Текст соглашения администрации Архангельской области, работодателей и профсоюзов

Архангельск, 30 июня 2005, 10:07 — REGNUM  Областное трехстороннее соглашение между администрацией Архангельской области, объединениями (союзами) работодателей и объединениями профсоюзных организаций Архангельской области по вопросам социально-трудовых отношений на 2005 - 2007 годы.

I. Общие положения.

1.1. Администрация Архангельской области, объединения (союзы) работодателей и объединения профсоюзных организаций Архангельской области (далее - Стороны), действуя в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законодательством, Трудовым Кодексом РФ и законодательством области, с целью создания на основе принципов социального партнерства необходимых условий для развития экономики и повышения благосостояния северян, социальной и правовой защиты трудящихся и жителей области, заключили настоящее Соглашение, устанавливающее общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики в Архангельской области.

1.2. Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения на уровне области. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся при заключении территориальных и отраслевых соглашений, а также при заключении коллективных договоров в организациях.

1.3. Стороны признают необходимым заключение территориальных (городских и районных) и отраслевых соглашений на разных уровнях, а также коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. Настоящее Соглашение рассматривается как основа для переговоров в городах и районах, в отраслях и в организациях.

1.4. Стороны, подписавшие Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы.

1.5. Выполнение принятых на себя сторонами обязательств обеспечивается в пределах средств, предусмотренных в бюджетах всех уровней, планах хозяйственной деятельности организаций и сметах профсоюзных организаций. Зафиксированные в ряде пунктов Соглашения суммы средств, направляемых на реализацию обязательств, включаются в проект областного бюджета на соответствующий финансовый год.

1.6. В развитие Соглашения и для обеспечения его реализации Стороны на основе взаимных консультаций в рамках областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - областная трехсторонняя комиссия) принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес Сторон настоящего Соглашения.

1.7. Администрация области и профсоюзы принимают на себя обязательства работодателей в той мере, в которой они осуществляют эти функции.

1.8. Стороны в числе приоритетных целей Соглашения определяют проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, резкое сокращение масштабов бедности на основе повышения эффективности региональной экономики и увеличения валового регионального продукта. Стороны пришли к единому пониманию и признанию того, что главной целью социально-экономического развития области является повышение уровня жизни населения Архангельской области.

1.9. В целях повышения социальной ориентации экономической политики и предпринимательства в Архангельской области Стороны договорились о системе показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения:

• валовой региональный продукт на душу населения области (в руб.);

• расходы консолидированного бюджета на социальную сферу, в том числе на образование, здравоохранение и спорт, культуру, кинематографию и средства массовой информации и социальную политику (в млн. руб. и % от общих расходов бюджета);

• номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника в целом по экономике (в руб.);

• реальная среднемесячная заработная плата на одного работника в целом по экономике (в % к предыдущему году);

• уровень заработной платы на малых предприятиях (в руб.);

• наличие и размер задолженности по выплате заработной платы I организациях области (в руб.);

• среднедушевые денежные доходы населения в месяц в среднем по году руб.);

• реальные располагаемые доходы населения (в % к предыдущему году);

• соотношение между среднедушевыми доходами и прожиточным минимумом на душу населения (раз);

• уровень бедности (численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума - чел. и в % от общей численности населения);

• соотношение доходов по группам населения (с высокими и низкими доходами);

• индекс потребительских цен;

• общая численность безработных (чел.);

• численность зарегистрированных безработных (чел.);

• уровень безработицы (в процентах к экономически активному населению);

• демографические показатели (естественный прирост (снижение) численности населения области);

• уровень производственного травматизма (случаев на 1000 работающих);

• удельный вес работников, занятых во вредных и тяжелых условиях труда. Уровни этих показателей, на обеспечение которых сориентирована вся практическая деятельность социальных партнеров, ежегодно согласовываются Сторонами и устанавливаются приложением к настоящему Соглашению.

1.10. Стороны намерены развивать свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.

