Прорыв в нагорно-карабахском урегулировании? Комментарии участника Рабочей группы Дартмутской конференции

Баку, 1 июля 2005, 22:49 — REGNUM  24-26 июня 2005 года в Москве состоялся восьмой раунд диалога представителей общественности Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха в рамках американо-российской Рабочей группы Дартмутской конференции по региональным конфликтам.

Армянскую сторону представляли лидер Демократической партии Армении Арам Саркисян, а также Айк Бабуханян, Вагаршак Арутюнян и Константин Амбарцумян; карабахскую - советник президента Нагорного Карабаха Давид Бабаян, представитель Нагорного Карабаха в Москве Рубен Заргарян и профессор Александр Манасян.

В беседе с корреспондентом ИА REGNUM лидер Демпартии проинформировал, что в ходе восьмого раунда диалога был обсужден и согласован предложенный сопредседателями Дартмутской конференции Гарольдом Сондерсом (США, экс-замгоссекретаря США) и Виталием Наумкиным (Россия) Проект Рамочного соглашения о мирном процессе в регионе Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха, а также совместный пресс-релиз. Участники Дартмутского диалога по Нагорному Карабаху сошлись во мнении о необходимости скорейшей организации переговоров всех сторон по мирному урегулированию конфликта, масштабному вовлечению граждан региона в мирный процесс, формированию мер взаимного доверия. Были обсуждены методология и принципы справедливого урегулирования конфликта, отвечающего интересам всех народов региона.

По словам Арама Саркисяна, сам факт согласования подобного документа говорит о том, что, впервые, неважно в каком формате - официальном или нет, после 1994 года удалось согласовать два документа. "Сам проект Рамочного соглашения создан сопредседателями конференции на основе всех обсуждений, которые велись на протяжении восьми раундов. Это не выдуманный сопредседателями текст, а вывод дискуссий. Подобное соглашение было достигнуто с большим трудом, но я считаю знаменательным тот факт, что стороны смогли о чем-то договориться по такому затяжному и сложному конфликту, как нагорно-карабахский", - отметил Саркисян.

Представляя особенности документа, глава Демпартии Армении (ДПА) отметил, что в самом заголовке пресс-релиза написано, что участниками встречи являются представители общественности Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха - "то, чего нет в официальном формате переговоров". Более того, по словам Саркисяна, в тексте самого Рамочного соглашения отмечается, что "всесторонний мирный процесс - это процесс непрерывного взаимодействия на всех общественных уровнях и во многих сферах социальной, политической и экономической жизни". "То есть мы отмечаем, что всеобъемлющий мирный процесс не может быть достигнут только на уровне официальных переговоров. Это тот случай, когда в мирный процесс должны быть вовлечены все слои общества.

Одним из самых важных аспектов этого мирного процесса, согласно лидеру ДПА, стало фигурирование Нагорного Карабаха как полноправной стороны переговорного процесса. "Участвующие в диалоге стороны также пришли к заключению, что если Нагорный Карабах не будет принимать участия в переговорах, не будет стороной переговорного процесса, стороной, подписывающей соглашение и выполняющей эти обязательства, то мирный процесс застопорится, его просто не будет. Вот самая главная особенность этого документа", - заметил Арам Саркисян.

При этом, он заострил внимание на четырех основных пунктах Рамочного проекта, которые, по его словам, "противоречат логике так называемых официальных переговоров". "Ведь переговоров практически нет - есть встречи двух президентов, на которых они о чем-то договариваются. А переговоры могут начаться только тогда, когда будут сформированы специальные дипломатические миссии, рабочие группы, которые будут прорабатывать все вопросы урегулирования", - отметил Саркисян. Согласно лидеру ДПА, первый из этих четырех пунктов гласит: "Первый раунд переговоров мог бы определить, например, комплекс интерактивных шагов, направленных на решение такой значимой проблемы в интересах всех сторон". "Здесь мы указываем на необходимость формирования мер доверия. На первой стадии все интерактивные шаги должны быть направлены на решение одной очень важной проблемы - в этом должны быть заинтересованы все стороны. Мы пошли принципиально против логики официальных властей Армении. Они идут на уступку территорий взамен на непонятный референдум, а мы продвигаемся по другой логике", - пояснил Арам Саркисян.

