Саратовская область. Министр земельной политики Николай Владимиров провел брифинг для журналистов.

Саратов, 29 Ноября 2000, 11:35 — REGNUM  Стенограмма брифинга Владимирова Николая Васильевича, министра земельной политики.

- Что Вы считаете главным в своей работе и деятельности своего министерства?

- Главное определено в названии министерства. Это проведение земельной политики, проведение в жизнь тех законодательных актов и, главное, закона Саратовской области "О земле". Министерство само не строит политику, а проводит политику губернатора, Областной думы. Мы видим свою главную задачу в реализации законодательства. В том числе, не только практическая работа по реализации законодательства, но и совершенствование законодательства и отстаивание законов на всех уровнях, если где-то возникают вопросы соответствия или несоответствия нашего законодательства каким-то пунктам федеральных законов или их нормативных актов.

В связи с этим я хотел бы сказать, что мы собирались несколько месяцев назад по поводу приведения в соответствие Областной думой (по протесту прокуратуры) некоторых пунктов "Закона о земле" в части ипотеки земельных участков, в том числе и сельхозназначений. На том этапе этот протест прокуратуры был удовлетворен в связи с тем, что на самом деле положение нашего закона не соответствовало закону "Об ипотеке" о заложенной недвижимости. На сегодняшний день на федеральном уровне проведена определенная работа и в ближайшее время мы вернемся к рассмотрению областного закона "О земле" в части внесения в него пунктов, касающихся ипотеки земель и государственных, и муниципальных, и сельскохозяйственных, в связи с тем, что в первом чтении приняты поправки Государственной Думой в части 1 ст. 63 закона "Об ипотеке".

Я недавно был в Москве, участвовал в подготовке второго чтения этого закона, а эта поправка была вынесена на рассмотрение по инициативе Областной думы. Эта поправка, правда в несколько ином виде, принята. Поправка депутата Грачева - заместителя председателя Комитета по собственности, но эта грачевская поправка является как бы компромиссной, тем не менее, позволяет нам опять заниматься ипотекой земельных участков. В декабре будет второе чтение.

У нас есть все данные, мы проводим работу среди фракций и комитетов, прошли уже два парламентских слушания за последний месяц, посвященные формированию объектов недвижимости, по кадастрам земельным, строительным, в том числе затрагивались вопросы, связанные с ипотекой земельных участков как объектов недвижимости. Я думаю, в декабре в этом законе будет поставлена точка. 241 депутат голосовал за эту поправку, 147. против, а нужно 226 депутатов. Сейчас готовим второе чтение. Это для нас благоприятный фактор.

Если говорить о работе с самим законом "О земле" в части частной собственности на землю, то здесь следующая картина. Сейчас на федеральном уровне готовится новый вариант земельного кодекса. Я тесно связан с рабочей группой, которую возглавляет Герман Греф, которая занимается разработкой этого законодательного акта. До 15 декабря этот проект должен быть представлен в Правительство. То есть до 15 декабря, должны быть обобщены все предложения по этому проекту. В частности, есть проекты, разрешающие куплю-продажу всех земель, в том числе и земель сельхозназначения, представленный депутатом Павлом Крашенинниковым, есть проект от аграрного комитета, есть проекты правительственные, наши предложения также представлены в комиссию под руководством Г.Грефа. Мы постоянно контактируем. Больше того, достигнута договоренность с Дмитрием Федоровичем и Грефом о проведении в Саратове в период с 15 по 22 декабря республиканского форума - совещания, посвященного работе с землей, в том числе проблемам частной собственности на землю и ее свободного гражданского оборота, оборота земельных участков. Сейчас мы готовим это совещание. На него будут приглашены наиболее продвинутые в этом направлении регионы, чтобы поделиться опытом работы в рыночных условиях таких законодательных актов, как наш закон. Естественно, представители федеральных структур, Госдумы, Федерального Собрания. Такое совещание сейчас мы готовим.