II. Обязательства сторон в области экономической политики и регулирования трудовых отношений.

Приоритетными направлениями региональной экономической политики Стороны признают:

• оптимизацию структуры экономики, развитие и поддержку производств с наиболее эффективными технологическими параметрами, обеспечивающими глубокую переработку сырья и снижение ресурсоемкости производства;

• повышение эффективности бюджетно-финансовой политики;

• улучшение инвестиционного климата;

• осуществление мер для использования мощностей строительного комплекса для развития экономики области;

• создание эффективной экономической среды для развития сельскохозяйственного производства;

• обеспечение поддержки малого и среднего бизнеса;

• улучшение энергообеспечения муниципальных образований, проведение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и улучшение топливно- энергетического баланса, проведение сбалансированной тарифной политики в энергетике и ЖКХ;

• рациональное и эффективное использование природных ресурсов области в интересах ее населения, повышение экологической безопасности использования природно-ресурсного потенциала области.

Экономическая и финансовая политика.

2.1. В целях проведения сбалансированной финансово-экономической политики в регионе Администрация области с привлечением социальных партнеров - работодателей и профсоюзов реализует Программу социально-экономического развития области на период 2005 - 2008 годов, направленную на увеличение промышленного производства и обеспечение социальных гарантий населению области. Администрация области ежегодно разрабатывает план мероприятий по реализации программы и информирует трехстороннюю комиссию о ходе ее выполнения.

2.2. В области бюджетной политики Стороны исходят из необходимости ориентации бюджетной системы на стимулирование экономического роста в регионе и снижение социального неравенства, повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов.

Стороны проводят обязательные консультации на уровне областной трехсторонней комиссии по основным социальным параметрам прогноза социально-экономического развития и проекта областного закона об областном бюджете на очередной год до внесения проекта в областное Собрание депутатов.

2.3. В области тарифной политики в регионе Стороны исходят из необходимости соблюдения баланса, обеспечивающего как эффективное функционирование поставщиков услуг и товаров, так и стимулирование снижения энерго- и ресурсоемкости экономики региона, а также минимизацию негативного влияния роста тарифов и цен на уровень жизни населения области.

Стороны Соглашения в соответствии с действующим законодательством проводят консультации в процессе подготовки решений об установлении тарифов на тепловую и электрическую энергию вновь образованными в результате реформирования ОАО "Архэнерго" структурами на предстоящий год, а также выборочно по тарифам на другие виды услуг - по предложению одной из сторон Соглашения.

Администрация области:

2.4. В целях стимулирования развития агропромышленного комплекса области осуществляет поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде предоставления субсидий и бюджетных кредитов в пределах средств, предусматриваемых в областном бюджете.

2.5. Реализует областную программу государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, предусматривает приоритеты местным товаропроизводителям, оказывает содействие в продвижении их продукции на потребительский рынок. Обеспечивает реализацию мер по оказанию поддержки предприятиям легкой, пищевой промышленности, организациям бытового обслуживания населения и потребкооперации.

2.6. Ежегодно предусматривает в областном бюджете выделение средств для реализации государственной инвестиционной деятельности.

2.7. Оказывает содействие работодателям в разработке и реализации комплекса мер по стабилизации финансового положения убыточных предприятий, поэтапному погашению кредиторской задолженности. Проводит мониторинг производственно-хозяйственной деятельности предприятий (в первую очередь бюджето- и градообразующих) и оказывает им необходимое содействие.

2.8. При приватизации государственных унитарных предприятий на территории Архангельской области и в случаях применения процедуры банкротства организаций по инициативе администрации Архангельской области учитывает предложения профсоюзов и объединений работодателей по вопросам соблюдения интересов коллективов этих предприятий.

2.9. Осуществляет в 2005 году подготовку нормативных правовых актов, направленных на рациональное использование и охрану природных ресурсов, ужесточение мер по предотвращению расхищения и бесконтрольной торговли природными ресурсами, в том числе лесосырьевыми, рыбными и другими ресурсами.

2.10. Обеспечивает ежеквартальное опубликование в газете "Волна" статистического отчета о социально-экономическом положении в области.

Работодатели:

2.11. Участвуют в подготовке предложений по приоритетным направлениям развития экономики области, реализации областной Программы социально- экономического развития, стабилизации работы предприятий, приватизации, поддержки малого и среднего предпринимательства и целевых социально- экономических программ развития отдельных отраслей.

2.12. Обеспечивают стабильную работу предприятий и организаций, добиваясь ежегодного прироста объемов производства продукции и услуг в размерах, предусмотренных Программой социально-экономического развития области.

2.13. Проводят работу, при содействии социальных партнеров, по привлечению максимального количества работодателей к присоединению их к Социальной хартии российского бизнеса, одобренной XIV съездом Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), и участвуют в реализации ее принципов с целью проведения политики социально-ответственного бизнеса, исключения недобросовестной конкуренции, сокрытия реальной налоговой базы, неэффективного вывоза капитала.

