Политика

Право на бесплатный проезд пенсионеров восстановлено (Нарьяна вындер)

8-я сессия Собрания депутатов НАО единогласно, сразу в двух чтениях, приняла закон "О компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха пенсионерам, проживающим в Ненецком автономном округе". Единогласно и сразу в двух чтениях. Теперь бесплатная дорога раз в два года есть у всех пенсионеров - независимо от того, едут они отдыхать по путевке или без нее.

Начальник окружного Управления социальной защиты Маргарита Зайцева обратила внимание, что деньги будут возвращать уже после того, как человек вернется в НАО. Сельским пенсионерам компенсацию выплатит Управление социальной защиты администрации НАО, городским - Комплексный центр социального обслуживания населения.

Необходимость такого закона возникла после того, как правительство РФ приняло нашумевшее 176-е постановление. Оно гарантировало оплату проезда к месту отдыха только тем пенсионерам-северянам, которые приобрели путевки. Собрание депутатов НАО на 8-й сессии приняло по этому поводу обращение к председателю правительства Михаилу Фрадкову. Постановление N 176 названо противоречащим действующим нормам федерального законодательства.

"Принятие правительством Российской Федерации указанного нормативного документа вызвало полное неудовлетворительное отношение граждан, которым данное право гарантировано государством", - говорится в обращении. Собрание депутатов НАО просит внести изменения в постановление, чтобы не нарушать права граждан, являющихся пенсионерами и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Экономика

Социальные талончики загоняют нас в долговую яму (Ведомости Поморья)

Очереди в киоски за разовыми социальными талонами на проезд в городском транспорте становятся для Архангельска такой же нормой, как когда-то очереди за колбасой. Длинные хвосты у киосков можно увидеть каждый день. Неужели вопрос социального проезда решается именно таким образом: через очереди и нехватки? За разъяснениями "ВП" обратились к исполняющему обязанности начальника управления транспорта и связи мэрии Павлу Минькину. Оказывается, талончики - не панацея, а средство мониторинга. И дальнейшее их использование загоняет Архангельск в долговую яму.

- Павел Григорьевич, почему у нас такие очереди за льготными талончиками на городской транспорт?

- Очереди образуются в связи с тем, что киоскеру необходимо записать при продаже фамилию, имя, отчество и данные удостоверения покупателя - это требования к отчетности об использовании бюджетных средств. Вокруг этих талончиков сейчас начался самый настоящий ажиотаж. Люди жалуются на нехватку талонов, на очереди в киоски. Дело в том, что с введением этого вида социальной поддержки у людей появилась двойная льгота. Во-первых, они получают от государства единовременные месячные денежные выплаты (ЕДВ): 300 рублей, 150 из которых - транспортная составляющая. Во-вторых, талончики они покупают не за шесть рублей, а за три, то есть имеют 50% скидку.

- Почему бы тогда не увеличить количество талончиков, если они пользуются таким спросом?

- Потому что средства, отпущенные на эти цели государством, строго лимитированы. На второй квартал область нам выделила 5 миллионов рублей. Примерно по 1,7 миллиона в месяц. В мае на все виды социальных проездных билетов потрачено 2,5 миллиона, в июне 2,8, в июле мы прогнозируем три миллиона рублей. Вместо 5 миллионов рублей за квартал мы потратим около 7. И это без учета речного транспорта. Говоря грубым языком: мы можем "попасть" на большие деньги. Государство не возместит нам перерасходованный лимит. В результате мы можем поставить наших перевозчиков в условия, когда за выполненную работу они не смогут получить деньги. Но ведь мы работаем и живем в рыночных условиях, где главный принцип: товар-деньги-товар. Если эта цепочка порвется, транспортная система Архангельска, как и всякая другая, может перестать работать.

- Как вообще в Архангельске появились льготные талончики и зачем они были нужны?

- С начала 2005 года мы начали возить пенсионеров по месячным социальным проездным билетам, деньги на которые идут по соглашениям администрации области с правительством и с муниципальным образованием. С 1 мая стали привлекать к этой работе и частных перевозчиков (до мая с льготами горожан возили только муниципальные предприятия). Частные перевозчики задали вполне резонный вопрос: а как мы будем делить между собой деньги, которые получим от населения как плату за проезд, и государственную субсидию? Тогда в Архангельске к работе с бывшими льготниками удалось привлечь 20 частников на 13 маршрутах. Стали думать: как определить, на каком маршруте сколько будет ездить? А если автобусы одного частника не вышли в рейс? Уравнение со многими неизвестными получается. Поэтому мы сообща пришли к выводу - попробуем выпускать социальные талоны как средство платежа и как средство отчета. С 1 мая в городе появились льготные талоны. Важно понимать, что их введение было лишь переходным этапом к введению единого месячного социального проездного билета. Талончики позволили нам провести мониторинг социальных поездок по маршрутам города. Населению это очень понравилось.

