В Тверской области функционирует 54 государственных учреждения начального профессионального образования, в которых обучается более 18 тысяч учащихся. В ближайшие три года их ждёт серьёзная структурная реформа. Об этом шла речь на очередном заседании консультационного совета по образованию, состоявшемся в администрации области 11 июля под председательством губернатора Дмитрия Зеленина. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-центре администрации Тверской области.

С 2005 года в тверском регионе началось осуществление структурно-содержательной реформы системы начального профессионального образования, которая пройдет в три этапа. На первом этапе, в 2005-2006 годах, произойдет укрупнение учреждений НПО путем их реорганизации, перепрофилирования в соответствии с потребностями рынка труда. На втором этапе - 2006-2007 гг.- продолжится реорганизация учреждений НПО с созданием на их базе ресурсных центров базового профессионального образования по основным отраслям промышленности и сельского хозяйства, а также реабилитационных центров по социальной защите и профессиональной подготовке детей-сирот. На третьем этапе - 2007-2008 гг. - предусматривается создание образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы разного уровня: начального и среднего профессионального образования.

Открывая заседание, Дмитрий Зеленин обозначил три масштабные задачи, которые необходимо в первую очередь решить при реформировании.

Во-первых, выпускники профессиональных лицеев и училищ должны иметь обеспеченное будущее, должны быть уверены, что, получая профессию, они не окажутся лишними на рынке труда и их навыки и знания будут востребованы. Для этого нужно создавать эффективную систему социального партнёрства, при которой работодатели станут заказчиками и инвесторами подготовки кадров для своих предприятий. Сегодня качество выпускников НПО не соответствует их требованиям (40% выпускников не обучены смежным профессиям, 60% не обладают высоким профессионализмом, 80 % - медленно адаптируются к условиям производства). Социальное партнерство образовательных учреждений НПО и работодателей должно способствовать устранению этих недостатков. Работа в этом направлении уже ведётся. В 2004 году 45 образовательных учреждений НПО заключили 244 договора с социальными партнерами на 2004-2010 гг. Однако большинство договоров касаются только вопросов организации производственной практики, в них не оговаривается финансовая поддержка учреждений НПО, социальная поддержка обучающихся и работающих.

Во-вторых, в ближайшее время потребуются кадры, которые будут готовы к работе в условиях постоянного обновления, повышения квалификации и переобучения. Для этого, параллельно с основательной модернизацией экономики региона, опережающими темпами должна двигаться модернизация системы профессионального образования. Нужны комплексные, системные меры по укреплению и обновлению основных фондов учреждений профессионального образования. Также необходимо преодолеть существующий дефицит профессионалов, способных обеспечивать подготовку квалифицированных работников.

Третья задача связана с повышением уровня подготовки выпускников. Сегодня в области складывается тяжелая ситуация с обеспечением региональной экономики рабочими кадрами: 80% всех имеющихся вакансий на рынке труда приходится на рабочие профессии. Уровень квалификации выпускников начального профессионального образования не отвечает требованиям современного производства, учреждения НПО выпускают, в основном, рабочих III-IV разрядов, а производство нуждается в специалистах более высокой квалификации. К тому же, 80 процентов ребят, приходящих на производство, слишком медленно адаптируются к новым для них условиям. Это ставит перед системой НПО задачу реализации образовательных программ двух уровней: базового и повышенного. Руководителей предприятий гораздо охотнее берут на рабочие специальности выпускников средних специальных учебных заведений, так как у них более высокая общая подготовка, шире кругозор, они успешнее адаптируются на производстве и быстрее приобретают необходимую квалификацию. То есть, звено начального профессионального образования должно выйти на оптимальное сочетание теоретической подготовки и обучения практическим навыкам.

Оптимизация структуры начального профессионального образования региона должна обеспечить повышение качества обучения, приведение его в соответствие потребностям регионального рынка труда, более эффективное использование имеющихся материальных и интеллектуальных ресурсов системы НПО.