Федеральное агентство по рыболовству намерено активизировать свою законотворческую деятельность, об этом сообщил глава Федерального агентства Станислав Ильясов на пресс-конференции в Москве 8 июля.

Годовая норма потребления рыбопродуктов на одного жителя России должна равняться 23 кг, отметил он. Между тем эта норма далеко еще не достигнута. Если в 2004 году фактическое потребление, по статистике, составляло чуть больше 11 кг, то за первое полугодие 2005 года цифра выросла уже до 16 кг. По сравнению с прошлым годом на четверть увеличен объем вылова, что составляет примерно 250 тысяч тонн рыбной продукции. Однако рыба в России по-прежнему дороже мяса, а более половины потребительского рынка насыщается за счет импортной продукции.

Выход из создавшейся ситуации руководитель Федерального агентства рыболовства видит в совершенствовании законодательной базы отрасли: "Государство должно определить правила игры. Год назад у рыбников, кроме 704 постановления (Постановление Правительства № 704 от 20.11.2003 с типовым положением о процедуре наделения рыбаков долями прибрежного рыболовства) практически ничего не было. В декабре прошлого года Президент подписал закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Сейчас готовятся еще два закона - о прибрежном рыболовстве и по обороту продукции из осетровых видов рыб и икры. Кроме этого, надо внести изменения в одиннадцать уже существующих законов, принять четыре постановления Правительства и два указа Президента, в частности, указ по нашим представительствам за рубежом для возможности активной работы по мировому океану. Эта нормативная база позволит нам уйти от черного рынка и получать доход в федеральный и региональные бюджеты. Наши компании не должны чувствовать себя временщиками".

По мнению Станислава Ильясова, принятие закона "О прибрежном рыболовстве" приведет к увеличению объемов поставок рыбы на российский берег и, соответственно, к полной загрузке сырьем российских перерабатывающих предприятий. Сейчас рыбоперерабатывающие предприятия загружены только на 15-20%, что сказывается на себестоимости товара, отметил он. "Что получается? Поймали рыбу у нас, даже не зафиксировавшись в нашем порту отвезли ее в Норвегию, там помыли, голову оторвали, сюда обратно привезли и продали в два раза дороже... - возмущался он. - Надо создавать условия, чтобы все наши рыболовецкие суда вернулись на наш берег, а сегодня более половины вообще не заходит в наши порты - невыгодно. Если в норвежский порт заходит судно, его там бесплатно заполняют, портовые услуги в 20 раз дешевле, а у нас не успел зайти - таможенники начинают: "Где мотор купил? Где то сделал, где это?". Неделю судно стоит, рыба не выгружается".

В свою очередь, закон "О государственном регулировании оборота продукции из осетровых видов рыб" должен решить проблему браконьерства: "Сейчас конфискат идет на рынок, а этого делать нельзя, - подчеркнул Станислав Ильясов. - Есть промысел; его продукцию и нужно продавать, а то, что отнимается у браконьеров - уничтожать. Если компании будут заниматься воспроизводством, наукой, промыслом, переработкой, насыщением нашего внутреннего рынка, платить налоги и сохранять рабочие места, а рядом кто-то будет заниматься браконьерством - сам бизнес разберется с ними".