Следующий пункт проекта гласит: "Участие полномочных представителей от Нагорного Карабаха на переговорах, в качестве стороны подписывающей соглашения, в принятии на себя обязательств по выполнению соглашений, по формированию нормальных отношений со своими соседями и взаимных обязательств по невмешательству во внутренние дела друг друга создаст условия, которые будут рассматриваться как промежуточный статус Нагорного Карабаха. Достигнутые и выполняемые Нагорным Карабахом соглашения будут представлять собой фактическое признание этого статуса". "Здесь мы подразумеваем то, что для решения вопроса необходимо выполнение обязательств, взятых на себя сторонами, а также невмешательство во внутренние дела друг друга. Это ключ к разрешению этого конфликта. Без понимания этой логики бесплодные и бесконечные разговоры будут продолжаться", - отметил Саркисян.

"Я еще раз хочу подчеркнуть, что ни президент Армении Роберт Кочарян, ни министр иностранных дел Вардан Осканян и никто другой без учета того факта, что процесс мирного урегулирования должен вобрать в себя практически все слои общества, не могут брать на себя обязательств по решению этой проблемы. Проблему невозможно решить также без участия в переговорах Нагорного Карабаха, как полноценной стороны", - отметил Арам Саркисян. Более того, по словам лидера Демпартии, "Армения не вправе с точки зрения международного права подписывать за Нагорный Карабах какие-либо соглашения". "Армения не признавала Нагорный Карабах как независимый субъект, она не объявляла о том, что это ее неотъемлемая часть. В этом ключе Армения практически никто. Поэтому на данном этапе Армения обязана отказаться от ведения переговоров до тех пор, пока в формате переговоров не будут представлены полномочные представители Нагорного Карабаха. Этой позиции придерживается и Нагорный Карабах", - заявил Арам Саркисян. Следующий пункт гласит, что "Представители Азербайджана и Нагорного Карабаха ведут переговоры по механизмам определения и юридическому оформлению окончательного статуса Нагорного Карабаха". Комментируя этот пункт глава ДПА отметил, что "вопрос статуса НК решается между Нагорным Карабахом и Азербайджаном в рамках того правового процесса, который уже был проведен Нагорным Карабахом с 1988 года". "Другого формата решения этого вопроса нет. В противном случае Армения должна объявить или о том, что Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Армении, или признать независимость и заявить, что она - гарант независимости и безопасности НК. В принципе, сегодняшняя роль Армении заключается именно в этом. Она может отражать интересы Нагорного Карабаха, если юридически это оформить, чего, однако, не сделано", - заметил Арам Саркисян.

Далее в проекте Рамочного соглашения отмечается, что "полное и окончательное урегулирование проблемы Нагорного Карабаха предполагает решение всех аспектов, составляющих суть проблемы и возникших на его основе конфликтных вопросов. Всеобъемлющее урегулирование конфликта предполагает в том числе и развернутую по времени реализацию достигнутых договоренностей и их разработку". По словам Саркисяна, должен быть разработан график разрешения, реализации этих соглашений.

"Переговоры будут проведены в два этапа. Первая фаза завершится промежуточными шагами, представляющими из себя меры доверия", - цитирует проект Арам Саркисян. По его словам, завершается это предложение следующими словами: "...меры доверия предполагают равнозначные уступки сторон в согласованных сферах". "То есть, грубо говоря, если Азербайджан поднимает вопрос о возвращении территорий, автоматически встает и вопрос территорий, оккупированных азербайджанскими войсками - Шаумян, Геташен, Мартунашен, Мартакерт, Мартуни, Арцвашен и т.д.", - заявил глава ДПА, добавив при этом, что данный пункт касается не только территорий.

