), Магнитогорск (23 млн. руб.), Златоуст (18 млн. руб.) и Троицкий район (23 млн. руб.).

В результате проведенной работы просроченная задолженность сократилась в 2,8 раза (445 млн. рублей). Количество предприятий-должников сократилось на 293. Почти 90 тыс. работников наконец-то получили свою заработную плату. Но все-таки задача полной ликвидации до 1 июля задолженности по заработной плате не решена.

Третья задача, которая была поставлена в начале года, - ввести в 2005 году 1 млн. кв. метров жилья. Для достижения данного показателя необходим рост 26%.

По состоянию на 1 июля 2005 года в области введено в действие 225,6 тыс. квадратных метров жилья - на 14,4% больше, чем за соответствующий период 2004 года. Такой рост явно недостаточен.

Также возрос общий объем введенного жилья в Брединском, Нагайбакском и Красноармейском районах - более чем в 2 раза, в Кыштыме - в 1,8 раза, в Челябинске и Карталах - в 1,5 раза. Увеличен ввод жилой площади в Аргаяшском, Верхнеуральском, Еткульском, Кунашакском, Кусинском, Пластовском районах.

В некоторых муниципальных образованиях уровень ввода жилья по отношению к первому полугодию 2004 года низок, а именно: в Уйском районе - 78% от уровня 1 полугодия прошлого года, Еманжелинском - 70%, Каслинском - 55%, Катав-Ивановском - 48%, в Южноуральске - 42%, Чебаркуле - 30%, Ашинском районе - 23%, Агаповском - 22%. Также ниже аналогичного периода 2004 года введено жилья в следующих муниципальных образованиях: Верхний Уфалей, Златоуст, Магнитогорск, Коркино, Чебаркульский район.

В расчете на тысячу человек населения ввод жилья за 1 полугодие по области составил 63,9 кв. метра (в 2004 году - 201 кв. метр). При этом самый высокий показатель - в Сосновском районе (267 кв. метров), второе место занимает Красноармейский район (154 кв. метра), затем Чебаркульский (139), Чесменский (111), Варненский (107). В городах на тысячу жителей показатель ввода жилья за полугодие значительно ниже: Челябинск - 89 кв. метров, Миасс - 80, Троицк - 37, Магнитогорск - 33, Касли - 25, Катав-Ивановск - 21, Златоуст - 9,5, Усть-Катав - 7 кв. метров на тысячу человек населения.

Еще одна задача на 2005 год - завершение работы по созданию условий для вступления в действие Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления". Местные бюджеты будут разделены на бюджеты городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений. Каждое из 274 городских и сельских поселений Челябинской области, образованных в соответствии с новым законодательством, должно в полном объеме участвовать в осуществлении бюджетного процесса, то есть формировать, утверждать и расходовать свой бюджет, а также контролировать его исполнение.

И последняя задача, поставленная перед главами правительства, - повышение эффективности использования бюджетных средств. С этой целью сейчас дорабатывается методика оценки эффективности использования бюджетных средств. Каждый орган исполнительной власти, все администрации муниципальных образований должны четко определить цели и задачи, утвердить показатели по их достижению, разработать планы мероприятий, определить необходимое финансирование из бюджетных и внебюджетных источников.

Общая задача - достигать максимального результата при минимальном финансировании из бюджета. Министр экономического развития отметил, что эффективность использования бюджетных средств будет тем выше, чем выше достижение плановых индикативных показателей при максимальной экономии бюджетных средств. При минимальном использовании бюджетных средств нужно достигать максимальных показателей социально-экономического развития и уровня жизни населения.