- Если мне не изменяет память, одним из предвыборных обещаний мэра Донского было введение в городе единого льготного проезда...

- Мэр обещал социально незащищенному населению единый социальный проезд на муниципальном и частном транспорте. Это принципиальная позиция. Александр Викторович не говорил о "талонах". Такое понятие появилось недавно.

- Так будет все-таки в Архангельске единый проездной или нет? - Безусловно. Я думаю, он должен появиться в городе, и будет распространяться на многие автобусные маршруты, включая и частные.

- А напряжение он снимет?

- Да. Мы стремимся к этому. Сама суть ЕДВ заключена в том, что социальная категория населения, которая умеренно пользуется транспортом, вполне сможет обойтись 25 поездками, которые она оплатит на эти 150 рублей. Речь идет о мерах социальной поддержки тех категорий бывших льготников, которые в силу разных жизненных обстоятельств ездят намного чаще: в аптеку, в больницу на процедуры и т.д. Им реально не хватает 150 рублей, которые выделяет государство. Значит, на эти 150 рублей они купят единый социальный проездной на все виды транспорта: муниципального и частного. Мы хотим выправить все в нормальное русло. Тогда, может быть, денег если и не будет хватать, то не катастрофически.

- Как в других городах решается проблема с социальным проездом?

- По-разному. Порядка 20 регионов проблему не решают вообще - они оставили льготы, потому что могут себе это позволить. Это регионы-доноры. В ряде городов - например, в Северодвинске - ввели единый месячный социальный проездной. Но там нет частного транспорта вообще. В Вологде действуют три крупных частника - там тоже могут позволить себе единый проездной. У нас же частных перевозчиков море. И сейчас мы ведем определенную работу, чтобы отладить систему единого социального проезда. Что говорить: бюджетная обеспеченность жителей Архангельска в 30 раз меньше, чем москвичей.

Общество

Лучшие времена обязательно наступят (Нарьяна вындер)

Поселок Нельмин Нос своеобразен тем, что его жители в основном ведут традиционный для северных народов образ жизни. Всего здесь сегодня проживает 1080 человек, из которых детей от 0 до 15 лет - 351. На днях мы связались с председателем колхоза имени Выучейского Лидией Талеевой, которая рассказала, какими делами и заботами живут ее земляки и колхозники:

- Недавно закончился просчет оленьего стада хозяйства, - говорит Лидия Михайловна. - 26 июня колхозники вернулись с просчета оленей, правда, акты отчетов еще не сдали, но я думаю, результаты выпаса наших животных и сохранения молодняка будут неплохие. У нас на первое января 2005 года поголовье составляло 2500 оленей, которых разделили на четыре маленьких стада. Природная обстановка для выпаса животных была неплохая, хотя в дальних бригадах волки иногда появлялись и тревожили оленей. Отел тоже прошел довольно спокойно, поэтому надеемся, что постепенно, из года в год, поголовье стада будем увеличивать, появятся новые рабочие места. А пока стадо маленькое, и результаты труда пастухов невелики.

Мы в этом году государству не сдали ни одной оленьей головы, забоя как такового не было. Пытаемся возродить стадо, но получается это пока еще плохо.

- Есть и другие проблемы, социальные, которые пытаемся разрешить совместно с депутатами поселка, - продолжает Лидия Талеева. Например, по школе, которая у нас сгорела в 1988 году. С той поры нам обещают ее построить. Но то проекта нет, то материалы не завезут, то строить некому. Но сделали все же дорогу с берега на гору года четыре назад, чтобы вывозить тяжелые грузы техникой. Здание с фундаментом до первого этажа стоит уже.

Строить школу начали еще до того времени, как я начала работать председателем, а поручили мне этот пост в 1997 году. Понимаю, что финансовая обстановка в округе тяжелая, но строительный процесс можно было бы ускорить. А пока у нас есть небольшое зданьице под начальную школу, где обучается около десятка ребятишек. Остальные учатся в поселках Андег и Красное.

В особо тяжелые финансовые годы у хозяйства не хватило сил содержать ферму с буренками, снабжать рыболовецкие бригады всем необходимым и оплачивать работу рыбаков. Все распалось. Теперь колхоз живет только оленеводством и работает в нем всего 56 человек. Потому и безработных много. Они живут только пособиями, снабжают себя рыбной ловлей или охотой. Как, говорится, волка ноги кормят.

