В связи с энергокризисом в Центральной части России 25 мая Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) опубликовала заявление о возможной компенсации нанесенного гражданам ущерба компаниями, оказывающими услуги по энергоснабжению - при условии, что данные события не связаны с форс-мажорными обстоятельствами или терактом. О том, какие выводы сделаны КонфОП, и какие меры следует предпринять пострадавшим потребителям, сообщили на пресс-конференции в Москве президент КонфОП Дмитрий Янин, юрист КонфОП Наталья Аминова и председатель Московского общества защиты прав потребителей Надежда Головкова, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Как подчеркнул Дмитрий Янин, отчет комиссии РАО "ЕЭС России", который не содержит вывода о том, что авария была следствием форс-мажорных обстоятельств или террористического акта, в связи с чем с определенностью можно говорить о том, что в результате энергокризиса было допущено массовое нарушение прав граждан как потребителей. По словам Янина, это свидетельство, которое позволит гражданам требовать возмещения материального и морального ущерба и компенсации вреда здоровью от энергоснабжающих компаний, а также от таких организаций как ГУП "Московский метрополитен", других транспорттных компаний, жилищно-коммунальных служб, медицинских учреждений, и др. Эти организации, в свою очередь, смогут подавать иски к энергетикам. В настоящий момент КонфОП проводит переговоры с РАО "ЕЭС" о порядке взаимодействия в ходе рассмотрения претензий потребителей, связанных с событиями 25 мая.

Кроме того, события 25 мая 2005 года продемонстрировали низкую эффективность государственных органов, отвечающих за чрезвычайные ситуации, подчеркнул Янин. Москвичи в обесточенных районах оказалась отрезаны от мира, так как специализированная система оповещения не была задействована. "Москвичи стали заложниками аварийной ситуации, - отмечали участники пресс-конфернции.

Эти обстоятельства побудили КонфОП открыть "горячую линию" для граждан в Московской, Тульской, Калужской и Рязанской областях. "Горячая линия" создана ставит перед собой задачи информирования по вопросам оценки ущерба и механизма его возмещения, а также сбора данных о людях, которые готовы в условиях подобного кризиса оказывать безвозмездную помощь тем, кто в ней в большей степени нуждается - одиноким пенсионерам, инвалидам и т.д.

Вторым этапом взаимодействия с гражданами будет оказание бесплатных юридических консультаций на базе обществ потребителей, где пострадавшие смогут получить непосредственную помощь в оформлении документов и, в случае необходимости, делегировать КонфОП представление их интересов. Потенциально, истцами могут стать несколько миллионов человек, считают специалисты КонфОП.