Указав на включенное в проект положение "о юридически оформленном окончательном статусе Нагорного Карабаха и заключении мирного договора", Арам Саркисян заявил, что лишь после осуществления требований данного пункта может идти речь об установлении с Азербайджаном дипломатических отношений. "То есть, пока не будет оформлен окончательный статус НК, о дипотношениях не может быть и речи. Это принципиальная позиция, а не такая смазанная, которую представляют официальные власти, говорящие, что мы можем пойти на так называемый компромисс - территории взамен на какой-то отложенный референдум", - заявил Саркисян. Лидер Демократической партии Армении также обратился к Роберту Кочаряну - "официальный и определяющий референдум в Нагорном Карабахе был проведен в 1991 году согласно закону СССР "О порядке выхода из состава СССР". Если вы соглашаетесь на проведение некоего референдума, значит вы ставите крест на всем том юридически оформленном правовом процессе, который ведет Нагорный Карабах, начиная с 1988 года. Это именно то, чего добивается Азербайджан, говоря о необходимости начала процесса с нулевой точки".

Оценив данный документ как прорыв в процессе мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, Арам Саркисян отметил, что "это очень компактный и обобщенный документ, позволяющий вести переговоры в рамках вышеизложенных принципов". "Отход от этих принципов невозможен, потому что без учета представленных в Рамочном соглашении пунктов никакого урегулирования не будет. Я еще раз хочу предупредить тех, кто ведет так называемые переговоры - эти переговоры будут не только бесплодными, но, вдобавок, они бумерангом обернутся против самих переговорщиков. Это приведет к тому взрыву, который когда-то увел за собой бывшего президента Армении Левона Тер-Петросяна и который обязательно уведет за собой Роберта Кочаряна", - заявил председатель Демократической партии Армении Арам Саркисян.

Он также проинформировал, что по согласию сторон диалога "Проект Рамочного соглашения о мирном процессе в регионе Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха" будет представлен сопредседателям Минской Группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

Ниже ИА REGNUM приводит полный текст "Проекта Рамочного соглашения о мирном процессе в регионе Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха":

"Начиная с октября 2001 г. представители общественности Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха провели восемь встреч совместно с американскими и российскими членами Рабочей группы Дартмутской конференции по региональным конфликтам. Целью их долговременного диалога является изучение возможных подходов к началу мирного процесса с тем, чтобы покончить с конфликтом и установить мир между ними. Сопредседатели Гарольд Сондерс и Виталий Наумкин отразили в данном проекте согласованное мнение участников встреч.

ПРОЕКТ РАМОЧНОГО СОГЛАШЕНИЯ О МИРНОМ ПРОЦЕССЕ В РЕГИОНЕ АРМЕНИИ, АЗЕРБАЙДЖАНА И НАГОРНОГО КАРАБАХА

Преамбула

Слишком долго страдая от конфликта, жители этого региона через своих официальных представителей, признавая настоящее Рамочное соглашение, обязуются разработать и осуществить комплекс соглашений по установлению справедливого и прочного мира между ними. Они признают, что достижение всеобъемлющего мирного урегулирования, взаимно плодотворных экономических, политических и общественных взаимоотношений представляют собой основы мира, к которому они стремятся. Ради этой цели они прибегают к содействию представителей международного сообщества для налаживания необходимых переговоров и поддержки выполнения подписанных соглашений. Тем самым они обязуются работать в рамках принципов и переговоров, описанных ниже.

Мирный процесс

Стороны согласны тем, что их цель состоит в установлении мирных и плодотворных отношений между всеми жителями этого региона. Стороны признают, что мир станет возможным только по мере того, как все стороны процесса будут трудиться для прекращения нынешних враждебных отношений между ними. Они видят мирный процесс, описываемый здесь, как способ осуществить такие перемены. Развитие этих новых отношений потребует эффективных переговоров между сторонами и взаимно поддерживающих шагов как со стороны властей, так и со стороны жителей, чтобы укрепить взаимное доверие и сделать возможным всестороннее выполнение заключенных соглашений.