2.14. Участвуют в работе Совета по перспективному и стратегическому развитию области, Общественной палаты, постоянно действующих комиссий, рабочих групп, занимающихся вопросами экономического развития и перспективной деятельностью, налогообложением, приватизацией, банкротством.

Профсоюзы:

2.15. Обеспечивают участие трудовых коллективов в реализации планов социально-экономического развития организаций и обязательств, предусмотренных отраслевыми и территориальными Соглашениями, коллективными договорами.

2.16. Организуют совместно с работодателями, в' целях повышения эффективности деятельности организаций, экономическое соревнование, проведение конкурсов "Лучший по профессии", "Лучший рационализатор и изобретатель", "Лучший наставник".

2.17. Участвуют в работе постоянно действующих комиссий, экспертных и консультационных советов при Администрации области, рассматривающих вопросы перспективной деятельности, налогообложения, задолженности, приватизации, банкротства и др. и вырабатывают предложения.

Развитие рынка труда и содействие занятости населения.

Стороны, признавая своей целью на предстоящий период, повышение эффективности рынка труда и трудовой миграции, считают необходимым объединить свои усилия в решении задач сохранения и развития кадрового потенциала области, легализации рынка труда, предотвращение негативных последствий реструктуризации отраслей экономики, создания новых эффективных рабочих мест, обязуются:

2.18. Обеспечить контроль за выполнением мероприятий по развитию рынка труда и обеспечению занятости населения в рамках Программы социально экономического развития области на 2005-2008 годы и Концепции развития трудового потенциала Архангельской области.

2.19. Не допускать роста уровня регистрируемой безработицы выше 0,5 процентных пункта от экономически активного населения области ежегодно и превышения уровня общей безработицы выше 8%, рассчитанного по методологии Международной организации труда.

2.20. Участвовать в разработке и внедрении механизмов по финансовому оздоровлению предприятий и организаций, предупреждению банкротств.

2.21. Разработать в 2005 году мероприятия по содействию трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования и их закреплению на рабочих местах.

2.22. Разработать в 2005 году, утвердить и применять единую в области систему гарантий и социальных льгот для молодых специалистов, прибывающих после окончания учебных заведений среднего и высшего профессионального образования на работу в организации, расположенные в сельской местности.

2.23. Проводить согласованную политику социально-трудовой адаптации молодежи, обеспечить координацию деятельности заинтересованных структур по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

2.24. Осуществить меры в том числе связанные с внесением изменений в действующее законодательство, обеспечивающие участие работодателей: в организации подготовки кадров; в развитии учебно-материальной базы учреждений профессионального образования; в организации внутрипроизводственного профессионального обучения.

2.25. Способствовать созданию эффективных рабочих мест с достойной заработной платой и безопасными условиями труда.

2.26. Осуществлять поддержку малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения.

2.27. Содействовать развитию движения студенческих отрядов в области, в том числе через поддержку деятельности областного штаба студенческих отрядов, проведение межрегиональных и областных ярмарок студенческих отрядов.

2.28. Организовывать совместные информационно-разъяснительные кампании и акции по информированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства и профобучения, проводить социологические исследования и опросы в сфере занятости.

Администрация области:

2.29. Содействует реализации мероприятий по проведению активной политики занятости населения области, уделяя особое внимание районам с напряженной ситуацией на рынке труда и реструктурируемым организациям. Ежегодно выделяет средства в областном бюджете для содействия реализации конкурсных проектов в малом и среднем бизнесе с целью создания новых рабочих мест.

2.30. Разрабатывает и реализует систему мер, направленных на создание и сохранение рабочих мест в сельском хозяйстве, в том числе по кредитованию на селе для приобретения техники и оборудования, по стимулированию создания фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов, по развитию самозанятости сельского населения (народных промыслов и ремесел).

2.31. В целях обеспечения экономики квалифицированной рабочей силой и установления устойчивой связи профессионального образования с рынком труда разрабатывает социально-экономическую программу по кадровому обеспечению ведущих отраслей экономики области и механизмы определения (прогнозирования) региональной кадровой потребности и формирования государственного заказа на подготовку кадров области на всех уровнях образования.

2.32. Создает систему профессиональной ориентации обучающихся в образовательных учреждениях общего образования с целью повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.

