Генпрокуратура потребовала "головы" депутатов. Президенты пошли в свидетели. От России требуют компенсаций за "оккупацию" Бессарабии. Появятся первые совместные молдавско-украинские пограничные пункты. ЕС и США поддержали украинские инициативы по приднестровскому урегулированию. Шесть пунктов перемирия. МИД РФ обвиняет Кишинев в создании напряженной ситуации на Днестре. Молдавия предлагает не увязывать с приднестровским урегулированием весь спектр ее отношений с Россией. Представители ОБСЕ в РМ: ОБСЕ давала России миллионы долларов для вывоза и уничтожения вооружения в Приднестровье. В Молдавии будет работать постоянная делегация Еврокомиссии. Молдавия начнет переговоры с Украиной о строительстве новой ЛЭП. Доступ к информации будет ограничен. Виновны покупатели, а не поставщики. Кишиневская мэрия запретила студентам пикетировать Центризбирком.

Генпрокуратура потребовала "головы" депутатов

Генеральная прокуратура Молдавии ходатайствовала 29 июня о приостановлении парламентского иммунитета в отношении депутатов Серафима Урекяна, Василе Колца, Иона Чонтолоя и Ивана Гуцу для передачи в суд заведенных на них уголовных дел. Как сообщает "БАСА-пресс", запрос поступил в парламентскую комиссию по правовым вопросам, назначениям и иммунитету, которая в 15-дневный срок должна рассмотреть обращение прокуратуры и внести предложения по его обсуждению на пленарном заседании парламента.

Председателю парламентской группы "Альянс "Наша Молдова" (АНМ) Серафиму Урекяну инкриминируется превышение служебных полномочий в период работы генеральным примаром (мэром - прим. ИА REGNUM) столицы Молдавии. Согласно представленным прокуратурой данным, разрешение Урекяна на приобретение в 2002 году 40 карет скорой медицинской помощи обернулось для бюджета ущербом на сумму более 239 тыс. USD. В отношении депутата АМН Василе Колца возбуждено пять уголовных дел. Ему инкриминируется превышение служебных полномочий и хищение государственной собственности в особо крупных размерах в период исполнения должности примара (мэра) города Хынчешты, посредством фирмы, акционером которой является его супруга. Депутат АМН Ион Чонтолой также обвиняется в превышении служебных полномочий и присвоении собственности в особо крупных размерах в период исполнения должности председателя потребительской кооперации Тигины. Последний депутат в списке прокуратуры - Иван Гуцу, член фракции Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ). Он обвиняется в хищениях государственной собственности в особо крупных размерах в 2001 году, когда возглавлял уездный совет города Единцы, пишет "БАСА-пресс".

По словам первого заместителя председателя Альянса "Наша Молдова" Вячеслава Унтилэ, все дела на депутатов АМН сфабрикованы по заказу высшего руководства в предвыборных и политических целях. Унтилэ утверждает, что обвинения необоснованны и представляют собой "отчаянные попытки дискредитировать главную оппозиционную силу в стране". Он обратил внимание на тот факт, что АНМ намерен использовать все легальные методы для того, чтобы обжаловать вердикт по этим делам, в том числе в Европейском суде по правам человека, информирует "БАСА-пресс".

Президенты пошли в свидетели

Первый президент Молдавии Мирча Снегур дал 1 июля показания по делу Валерия Пасата, бывшего министра обороны Молдавии, экс-директора Службы информации и безопасности, ныне советника председателя правления по внешнеэкономическим связям РАО "ЕЭС", арестованного 11 марта по обвинению в злоупотреблении служебным положением в бытность молдавским чиновником. По мнению прокуратуры, Пасат нанес ущерб государству примерно на 52 миллиона долларов США во время операции по продаже самолетов МиГ-29 Соединенным Штатам Америки в 1997 году, когда он занимал должность министра обороны. Как сообщает "МОЛДПРЕС", после выступления в суде бывший глава государства, во время президентства которого начался процесс продажи самолетов МиГ-29, заявил представителям прессы, что выступит с комментариями только после оглашения приговора. Он лишь сообщил, что явился в суд сделать "некоторые уточнения относительно периода, который предшествовал продаже самолетов".

30 июля в качестве свидетеля по делу Пасата в течение двух часов давал показания в суде экс-премьер-министр РМ Ион Чубук. Как сообщило информагентство "НОВОСТИ-МОЛДОВА", он может отказаться в дальнейшем выступать в суде. В беседе с корреспондентом агентства Чубук отказался комментировать ход следствия, рассказывать о заданных ему вопросах, объяснив отказ тем, что заседание закрытое. На вопрос, когда его в следующий раз вызовут в суд, Чубук ответил: "Я мог и на это заседание не прийти. Также я еще не решил, приду ли я на следующее заседание суда".

29 июня заседание суда по делу Пасата не состоялось из-за неявки свидетелей. Тогда должны были давать показания три свидетеля - члены комиссии, которые готовили документы для продажи самолетов МиГ-29. "Без них заседание не могло проходить", - сказал адвокат Пасата Георгий Амихалакиоае, пишет "ИНФОТАГ".