Всесторонний мирный процесс - это процесс непрерывного взаимодействия на всех общественных уровнях и во многих сферах социальной, политической и экономической жизни. Цель этого процесса - преобразовать конфликтные отношения в отношения мирные и конструктивные. Выработка и осуществление соглашений, представленных в настоящем Рамочном соглашении, наряду с согласованными акциями жителей в их поддержку во всех сферах взаимоотношений между этими обществами будут являться конкретными шагами мирного процесса. Эти шаги могут стать мерами по укреплению доверия, которые внесут вклад в постепенное преобразование отношений.

В итоге, задача мирного процесса состоит в том, чтобы развить плодотворные взаимоотношения и создать повсюду атмосферу, благоприятствующую сотрудничеству в решении проблем, которые не решаются сегодня.

Вовлечение людей:

Объяснение принципов

Вовлеченность людей имеет критически важное значение для придания импульса делу преобразования отношений. Каждый шаг в мирном процессе должен начинаться со взаимно согласованной и обращенной к жителям декларации участников переговоров, которая должна включать следующие пункты для увязки данного шага с логикой и принципами всеобъемлющего мирного процесса:

1. Все стороны вооруженного конфликта подтверждают свою приверженность действующему режиму прекращения огня.

2. Все стороны объявляют о своем обязательстве отказаться от использования силы или угрозы силой и разрешать разногласия мирными средствами.

3. Все стороны готовы решать любые конфликты и проблемы между ними путем переговоров в двустороннем и многостороннем форматах. Они подтверждают свою приверженность Минскому процессу и международному участию.

4. Все стороны, участие которых в мирном процессе необходимо для выполнения достигнутых соглашений, будут участвовать в переговорах и станут подписантами заключенных соглашений.

5. Все стороны согласны с тем, что укрепление взаимного доверия между участниками мирного процесса требует прекращения враждебной деятельности и особенно пропаганды.

6. Для установления всестороннего, справедливого и прочного мира необходимы не только соглашения, выработанные на переговорах, но и сотрудничество всех жителей этого региона.

7. Все стороны заинтересованы в развитии таких мирных отношений между ними, которые позволяют им сохранять и развивать свою идентичность, определять свой образ жизни и безопасное будущее.

8. Все стороны принимают обязательство обеспечивать права и нужды беженцев и внутренних перемещенных лиц при участии международных организаций.

Объяснение логики мирного процесса

1. Логика мирного процесса состоит в том, чтобы предложить новое мышление в области установления мира. Это новое мышление предусматривает, что до тех пор, пока отношения между конфликтующими народами не изменятся, правительства не имеют согласия этих народов на достижение соглашений путем переговоров. Мирный процесс должен изменить эти отношения с помощью ряда взаимосвязанных соглашений, достигнутых на переговорах. Тщательное выполнение каждого соглашения создает условия для переговоров по следующему соглашению. Выполнение соглашений создаст новые отправные точки для переговоров и повышает уровень доверия к мирному процессу в целом.

2. Первый раунд переговоров мог бы определить, например, комплекс интерактивных шагов для решения такой значимой проблемы, которая может быть решена в интересах всех сторон на этой стадии. Дальнейшие шаги продвинут решение этой проблемы вперед.

3. Участие полномочных представителей от Нагорного Карабаха на переговорах, в качестве стороны, подписывающей соглашения, в принятии на себя обязательств по выполнению соглашений, по формированию нормальных отношений со своими соседями и взаимных обязательств по невмешательству во внутренние дела друг друга создаст условия, которые будут рассматриваться как промежуточный статус Нагорного Карабаха. Достигнутые и выполняемые Нагорным Карабахом соглашения будут представлять собой фактическое признание этого статуса.