Жить в нашем крае можно хорошо. Тундра, озера, реки в округе богатые. Лишь бы экологи, да и все люди их хорошенько берегли. Ведь нефтяные и другие технические отбросы новых организаций и предприятий порой губят все - и воды, и тундру. По сравнению с ними простые браконьеры в нанесении природе ущерба являются лилипутами.

Но все же наш разговор закончился на оптимистической ноте. Жилищные проблемы в поселке Нельмин Нос постепенно решаются. В решении этих задач очень помогает комитет по делам малочисленных народов Севера. Люди живут и работают. Берегут свой край. Верят, что лучшие времена обязательно наступят не только для их поселка, но и для Ненецкого округа, для всей России.

Спорт

Турнир Кокорина. Для них долг и честь - не пустые слова (Ведомости Поморья)

Девятый год архангельские контрразведчики в память о своем товарище - подполковнике ФСБ России Иване Кокорине, погибшем при выполнении спецзадания в Чечне, проводят межрегиональный турнир по волейболу, на который приезжают представители спецслужб из Вологды и Сыктывкара - ведь потери есть в каждом региональном управлении ФСБ РФ. Традиционно соревнования проходят в поселке Октябрьский Устьянского района - родине Ивана Кокорина. В этот раз на турнир вместе с командой архангельских чекистов отправилась и корреспондент "ВП".

Поселок Октябрьский - в 600 километрах от Архангельска. Имя Ивана Кокорина здесь носит одна из улиц и большой двухэтажный спорткомплекс, где каждый год в день рождения Ивана военные проводят турнир по волейболу. Говорят, Кокорин был заядлым волейболистом, собирал команду, тренировал ребят.

Здесь, в Устьянах, сотрудники РУ ФСБ по Республике Коми вспоминают и своего погибшего земляка - Александра Алексеева. Он в августе 1996-го вместе с Кокориным находился в осажденном боевиками общежитии в Грозном. Увидеть живыми этих ребят сегодня можно на кадрах трофейной пленки, изъятой спецслужбами у пленных бандитов. В кадре - Иван и Александр, из окна общежития они ведут переговоры с боевиками. Те предлагают сдаться, обещая взамен сохранить жизнь, блефуя: мол, ОМОН уже сдался. "Мы не ОМОН, мы ФСБ", - отвечает Кокорин. Прикрывая уход своих товарищей в соседнее здание, Иван попал под пулеметную очередь.

- Незаменимых людей не бывает, а вот неповторимые - есть! Именно таким был Иван Кокорин, - говорит исполняющий обязанности начальника РУ ФСБ России по Архангельской области полковник Вячеслав Коткин. - Я всей душой солидарен со словами Ксении Гемп: "Послужи Родине трудом ратным, потрудись на путях ее, на Земле, озари ее светом разума, возвеличь ее сердцем добрым, оставь ей потомков рачительных, воспой ее словом верным". Так жил Иван Кокорин - по совести и по справедливости, таким он был - искренним и надежным. Теперь во славу его имени проводятся спортивные турниры, и память о нем живет.

Контрразведчики говорят, что для них важно, чтобы память об Иване не стала формальностью, ограничивающейся чествованием героя по большим праздникам. Они не только проводят турнир, но и помогают родственникам погибшего сослуживца. Сейчас в Устьянах живет теща Кокорина - Валентина Высоких. На плечах этой маленькой, хрупкой женщины (в феврале ей исполнится 70 лет) - большое хозяйство: огород, козы, поросенок, куры. Она потеряла не только любимого зятя, но и сына Александра. Поэтому мужская поддержка и помощь в хозяйстве архангельских чекистов значит для нее очень много. Она всегда почетный гость на турнирах, посвященных памяти Ивана.

В этот раз почетный кубок оспаривали команды трех региональных управлений ФСБ России, сборная Устьянского района, Котласского ЦБК (в руководстве комбината тоже есть коллеги Кокорина) и дебютант турнира - архангельский "Локомотив" (Северная железная дорога). Архангельские чекисты вышли в финал, но с небольшим преимуществом "Локомотив" буквально вырвал победу. "Тяжело, но интересно!" - оценил игру капитан "Локомотива" Сергей Цаценкин. "Всякое бывает, мяч - круглый, - не расстраивается капитан команды РУ ФСБ РФ по Архангельской области Вячеслав Степанов. - Следующий турнир - десятый, юбилейный. Постараемся взять реванш!"