2.33. При подготовке ежегодных предложений по определению квоты для привлечения на работу иностранной рабочей силы проводит консультации с объединениями профсоюзов и объединениями работодателей в целях достижения баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силой с учетом реальных возможностей Архангельской области по приему и обустройству иммигрантов, а также приоритетного использования российских граждан на региональном рынке труда.

Работодатели:

2.34. Своевременно принимают меры по предупреждению банкротства предприятий и организаций. При проведении мероприятий конкурсного производства на несостоятельных предприятиях определяют меры по трудоустройству высвобождаемых работников.

2.35. При принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в письменной форме сообщает об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий с указанием должности, профессии, специальности и квалификационных требований к ним, условий оплаты труда каждого конкретного работника.

2.36. Принимают необходимые меры для недопущения массового увольнения работников. Критериями массового увольнения считаются следующие показатели численности увольняемых работников за определенный период времени:

• увольнение работников в связи с прекращением деятельности работодателем - физическим лицом или ликвидацией организации любой организационно-правовой формы - 15 и более человек;

• сокращение численности или штата работников организации в количестве:

• 50 и более человек в течение 30 календарных дней;

• 200 и более человек в течение 60 календарных дней;

• 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

2.37. В случае угрозы массового увольнения информируют профсоюзы и органы службы занятости не менее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и разрабатывают меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка приема на имеющиеся вакансии, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).

2.38. В целях обеспечения дополнительных условий занятости, в первую очередь граждан, испытывающих трудности в поиске работы, способствуют проведению оплачиваемых общественных работ и временному трудоустройству безработных граждан. Содействуют совершенствованию механизма временной занятости подростков и молодежи, в том числе в структурах малого и среднего бизнеса.

Заключает с гражданами, направленными органами службы занятости на временные работы (в том числе на общественные работы) срочные трудовые договоры, осуществляет обязательное социальное страхование временных работников.

2.39. Ежемесячно представляют в органы службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

2.40. Обеспечивают выполнение установленных квот для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалидов, молодежи).

2.41. Развивают систему внутрипроизводственного обучения персонала предприятия, обеспечивают опережающее переобучение работников, подлежащих высвобождению в ходе реструктуризации производства, в целях содействия их дальнейшему трудоустройству, как непосредственно в реструктурируемых организациях, так и вне их. До наступления срока расторжения трудового договора предоставляют высвобождаемым работникам оплачиваемое время для поиска новой работы.

2.42. Участвуют в разработке прогнозов потребности в рабочей силе.

Профсоюзы:

2.43. Включают в отраслевые, профессиональные тарифные соглашения и коллективные договоры меры по поддержанию занятости, предусматривающие создание новых (дополнительных) рабочих мест.

2.44. Добиваются финансирования мероприятий (в размере не менее 2 процентов от прибыли), направленных на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку увольняемых работников до наступления срока расторжения трудового договора, предоставление им льгот и компенсаций, дополнительных к установленным законодательством.

2.45. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам занятости и трудового законодательства.

Заработная плата, доходы и уровень жизни населения.

Стороны считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих повышение уровня заработной платы и ее покупательной способности в соответствии с количеством и качеством труда, ежегодное увеличение доли фонда оплаты труда в валовом региональном продукте, уменьшение масштабов бедности.

В этих целях стороны устанавливают областной минимум оплаты труда для работников внебюджетной сферы (минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающий тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, коэффициенты, надбавки, премии и другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера):

в 2005 году - в размере 2000 руб.,

в 2006 году - в размере 2500 руб.,

в 2007 году - в размере 3100 руб.

и добиваются выплаты минимальной заработной платы в организациях области в размерах не ниже установленного минимума оплаты труда.

При этом применяется тарифная ставка, принятая в "отраслевых тарифных соглашениях, и оплата труда производится в соответствие с требованиями отраслевых положений об оплате труда.

Минимальные гарантии по оплате труда работников бюджетной сферы в области устанавливается на уровне не ниже гарантий, предусмотренных нормативными актами для работников бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Стороны также обязуются:

2.46. Довести областной минимум оплаты труда работников внебюджетной сферы в 2008 году - до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения в среднем по области.

2.47. Работодатели и профсоюзы при заключении коллективных договоров и соглашений в организациях внебюджетного сектора экономики обязуются устанавливать минимальный размер оплаты труда на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения области, а средней заработной платы - в размере не менее 2,5 прожиточных минимумов в 2005 - 2006 годах и 3 - 3,5 ПМ в 2007 году.

