Первая неделя июля началась в Киеве очередным рецидивом "кассетного скандала", а закончилась ярмарочными игрищами в Верховной Раде: Украина с боями вступала в ВТО. Украинские СМИ назвали происходящее в парламенте брутальным "мордобоем" ("Форум") или замысловато - "чемпионатом по вольной борьбе" ("Украинская правда"), "Трибуна" предположила, что именно так и должна происходить "торговля", и "ничего особенного. На то и Всемирная торговая, чтобы учиться торговаться". The Financial Times поместила сухой репортаж, где в порядке эпиграфа значились потери украинского экспорта от неучастия в ВТО (1,6 млрд. долларов в год), а в конце сообщалась некая благая весть из Женевы, где в этот момент рассматривалась украинская заявка на вступление ("по сведениям, поступившим из Женевы, на заседании, в целом, царила благожелательная атмосфера, и члены комиссии пришли к общему выводу о том, что декабрь по-прежнему остается приемлемой датой для вступления Украины в том случае, если пакет законопроектов будет принят Верховной Радой до конца этой недели"). Украинские депутаты в этот самый момент дудели в дудки и "щедро раздавали друг другу пинки и щелбаны" ("Форум").

Началось представление утром 6 июля, когда спикер Владимир Литвин поставил на голосование первый из пачки проектов по ВТО: "с десяток коммунистов бросились к спикеру с явным намерением как-то помешать, не дать совершить роковую ошибку. Глава парламента не выдал волнения - на помощь уже спешила гвардия из его "народной" фракции. Маленький, но очень спортивный нефтяник Игорь Еремеев заслонил своим телом спикера от вспыхнувшей за его креслом потасовки. Через минуту страсти улеглись, и Литвин продолжил работу в окружении, - докладывают репортеры "Трибуны". - С горем пополам Литвин протиснул через парламент первый закон - об уголовной ответственности за аудио-видео-пиратство. Оппозиция сплотила ряды и усилила звуковое сопровождение. На трибуну пригласили премьера: Тимошенко должна была живописать выгоды для страны в случае снижения экспортной пошлины на подсолнечник. Возле трибуны завязалась очередная драка. Коммунист Соломатин попытался придушить БЮТовца Шкиля. Эсдек Шуфрич бросился спасать обоих - одного от верной смерти, другого от тюрьмы. Образовалась свалка, под которую проект о подсолнечнике был успешно принят в первом чтении".

Второй день голосования по ВТО в исполнении парламентских корреспондентов "Версий": "Ближе к полудню завязалась первая драка между членами фракций Компартии, "Нашей Украины" и БЮТ. Коммунисты ринулись в бой после того, как председатель ВР Владимир Литвин поставил на голосование постановление о возвращении к рассмотрению ряда вопросов. Перед этим Петр Симоненко обвинили Литвина в том, что он лоббирует чьи-то интересы и ставит на голосование вопросы, которые ранее не были поддержаны парламентом. В результате столкновение получилось настолько серьезным, что в президиум вынуждена была войти охрана спикера. Впрочем, вмешиваться она не стала. Депутаты самостоятельно скручивали друг друга, тащили в закуток у президентского кресла... Коммунисты пытались вытянуть из-под Литвина стул. Представители фракций БЮТ и "Наша Украина" дали им отпор, из-за чего возникла потасовка между Михаилом Поживановым и коммунистами. В это же время в другом конце президиума с коммунистами дрался Михаил Волынец (БЮТ). После этого Владимир Литвин... объявил получасовой перерыв и покинул зал вместе с первым заместителем Адамом Мартынюком. Остальные депутаты при этом остались в зале и продолжали блокировать трибуну. Также они поснимали пиджаки и галстуки, явно готовясь к продолжению "банкета". Однако бой продолжался недолго. После возвращения спикера в зал депутаты успели проголосовать за поправки в бюджет во втором чтении, выслушать душераздирающую историю депутата Засухи о ночном захвате ее семейного коттеджа, а также не менее горькую исповедь городского головы города Конотопа Ольги Гинзбург, которая сообщила, что властями готовится ее смещение с занимаемой должности. На этой трагической ноте коммунистам, наконец, удалась очередная попытка извлечения кресла из-под Владимира Михайловича Литвина. В зале в это время сторонники принятия законопроектов по ВТО выпихивали за двери представителей партий, которые протестуют против принятия этих законопроектов. В ответ на это у спикера вырвали микрофон и тоже вытолкали его из зала. Вслед за ним зал покинули часть министров во главе с Юлией Тимошенко.

