Экономика Кто делает ставки? (Новодвинский рабочий)

"Деньги туда и деньги сюда, - говорят в Одессе, - это две большие разницы". То же самое можно сказать о таких экономических понятиях, как "тариф" и "плата". Совершенно различно смысловое толкование этих слов. Еще больше отличается их юридическое происхождение.

30 июля 2004 года Правительство РФ Постановлением № 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" установило порядок расчета размеров платы за коммунальные услуги.

Именно этот документ однозначно трактует понятия, о которых мы в настоящий момент и говорим:

- тариф (цена) - это стоимость единицы услуги (товара), например, тариф за 1 Гкал тепловой энергии, цена содержания 1 кв.м общей площади жилья, тариф за очистку 1 кв.м сточных вод и т.д.;

- плата (ставка) - это стоимость некоторого объема услуги (количества товара), например, плата за водоснабжение с 1 человека в месяц, ставка за отопление с 1 кв.м в месяц и т.д. Например, новые тарифы на тепловую и электрическую энергию, которые с 1 января 2005 года весьма ощутимо высветились в квартирных "квитках", введены в действие Постановлением Департамента по тарифам и ценам администрации Архангельской области от 21.12.2004 № 13-Э/34 "О тарифах на тепловую и электрическую энергию, отпускаемую МУП "Жилкомсервис" МО "Город Новодвинск".

Так же постановлением №392 определено, что установление платы (ставок) за коммунальные услуги к полномочиям органов местного самоуправления не относится. Плату за свои услуги самостоятельно рассчитывают организации, оказывающие ЖКУ населению. Строго следуя закону, руководство МУП "Жилкомсервис" на исходе прошлого года подготовило и направило в городскую администрацию так называемую "Методику определения расчетных величин при начислении платежей за отопление и горячее водоснабжение". 21 января текущего года Методика была официально согласована.

Из чего складывается плата?

Согласно вышеназванному постановлению, расчет платы за отопление 1 кв.м общей площади производится с учетом:

а) тарифа за 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой МУП "Жилкомсервис" на нужды отопления и горячего водоснабжения жилищного фонда. Установил этот тариф в размере 511 рублей Департамент по тарифам и ценам администрации Архангельской области Постановлением №13-Э/34 от 21.12.2004года; б) норматива потребления тепловой энергии на обогрев 1 кв.м общей (жилой) площади жилья в месяц. В Новодвинске он равен 0,0203 (0,033) Гигакалориям.

Установил его в таком размере бывший Глава МО "Город Новодвинск" Н.В.Дружинин своим приснопамятным Постановлением №62 от 30.01.2004г. В свое время этот документ - "О нормативах потребления коммунальных услуг" - наделал много шума, но сегодня о нем PR-технологи нашего градообразующего предприятия и журналисты проциннеровских СМИ старательно "забывают".

в) уровня платежей граждан за ЖКУ. Напомним, что довел реформу ЖКХ до победного конца (стопроцентная оплата гражданами экономически обоснованного тарифа) своим решением №3 от 27.01.2005 Совет депутатов МО "Город Новодвинск" третьего созыва.

г) налога на добавленную стоимость в размере 18%.

Предусмотрен НДС Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, ставки оплаты за отопление с 1 февраля 2005 года составили:

511 руб./Гкал х 0,0203 Гкал х 100% + 18% = 12,24 руб. за 1 кв.м общей площади жилья в месяц;

511 руб./Гкал х 0,033 Гкал х100% + 18% = 19,90 руб. за 1 кв.м жилой площади в месяц.

Очевидно, что главной составляющей в приведенных формулах является не норматив потребления и даже не доля платежей населения, а именно тариф, утверждаемый отнюдь не в городской администрации, а в областном ДТЦ.

А была ли нужна экспертиза?

Полномочиями по установлению тарифов на тепловую энергию наделен департамент по тарифам и ценам (ДТЦ). В соответствии с федеральным законом 41-ФЗ экспертиза не носит обязательный характер и проводится только в порядке, определяемом ДТЦ. По закону, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность департамента, а следовательно, не полномочны назначать какую-либо экспертизу утверждаемых тарифов.

