Социологические опросы показывают, что последствия постоянно растущей миграции в столицу вызывают обеспокоенность у москвичей, отмечается в докладе "Приоритетные цели и задачи миграционной политики в Москве". Доклад, подготовленный АНО "Совет по вопросам управления и развития", был представлен председателем Наблюдательного совета данной организации, первым заместителем мэра Москвы Людмилой Швецовой. В презентации также приняли участие кураторы и члены наблюдательного совета, депутаты Московской городской Думы и представители городских органов исполнительной власти, ученые и представители общественности, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Москва является особым городом с точки зрения миграционного потока, - отметила Людмила Швецова. - Вся та огромная масса мигрантов, которая находится на территории российской федерации, практически половина из них приходится на столицу. В Москве эта проблема имеет очень серьезное выражение: миграционный прирост фактически восполняет естественную убыль населения. Растущая трудовая миграция покрывает потребность в рабочей силе города". Однако, подчеркнул заместитель мэра, легальная трудовая миграция сопровождается ростом нелегальной миграции иностранной рабочей силы. Считается, что на каждого законного трудового мигранта приходится порядка 10-15 незаконных. Теневой рынок труда тесно связан с криминальными структурами, с чем связан рост преступности среди мигрантов.

В докладе отмечается, что преобладающее большинство - 68% мигрантов - работает на временной основе, добавила Швецова. Они лишены элементарной социальной защиты: медицинского обслуживания, безопасности собственной жизни, жизни их семей. 27% живут там же, где работают: на объекте, в совершенно неприспособленных для этого условиях. Массовые нарушения прав мигрантов работодателями также имеют место, что, в свою очередь, может повлиять на масштабные конфликты с работодателями. Значительные по объему и разнообразные по этническому составу потоки мигрантов могут спровоцировать обострение межнациональной розни в обществе. В этих условиях миграционная политика должна быть строго выверенной, направленной как на экономическое развитие города, так и на поддержание социальной стабильности и общественной безопасности, подчеркнул Швецова.

Миграционная политика в Москве должна быть особой, общие принципы тут малоэффективны, отмечали участники презентации. Миграционные потоки нужно направлять не только в столицу, но и в другие регионы, поэтому большую роль здесь должно сыграть и федеральное законодательство. Но в целом, подчеркнул член Наблюдательного совета Гадис Гаджиев, миграционная политика, учитывая ее специфику, должна быть предметом ведения каждого конкретного региона. "Невозможно проводить одинаковую миграционную политику в Москве и Якутии; между двумя переписями население Москвы увеличилось на 2 млн человек. - отметил он. - Обобщающее правовое регулирование в этом вопросе невозможно". Основной же задачей данной политик, добавил он, должно стать соблюдение баланса между интересами коренного населения и целесообразностью законной миграции, учитывая, что миграция является не только благом для социально-экономического развития, но и существенным фактором демографии в регионе.

Как отметил член Наблюдательного совета, доктор политических наук Владимир Пастухов, речь в докладе идет, в основном, именно о трудовой миграции и связанных с ней проблемах. "Эта проблема остро стоит в общественном сознании, но нам надо избежать ажиотажа, - подчеркнул Пастухов. - Это беда не только Москвы, а всех европейских мегаполисов, и ни один еще не нашел идеального решения". Пастухов подчеркнул, что в рамках реализации миграционной политики необходимо избегать радикальных мер, которые способны лишь обострить ситуацию, но и не руководствоваться лишь либеральными принципами рыночной выгоды. "Главное - не загнать миграционные потоки в подполье, - подчеркнул Владимир Пастухов. Он также отметил необходимость сконцентрировать внимание не столько на "отлове" мигрантов, сколько на выявление тех, кто незаконно привозит их в Москву и использует их фактически рабский труд, и применение к ним соответствующих санкций.

По данным начальника управления ГУВД Москвы по делам миграции Анатолия Батуркина, за 6 месяцев 2005 года в столице выдано почти 60 тыс. разрешений на работу представителям 126 профессий из более чем 100 стран мира. Он подчеркнул, что трудовая миграция в крупном городе - явление не только неизбежное, но и необходимое, так как существует целый ряд профессий, вакансии по которым не заполняются москвичами. При этом, как добавил руководитель департамента федеральной службы занятости по г. Москве Сергей Дудников, необходимо обеспечивать не просто труд, но труд достойный, и это - отдельная задача миграционной политики, а также совершенствования законодательства: ведь устранить проблемы, связанные с миграцией, только лишь карательными мерами невозможно.

По мнению депутата Мосгордумы Юрия Попова, невозможно выстраивать миграционную политику, не имея ни городской, ни федеральной программы национальной политики. Он также признал, что в существующем законодательстве, в той части, что касается регистрации и оформления прибывающих мигрантов, существует целый ряд пробелов, который не позволяет решать возникающие проблемы в этой сфере достаточно эффективно.

Другие участники заседания указывали на то, что не следует преуменьшать и прочие аспекты миграции, помимо чисто экономических - социальные, культурные и др. Проблемы адаптации, интеграции, воспитания толерантности должны быть необходимыми составляющими миграционной политики Москвы, подчеркивали они. Ведь и в тексте доклада содержатся данные, согласно которым в последние несколько лет восприятие москвичами приезжих иностранцев, в том числе и россиян ряда субъектов Федерации, существенно ухудшилось, и это не может оставаться вне внимания столичных властей и заинтересованный общественности.