2 июля ямальские кооператоры отметят свой профессиональный праздник. В условиях глобализации и свободного рынка система потребительской кооперации эффективна для решения социально значимых задач в отдаленных поселках, факториях Ямала, так как частные предприятия не столь активны и заинтересованы в ведении деятельности в труднодоступных населенных пунктах.

Общероссийские тенденции сокращения сети потребкооперации коснулись и Ямала. Но в последние годы ситуация стабилизируется. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе губернатора Ямало-Ненецкого АО, отличительной особенностью кооперации Ямало-Ненецкого автономного округа является то, что она традиционно занимается заготовительной и производственной деятельностью, помимо собственно обеспечения населения товарами первой необходимости и предоставления услуг. В 48 населенных пунктах округа работают розничные предприятия потребительской кооперации, ремонтируются и открываются магазины, предприятия общественного питания (к примеру, в 2001 году - в поселках Горки и Се-Яха), приобретается новое торговое, технологическое и холодильное оборудование. В настоящее время в системе потребкооперации трудятся около 900 человек.

Потребительская кооперация обеспечивает сельскому и тундровому населению дополнительный источник доходов, осуществляя закуп мяса (за прошедшие пять лет заготовлено 630 тонн), пушнины (на сумму 462,3 тыс. руб.), рыбы (за последние пять лет выловлено 565 тонн оленины), дикоросов. За пять прошедших лет выпечено почти 14 тысяч тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 118,9 тонн кондитерских изделий.

Точкой отсчета в деятельности производственного кооперирования на Севере принято считать 1929 год. Первые простейшие производственные товарищества организовывались для ведения совместного хозяйствования (охота, рыбалка), на вырученные от реализации продукции деньги приобретались необходимые товары.

С каждым годом укреплялась материально-техническая база, появлялись новые предприятия. Так, если в 1938 году в системе потребкооперации было 85 магазинов, то в 1951-ом работали уже 214 предприятий розничной торговли, реализующие продукты питания, парфюмерно-косметические товары, книги, радиотовары. Соответственно резко выросла реализация товаров на душу населения: в 1957 году она составила 4140 рублей, что в два превышало общероссийский показатель.

За период с 1958 по 1962 годы было построено 47 новых магазинов, пять столовых, 29 хлебопекарен, восемь овощехранилищ, четыре мерзлотника, 58 складов, 67 жилых домов площадью 4344 кв.м. Одним из основных источников накопления собственных оборотных средств является паенакопление: в 1936 году членов-пайщиков насчитывалось почти девять тысяч человек, а через десять лет - 21 тысяча, из которых около десяти тысяч - оленеводы.

В последующие годы на Ямале много делалось для комплексной рационализации кооперативной торговли. Успехи ямальских кооператоров были столь очевидны и значительны, что в округ приезжали специалисты из других регионов для изучения положительного опыта организации и ведения торговли. Так, в 1980 году на базе Салехардского горрыбкопа было проведено областное научно-практическое совещание руководящих работников потребкооперации.

Специалисты считают, что сегодня, чтобы вернуть утраченные в результате реформ позиции, необходимо модернизировать производство с привлечением современных технологий, восстановить малые производственные пищевые и заготовительные предприятия. Социально-экономический эффект от функционирования системы потребительской кооперации вполне очевиден: обеспечение занятости коренного малочисленного населения, которое за собранную и выращенную продукцию получает деньги, а кооперативные организации - сырье для общепита и производства продукции.