2.48. При определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций внебюджетного сектора ориентироваться на удельный вес тарифа в заработной плате не менее 50%.

2.49. В течение 2005 года подготовить и внести изменения в областной закон "О потребительской корзине в Архангельской области".

2.50. Ежегодно до внесения в областное Собрание депутатов проекта областного закона об областном бюджете на очередной год, разрабатывать областные рекомендации по системам оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из областного бюджета и утверждать их на заседании трехсторонней комиссии.

2.51. Способствовать в рамках межведомственной комиссии по погашению задолженности по заработной плате в организациях Архангельской области реализации мероприятий по полному погашению и предупреждению появления задолженности по заработной плате перед работниками организаций, расположенных на территории области.

2.52. Добиваться сокращения масштабов бедности за счет снижения доли жителей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, не менее чем на 5 процентных пунктов ежегодно, путем увеличения занятости и роста доходов.

Администрация области:

2.53. Ежеквартально определяет величину прожиточного минимума в области и публикует ее в газетах "Волна".

2.54. Проводит реформу оплаты труда работников бюджетной сферы (образование, здравоохранение, культура и искусство, физкультура и спорт) с учетом особенностей организации труда в каждой отрасли.

2.55. Увеличивает фонд оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы в 2005 году не менее чем на 30% к уровню предыдущего года. В 2006 - 2007 годах обеспечивает увеличение размеров оплаты труда бюджетников не ниже уровня, предусматриваемого для работников бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета. Учитывает необходимые расходы на эти цели в областном бюджете и при формировании межбюджетных отношений с муниципальными образованиями.

2.56. Проводит мониторинг размеров выплачиваемой заработной платы и своевременности ее выплаты в организациях области вне зависимости от их организационно-правовых форм.

2.57. Своевременно и в полном объеме выделяет необходимые средства на оплату труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета. Оказывает содействие муниципальным образованиям для обеспечения своевременной выплаты заработной платы.

2.58. По итогам календарного года готовит информацию о социально- экономическом развитии региона и уровне жизни населения в Архангельской области.

Работодатели:

2.59. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы работникам организаций всех форм собственности, полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнившим нормы труда во внебюджетной сфере, в размере не ниже областного минимума оплаты труда, установленного настоящим Соглашением.

Заработная плата для работников бюджетных учреждений области выплачивается в размерах не ниже устанавливаемых для работников бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета (без учета районного коэффициента и надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

2.60. Не допускают задержек выплаты заработной платы работникам. В случае наличия задолженности определяют меры по ее погашению и составляют графики ликвидации долгов. О ходе выполнения этих графиков ежемесячно информируют трудовые коллективы и межведомственную комиссию по погашению задолженности по заработной плате в организациях Архангельской области. Выплату задолженности производят в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и коллективными договорами.

2.61. В коллективных договорах предусматривают положение об оплате времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы, в размере не менее тарифной ставки.

2.62. В связи со снижением размера Единого социального налога предусматривают в 2005 году в коллективных договорах направление не менее 50% высвобождающихся средств на повышение заработной платы работников.

2.63. Обеспечивают индексацию заработной платы в организациях внебюджетного сектора в соответствии с условиями, установленными коллективными договорами и отраслевыми соглашениями.

Профсоюзы:

2.64. В 2005 году подготавливают проект областного закона "О регулировании оплаты труда в Архангельской области" и вносят его на рассмотрение областного Собрания депутатов.

2.65. Обеспечивают постоянный контроль за своевременностью выплаты заработной платы в организациях области. В установленном законодательством порядке выходят с инициативой по привлечению к ответственности должностных лиц, не обеспечивающих своевременную выплату заработной платы, через комиссии по трудовым спорам, государственную инспекцию труда, органы прокуратуры и выступают инициаторами обращения с исками в суды.

2.66. В 2005 году обеспечивают подготовку предложений по реформе оплаты труда работников бюджетной сферы.

Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность.

Рассматривая обеспечение благоприятных условий труда, охрану труда, промышленную и экологическую безопасность в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества, стороны обязуются:

2.67. Развивать взаимодействие и координацию работы с органами государственного надзора при осуществлении контроля за выполнением законодательства об охране труда, промышленной безопасности и природоохранного законодательства в организациях области.

2.68. Подготовить предложения по формированию областной законодательной и нормативной базы в части развития системы государственного управления охраной труда, с целью улучшения состояния охраны труда и здоровья работников.