Кроме того, изменение уровня платежей граждан не влечет изменения тарифа, а только лишь изменение ставки оплаты. Норматив потребления тепла и уровень НДС в этом году вообще не изменились. Следовательно, оснований для экспертизы нет.

Нарушений нет

В связи с увеличением тарифа на теплоэнергию для населения увеличился и объем субсидий, предоставляемых малоимущим гражданам. Однако это увеличение уже было предусмотрено в межбюджетных отношениях. Что-либо менять в местном бюджете смысла не было никакого.

Что касается других коммунальных услуг (водоснабжения, канализации), то экономически обоснованный тариф за 1 кв.м на эти услуги остался неизменным, изменился лишь стандарт платежей граждан, в связи с чем ставки оплаты возросли, но весьма несущественно. Иными словами, ни одного нарушения действующего законодательства в области регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги администрация Новодвинска до сих пор не допустила. И, будем надеяться, никогда не допустит.

Тенденция, однако...

- Мы находимся в деловом контакте с департаментом по тарифам и ценам. Работа эта идет постоянно... - подтвердил Владимир Белоглазов (ИА генеральный директор АЦБК) в своем историческом интервью связь интересов большого бизнеса и государственной структуры.

А вот с этим суждением спорить действительно трудно. Кривая роста задолженности МУП "Жилкомсервис" перед АЦБК поразительно совпадает с кривой роста тарифа на единицу тепла. А она, что закономерно, повторяет кривую роста стоимости (цены) отопления единицы жилой площади. Они, кривые, похожи друг на друга, как сестры-близнецы. И просматривается даже не явная, а ярко выраженная тенденция к росту. Иными словами, не росли бы тарифы - не росла бы и задолженность. Но, похоже, кому-то рост и того и другого весьма выгоден. Эх, если бы еще такими же темпами рос уровень жизни населения! Минуло более полутора столетий, как один из основоположников экономической теории Давид Рикардо изрек мудрую сентенцию: "Каждая вещь стоит ровно столько, сколько покупатель может за нее заплатить. И ни центом больше". Как нам кажется, в ДТЦ об этом забыли.

Культура

В бенефисе лаптя участвовал Дед Мороз (Правда Севера) В Великом Устюге прошел праздник Русского Лаптя, общий для трех областей - Вологодской, Архангельской и Костромской. На центральной площади города народные умельцы обучали всех желающих технологии изготовления старинной обуви: плели ее из самого разного материала, начиная с традиционной бересты и заканчивая полосками, нарезанными из пластиковых бутылок.

Участники спортивной "Лапотокиады" играли в лаптбол (футбол в лаптях), метали лапти на дальность и на скорость носили в них воду. В виде символа праздника продавались торты, пирожные и пирожки.

"Всероссийский" Дед Мороз на своей вотчине под Устюгом принимал смотрины (что-то вроде фольклорного конкурса красоты) "Лапотница-2005". А вечером в городе прошел мини-фестиваль КВН "Ударим лаптями по бездорожью".

Василий Матонин: Бизнес на Соловках должен иметь духовные основания (Бизнес-класс)

Как следует развивать бизнес и туристическую индустрию на Соловках, чтобы не только удовлетворять требованиям современной экономики, но и не подменить истинное назначение форпоста русской культуры? На эту тему по просьбе корреспондента "БК" рассуждает историк, поэт, редактор альманаха "Соловецкое море" Василий Матонин.

- Однажды вы выбрали для жизни именно Соловки, почему?

