15 июля в области стартует избирательная кампания, призванная сформировать органы местного самоуправления I-го уровня. Жители 202-х вновь образованных муниципальных образований области будут выбирать депутатов представительных органа и глав вновь образованных муниципальных образований на ближайшие три года. Пресс-служба избирательной комиссии Архангельской области распространила в СМИ интервью председателя областной избирательной комиссии Александра Яшкова.

Многие говорят, что будет перенесен срок реализации 131-го Федерального закона, реформы местного самоуправления. Что Вы думаете по этому поводу?

30 июня 2005 года в ЦИК РФ на совещании с председателями избирательных комиссии субъектов Российской Федерации из уст руководителя администрации президента РФ Дмитрия Медведева получили подтверждение твердости президента в реализации реформы. Настроений, что все повернется вспять, быть не должно. Поправки, принятые Государственной Думой в первом чтении, не затрагивают порядка формирования органов местного самоуправления, т.е. выборов, они касаются пересмотра полномочий, которые получит местная власть в поселениях от органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В какую сумму обойдутся выборы депутатов и глав муниципальных образований для бюджета области?

В областном бюджете предусмотрено 22 миллиона рублей на предстоящую избирательную кампанию. Но хочу отметить, что в случае, если выборы в каких-либо округах будут признаны несостоявшимися или недействительными, то повторные и дополнительные выборы будут проходить за счет бюджета соответствующего муниципального района.

Занималась ли избирательная комиссия Архангельской области подготовкой кадров для муниципалитетов?

Избирательная комиссия Архангельской области 17-18 мая провела семинар-совещание, в котором приняли участие главы муниципальных образований и представительных органов местного самоуправления, руководители аппаратов и организационных отделов администраций муниципальных образований, председатели и члены территориальных избирательных комиссий. Основная тема семинара - организация муниципальных выборов и работа органов местного самоуправления в переходный период. В течение июля - октября в зале заседаний избирательной комиссии Архангельской области будут проходить селекторные совещания с представителями администраций МО, председателями территориальных избирательных комиссий, на которых произойдет обсуждение всех основных этапов избирательной кампании.

В августе планируется селекторное совещание с главными редакторами средств массовой информации области, на котором будут рассмотрены вопросы информирования избирателей и проведения предвыборной агитации.

Что произойдет, если из-за низкой активности избирателей или по каким-либо другим причинам в некоторых муниципальных районах выборы глав вновь образованных муниципальных образований будут признаны несостоявшимися или недействительными? Какие критерии играют роль при определении вышеуказанных результатов выборов и кто принимает в этом случае решение?

Если Совет депутатов любого поселения будет избран 2 октября 2005 года в неправомочном составе, то есть будет избрано менее двух третей депутатов от необходимого количества, повторные выборы по решению территориальной избирательной комиссии назначаются и проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. Аналогичное решение будет принято и в случае неизбрания главы вновь образованного муниципального образования. Если при выборах главы обязательным условием является участие в них не менее двадцати процентов от включённых в списки избирателей, то при избрании депутатов такого барьера не существует. Главное, чтобы число голосов избирателей по округам, поданных за кандидатов, набравших наибольшее число голосов, превышало число голосов, поданных против всех кандидатов. Это касается признания выборов состоявшимися. Что же касается признания выборов недействительными: первое - если допущенные при проведении голосования или установлении его итогов нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, и второе - если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, число избирателей на которых составляет не менее одной четвёртой от их общего количества, внесённого в списки. Кроме того, признать выборы недействительными или не состоявшимися может суд.

С какими нормативными правовыми актами Вы порекомендовали бы ознакомиться тем гражданам, кто желает принять самое непосредственное участие в предстоящей избирательной кампании?

На часть вопроса я уже ответил, назвав два нормативных правовых акта по местному самоуправлению. Кроме них настоятельно рекомендую ознакомиться с Федеральным законом от 12.06. 2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и областным законом от 30.06.2004 № 241-31-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в Архангельской области". Кстати, в последний закон буквально в июне были внесены изменения и дополнения, которые опубликованы в газете "Волна" № 27.

Что должно сподвигнуть избирателя прийти на выборы 2 октября 2005 года?

2 октября 2005 года жители области будут избирать самую близкую для себя публичную власть, которая будет определять их уровень жизни на ближайшие три года. Такой срок полномочий установлен для представительных органов и глав вновь образованных муниципальных образований. Местное самоуправление - один из основных институтов гражданского общества и показатель цивилизованности и устойчивости общества. Без укрепления местного самоуправления государство никогда не будет ни цивилизованным, ни процветающим. В таком государстве человек не будет чувствовать себя свободно и комфортно. И я думаю, что прав А.Солженицын, когда говорил, что реформы в России следовало начинать с реформы местного самоуправления. Ведь самый близкий и доступный уровень гражданского влияния и контроля - местное самоуправление.