По словам адвоката Пасата Георгия Амихэлэкиоае, до сих пор ни один свидетель не дал показаний против его клиента. "Все высказывают мнение, что решение о продаже самолетов было политическим, достигнутым на самом высоком уровне, а Пасат был только исполнителем", - цитирует адвоката "МОЛДПРЕС".

4 июля в суд приглашен в качестве свидетеля второй президент Молдавии Петр Лучинский. Планируется заслушать также бывшего главу парламента Думитру Моцпана, экс-председателя парламентской комиссии по безопасности Григория Братунова бывшего члена комиссии по реализации соглашения о продаже самолетов Думитру Брагиша и др. По словам Георгия Амихэлэкиоае, будут также приглашены для дачи показаний государственный секретарь оборонного ведомства США и посол США в Республике Молдова в те годы, передает "МОЛДПРЕС".

Судебные заседания, на которых рассматривается дело Валериу Пасата, проходят за закрытыми дверями, поскольку обсуждение сделки по продаже боевых самолетов МиГ-29 судебная инстанция сочла "государственной тайной". Такое решение было принято 27 июня на основании обращения прокурора Руслана Томы, который, аргументируя свое требование, сослался на интересы национальной безопасности и заявил, что фигурирующие в этом деле военные сделки, совершенные между двумя государствами, являются государственной тайной, сообщает "МОЛДПРЕС".

Обвиняемы и его адвокат высказались против рассмотрения этого дела за закрытыми дверями. Как заявил, по сообщению "МОЛДПРЕС", защитник, вопросы, которые намечено заслушать на очередном заседании суда, не относятся к категории государственной тайны. Георгий Амихалакиоае также сообщил, что его подзащитному не предъявлено пока обвинение по второму делу, возбужденному против него Генеральной прокуратурой - по которому Валерию Пасату инкриминируется продажа по заниженным ценам реактивных боевых систем "Ураган" и ракет к ним.

Как отмечает "Экономическое обозрение", столь высокопоставленный чиновник оказался на скамье подсудимых впервые в Молдавии. Судебный процесс обещает быть не только резонансным, но и довольно длительным. Защита намерена ходатайствовать о вызове в суд для дачи показаний более двух десятков свидетелей, среди которых все бывшее высшее руководство страны. Еженедельник приводит краткую хронику событий по этому делу.

- Пасат был взят под стражу в Кишиневском аэропорту 11 марта 2005 г., затем суд санкционировал его арест на 10 суток. Накануне его истечения арестанту предъявили обвинение в превышении должностных полномочий, повлекшем тяжкие последствия. По версии обвинения, это выразилось в несанкционированном заключении сделки по продаже самолетов МиГ-29 в 1997 г., а ущерб государству оценивается в $53 млн. Следствие считает, что Пасат превысил свои полномочия, подписывая контракт, поскольку самолеты нельзя было продавать без одобрения парламента и без включения их в программу приватизации. Правда, позже появилась новая сумма ущерба - около $56 млн. Генпрокуратура объяснила это тем, что следствие не учло некоторые операционные издержки сделки, а также износ проданной техники. Позже экс-министру было предъявлено новое обвинение - в злоупотреблении служебным положением, совершенным должностным лицом. Как утверждает Генпрокуратура, Пасат через иностранную фирму "Joy Slovakia" провел сделку по продаже систем залпового огня "Ураган" и боеприпасов к ним по заниженным ценам, в результате чего ущерб государству составил $1,8 млн. Оба инкриминируемых Валерию Пасату деяния имели место в бытность им министром обороны.

- Защита настаивает на том, что Пасат действовал по прямому указанию президента РМ в рамках реализации американо-молдавской межправительственной программы "Cooperative Threat Reduction". Эта программа, широко известная как программа "Нанна-Лугара", была нацелена на то, чтобы помочь постсоветским странам выполнить договоры по ограничению наступательных вооружений. В 1997 г. по предложению правительства США в качестве партнера в эту программу была принята и Молдавия, а затем оба государства подписали рамочное соглашение. В сентябре того же года 21 истребитель четвертого поколения МиГ-29 был продан в США на взаимно согласованных и одобренных условиях. В 2003 г. действие соглашения между Молдавией и США по этой программе было продлено до 23 июня 2007 г.

- Как отмечает первый заместитель генпрокурора Валериу Гурбуля, задержание, арест и предъявление обвинения Пасату - это "логичные этапы уголовного преследования, основанные исключительно на ранее собранных материалах и доказательствах". Вместе с тем, помимо официального мотива ареста, представленного органами правопорядка, существует масса других версий. Сам Валерий Пасат неоднократно заявлял, что дело в отношении него - "политическая расправа со стороны президента РМ".

- О чем идет речь, стало понятно на одном из судебных заседаний, когда подсудимый и его адвокат увязали арест с интересами российского энергохолдинга РАО "ЕЭС" в Молдавии. По этой версии, арест вызван отказом содействовать сыну президента РМ Олегу Воронину в приобретении контрольного пакета акций Молдавской ГРЭС, которая принадлежит российско-бельгийской компании "Saint Gidon Invest".

