Все пассажирские суда авиакомпании "Ямал" оснащены радиомаяками

Салехард, 6 июля 2005, 12:40 — REGNUM  Количество рейсов авиакомпании "Ямал" в июле не сократилось. Все полеты совершаются своевременно и в полном объеме. По данным Тюменского филиала компании, все самолеты, осуществляющие перевозки пассажиров, оборудованы аварийными радиомаяками. Никаких изменений в работе предприятия не произошло. Заявляя это, представители "Ямала" опровергают сведения, распространенные рядом изданий.

Центральные СМИ сообщили, что "Ямал" в числе нескольких российских авиаперевозчиков имеет наибольшее количество самолетов, не оборудованных радиомаяками КОСПАС-САРСАТ. С 1 июля в России действует ограничение на полеты таких машин.

В соответствии с приказом министра транспорта России эта мера распространяется на те типы воздушных судов, в отношении которых техническая документация для оборудования аварийными радиомаяками была подготовлена до 1 января 2005 года.

На сегодняшний день аварийными радиомаяками оборудовано более 600 воздушных судов, приблизительно на 190 самолетах такие приборы не установлены. Из последних - около 20 самолеты Ту-154 и около 40 Ту-134. Минтранс уже готовит для главного центра планирования и регулирования потоков воздушного движения списки воздушных судов без радиомаяков КОСПАС-САРСАТ.

Отметим, что эти устройства позволяют отслеживать самолет в течение всего полета и ни одно судно не может пропасть с экрана диспетчерского радара, что бы ни происходило на его борту. Кроме того, радиомаяк активизируется при ударе самолета о поверхность и посылает сигнал о своем местонахождении через спутник, что существенно облегчает поиск авиалайнера после его падения.

Справка:

КОСПАС - это аббревиатура слов Космическая Система Поиска Аварийных Судов. САРСАТ - русскоязычная аббревиатура Search And Rescue Satellite-Aided Tracking.

Как сообщает "Российская газета", еще в конце семидесятых годов, когда наша страна стала ведущим, наравне с США, разработчиком различных спутниковых систем, Советский Союз выступил с инициативой создать международную космическую службу спасения. До этого времени и у нас, и за океаном разрабатывались и выводились на орбиту отдельные сателлиты, способные принимать аварийные сигналы с земли. Однако подобные системы были привилегией военных и спецслужб. Москва же предложила использовать возможности перспективных орбитальных группировок в общих интересах.

Первоначально в США приняли инициативу весьма прохладно. Однако уже с 1978 года глобальная система аварийного оповещения начала создаваться при самом активном участии Соединенных Штатов, Канады, Франции и Советского Союза. В 1982 году при помощи спутников впервые была обнаружена и спасена группа людей, терпящих бедствие.

В 1987 году советская часть международной системы КОСПАС-САРСАТ была официально принята в эксплуатацию. Она включила в себя: орбитальную группировку, командно-измерительный комплекс, Международный координационно-вычислительный центр, расположенный в Москве, станции приема и обработки информации, находящиеся в Москве, Архангельске, Находке, Новосибирске. Наши спутники осуществляют радиоконтроль в диапазоне 406,0-406,1 Мгц и на частоте 121,5 Мгц.

Принцип действия спутниковой системы аварийного оповещения несложный. Любое транспортное средство (автомобиль, корабль, самолет) и даже отдельный человек имеет полное право оснащаться специальным радиомаяком. Как правило, эти маяки изготавливаются в виде своеобразных буев, которые не тонут. В случае возникновения чрезвычайной ситуации буй включается, и аварийные сигналы его радиопередатчика через космический ретранслятор передаются на наземные станции приема и обработки информации, которые практически мгновенно определяют координаты места аварии. Затем информация поступает соответствующему координационному центру системы и принимается решение о начале спасательной операции. Всего за время работы системы спасены около 15 000 человек.

В качестве спутникового сегмента используются космические аппараты, летающие на круговых орбитах. В последнее время идут работы по включению в систему КОСПАС-САРСАТ мощных телекоммуникационных спутников, расположенных на геостационарных орбитах. Всего в мире официально зарегистрировано около 850 тысяч радиобуев, и подавляющее большинство из них находится на морских судах.