- Каждое место выявляет в людях, природе, культуре и традициях определенную идею, или, точнее говоря, - идеал. Так вот, соловецкая идея есть идея Преображения. Не случайно Соловецкий монастырь называется Спасо-Преображенским. Это идея изменения и приобретения нового качества для человека. Соловки - топохрон, место, в котором фокусируются разные времена: лабиринты неолита, монастырь, лагерь - нигде в мире на столь небольшой площади не сосуществует столько памятников разных времен. Каждый человек должен преодолеть море, чтобы приехать сюда. И в этом преодолении тоже имеется глубокий смысл. В религиозно-мифологическом сознании пересечение моря значит преодоление смерти. Море (mоr, mer -индоевропейские глаголы умирания) - смерть, небытие. Кто в море не хаживал, тот Бога не маливал, говорили поморы. То есть только перед лицом опасности человек близок к покаянию. Покаяние - это и есть переосмысление жизни, момент перехода к новому человеческому качеству, перемена ума. Соловки - инобытийное пространство. Ведь и "монах-инок" означает "человек, живущий иначе". "Монах" - в переводе с греческого - "одинокий", "соло" - по латыни - "один". Отсюда "Соловки" - пространство, предназначенное для встречи человека с самим собой. Если продолжать семантический ряд, то "со-лов" (совместный лов) - выражение идеи совместного действия, совместного спасения. Сегодня жизнь подчинена коммерциализации, глобализации, оттого важно сохранить самостоятельность, спасти культурную идентификацию, национальную идентичность. Соловки - одно из немногих мест, "где русский дух, где Русью пахнет...". Это форпост русской культуры. Утрачивая его, мы теряем частичку своей самобытности.

- Польский писатель Мариуш Вильк, проживший более десяти лет на Соловках, сказал, что Россию можно узнать только через монастырь... - В этом с Мариушем трудно не согласиться. Надо понимать, что понятия "культ" и "культура" - очень родственные. Если культ, я имею в виду религиозный культ, говорит о смысле человеческой жизни, то культура - это материализация культа, духовных оснований жизни. И нацию понять можно только через обращение к ее религии, то есть в России это означает обращение к православию. Принятие православия не было случайным для Руси, ведь именно православие более всего совпало с менталитетом русского человека. Православие требует от человека единства в главном, свободы во второстепенном и во всем - любви. Одновременно с христианством мы наследовали из Византии монархическую форму правления. Самодержавная власть сформировалась как единственно возможный способ преодоления "дистанции огромного размера". Авторитаризм для нас - это возможность преодоления больших расстояний, ведь русские потенциально готовы к расколу, хотя и стремятся к единству. Многие философы отмечали эту анархичность русского народа. Маркиз Адольф де Кюстин, находившийся некоторое время при дворе императора Николая I, сказал: "Я нигде в мире не видел такого причудливого сочетания монархии явной и республики тайной, как в России". Где истоки этой двойственности русского характера, преодолеваемой православием? Возможно, в геокультурном положении России. "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут", - писал Киплинг. Поэтому, возможно, не работают у нас в полной мере ни западная, ни восточная экономические модели. Всякий раз приходится искать свой путь. Может быть, оттого и Соловки нам особенно дороги, что рано или поздно человек ищет там ключи от самого себя. Русская культура утеряна для тех, кто не ищет духовного знания. Раскаяние есть напряженное осмысление того, что произошло. И если отделять Церковь от русской истории, мы будем блуждать на одном месте. На Западе это называют "потерей лица".

- Как вы думаете, какой вид туризма следует развивать на архипелаге?