- Экс-министр не признал ни одного из предъявленных обвинений. По информации "Экономического обозрения", обвиняемый утверждает, что действовал в рамках существовавших на тот момент международных соглашений, в первую очередь между Молдавией и США, с целью предотвратить попадание современных систем вооружения через одну из азиатских фирм в руки режимов, представляющих угрозу миру. Пасат настаивает на том, что сделка по МиГ-29 носила не рыночный, а военно-политический характер и была нацелена на интеграцию Молдавии в Евросоюз и развитие дальнейшего политического и экономического взаимодействия с США.

- "Была использована "комбинированная" схема оплаты, предусматривающая как прямой платеж в размере $40 млн, так и обязательство американской стороны предоставить по другим каналам военно-техническую и гуманитарную помощь в размере $50 млн, - поясняет Георгий Амихалакиоае. - Это было вызвано тем обстоятельством, что бюджет министерства обороны США в 1997 г. не предусматривал средств свыше $40 млн на финансирование этой программы. В последующие годы ежегодная помощь США Молдове по разным программам составляла $20-30 млн в год, что существенно превысило обязательства американской стороны. Очевидно, что в случае продажи молдавских МиГ-29 через подставные фирмы в Иран отношения Молдовы с США и Европой приобрели бы совершенно иной характер и ни о какой помощи со стороны США не приходилось бы говорить. Если следовать логике следствия, Молдова должна вообще выйти из программы "Нанна-Лугара" и признать, что все совершенные в рамках этой программы в предыдущие годы действия были ошибочными". Делом Валерия Пасата заинтересовался ряд западноевропейских правительств, межправительственных и общественно-политических организаций. Вопрос об аресте и содержании под стражей Валерия Пасата уже поднимался в ОБСЕ и в Парламентской ассамблее ОБСЕ, в ряде европейских институтов.

- Сразу после задержания Пасата глава российского энергохолдинга Анатолий Чубайс провел телефонные переговоры с министром энергетики РМ Якобом Тимчуком и президентом РМ Владимиром Ворониным, а затем созвал пресс-конференцию, на которой заявил, что убежден в невиновности своего советника, связывая его задержание с ситуацией в отношениях двух стран. "Я сказал Владимиру Воронину, что какими бы ни были юридические аспекты этого дела, тем не менее, это тяжелейший удар по нашей компании, причем абсолютно неспровоцированный, - заявил Чубайс. - Ситуация с задержанием Валерия Пасата, безусловно, выглядит абсолютно безосновательным, если не сказать провокационным, действием. Оснований для ареста нет. По моему убеждению, любой объективный и беспристрастный суд докажет его невиновность. Наша компания будет обеспечивать его защиту, используя любые законные методы". За три с лишним месяца, прошедшие с момента задержания, адвокат Пасата, председатель совета Коллегии адвокатов РМ Георгий Амихалакиоае многократно ходатайствовал в суде об изменении меры пресечения на домашний арест, подписку о невыезде, об освобождении из-под стражи под поручительство. За время заключения арестант некоторое время не принимал пищу, похудел на 20 кг, что, по утверждению защиты, привело к обострению ряда хронических заболеваний, в том числе требующих хирургического вмешательства. Но суд руководствовался постановлением врачебного консилиума о том, что здоровье Валерия Пасата не внушает опасений. Продление срока содержания под стражей каждый раз обосновывается сложностью уголовного дела, тяжестью преступления и риском оказания давления на свидетелей. С учетом того, что Валерий Пасат живет и работает за пределами Молдавии, органы правопорядка опасаются, что он, будучи на свободе, может покинуть страну и скрыться от следствия.

- В настоящее время группа юристов заканчивает подготовку пакета документов для подачи заявления в Европейский суд по правам человека. "Мы обжалуем решение Апелляционной палаты Кишинева, оставившей в силе решение суда сектора Буюкань о продлении срока ареста Валерия Пасата на 30 дней, - отметил адвокат. - Считаю это решение бесчеловечным, так как судебная инстанция не учла множества обстоятельств, которые говорят о необходимости изменения меры пресечения моему подзащитному".

- Уголовное дело было направлено в суд Центрального района Кишинева 13 мая и принято к производству председателем суда Лилией Василевич. Ожидается, что в ближайшее время к участию в процессе присоединятся американские адвокаты, привлеченные Анатолием Чубайсом. Защитники Пасата в своих комментариях стараются быть максимально корректными, учитывая, что любое резкое заявление может быть истолковано как попытка оказать давление на суд. Вместе с тем, Георгий Амихалакиоае настроен оптимистично, насколько это возможно в сложившейся ситуации. "Детальное изучение материалов обвинительного заключения приводит к однозначному выводу, - говорит адвокат. - Действуя в рамках признаваемой международными институтами практики, защита будет способна полностью доказать невиновность Валерия Пасата. Мы готовы доказать суду с цифрами в руках, что заключенная в 1997 г. сделка по продаже самолетов МиГ-29 была выгодна Молдове". ("Экономическое обозрение")