4. Представители Азербайджана и Нагорного Карабаха ведут переговоры по механизмам определения и юридическому оформлению окончательного статуса Нагорного Карабаха.

5. Полное и окончательное урегулирование проблемы Нагорного Карабаха предполагает решение всех аспектов, составляющих суть проблемы и возникших на его основе конфликтных вопросов. Всеобъемлющее урегулирование конфликта предполагает в том числе и развернутую по времени реализацию достигнутых договоренностей и их разработку.

Вопросы для переговоров

Полномочные представители Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха в соответствии с форматом Минской конференции будут заключать соглашения по целому ряду вопросов. Участниками переговоров и подписантами соглашений будут те из них, которые возьмут на себя обязательства по их осуществлению.

Переговоры будут проводиться в два этапа. Первая фаза переговоров завершится промежуточными шагами, которые представляют собой меры доверия, предполагающие равнозначные уступки сторон в согласованных сферах. Эти меры должны продемонстрировать достижение прогресса на пути к миру и создать предпосылки для решения окончательных вопросов. На этой стадии промежуточных шагов следует исключить вопросы, относящиеся к окончательному соглашению. На завершающей фазе переговоров будут обсуждаться вопросы, которые еще не получили своего решения.

На переговорах в обеих фазах будут рассматриваться, в частности, следующие вопросы:

1. Восстановление коммуникаций, экономического и культурного сотрудничества, синхронизированное с ходом мирного процесса.

2. Вопрос о территориях и границах. По взаимному согласию сторон могут быть осуществлены синхронизированный с ходом мирного процесса отвод войск со взятых под контроль территорий, их демилитаризация на определенном в ходе переговоров уровне и обеспеченная согласованными мерами.

3. Вопрос о беженцах и вынужденно перемещенных лицах. В рамках мирного процесса будет согласовано возвращение беженцев и перемещенных лиц на территории, о которых договорятся стороны. Одновременно обеспечивается международное участие в их реконструкции, права меньшинств.

4. Вопрос о юридически оформленном окончательном статусе Нагорного Карабаха и заключении мирного договора.

5. Установление дипломатических отношений между Арменией и Азербайджаном.

Все достигнутые соглашения будут включать график выполнения. Неофициальные соглашения будут достигнуты по вопросу об информировании жителей и по вопросу о мерах укрепления общественной веры в успех мирного процесса.

Ведение мирного процесса

Как было сказано выше, мирный процесс - это комплекс достигнутых соглашений, вписанных в рамки более всеобъемлющего политического процесса. Делегации по ведению переговоров и политические лидеры разрабатывают декларации и мероприятия, призванные создать стимулы и привлечь жителей внести свой вклад в строительство отношений, которые станут основой прочного мира. Вовлечение людей на всех уровнях социальной, экономической, и политической жизни - это как раз то, что отличает мирный процесс от собственно переговоров. Действия, которые стимулируют участие населения в мирном процессе и изменяют представления бывших противников друг о друге, и являются мерами по укреплению доверия.

Политические лидеры призваны разъяснить своей общественности, как каждое действие связано с целью всеобъемлющего мирного процесса. Сам акт начала и объяснения предпринимаемых шагов, при котором все жители могут видеть, что их заботы находятся в повестке дня мирного процесса, может помочь заручиться поддержкой граждан по практическому проведению в жизнь трудных соглашений на поэтапной основе и использованию ранних договоренностей для поддержки дальнейших шагов. Приверженность мирному процессу может создать компромисс между "поэтапным" подходом и "пакетным соглашением". Всеобъемлющее урегулирование - это и есть "пакет".

Выбор, сделанный непосредственными участниками конфликта в пользу всеобъемлющего мирного процесса и первые положительные реакции на такой выбор со стороны ведущих государств, его поддержка международным сообществом могут способствовать осознанию жителями региона того, что, возможно, близится выход из тупика и что конструктивные перемены в отношениях могут осуществиться".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.