Естественно, мы сейчас активно занимаемся вопросами, связанными в целом с недвижимостью. Это то, что записано в плане стратегического развития Российской Федерации: формирование единых объектов недвижимости и переход к налогам на единый объект недвижимости. Вы знаете, что сейчас есть земля, есть налог на землю, есть недвижимость, стоящая на земле, есть налог на имущество наземное. Мы должны перейти, как и весь цивилизованный мир, к единому налогу, то есть формироваться будет единый объект недвижимости: земля и все, что с ней прочно связано. Это требует некоторой реконструкции структур, которые связаны с формированием таких объектов (это и федеральная служба земельного кадастра, и Минимущества, и Госстрой в части БТИ, и Палата регистрационная, то есть органы юстиции, которые формируют не сам объект, а права на него). То есть сейчас проводится работа по согласованию интересов всех этих структур и выработка оптимального подхода для того, чтобы гражданину было удобно обращаться, чтобы оформить свои права на землю, сформировать этот объект, и, соответственно, быть исправным налогоплательщиком. Сейчас такая работа проводится.

Если говорить о действии закона "О земле" и других нормативных актов в нашей области, то здесь есть хорошие подвижки в плане использования земли. Я назову только одну цифру: только в это году мы уже перераспределили порядка 300 тысяч гектар (296 тысяч было на начало октября) от неэффективных собственников и землепользователей к эффективным. То есть идет реорганизация сельскохозяйственных предприятий. На сегодняшний день на реорганизации находятся 98 сельхозпредприятий, я имею в виду крупных. Если говорить о фермерах, то у нас средняя площадь на одно фермерское хозяйство увеличилась в 1,5 раза. было 100 га, сейчас уже 148 га на фермера. Происходит укрупнение за счет перераспределения земли, имеется в виду и купля-продажа, и сдача в аренду земли. Закон действует. Больше того, я должен сказать, что у нас сейчас с министерством сельского хозяйства и другими структурами как бы отработана схема взаимодействия по реорганизации сельхозпредприятий и вовлечения земли в эффективное использование. В этой схеме участвует и Министерство сельского хозяйства, и Министерство земельной политики. Это нужно иметь в виду потому, что эта схема сейчас уже работает у нас.

Коротко расскажу. Мы с вашими коллегами были в Новоузенском районе. Там проводят сейчас в жизнь программу "овцеводство". Мы считаем, что это экономическая зона, объединяющая все юго-восточные районы, примыкающие к Казахстану. Есть муниципальные образования, предприятия, земельные участки. Т.е. фактически мы доходим буквально до земельных участки в части мониторинга. Здесь также работают наши агентства по финансовому оздоровлению. Это тот блок, который занимается финансовым оздоровлением предприятий и те структуры, которые обеспечивают реформирование: это центр регистрации юридических лиц, Сартехинвентаризация и комитет по имуществу области, и регистрационная палата и комитет по земельным ресурсам землеустройству области. Вся эта работа строится на мониторинге. Мы сейчас создаем информационную систему, так называемое АПК. Мониторинг у нас идет начиная от таких экономических зон до конкретного земельного участка. Это мониторинг финансово-экономического состояния, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов сельхозпредприятий. И мониторинг земель и экономики землепользования, т.е. сколько гектаров дает какую отдачу и т.д.

Мониторинг продовольственной безопасности - наболевший вопрос формирования продовольственных фондов области. Всегда возникает проблема: сейчас мы придумаем схему, организуем контроль за наполнением продовольственных фондов, работаем с поставщиками в этот продовольственный фонд. Уже определены порядка 200 сельхозпредприятий, которые будут участвовать в тендере на исполнение госзаказа. Будем выделять ресурсы только тем, кто является надежным поставщиком. Есть еще и мониторинг программ, существующий в виде компьютерных программ. В виде оцифрованных карт Саратовской области карт районов. Вот я могу показать Балашовский район. Это мониторинг рентабельности сельхозпредприятий. Вот зеленым - это рентабельность предприятий свыше 25 %. Мы отслеживаем буквально каждое хозяйство. Салатовый цвет - рентабельность от 3 до 25 %. Желтая - от 0 до3%. Красные - это хозяйства с отрицательной рентабельностью. Это все в электронном виде.