От России требуют компенсаций за "оккупацию" Бессарабии

Около ста человек, в основном бывшие узники сибирских лагерей во времена Второй мировой войны, провели 28 июня у посольства России в Молдавии митинг протеста против "насильственного" присоединения 28 июня 1940 года Бессарабии и Северной Буковины к Советскому Союзу. Акцию протеста организовали Ассоциация против пакта Молотова-Риббентропа и общественная организация "Гайд-парк" с санкции столичной мэрии, передает "БАСА-пресс". Пикетчики развернули плакаты с надписями "Долой последствия пакта Молотова-Риббентропа", "Долой границу на Пруте" и распевали гимн Румынии "Воспрянь, румын!". Председатель ассоциации граждан против пакта Молотова-Риббентропа Якоб Головкэ заявил для "БАСА-пресс", что "посредством этой акции устроители призывают государственные власти России ликвидировать последствия этого пакта и выплатить компенсации тем, кто подвергся насильственной депортации либо на долгие годы оказался в концентрационном лагере".

На запрос "БАСА-пресс" пресс-атташе посольства России Алексей Бабенко заявил, что дипломатическая миссия не комментирует требования протестующих. Он подчеркнул, что президент России Владимир Путин ясно изложил позицию Москвы в этом вопросе.

Как напоминает агентство, 10 мая на пресс-конференции после саммита Россия-ЕС Владимир Путин заявил, что с постановлением Съезда Народных Депутатов от 1989 года, осуждающим пакт Молотова-Риббентропа, этот вопрос закрыт и Россия к нему не вернется. "Мы считаем, что этот вопрос закрыт. Сказали об этом, и достаточно", - заявил Путин.

Появятся первые совместные молдавско-украинские пограничные пункты

Молдавия и Украина начали создание совместных пунктов контроля на молдавско-украинской границе. Как сообщили корреспонденту "ИНГФОТАГ" в пресс-бюро пограничной службы Молдавии, представители пограничных и таможенных служб двух стран подписали 30 июня соглашение о создании первых двух совместных контрольных пунктов в Бричанах и Рени - на севере и юге Молдавии. Согласно сообщению, подписание этих документов предусмотрено межправительственным Соглашением об организации совместного контроля на пунктах перехода государственной границы. Согласно договоренности между Кишиневом и Киевом, до 10 июля будут созданы первые 5 совместных таможенных постов с Украиной, в том числе два - на приднестровском участке молдавско-украинской границы.

Официальный Кишинев расценивает создание совместных пунктов пропуска на молдавско-украинской границе как один из ключевых моментов укрепления безопасности и борьбы с контрабандой через Приднестровский регион. Руководство Молдавии настаивает на создании этих пунктов с 1999 г., однако это стало возможным только после смены власти на Украине, сообщает "ИНФОТАГ".

В июне президенты Молдавии и Украины Владимир Воронин и Виктор Ющенко обратились к генеральному секретарю Евросоюза и председателю Европейской комиссии с совместным письмом о необходимости установления международного мониторинга на приднестровском участке молдавско-украинской границы. Президенты ходатайствовали также перед ЕС об обеспечении материально-технической базы постоянного мониторинга на всем периметре молдавско-украинской границы. ЕС заявил о готовности поддержать Молдавию и Украину в этом вопросе, информирует "ИНФОТАГ".

Протяженность всей молдавско-украинской границы составляет 1 222 километра, из них на приднестровский участок приходятся 452 км.

ЕС и США поддержали украинские инициативы по приднестровскому урегулированию

Европейский союз и США приветствуют усилия Украины в приднестровском урегулировании. Об этом заявили в ходе заседания Постоянного совета ОБСЕ главы делегаций Люксембурга и США в связи с оценкой согласования посредниками во время встречи в Братиславе 21 июня пакета Мер по укреплению доверия и безопасности в Молдове, передает "МОЛДПРЕС" со ссылкой на "УКРИНФОРМ". Со своей стороны глава делегации Украины на венских переговорах ОБСЕ посол Владимир Ельченко подчеркнул, что президент и правительство Украины придают большое значение и уделяют постоянное внимание реализации практических шагов, направленных на достижение урегулирования в Молдавии. Он выразил надежду, что пакет Мер по укреплению доверия и безопасности в Молдавии будет положительно воспринят в Кишиневе и Тирасполе.

Ельченко проинформировал о предложении украинской стороны провести в Молдавии очередной раунд консультаций с участием сторон конфликта уже в июле 2005 года с целью сохранения положительной динамики переговорного процесса по практической имплементации украинской инициативы "К урегулированию через демократию" и плана приднестровского урегулирования. Также была подтверждена готовность Украины обеспечить условия для международного мониторинга на молдавско-украинской границы, сообщает "МОЛДПРЕС".