В ходе перерыва состоялся согласительный совет, после которого стало известно, что спикер отказался выносить на голосование законопроекты, касающиеся вступления Украины в ВТО, которые были поддержаны парламентом в среду в первом чтении. Об этом в интервью журналистам сообщил его пресс-секретарь Игорь Сторожук. Он сообщил, что на согласительном совете выяснилось, что парламентские комитеты не рассматривали данные законопроекты, и эти документы не готовы для рассмотрения во втором чтении.... Юлия Тимошенко, второй день наблюдающая происходящее в парламенте из ложи правительства, вызвала Петра Симоненко на "дуэль" - предложила ему встретиться в прямом эфире телевидения и провести дискуссию на тему необходимости вступления Украины во Всемирную торговую организацию".

В конце концов "Украинская правда" подвела итоги: "Семь сломанных на столе Владимира Литвина микрофонов австрийской фирмы AKG, каждый стоимостью 370 евро, оторванные галстуки, синяки и головная боль - такие последствия трехдневного голосования в парламенте законопроектов, необходимых для вступления во Всемирную торговую организацию". Впрочем, как позже выяснилось, есть в украинском правительстве люди, которым весь этот праздник жизни представляется едва ли не предметом национальной гордости: "Вице-премьер-министр Украины по админреформе Роман Бессмертный прокомментировал в интервью Комсомольской правде в Украине драку в Верховной Раде, которая произошла 7 июля. "В парламенте была свадьба - Украина женилась на Всемирной торговой организации. А какая же свадьба без драки? На свадьбе пьют водку, а здесь опьянение вызывали законы. Так что все нормально", - сказал он. Вице-премьер отметил, что в парламенте за одиннадцать лет он видел многое. "Были ведь и конституционный договор, и Конституция, и формирование большинства в 1999 году, и оранжевая революция. И сейчас не вижу ничего, что бы выходило за рамки парламентских баталий. Если случаются такие инциденты, значит, общество живо, есть парламентаризм", - сказал Бессмертный. В том же интервью Бессмертный заявил: хорошо, мол, что эту ситуацию видели представители Совета Европы, "которые иногда считают, что здесь началось затишье". А в заключение поделился собственным "оппозиционным" опытом: "Когда я был депутатом, то мы три раза в неделю по утрам играли в футбол. И когда я в очередной раз приходил на сессию и наблюдал, как там друг друга тягают за чубы, то почему-то приходила в голову такая мысль: Господи, что этим людям надо? Набегались бы утром и сидели бы сейчас спокойно".

"ProUa" по просьбе спикера не стала приводить скорбные подробности "дней ВТО на Грушевского", но углубилась в историю украинского парламентаризма и после пространного перечня славных дел пришла к очевидному заключению: "Оппозиция и власть окончательно поменялись местами. Новая оппозиция переняла практически все от своих предшественников - сначала это были митинги на площадях с выступлениями ораторов, песнями и плясками, потом - палаточные городки и голосования, сейчас - блокирование трибуны и ломание микрофонов. Новая же власть, как и ее предшественница, время от времени ведет себя, как слон в посудной лавке". Впрочем та же "ProUa" напомнила, что эмоциональному потрясению от прохождения в парламенте пакета законов по ВТО предшествовала прагматическая вполне часть, в ходе которой власть потерпела первое серьезное поражение от оппозиции: в ходе "пакетной торговли" по меньшей мере 15 мажоритарников потеряли свои места в парламенте. А это значит, что накануне более чем сложной (и во многом решающей) осенней сессии "Наша Украина" вынуждена будет искать именно эти 15 голосов за пределами своей фракции.