- Мотивы, которые побуждают человека приехать на Соловки, могут быть очень разными. Кого-то влечет исторический интерес, ведь архипелаг - духовный, культурный и военный центр Русского Севера. Кто-то здесь посещает могилы погибших родных. Кто-то прочел "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицына или "Неугасимую лампаду" Ширяева. Кто-то едет, чтобы поклониться святой земле, зная, что Соловки - действующий монастырь. И все это понятно. Но есть немало тех, кто желает отметиться в ставшем модным после череды высокопоставленных визитов месте. Если у туристов есть только желание попариться в баньке, повеселиться, порыбачить, то на Соловках они могут обмануться в своих ожиданиях. Там для этого не подходит даже погода, когда неделями может задувать ветер. Оказываются необманутыми только те, которые едут на Соловки с духовной заботой, при любой погоде они находят то, что искали. Развитие на Соловках развлекательной индустрии кощунственно по отношению к тем, кто желает поклониться православным святыням или памяти жертвам ГУЛАГа. Но острова, безусловно, должны быть открыты для всех как центр паломничества. - Каких ограничений от туристов и бизнесменов потребует такой подход к туризму? - Во-первых, начать надо с того, чтобы стать осторожнее в так называемом пиаре. Есть, например, устоявшийся брэнд, что "Соловки - жемчужина Русского Севера". Но жемчужину можно потерять, продать, любоваться ею... Однако все эти действия не подходят для осмысления Соловков. Дезориентация туристов начинается именно с использования этого брэнда. Соловки - место для изменения человека. Соловки - либо монастырь, либо лагерь, но в любом случае - кладбище, где недопустимы дискотеки и веселые пиры... Мне кажется, что оптимальный вариант посещения острова был выработан в монастырские времена, после секуляризации 1764 год, когда Соловецкий монастырь потерял материковые вотчины. Монахи вынуждены были перестроить хозяйственную деятельность, развивая островное хозяйство. Основной статьей бюджета для монастыря стало паломничество. И была создана целая индустрия для обслуживания паломников. И это не было плохо. И это приносило доход. Для современного человека экономическая деятельность также должна иметь духовные основания, некую идею, без нее, как можно убедиться на исторических примерах, у русского человека все из рук валится. И это надо учитывать в туристическом бизнесе. Человек, который платит очень большие деньги, чтобы попасть на Соловки, требует, чтобы мир вращался вокруг него. И он соответственно относится к природе и религии. По большому счету ему безразлично, останутся капиталы на острове или они не будут работать на восстановление святыни. Как разрешить это противоречие? С постановки вопроса начинается интеллектуальная, а значит, душевная работа.

- Что можно посоветовать тем, кто планирует развивать свой бизнес на Соловках?

- Если человек занимается бизнесом на Соловках, то, прежде всего, он должен быть озабочен проблемой спасения души, а не материальной выгодой, тогда он все сделает правильно. Развитие бизнеса может стать инструментом возрождения Соловков. Исходить нужно из признания Соловецких островов православной святыней. Деловые люди убедятся в том, что это окажется выгодным для бизнеса.

Экология Воздух и вода чище не становятся (Бизнес-класс) По словам главного санитарного врача Архангельской области Романа Бузинова, основными экологическими проблемами в области остается загрязнение воздуха, питьевой воды и почв. В сравнении с 2003 годом ситуация существенно не ухудшилась, но по-прежнему остается напряженной.

Каждый четвертый источник воды в системе централизованного водоснабжения и каждый второй в системе нецентрализованного не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам. Одной из главных причин этого является изношенность водопроводных сетей. По нарушениям правил эксплуатации системы централизованного водоснабжения увеличилось количество штрафных санкций. Основными же факторами загрязнения воздуха остаются деятельность промышленных предприятий и автотранспорт.

Из 385 источников водоснабжения в Архангельской области не отвечают санитарным нормам и правилам 94 объекта (24,4%). Более 50% нестандартных проб воды по санитарно-химическим показателям водоисточников хозяйственно-питьевого водоснабжения установлены в Коношском, Котласском, Приморском, Устьянском, Холмогорском районах.

Медицина Динамика профессиональной заболеваемости в Архангельской области и в целом по России за 1995-2004 гг. (на 10 000 работающих) (Бизнес-класс)

В 2004 году на профмедосмотрах было выявлено 26 хронических профессиональных заболеваний, что выше, чем в 2003 году, почти на 16%.

В прошлом году установлено 8 острых заболеваний, в том числе отравление парами аммиака на пищекомплексе "Котласский", острые отравления метилсернистыми соединениями на ОАО "АЦБК" и отравления хлором в Новодвинске. Из года в год наблюдается прямо пропорциональная зависимость возникновения профессиональных заболеваний от стажа работающих и их возраста. Основными причинами возникновения болезней в 2004 году были конструктивные недостатки машин и оборудования, несовершенство технологических процессов. Наиболее высокие уровни профзаболеваемости дают такие отрасли промышленности, как лесозаготовительная, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая, транспорт и спецстроительство.