Шесть пунктов перемирия

Кишинев огласил условия возобновления своего участия в работе Объединенной контрольной комиссии (ОКК) по приднестровскому урегулированию. Молдавская делегация в ОКК представила посредникам в урегулировании приднестровского конфликта - миссии ОБСЕ в Молдавии, МИДам России и Украины - перечень мер, направленных на стабилизацию ситуации в Зоне безопасности.

Заседания Объединенной контрольной комиссии не проводятся уже более двух месяцев. 19 апреля 2005 года делегация РМ в ОКК заявила о приостановлении своего участия в работе комиссии до тех пор, пока не стабилизируется ситуация в районе села Дороцкая и в целом не решится вопрос о снятии незаконно, по мнению молдавской стороны, установленных постов приднестровских силовых ведомств. 24 июня на встрече в миссии ОБСЕ посредников в урегулировании приднестровского конфликта молдавская сторона обязалась представить предложения по преодолению кризиса.

Как сообщает "ИНФОТАГ", предложенные Молдавией меры состоят из шести пунктов. Под номером один - вопрос о выведении из Зоны безопасности погранично-таможенных постов приднестровского региона, а также внутренних молдавских таможенно-фискальных постов. В районе с. Дороцкая эта процедура должна быть выполнена до 10 июля 2005 г., а на остальных участках - к 1 августа 2005 г. По мнению Кишинева, правопорядок в Зоне безопасности должны осуществлять Совместные миротворческие силы (СМС), полиция и милиция. Стабилизировать ситуацию должны нормальные условия деятельности оперативно-следственной группы ОКК в Бендерах, учебных учреждений, обучающихся по программам Минпросвещения РМ, бендерских пенитенциарных учреждений, СМИ, железнодорожных и автотранспортных предприятий, а также перемещение сотрудников милиции и полиции на служебных и личных автомобилях. Молдавия предложила до 15 июля 2005 г. возобновить автомобильное движение по восстановленному мосту через Днестр в районе населенных пунктов Гура-Быкулуй - Бычок. Также предлагается начать обмен данными о структуре, численности и дислокации воинских частей и вооружений, обеспечить беспрепятственный доступ военных наблюдателей СМС в воинские формирования, расположенные в Зоне безопасности и неподконтрольные ОКК. Эти действия должны быть выполнены до 15 июля 2005 г. Завершает список предложенных мер возможность беспрепятственной инспекции и мониторинга любых объектов в Зоне безопасности по предложению одной из сторон в ОКК под эгидой ОБСЕ. Если сопредседатели ОКК утвердят предложенный проект на ближайшем заседании, молдавская сторона готова возобновить свою работу в комиссии, сообщает "ИНФОТАГ".

МИД РФ обвиняет Кишинев в создании напряженной ситуации на Днестре

Официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко заявил, что молдавские представители в органах управления миротворческой операцией сознательно блокируют всю коллективную работу по обеспечению стабильности в регионе, Как сообщает REPORTER.MD, на официальном сайте МИДа РФ приводятся слова Яковенко, где он обвиняет Кишинев в блокировании деятельности ОКК и отказе участвовать даже в экстренных заседаниях, "которые по регламенту миротворческой операции проводятся для рассмотрения вопросов, не терпящих отлагательства". Яковенко убежден, что Кишинев сознательно обостряет обстановку, чтобы изолировать Тирасполь и отстранить его от переговорного процесса. Обвинив Кишинев в провоцировании опасной напряженности на Днестре, Яковенко выразил уверенность в том, что никакие иллюзии о силовом варианте решения спорных вопросов не могут быть альтернативой ответственных переговоров сторон.

Ранее министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров обвинил официальный Кишинев в том, что он изменил свою позицию и отказывается от всех ранее достигнутых договоренностей, напоминает REPORTER.MD.

Молдавия предлагает не увязывать с приднестровским урегулированием весь спектр ее отношений с Россией

Министр реинтеграции Молдавии Василий Шова считает, что "нельзя увязывать с приднестровским урегулированием весь спектр молдавско-российских отношений". Об этом он заявил в передаче "Точка зрения" на "Первом канале в Молдове". Говоря о роли России в приднестровском урегулировании, министр сказал, что "она чрезвычайно важна и Россия остается активным участником решения этой проблемы". "Я далек от мысли, что Россия не желает урегулирования приднестровского конфликта. В то же время, нужно искать пути реального разрешения проблемы, а не видимости переговоров. И мы этим сейчас занимаемся", - сказал Шова.

Он сообщил, что в настоящее время Кишинев ведет активные консультации с посредниками и другими заинтересованными сторонами. "Это консультации по так называемому "плавающему формату". Сейчас у нас складываются впечатления, что пятисторонний формат сдерживал переговорный процесс, и сейчас мы работаем более продуктивно", - отметил министр.

Отвечая на вопрос об участии Приднестровья в переговорах, Шова сказал, что представители Приднестровья участвовали во встрече в Виннице, где был представлен украинский план приднестровского урегулирования.

Министр реинтеграции подтвердил позицию Кишинева о необходимости демилитаризации региона и замены миротворческих сил на гражданских и военных наблюдателей. "Наблюдатели должны быть гражданскими лицами. Они должны работать под мандатом ОБСЕ и представлять разные страны из числа ее членов. Мы не видим целесообразности в том, чтобы менять одних военных на других. В этом нет необходимости", - подчеркнул Шова.

