В Тюмени подведены итоги по проведению единого государственного экзамена. Первый заместитель директора областного департамента по образованию и науки Владимир Долгушин прокомментировал журналистам результаты ЕГЭ в Тюменской области.

Напомним, ЕГЭ открылся 20 мая экзаменом по иностранному языку. По опыту прошлых лет именно этот предмет в формате единого экзамена вызывал у выпускников наибольшие трудности. В 2005 году иностранные языки сдали очень неровно. По немецкому языку вообще получены лучшие результаты, средняя оценка по нему составила 3,94 против 3,64 по английскому. Но английский в этом году, в целом, был сдан хуже, чем в 2004. Закончились испытания 8 июня математикой. Средняя оценка по химии составила 3,4, по обществознанию - 3,77.

Результаты опроса преподавателей показали, что они довольны своими учениками. Считают полученные баллы обоснованными. Кто-то сдаёт хуже, чем предполагалось, кто-то лучше, но совсем необычных результатов нет. Подавляющее большинство школьников из общеобразовательных школ выбрали обществознание, историю. Иностранные языки - скорее исключение.

Есть мнение, что задания по ЕГЭ в 2005 году сложнее и разнообразнее, чем в прошлом. Некоторые учителя говорят, что задания по географии и биологии превышают общеобразовательный уровень школы. Это же говорили про русский и иностранные языки. Школьники отметили другой недостаток - разный уровень заданий. Одним достаются сложные вопросы, другим - простые. Впрочем, это очень субъективный показатель.

"Двоечники" имеют шанс получить более высокую отметку. В аттестат будет проставлен балл, рассчитанный по формуле ЕГЭ плюс годовой балл и эта сумма, разделенная на 2, округлённый в большую сторону.

Результаты ЕГЭ в Тюменской области не впечатляют. Тюменская область попала в таблицу худших результатов ЕГЭ в России. Хуже, чем тюменские школьники русский язык знают только школьники Кабардино-Балкарии и Дагестана. Процент двоек вдвое выше, чем в среднем по России, а пятёрок вдвое ниже.

Федеральный центр тестирования опубликовал оценки в Тюменской области по основным предметам 27,9% двоек по алгебре, 27% по математике. Ниже, чем в среднем по России оценки по предметам по выбору: истории, биологии, химии, обществознанию и всем иностранным языкам.

Из-за столь низких результатов по результатам ЕГЭ чиновники сравнивали цифры не со средними по России, а с прошлым годом в Тюменской области. По всем предметам по выбору, кроме английского языка, результаты лучше, чем в 2004 году. Очевидно, школьники стали более целенаправленно выбирать экзамены по тем предметам, где они сильны. Результаты по основным предметам, русскому языку и алгебре несколько хуже прошлогодних.

Стала заметна разница "элитарного" и "обычного" образования. По русскому языку гимназия при ТюмГУ показала средний балл 75, гимназия 21 - 70,6, лицей при ТюмГНГУ - 69,4, средний балл - 49,45.

У тех выпускников, кто сдал экзамен хорошо, есть возможность поступить во все вузы Тюменской области. Исключения - Тобольская духовная семинария, юридический институт МВД и высшее военно-инженерное училище. ТюмГУ в 2005 году появилось новшество для абитуриентов, все документы для поступления можно получить на сайте университета. В ТюмГНГУ выявляют студентов с поддельными аттестатами средней школы.

Виновными в плохом результате экзаменов назвали заведения начального профессионального образования. Их результат в ЕГЭ значительно ниже результата общеобразовательных школ. Первый заместитель директора областного департамента по образованию и науки Владимир Долгушин сказал: "Это ещё раз подтверждает наше намерение через несколько лет вообще прекратить обучение по программе среднего общего образования в профессиональных учебных заведениях. Общеобразовательная программа в учебных заведениях начального профессионального образования практически в два раза меньше, так построен учебный план". Впрочем, в прошлом году Владимир Долгушин говорил нечто обратное. Тогда было решено премировать школы за высокие результаты в ЕГЭ, в результате чего ужесточился отбор в выпускные классы. По этому поводу он сказал: "Ну и что? Пусть те, кто не смог перейти поступают в профтехучилища. У нас полно инженеров, юристов, бухгалтеров, а работать на заводе некому. И нас радует, что благодаря ЕГЭ впервые возник конкурс в ПТУ.

Кроме того, тюменские школы продолжают "оптимизировать", что скорее негативно сказывается на качестве преподавания. Среди положительных моментов оптимизации - падает почасовая нагрузка на преподавателей и количество часов занятий у учеников. С другой стороны, по подсчётам газеты "Московский комсомолец" будет уволен каждый пятый преподаватель. Это вызывает напряжённость в коллективе. Увольняют преподавателей предпенсионного возраста, которым будет трудно найти другую работу. Очень большие сложности с преподаванием французского и немецкого иностранных языков, там традиционно маленькие группы.