Никаких ограничений на включение в спутниковую систему аварийного оповещения нет. И первоначально это было делом исключительно добровольным. Однако далеко не всем судовладельцам хотелось тратить "лишние" деньги на оборудование своих судов аварийными маяками. И тогда были приняты жесткие административные меры.

В 1988 году Международная морская организация (ИМО) и Международная организация гражданской авиации (ИКАО) приняли решение об обязательном использовании всеми морскими судами (с 1995 г.) и самолетами (с 2005 г.) системы КОСПАС-САРСАТ. Ведущие морские державы просто запретили вхождение в свои порты кораблей, не оборудованных подобными системами. Теперь пришла очередь воздушных судов, и Россия не опоздала.

Более того, у нашей страны есть реальный шанс качественно расширить возможности КОСПАС-САРСАТ и дать пример для подражания другим странам.

В СССР-России аварийные спутниковые радиомаяки традиционно применялись только в военно-морской авиации. В частности, ими оснащались и оснащаются все корабельные вертолеты типа "Ка". Руководитель фирмы "Камов" - Сергей Михеев предложил совместить такой маяк с "черным ящиком". Тогда в случае аварии воздушного судна в космос вместе с сигналом SOS отправляется в сжатом виде полный объем закодированной информации с бортового самописца. И сразу станет ясно не только где приземлился или упал аварийный летательный аппарат, но и то, что же именно произошло на его борту. Первые работы в этом направлении уже проведены, и специалисты считают, что технических преград для реализации интересной идеи нет.

Космические маяки, конечно, не спасут от воздушного терроризма, но повсеместное их применение в гражданской авиации позволит точно отследить маршрут любого самолета или вертолета, кто бы ни сидел в пилотской кабине и чтобы ни происходило на борту. Просто взять и пропасть с экрана диспетчерского радара самолет уже не сможет.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
22.02.17
США слишком долго платили за безопасность стран Европы – NI
NB!
22.02.17
Нищий бездомный гений — спаситель провинциальной страны
NB!
22.02.17
Британские СМИ: «Чуркин – воплощение профессионализма в дипломатии»
NB!
22.02.17
«Турецкий поток»: «Болгария может остаться ни с чем, если не поторопится»
NB!
22.02.17
РФ через 4 года сможет обеспечить свою безопасность неядерными средствами
NB!
22.02.17
«Жертвы блокады»: В Казахстане растет возмущение обвинениями главы Киргизии
NB!
22.02.17
Жириновский предложил отмечать День защитника Отечества 5 апреля
NB!
22.02.17
«Позор!»: торговцы ликвидированного в Калуге рынка встретили губернатора
NB!
22.02.17
Жириновский призвал комитет ГД разобраться с заявлением Лариной о Чуркине
NB!
22.02.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 22 февраля
NB!
22.02.17
Столкновение США и ЕС по вопросу политики Трампа неизбежно – NI
NB!
22.02.17
Хищники или бандиты — кто продаст народу порядок?
NB!
22.02.17
Подозреваемая в убийстве гражданина КНДР знала, что держала в руках яд
NB!
22.02.17
«Выше $57 нефть поднял Баркиндо»
NB!
22.02.17
«Рубль вернул себе больше 50% потерь»
NB!
22.02.17
Жители США стали лучше относиться к Путину – Gallup
NB!
22.02.17
Amnesty вновь нашла нарушения прав человека в России
NB!
22.02.17
Белый дом: «Сделка» с Россией под силу Трампу — в отличие от Обамы
NB!
22.02.17
Якутии потоп не грозит: «А вот Европу затопит, и Нидерланды уйдут под воду»
NB!
22.02.17
Washington Post: Белый дом обещает не устраивать «массовых депортаций»
NB!
22.02.17
«Мир не видел такой ненависти с 1930-х» — Amnesty International о Трампе
NB!
22.02.17
30 000 тонн соли, английский парусник и казнь дяди царя Михаила Романова