Он категорически опроверг предположения о том, что Молдавия прибегает к помощи НАТО в осуществлении миротворческой операции в Приднестровье. "В принятых парламентом Молдовы документах четко сказано, что Молдова сохраняет статус нейтральной страны. Поэтому о военнослужащих НАТО речи не идет. НАТО может оказать помощь в выводе войск и утилизации боеприпасов с истекшим сроком хранения", - сказал Шова.

Представители ОБСЕ в РМ: ОБСЕ давала России миллионы долларов для вывоза и уничтожения вооружения в Приднестровье

На вопросы заместителя главного редактора газеты "Время" Натальи Узун ответили заместитель главы миссии ОБСЕ в Республике Молдова Райан Грист, военно-политический представитель миссии Кеннет Пиклс, военный представитель миссии Ян Надольский.

Российская Федерация называет среди аргументов против вывоза своего вооружения, дислоцированного на территории приднестровского региона Республики Молдова, то, что этот арсенал устарел и не поддается транспортировке. Вы участвовали со стороны ОБСЕ в миссиях по оценке арсеналов в Колбасне и наблюдении за эвакуацией российского вооружения. Насколько утверждения российских военных соответствуют действительности?

Миссия ОБСЕ в Молдове не посещала Колбасну в течение вот уже более года. Наблюдение за последним вывозом вооружения в марте 2004 года было частичным. Приднестровские власти дали ОБСЕ доступ к объектам лишь после того, как состав с боеприпасами был полностью загружен. Это нарушило договоренности, достигнутые между ОБСЕ и российским министерством обороны.

Власти Приднестровья продолжают блокировать доступ ОБСЕ в Колбасну. Повторю, несмотря на конкретные договоренности о доступе, которые есть между ОБСЕ и Минобороны РФ. Соответственно ОБСЕ не может дать актуальную оценку состояния вооружений в Колбасне. Тем не менее, предыдущие визиты и деятельность по вывозу не выявили каких-либо проблем, препятствующих вывозу иили складированию боеприпасов.

Старые боеприпасы не являются более опасными, чем новые. Большая часть вооружения имеет длительный срок хранения. Более того, наши рабочие контакты с представителями Российской Федерации показали, что боеприпасы, хранящиеся на открытых пространствах, переносятся в закрытые помещения и некоторая часть боеприпасов переупаковывается. Это свидетельствует, что условия хранения боеприпасов улучшаются (как результат предыдущих вывозов) и подтверждает возможность их транспортировки.

Оценочный визит ОБСЕ в Колбасну возможно позволил бы снизить страхи относительно опасности, которую представляют собой склады вооружения.

Какой объем и какого именно вооружения хранится сейчас в Колбасне?

Общее количество вооружений, находящихся в Колбасне и Тирасполе, примерно 20 тысяч тонн. Большая часть - около 19 тысяч тонн - находятся в Колбасне. Там находится широкий спектр боеприпасов, в том числе боеприпасы для легкого стрелкового оружия, легкого вооружения, мины, взрывчатка, артиллерийские снаряды и противотанковые мины, а также пиротехнические материалы и малое количество авиационных бомб.

Парламент Республики Молдова в недавно принятых документах предлагает Российской Федерации вывезти свое вооружение из приднестровского региона Республики Молдова до конца 2005 года. Возможна ли эвакуация такой массы оружия за шесть месяцев?

Основываясь на предыдущем опыте (2002-2003 гг.), мы можем предположить, что существует возможность вывезти все существующее военное имущество в течение шести месяцев или даже меньшего срока. Представители министерства обороны России заявляли ранее, что вывоз может быть закончен в течение этого срока, но чтобы в него уложиться, необходима безостановочная работа, которая не могла бы быть прервана по техническим или политическими причинами.

Существует ли альтернатива вывозу устаревшего вооружения? Например, его утилизация на месте?

Боеприпасы могут быть уничтожены на месте, и этот вариант серьезно рассматривался. Такие планы существовали в 2001 году. Предусматривалось уничтожение боеприпасов на месте, в Колбасне, с использованием специальных камер для уничтожения. В рамках пилотного проекта две единицы оборудования были привезены в Молдову в 2002 году для содействия этому процессу. Его профинансировали страны-участницы ОБСЕ в качестве поддержки Российской Федерации в решении проблемы вооружений. К сожалению, этот проект не был реализован, а тираспольские власти отказались от своих обязательств по содействию в транспортировке и внедрению оборудования для утилизации вооружения на месте. Несколько миллионов долларов были потрачены впустую. Как следствие, теперь доноры ОБСЕ довольно неохотно рассматривают возможность дальнейшего финансирования уничтожения боеприпасов на месте. Особенно учитывая, что, по нашим данным, все боеприпасы транспортабельны.

В то время, когда осуществлялся вывод с территории приднестровского региона тяжелой техники, специалисты ОБСЕ проводили лишь наблюдение за процессом эвакуации или принимали в нем участие?