2.69. Разработать программу мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Архангельской области на 2006 - 2007 годы и обеспечить ее реализацию.

2.70. Сформировать основные направления областной экологической политики на основе Экологической доктрины Российской Федерации.

2.71. При разработке программы социально-экономического развития области и областных социально - экономических программ включать в них мероприятия по обеспечению безопасности и охране труда.

2.72. Ввести в практику работы организацию отраслевых, территориальных смотров - конкурсов по охране труда, обеспечению экологической безопасности в организациях области.

2.73. Содействовать обучению представителей работодателей, профессиональных союзов, иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда и обеспечения экологической безопасности.

Администрация области:

2.74. Содействует организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда.

2.75. Организует работу по контролю за деятельностью организаций, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности населения.

Работодатели:

2.76. В соответствии с Трудовым Кодексом РФ предусматривают и осуществляют финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях в размере не менее 0,1 % от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - не менее 0,7% от суммы эксплуатационных расходов.

2.77. Обеспечивают создание необходимых условий для работы членам совместных комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченным (доверенным лицам) по охране труда профессиональных союзов, проводят их обучение по трудовому законодательству и охране труда. В организациях, при численности работающих более 100 чел, в соответствии со ст. 217 Трудового Кодекса РФ создают службы охраны труда или вводят должности специалистов по охране труда.

2.78. Организуют проведение за счет средств организации обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работающих, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников в соответствии с медицинскими рекомендациями.

2.79. Обеспечивают сертифицированными средствами индивидуальной защиты работников, занятых во вредных и опасных условиях труда.

2.80. В случае получения производственной травмы (профессионального заболевания) или гибели работника в процессе выполнения им трудовых обязанностей производят выплату дополнительного единовременного пособия за счет средств организации в соответствии с условиями коллективного договора.

2.81. В целях сокращения воздействия вредных производственных факторов, сокращения производственного травматизма и снижения профессиональной заболеваемости обеспечивают проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, по ее результатам разрабатывают и реализуют мероприятия по приведению условий труда в соответствие с нормативными требованиями.

Профсоюзы:

2.82. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда силами технических инспекторов труда профсоюзов, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзных комитетов.

2.83. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий, улучшающих условия труда работающих, предусматривающих компенсации работающим в неблагоприятных условиях, проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение несчастных случае на производстве, профессиональных заболеваний и организацию периодических медицинских осмотров работающих во вредных и опасных условиях труда.

2.84. Организуют консультации по действующему законодательству об охране труда, по вопросам осуществления общественного контроля за охраной труда, возмещением вреда, причиненного работникам в результате несчастного случая, профессионального заболевания при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

III. Обязательства сторон в области социальной политики.

В целях создания условий для социальной защиты работающих граждан, всех жителей области, реализации их права на достойную и обеспеченную жизнь Стороны принимают на себя следующие обязательства:

3.1. В 2005 году разработать и законодательно утвердить систему областных минимальных социальных стандартов (нормативов) в области здравоохранения, образования, социальной поддержки, культурного обслуживания населения области и обеспеченности жилищно-коммунальными услугами, на финансовое обеспечение полномочий, отнесенных к компетенции субъекта РФ.

3.2. Обеспечить в соответствии с установленным порядком проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций - поставщиков услуг при внесении ими предложений об изменении размера тарифов, подлежащих государственному регулированию.

3.3. В пределах своей компетенции принять необходимые меры, направленные на восстановление уровня и объемов социальных гарантий работникам (медицинское обеспечение, оздоровление и отдых, социальное страхование), утраченных после изменения величины единого социального налога.

3.4. Проводить согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, молодежной сферы, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных и социально-культурных объектов области.

3.5. Совершенствовать систему оказания мер социальной поддержки ветеранам и другим категориям граждан, работникам бюджетной сферы в сельской местности в целях восстановления и улучшения их социальной защищенности и компенсации в полном объеме утраченных натуральных гарантий и льгот в связи с реализацией Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

3.6. Оказывать содействие в развитии в области системы негосударственного дополнительного пенсионного обеспечения.

3.7. Принять меры по сохранению сети детских загородных оздоровительных лагерей организаций всех форм собственности, обеспечить долевое участие в их финансировании на уровне не ниже достигнутого в 2004 году с учетом инфляции.