Культура

Мёртвый сезон: народ хочет - город не даёт (Правда Северо-Запада)

В минувшую среду у входа в Малый зал филармонии толпилась публика, неуклюже парковались авто. 29 июня Архангельский государственный камерный оркестр давал концерт в честь закрытия своего сезона. Театральный сезон закрылся уже давно.

Вносили себя дамы с причёсками и в духах, плелись мужчины в галстуках, кое-кто из них - не в духе, то были так называемые випы. По традиции галстучные сначала осели в буфете - искусство лучше усваивается на сытый желудок. Прикосячивалась романтичного вида молодёжь вперемешку с фиолетововолосыми экстремалами и иностранцами с рюкзаками.

Не прошло десяти минут, как художественного руководителя Архангельского государственного камерного оркестра, индивидуального предпринимателя (согласно написанному в билетах) Владимира Онуфриева видели в красной футболке в буфете Малой филармонии - и вот он уже на сцене в чёрном фраке дирижирует оркестром. Мендельсон в транскрипции для струнного оркестра, Шнитке в четырёх частях, Шуберт в ля мажоре, дама-конферансье - в демократичных брюках. Зал в очередной раз был готов аплодировать, но Онуфриев дирижирует и залом: "Нет, ещё не время", - будто бы говорил руководитель оркестра, поднимая вверх палец правой руки. Да... мастер держать паузу.

Сколько бы звонков ни прозвучало по завершении антракта - второе отделение концерта ждало до последнего клиента в буфете. Но вот уже закончилось исполнение на бис, на сцене - мэр Донской с букетом. Александр-с Викторович-с были по обыкновению пестры - конечно, не так, как в День города, но всё же. Немного позже в фойе он будет перед камерами рассуждать о качестве исполнения. В который раз поражаюсь: неужели в городе не найти более осведомлённого в качестве звучания человека, чем мэр Донской?! Вроде и журналисты молодые, а совок из них так и прёт. Гены? Или заказ, щедро оплаченный мэрией? Видимо, Онуфриева в ближайшее время попросят прокомментировать проблему съехавших со свай деревяшек (две за неделю).

Закончился ещё один концертный сезон Архангельского государственного камерного оркестра. О культурных аншлагах принято говорить радостно, торжествуя. Увы, не в этот раз. В этот раз было грустно: аншлаг продемонстрировал, что народ жаждет культурно наполненной жизни - а перед ним поочерёдно захлопывают сначала двери театров, теперь вот и оркестровый сезон закрыт. Несправедливо! Северяне, можно сказать, только летом и оживают, а пристроить своё позитивное состояние практически некуда. Лето на севере - тоска! Нашим культмассовым работникам, наверное, и невдомёк, что не все заняты возделыванием шести соток, как не все разъехались по банановым курортам.

Почему бы, например, архангельским театрам не попробовать работать летом: публика - в наличии, гастролей - нет?..

Нина Самойлович, сотрудник литературной части театра:

"Нет финансирования", "чтобы зрители грустили".

- С конца мая мы уходим в отпуск, занимаемся заделом на новый сезон, репетируем. Нужно, чтобы зрители грустили по театру. С 32-го года театральный сезон открывается в октябре. Летом театры уезжали на гастроли, так было исстари. Сегодня на гастроли не ездим - нет финансирования.

Татьяна Алова, театровед:

"Проблема финансирования", "отдел культуры мэрии".

- Летнее затишье театров было из века в век, потому что театры нерентабельны. Однако, когда были гастроли, залы, хотя и не полностью, заполнялись. Раньше, во время государственной системы, приезжала и оперетта, сейчас же театры брошены государством. И спад этот продолжается уже десять лет.

Проблема связана исключительно с финансированием, театр, разумеется, хочет получать выгоду. Сейчас гастролёров мало, и отдел культуры мэрии должен брать на себя заботу проведения праздников. Должны быть какие-то уличные развлечения.

Виктор Панов, художественный руководитель Архангельского областного молодёжного театра, перехватить которого нам удалось буквально по пути из Санкт-Петербурга в Италию:

"Если были бы богаче", "уличные театры".

- Репетировать лучше с мая и сезон открывать пораньше. Летом должна работать филармония, и это не только Глинка, это и рок-музыка, и балет. Я приверженец репертуарного русского театра - театры разъезжаются на гастроли. Раньше летом и в Архангельск приезжали с гастролями: оперный театр, оперетта, драматический. Сейчас всё это рухнуло. А вот на уличных театрах в городе белых ночей обычно много народа. Если бы мы были богаче, то нужно было бы проводить фестивали уличных театров, фольклорных. Город мёртвый, он сдох.

В чём причина летней скуки: в малолюдье, нищете духа, кармана?