Специалисты ОБСЕ и группы инспекции ДОВСЕ (Договор по обычным вооружённым силам в Европе - прим. ИА REGNUM) наблюдали за вывозом тяжелого вооружения, а также уничтожением оборудования, которое не было вывезено. Инспекции проводились не только в Молдове, но и в России. ОБСЕ довольна тем, что эта задача была полностью выполнена. Организация оказала министерству обороны Российской Федерации финансовую поддержку в размере нескольких миллионов долларов для возмещения затрат, связанных с реализацией этих задач.

ОБСЕ предлагала Российской Федерации содействие в вывозе и утилизации вооружения, хранящегося в Колбасне?

ОБСЕ предоставила миллионы долларов в виде технической помощи для содействия вывозу боеприпасов из Колбасны и для вывоза или уничтожения тяжелой российской техники и военного оборудования в приднестровском регионе. Довольно большая часть этой суммы все еще находится в Добровольном фонде, созданном странами-участницами ОБСЕ в 1999 году для оказания помощи Российской Федерации в реализации задач по вывозу вооружения.

Недавно министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что российское вооружение в Приднестровье угрожает в первую очередь жителям этого региона. Какую угрозу, с вашей точки зрения, представляет собой арсенал в Колбасне? Что более опасно - сохранение арсенала в том состоянии, в каком оно находится сейчас, или непредвиденные случайности, которые могут возникнуть при кантовке, транспортировке и эвакуации этого вооружения?

Хранение большого количества боеприпасов создает определенный риск происшествий, несмотря на то, где и насколько хорошо они хранятся. Происшествия, к сожалению, случаются. Это подтвердили случаи на Украине и в России, а также в других странах-участницах ОБСЕ. Чаще подобные инциденты происходят в местах складирования и необязательно во время транспортировки. Боеприпасы созданы для того и таким образом, чтобы они могли перенести и транспортировку, и долгое хранение.

В Молдавии будет работать постоянная делегация Еврокомиссии

Соглашение между Республикой Молдова и Еврокомиссией об учреждении, привилегиях и иммунитете делегации Еврокомиссии в Республике Молдова было подписано 27 июня в Брюсселе. Соглашение подписали Бенита Ферреро Уалднер - от Евросоюза и посол Республики Молдова при Европейском союзе Евгений Карпов - от Кишинева, передает "БАСА-пресс".

Постоянная делегация Европейской комиссии в Молдавии будет открыта в первых числах сентября. Она призвана содействовать углублению сотрудничества, выполнения Плана действий "Республика Молдова-Евросоюз" и урегулированию приднестровского конфликта, заявила после церемонии подписания комиссар по внешним отношениям и европейской политике соседства Бенита Ферреро Уалднер. Евгений Карпов назвал подписание соглашения важным шагом на пути европейской интеграции Молдовы, сообщает "БАСА-пресс".

Вначале было объявлено, что открытие делегации Еврокомиссии в Кишиневе состоится в январе с.г. Причину переноса этого события позже разъяснил руководитель делегации Европейской комиссии в Молдавии, Украине и Беларуси с резиденцией в Киеве, посол Ян Боуг. По его словам, открытие делегации отложено по техническим, а не политическим мотивам, передает "БАСА-пресс".

В настоящий момент переговоры с ЕС ведутся через послов государств Евросоюза и через специального представителя ЕС в Молдавии Адриана Якобовица, назначенного Советом Евросоюза в эту должность 16 марта. Верховный представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и общей безопасности Хавьер Солана заявил по этому поводу, что назначение специального представителя ЕС в РМ свидетельствует о повышенных обязательствах Евросоюза в отношении Молдавии - "важного государства, расположенного по соседству с ЕС".

Молдавия начнет переговоры с Украиной о строительстве новой ЛЭП

Министерство промышленности и инфраструктуры Молдавии обсудит с министерством энергетики Украины вопрос о строительстве новой линии электропередач напряжением 330 кВт Новоднестровск-Бэлць. Как сообщил "МОЛДПРЕС" министр промышленности и инфраструктуры Молдавии Владимир Антосий, эта линия увеличит возможности импорта электроэнергии с Украины в Республику Молдова, в частности в осенне-зимний период. Согласно предварительным оценкам, протяженность линии Новоднестровск-Бэлць составит более 100 км, а 30 км ЛЭП пройдет по украинской территории.

Владимир Антосий отметил, что для строительства линии высокого напряжения правительство планирует привлечь инвестиции, рассматривается также возможность частных вложений. По некоторым оценкам, затраты на строительство одного километра высоковольтной линии достигнут 150-160 тысяч долларов США, информирует "МОЛДПРЕС".

Как сообщил в беседе с корреспондентом агентства главный диспетчер ГП "Молдэлектрика" Игорь Кузко, новая линия электропередач будет подключена к трансформаторной станции мощностью 330 кВт, которая работает в Бельцах (второй по величине город в Молдавии, расположенный на севере республики - прим. ИА REGNUM).