Мы сейчас формируем эту систему мониторинга по районам. Каждый район будет иметь электронную оцифрованную карту, куда будут постоянно вносить изменения и предавать нам сюда в центр в целом для того, чтобы была ситуация по области. И наглядно видно, что нужно сделать с этими хозяйствами. Их можно присоединять к соседям, давать инвестиции с возвратом. Здесь достаточно простая ситуация (в Балашовском районе), т.е. здесь проблем нет. Самойловский район - здесь побольше красноты. Здесь нужно работать. Калининский район - тоже ситуация достаточно благополучная с точки зрения рентабельности хозяйства. Фактически все хозяйства рентабельны за исключением двух хозяйств. Екатериновский весь зелененький. Я должен сказать, что если по прошлому году у нас из 756 хозяйств было 406 хозяйств рентабельных, то предварительная информация к обработке данных - за 9 месяцев этого года - 468 хозяйств рентабельных. А к концу года за счет реализации продукции (понятно - к концу года пойдет еще больше реализация продукции) то мы будем иметь еще больше хозяйств, которые выше ватерлинии. Хотя там есть проблемы, связанные с кредиторской задолженностью. Мы фактически доходим до каждого участка поля и ведем его мониторинг, историю. Вот, например, акционерное общество - они вроде сами себе хозяева. Но они должны соблюдать севообороты, это требование закона о земле и должны эффективно использовать земли. Это мониторинг показывает. Эта система контроля она у нас уже работает.

- Уже работает закон "О земле". Назовите какие-то конкретные цифры, результаты.

- У нас всего за эти 3 года действия закона проведено 326 аукционов. Продано на них 1156 земельных участков. Это и продажа участков, и реализация права аренды. Кстати, проведен в Саратове аукцион на продажу прав аренды небольших участков по 2 метра три участка - всего 6 метров киоски или места, реализации кино, фото продукции, где продают фильмы. Один метр. 100 тыс. рублей, 10 метров. уже миллион. Вот вам деньги для муниципального образования.

В сельской местности на аукционы выставляются только муниципальные земли. Здесь мы не ставим задачу обеспечить максимальной прибылью бюджет. Тут задача другая - гласное перераспределение земель. Стоимость земельных участков в среднем порядка 250 рублей за гектар.

- Как используется земля?

Н.В.: Бывают споры и часто судебные. Что мы понимаем под вопросом использования и неиспользования земель? Земельный участок он может быть использован, он используется, но на данный момент не обрабатывается. Вот почему мы сейчас такой жесткий мониторинг вводим. И сейчас, с нашей точки зрения, количество неиспользуемой земли возросло. Но это вопрос спорный. Нужно как минимум 2 года, чтобы доказать, что этот участок не используется.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
26.09.16
Лавров: Видимо, военные США не слишком слушаются Обаму
NB!
26.09.16
Москвич подал иск на McDonald’s: показатель несвежести выше нормы в 60 раз
NB!
26.09.16
Минобрнауки сокращает число учебников
NB!
26.09.16
В Турции взорвали автобус с военными
NB!
26.09.16
Доходы 73% работников в РФ складываются из «белых зарплат»: опрос
NB!
26.09.16
Синдзо Абэ уверен в успешном решении спора вокруг Курил
NB!
26.09.16
Главный риск для рубля – встреча ОПЕК
NB!
26.09.16
СМИ: Россия может получить гиперзвуковое оружие в начале 2020-х годов
NB!
26.09.16
Порошенко прокомментировал слова Трампа о Крыме
NB!
26.09.16
Каталония в случае выхода из Испании будет строить с РФ хорошие отношения
NB!
26.09.16
Трамп пообещал Нетаньяху признать Иерусалим неделимой столицей Израиля
NB!
26.09.16
«Бог наш — Бог бедных»
NB!
26.09.16
Иезуиты: ещё одна самая тайная и непобедимая сила