3.8. В 2005 году совместно подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в федеральный закон "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" с целью обеспечения дополнительной социальной защищенности северян и через областное Собрание депутатов выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ.

3.9. Подготовить в 2005 году предложения по внесению изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с целью сохранения выплаты базовой части трудовой пенсии с районным коэффициентом для северян, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Администрация:

3.10. Обеспечивает в пределах средств, предусматриваемых ежегодно в областном бюджете, предоставление мер социальной поддержки, гарантий и льгот ветеранам, семьям, имеющим детей, инвалидам и другим социально-незащищенным категориям граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Ежегодно пересматривает и индексирует размер установленных денежных компенсационных выплат для ветеранов, тружеников тыла и жертв политических репрессий, пособий семьям, имеющим детей, с учетом инфляции.

3.11. В первом полугодии 2005 года определяет источники финансирования для оказания мер социальной поддержки многодетным семьям и вносит в областное Собрание депутатов проект областного закона, закрепляющий гарантии и льготы для них.

3.12. Обеспечивает взаимодействие с социальными партнерами и учитывает их мнения при подготовке проектов законов и других нормативных правовых актов, направленных на сохранение социальной защищенности и повышение уровня жизни жителей области.

3.13. Сохраняет, с учетом разграничения полномочий между органами исполнительной власти и местного самоуправления, гарантированные виды бесплатной медицинской помощи населению области. Не допускает закрытия, перепрофилирования и передачи организациям под другие цели областных учреждений социальной сферы.

3.14. Сохраняет на уровне 2004 года объемы социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения.

3.15. Разрабатывает в 2005 году (в дополнение к ипотечному кредитованию) системы обеспечения доступным жильем групп населения с различным уровнем доходов.

3.16. Обеспечивает своевременную выплату стипендий и социальных пособий, в пределах своей компетенции, студентам и учащимся учебных заведений начального и среднего профессионального образования, финансируемых за счет средств областного бюджета.

3.17. Ежегодно выделяет денежные средства из областного бюджета на организацию летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков. Предусматривает увеличение финансирования на эти цели в 2006 - 2007 годах с учетом роста потребительских цен и тарифов.

3.18. Разрабатывает закон Архангельской области "О молодежи и молодежной политике" и социально-экономическую программу "Молодежь Поморья" на 2006 - 2008 годы с целью обеспечения комплекса мер социальной поддержки молодежи и молодых семей.

3.19. Готовит предложения по реформированию жилищно-коммунального хозяйства области с учетом мнения сторон социального партнерства.

3.20. Осуществляет государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров городским, пригородным, междугородним (автомобильным) и водным транспортом общего пользования (кроме такси).

Работодатели:

3.21. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях образование Фонда социального развития в размере не менее 10% от прибыли на осуществление комплексной социальной политики в организациях. В том числе - на улучшение жилищных условий работников, организацию их дополнительного страхования и пенсионного обеспечения, отдыха, оздоровления и лечения, а также на другие социально - значимые цели.

3.22. Предусматривают в соглашениях и коллективных договорах предприятий, организаций отчисление средств в размере не менее 0,15 процентов от фонда оплаты труда профсоюзам для проведения социально-культурной и физкультурно-оздоровительной работы в трудовых коллективах.

3.23. В коллективных и трудовых договорах устанавливают для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, 36- часовую рабочую неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для отдельных категорий женщин иными законодательными актами Российской Федерации. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

3.24. Обеспечивают выплату процентной надбавки к заработной плате молодежи в возрасте до 30 лет в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.

3.25. В целях адаптации на рабочем месте и стимулирования процесса самореализации работающей молодежи содействуют созданию на предприятиях и в организациях советов молодых специалистов.

3.26. В коллективных договорах и соглашениях предусматривают гарантии и льготы для работников, связанные с реализацией Федерального закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", на уровне, не ниже определенных для работников организаций, финансирование которых осуществляется из средств федерального бюджета РФ.ч 3.27. Организуют полноценное горячее питание для работающих по месту работы, в том числе в ночные смены и при работе вахтовым методом.

3.28. Обеспечивают хозяйственное содержание, отопление, охрану, ремонт и оборудование детских оздоровительных лагерей, детских садов, объектов культуры и спорта, находящихся на балансе предприятий.

3.29. Предусматривают финансирование мероприятий (из средств предприятий) по организации отдыха детей и подростков в каникулярное время, а также для приобретения новогодних подарков детям.