По сообщению экспертов, в настоящее время импорт украинской электроэнергии осуществляется в основном по трем линиям высокого напряжения, две из которых - украинские. Энергетическая система Украины и Молдавии была создана в советское время, часть РМ и Одесская область Украины снабжаются электроэнергией по одной линии электропередач. По этой причине в холодное время года Украина заинтересована снабжать в первую очередь электроэнергией Одесскую область, а затем уже населенные пункты Республики Молдова. По данным Национального агентства по регулированию в энергетике РМ, в 2004 году Республика Молдова импортировала с Украины 1 млрд. 835 млн. кВт/ч, что на 4 процента больше, чем за предыдущий год, пишет "МОЛДПРЕС".

Доступ к информации будет ограничен

Ограничение доступа к информации, которая представляет коммерческую тайну, предусматривает проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты, принятый 30 июня депутатами в первом чтении. Как передает "МОЛДПРЕС", поправки предложены министерством экономики и торговли с целью более строгой регламентации ответственности государственных органов и их служащих, имеющих доступ к секретной коммерческой информации, условий разглашения подобных сведений и обеспечения четкого соблюдения требований о защите коммерческой тайны.

В соответствии с новой редакцией закона органы центральной публичной власти и другие государственные органы имеют право в пределах своей компетенции на основании письменного заявления запрашивать и бесплатно получать сведения, являющиеся коммерческой тайной. Нарушение новых положений закона влечет за собой применение в отношении граждан штрафов в размере от 50 до 75 минимальных зарплат, а в отношении должностных лиц - от 75 до 150 минимальных зарплат, передает "МОЛДПРЕС".

Виновны покупатели, а не поставщики

Международные эксперты считают, что в процветании торговли живым товаром (трафика) виноваты не страны-поставщики, среди которых Республика Молдова, а страны, где отмечается спрос на женщин, ставших жертвой трафика. Депутат Европейского парламента Мария Карлчамбре, ответственная за проблемы женщин и торговли живым товаром, заявила 29 июня на пресс-конференции в Кишиневе, что "страны Евросоюза должны принять законы, которые предусматривали бы жесткое наказание в отношении лиц, пользующихся сексуальными услугами жертв трафика, потому что пока будет спрос, будет и предложение", передает "БАСА-пресс".

Карлчамбре отметила, что для поисков способов борьбы с женским трафиком решено изучить законодательство всех европейских стран в этой области и механизмы функционирования этих законов. Результаты исследования будут представлены осенью этого года на обсуждение Европарламента. Депутат Европарламента высказала убеждение, что одним из путей сокращения масштабов этого явления может стать легализация в странах ЕС эмигрантов из таких государств, как Молдова. По ее словам, таким образом "женщины-эмигрантки будут пользоваться равными правами в соответствующей стране и им не придется устраиваться на работу нелегально". Карлчамбре выразила также сожаление в связи с тем, что хотя прокуратура Молдавии возбудила ряд уголовных дел по фактам торговли живым товаром, мало кто из проходящих по этим делам был осужден.

На запрос "БАСА-пресс" источники в Генпрокуратуре Республики Молдова подтвердили, что в период 2004-2005 гг. по фактам трафика возбуждено около 400 уголовных дел и осуждены более 90 человек. В настоящее время за торговлю людьми приговорены к различным мерам наказания более 500 человек. Согласно законодательству, торговля людьми наказуема лишением свободы на срок от одного года до пожизненного заключения.

Кишиневская мэрия запретила студентам пикетировать Центризбирком

Администрация молдавской столицы отклонила заявление Федерации студенческих и молодежных организаций о разрешении на проведение пикетирования здания Центризбиркома. Как сообщает REPORTER.MD, лидеры студентов ранее обвинили ЦИК в том, что дата местных выборов специально была назначена на 10 июля, чтобы студенты не из Кишинева не смогли проголосовать, так как большинство из них находятся на каникулах в это время года. По данным студенческих организаций, таких студентов примерно 43 тысячи, но они не смогут проголосовать, так как с 1 июля общежития закрываются.

Вице-комиссар Кишинева Петр Кордуняну высказался категорически против санкционирования пикета студентов, намекая на действия правоохранительных органов во время зимних акций протестов студентов. Тогда полиция арестовала нескольких участников акций протеста, информирует REPORTER.MD.

Председатель Федерации студенческих и молодежных организаций Ангел Агаки назвал необоснованным отказ мэрии, заявив, что уже подал новое заявление о пикетировании здания ЦИК 6 июля. Федерация студенческих организаций просит продлить срок нахождения студентов в общежитиях на время выборов. ЦИК заявил, что этот вопрос не касается его напрямую, и поэтому отказался удовлетворить требование студентов, передает REPORTER.MD.

По данным статистики, студенты составляют примерно 15% столичных избирателей. По данным социологических исследований, молодежь в основном придерживается демократических взглядов. Чтобы местные выборы были признаны состоявшимися, необходимо, чтобы в них приняли участие минимум 1/3 граждан, имеющих право голоса, пишет REPORTER.MD.