В 2004 году отмечены самые низкие поступления в бюджет Новосибирской области по ряду налогов за последние 4-5 лет. Это налог на доходы физических лиц (собрано только 87% от плана), налог на имущество (82,5%), акцизы (71,2%). Как 1 июля сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Новосибирского областного Совета депутатов, об этом заявила заместитель начальника управления по правовым и экономическим вопросам облсовета Вера Бакулина на заседании бюджетного комитета, где подводились итоги исполнения областного бюджета за 2004 год.

Председатель Контрольно-счетной палаты Елена Гончарова также отметила устойчивую динамику снижения сбора налогов: 98,4% от запланированного в 2002 году, 92,7% в 2003 г., и 87,7% в 2004 г.

Самым проблематичным и сложным моментом в исполнении бюджета депутаты всех комитетов признали состояние внутреннего долга области и уровень дефицита бюджета-2004. Общий внутренний долг близок к объемам собственных годовых доходов области, а реальный дефицит бюджета в 3,3 раза превысил заложенные в закон о бюджете нормативы, что указывает на низкую достоверность экономического планирования.

Сохранилось и недофинансирование областных целевых программ. Финансирование фундаментальной науки составило 63,7%, мировых судей - 77,3%. Говоря о последнем факте, председатель комитета по государственному строительству Константин Комаров отметил, что работа мировых судей, как и пожарной службы области, которая также недофинансируется, напрямую сказывается на жизни населения, "поэтому по значимости их нужно ставить в разряд защищенных статей".

Областные целевые программы в 2004 году в совокупности были исполнены на 64%. При этом 8 из 20 программ были профинансированы меньше, чем наполовину. Председатель комитета по науке и промышленности Борис Прилепский подчеркнул, что такое исполнение программ "дезориентирует область, и не дисциплинирует ни их составителей, ни исполнителей".

Одним из немногих положительных результатов стали доходы от предпринимательской деятельности: они составили 106,1% от плана, но их доля в доходах консолидированного бюджета составляет всего 4,8%. Однако и здесь не все однозначно. На вопрос председателя бюджетного комитета Виктора Осина о том, сколько вообще возможно получить доходов от областного имущества, ответить никто не смог. Проблема в том, что в области не создана система автоматизированного учета, которая позволяла бы делать соответствующий прогноз. Вопрос имел под собой основания: дивиденды со всех акционерных предприятий, где есть доля области, составили всего 3,6 млн рублей.

Первый вице-губернатор Алексей Беспаликов, отвечая на вопросы депутатов, подчеркнул, что еще в 2003 году было очевидно, что бюджет-2004 будет самым сложным из-за появления бюджетов 460 муниципальных образований. Зато ошибки и проблемы прошлого года в полной мере учтены в этом году. "В новейшей истории области бюджет никогда не исполнялся столь уверенно, как в 2005 году", - сказал Алексей Беспаликов.

С такой оценкой прошлого и нынешнего года согласился заместитель председателя бюджетного комитета Сергей Канунников. Динамика поступлений доходов в этом году внушает оптимизм: за 5 месяцев доходы исполнены на 42,2%, что позволяет с большой степенью уверенности говорить о том, что все запланированные доходы удастся собрать. Равномерно происходит и текущее финансирование разделов. Улучшилась ситуация с текущим дефицитом: на 1 июня 2005 года он составил 158 млн рублей, тогда как на 1 февраля он был 738 млн рублей.

Справка ИА REGNUM:

Доходы областного бюджета за 2004 год составили 17 611 023 000 рублей или 88,5% к утвержденному плану (19 906 072 000 рублей), т.е. в областной бюджет поступило доходов на 2 295 049 000 рублей меньше, чем запланировано.

Собственные налоговые и неналоговые доходы области составили 12 127 827 000 рублей (85,8% от плана). Доля собственных доходов области в доходной части бюджета составила 68,9%. Вместе с тем, в 2004 году собственные доходы области выросли на 20,4%, что составляет 2 057 020 000 рублей в абсолютном выражении.

Налоговые доходы выполнены на 87,7% (11 400 408 000 руб.) или на 1 595 398 200 рублей меньше, чем утверждено Законом об областном бюджете (12 995 806 200 рублей). Неналоговых доходов получено 727 419 000 руб. или 63,6% к годовым назначениям (1 144 413 000 рублей).

Консолидированный бюджет области исполнен по доходам в объеме 30 273 582 000 рублей или 91,8% от запланированного (32 963 686 000 рублей). Исполнение по налоговым и неналоговым доходам составило в сумме 23 795 122 000 рублей или 90,7% годовых назначений (26 249 002 000 рублей). Доля налоговых и неналоговых доходов в общей сумме доходов консолидированного бюджета составила 78,6%.

Общий объем финансирования расходов областного бюджета составил 19 419 590 900 рублей или 95,0% от утвержденных плановых показателей. За счет невыполнения доходной части бюджета сумма недофинансирования расходов составила 1 025 346 200 рублей.

Значительно выше среднего уровня (95%) профинансированы разделы "Обслуживание государственного долга" (198,5% или 1 190 675 000 рублей), "Сельское хозяйство и рыболовство" (170,7%.). Ниже среднего уровня профинансированы следующие разделы: фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу (63,7%), развитие рыночной инфраструктуры (69,2%), судебная власть (77,3%), охрана окружающей природной среды и природных ресурсов (77,2%). Ассигнования на капитальные вложения составили 886 090 000 рублей, или 77,7% к годовому плану.

Областные целевые программы профинансированы в среднем на 63,4% к годовым назначениям, что значительно ниже уровня 2003 года (94,0%), а также ниже среднего уровня исполнения бюджета по расходам. Хуже всего исполнены программы "Развитие сельской и городской телефонной связи на территории Новосибирской области.." - 3,4%; "Организация работы по улучшению условий охраны труда в Новосибирской области" - 14,7%; "Энергосбережение в Новосибирской области" - 22,2%; "Социальная поддержка инвалидов Новосибирской области на 2001 - 2005 годы" - 37%; "Переселение граждан, проживающих в Новосибирской области из ветхого и аварийного жилья" - 40,2%.

Ряд расходов, запланированных Законом об областном бюджете в общей сумме 95 695 000 рублей, не финансировался вообще, в том числе: Программные мероприятия по поддержке промышленности области (план - 10 000,0 тыс. руб.); Программные мероприятия по поддержке строительной отрасли области (50 000,0 тыс. руб.); Государственная поддержка молодых специалистов (500,0 тыс. руб.) и др.

Общий объем внутреннего долга Новосибирской области на 01.01.2005 года достиг 11 374 783 200 рублей, что составляет 95,2% к объему собственных доходов областного бюджета. Верхний его предел, утвержденный Законом об областном бюджете, превышен на 5362,2 млн. руб. или на 89,2%. В течение 2004 года его объем в номинальном выражении вырос по сравнению с 2003 годом в 2,1 раза.

Дефицит областного бюджета составил 1 808 568 000 рублей, при плане 538 865 100 руб. (превышение - на 1 269 702 000 руб. или в 3,3 раза), что составляет 14,8% объема доходов без учета финансовой помощи.