Таким образом завершила свой сезон Верховная Рада. Что же до перманентной подготовки к выборам-2006, она была ознаменована новой серией компроматов из неисчерпаемой фонотеки майора Мельниченко, жертвой на этот раз стал глава СНБОУ Петр Порошенко: "транскрипции записей разговоров экс-президента Леонида Кучмы и нынешнего секретаря СНБОУ Петра Порошенко майор Мельниченко якобы передал сайту "Майдан-информ". В соответствии с расшифровкой, Порошенко клянется в верности Кучме и рассказывает ему, как он предлагал тогдашнему главе правительства Виктору Ющенко "сдать" Юлию Тимошенко".

Часть изданий напрямую говорит о "заказе": "Во-первых, Николай Мельниченко имеет прямой выход на рейтинговые издания, как, например, "Украинская правда", которым он, как правило, передает эксклюзивную информацию. Во-вторых, транскрипция записей не подтверждается аудиофайлами, что наводит на мысль о сфабрикованности материала. В-третьих, лингвистические особенности текста не вполне совпадают с аутентичными материалами, опубликованными в свое время Александром Жиром на сайте "5 элемент"". "ProUa" размещает четыре версии, наиболее вероятной считая ту из них, по которой Порошенко "заказали" социалисты: "Несмотря на то, что текст наводит на мысль о Юлии Тимошенко как возможном заказчике, наиболее вероятно, что инициатива выброса исходит от представителей СПУ. В частности речь идет об ответной акции на подрыв позиций министра внутренних дел Юрия Луценко.... Традиционно СПУ имеет монополию на пленки Мельниченко, что дает им возможность сформировать необходимые транскрипции. К тому же социалистам крайне выгодна корпоративная война между Тимошенко и окружением Ющенко накануне парламентских выборов. Такие скандалы должны укрепить имиджевые характеристики Cоцпартии, перенеся на представителей новой власти клеймо "команды Кучмы"".

"Форум" сделал акцент на популярности в украинской политической жизни "прослушки" как таковой: "Все СМИ пестрят заявлениями известных и не очень людей о том, что их наглым образом прослушивают. Последним, кого заподозрили в таком нехорошем деле, был министр МВД Украины Юрий Луценко. А обвинял министра в этом его же заместитель. "Я имею информацию, что долгое время по приказу министра идет прослушивание меня и других заместителей, более того, я жду откровенных провокаций от милицейских служб, которые непосредственно подчиняются министру", - заявил Фокин в вечернем эфире "5 канала" в понедельник. Фокин также отметил: "Незаконно прослушиваются мои разговоры с депутатами, министрами - это те телефоны, которые не должны прослушиваться, я уже не говорю про мобильные, домашние номера". В начале месяца на украинскую "прослушку" у себя на родине пожаловался и Посол США в Украине Джон Хербст. Его разговор с Генеральным прокурором Украины Пискуном стал достоянием общественности. Напомним, что на пленках был записан разговор двух людей, голос которых напоминал голоса Хербста и Пискуна. В частности, один поздравлял другого с восстановлением, а тот, в свою очередь, благодарил за поддержку после увольнения с должности Генпрокурора в октябре 2003 года. Человек с голосом Генпрокурора также обещает закрыть дело против священника, которого упоминает человек с голосом, похожим на голос американского посла.

Эксперты "Форума" напоминают о моральном пафосе, с которым новая власть одерживала победу. Собственно "моральность" на тот момент опиралась на "прослушку": "Прослушивали всегда. До падения прежней власти оппозиция активно пропагандировала "прослушку", - напоминает Владимир Малинкович. - Мельниченко долгое время подавали как героя. Тогда уже нужно было говорить, что пора прекращать практиковать подобное. Тем не менее, и оппозиция, и власть прослушивали своих оппонентов. И таким образом "прослушку", как бы легализовали. Я не думаю, что сейчас увеличился объем прослушивания, он всегда был достаточно высок, но вот моральная планка исчезла. Ее нет. В определенных случаях использование прослушки считается моральным. Луценко вместе с партией социалистов считал правильным то, что Мельниченко занимался прослушкой. Поэтому у этих людей нет морального барьера в этом деле. Сегодня нет и юридического барьера, поскольку эти люди сами себе власть. Реального разделения власти нет, поэтому тема прослушки становится все более актуальной. Прежде всего, потому что у нас нет аллергии на прослушку как на недопустимый метод. А с другой стороны - новая власть сохранила традиции старой в борьбе с инакомыслием. Она действует теми же методами, иногда даже опережая прежнюю".