Профсоюзы:

3.30. Осуществляют постоянный контроль за расходованием средств социального страхования через своих представителей в Правлении отделения Фонда социального страхования и комиссиях по социальному страхованию.

3.31. Обеспечивают контроль со стороны профсоюзных организаций за своевременным и в полном объеме перечислением работодателями страховых взносов в Пенсионный фонд Российской федерации.

3.32. Участвуют в организации летней оздоровительной кампании детей и подростков и осуществляют контроль за реализацией мероприятий по обеспечению их отдыха.

3.33. Оказывают содействие в организации обучения руководителей и персонала клубных и спортивных учреждений, библиотек, детских оздоровительных лагерей.

3.34. Осуществляют контроль за организацией доступного, рационального питания студентов, учащихся и воспитанников учебных заведений областного подчинения.

IV. Социальное партнерства и координация действия сторон соглашения. Условия действия соглашения.

Стороны считают необходимым обеспечить в предстоящий период дальнейшее развитие системы социального партнерства, повышение его эффективности, непосредственного воздействия на 'решение социально-экономических проблем в области. В этих целях Стороны обязуются:

4.1. Проводить постоянные трехсторонние консультации по вопросам формирования и проведения социально-экономической политики.

4.2. В целях повышения роли коллективного договора, как основного инструмента обеспечения и защиты социально - трудовых прав работника, Федерация профсоюзов области организует проведение областного конкурса коллективных договоров.

4.3. Содействовать развитию социального партнерства на региональном и муниципальном уровнях, оказывать практическую помощь органам местного самоуправления в заключение территориальных соглашений.

4.4. Способствовать предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров.

4.5. Обеспечить взаимную возможность принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, включенных в настоящее Соглашение, по предложению любой из Сторон настоящего Соглашения.

4.6. С целью обеспечения реализации Соглашения вырабатывать документы, принимать необходимые решения и формировать предложения в адрес законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации и добиваться их реализации.

4.7. Взаимно информировать стороны социального партнерства о состоянии заключения коллективных договоров и соглашений на предприятиях, в учреждениях и организациях области.

4.8. В целях усиления внимания к развитию социального партнерства проводить семинары (в том числе выездные - в городах и районах области) по проблемам ведения коллективных переговоров и заключению коллективных договоров и соглашений.

4.9. Инициировать обязательное заключение коллективных договоров в организациях всех форм собственности, независимо от их численности, и содействовать их уведомительной регистрации в органах по труду.

4.10. Осуществлять контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений в соответствии с действующим законодательством.

4.11. Содействовать созданию объединений работодателей, созданию новых и укрепление действующих профсоюзных организаций на предприятиях и в организациях всех форм собственности.

4.12. Администрация области разрабатывает и вносит в областное Собрание депутатов проекты областных законов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, принимает нормативные правовые акты по этим вопросам с учетом мнения представителей сторон областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

4.13. Органы исполнительной власти области при разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения, проводят консультации с соответствующими областными отраслевыми профсоюзными организациями и областными объединениями работодателей.

4.14. Контроль за исполнением Соглашения осуществляется областной трехсторонней комиссией, а также Сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности. 4.15. Стороны поручают областной трехсторонней комиссии в случае необходимости вносить изменения и дополнения в заключенное Соглашение в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ.

4.16. Стороны, в соответствии с действующим законодательством и их Уставами, несут ответственность за уклонение от участия в переговорах, за нарушение или невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязательств по Соглашению, за не предоставление информации, необходимой для коллективных переговоров, и осуществление контроля за выполнением Соглашения.

4.17. При невыполнении обязательств по причинам, признанным сторонами уважительными, Стороны принимают согласованные меры по обеспечению выполнения этих обязательств в дальнейшем.

4.18. Соглашение открыто для присоединения всем заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, действующим в Архангельской области, в порядке, определяемом областным законом от 27 мая 1998 года № 73-16-ОЗ "О социальном партнерстве в Архангельской области" (с изменениями от 11.11.04 № 273-33 ОЗ).

4.19. Соглашение вступает в силу с момента подписания его Сторонами и действуют в течение 3 лет. Текст Соглашения публикуется в газете "Волна".

4.20. Стороны договорились регулярно (не реже одного раза в квартал) рассматривать ход выполнения Соглашения по основным вопросам, имеющим наибольшую социальную значимость, а итогов - один раз в год с освещением в средствах массовой информации - печати, радио, телевидении.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.