22 июня в Страсбурге на весенней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) был представлен доклад по мониторингу выполнения Россией своих обязательств, взятых при вступлении в Совет Европы в 1996 г.

По словам главы российской делегации председателя комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева дискуссия, сопровождавшая доклад, разительно отличалась от предыдущей в ходе представления доклада ПАСЕ в апреле 2002 г. в лучшую сторону: "никто не пытался Россию пнуть, заработать за счет нее какие-то собственные очки". В то же время принятые к докладу поправки "смазывают впечатление от той, в общем и целом, конструктивной работы, которую проделала Ассамблея и докладчики". Как сообщает ИА REGNUM, об этом он рассказал на пресс-конференции 27 июня в Москве.

Принятые к докладу поправки вызвали большое неудовольствие российской делегации. Константин Косачев, прежде всего, выделил рекомендации строить отношения с Белоруссией в зависимости от хода политических преобразований в этой стране, то есть фактически прервать отношения с ней, а также требования материальной помощи лицам, депортированным в прошлые годы с мест постоянного проживания из оккупированных прибалтийских государств. "Эта формулировка (оккупированные балтийские государства - прим. ИА REGNUM), не неся в себе ничего нового, будет сейчас очень активно использована нашими балтийскими друзьями или недругами, кому как больше нравится, совершенно в других политических целях", - заявил Косачев.

По словам российского парламентария, бороться с поправками россиянам было очень сложно: 6 или 7 членов комиссии по мониторингу, которая принимала решение о поправках, были представителями балтийских государств и некоторых других постсоветских стран, в том числе Украины и Грузии, которые "четко выступали против России". Глава российской делегации в ПАСЕ привел в пример украинского депутата Костенюка, который из 30 голосований все 30 раз голосовал противоположно россиянам. Таким образом, подытожил Косачев, "голосование шло по национальному, государственному принципу".

Анализом доклада и составлением плана последующих действий займется межведомственная комиссия по взаимодействию с Советом Европы, которую возглавляет министр иностранных дел Сергей Лавров, сообщил Константин Косачев. Он напомнил, что с мая будущего года Россия будет председательствовать в СЕ. По мнению Косачева, "нам важно войти в него с максимальным объемом выполненных обязательств, там, где это соответствует российским интересам". В случае выполнения ратификации важнейшего для Совета Европы Протокола № 6 об отмене смертной казни, станет возможным поставить вопрос о снятии ПАСЕ мониторинга с России, заявил Косачев.

Помимо доклада на этой сессии обсуждались многие другие темы, в рамках которых докладчиками выступали уже россияне. О том, какие вопросы поднимались на заседаниях Ассамблеи, и как в целом прошла эта сессия для России ИА REGNUM рассказала член постоянной делегации в ПАСЕ, депутат Госдумы (фракция "Единая Россия") Вера Оськина.

"Рассматривалась ситуация в Армении с точки зрения конституционной реформы. Дело в том, что они подготовили новую конституцию, очень плотно над ней работали. Венецианская комиссия (экспертная комиссия, действующая при Совете Европы - прим. ИА REGNUM) внесла много поправок, и они это учли. По общему мнению, эта конституция очень демократична. Правда был жесткий спор между армянской делегацией и азербайджанской. Но между ними какой бы вопрос не обсуждался, постоянно всплывал Нагорный Карабах. Совершенно не в европейском стиле выступали азербайджанцы, очень некорректно по отношению к армянской делегации. Вопрос обсуждается один, а привносится в этот вопрос другое что-то.

Положение в Средней Азии. Мы обозначили, что для России очень важно как будут развиваться события в этом регионе. Очень трудно бороться с различными проявлениями террористических актов там, например, с тем, что произошло в Андижане. Трудно бороться потому, что то, что происходит в Средней Азии, тут же приобретает оттенок религиозности. То есть под эгидой ислама они создают группу или партию Хизбут Тахрир, которая пытается захватить власть. Кроме того, на территории Ферганской долины этой партией вместе с Исламским движением Узбекистана планируется создать теократические образования по типу Халифата и свергнуть светскую власть. Центральная Азия - лакомый кусочек для исламистских движений. Я процитирую из своего доклада: "Когда ислам опирается на поддержку местного населения и ведет партизанскую террористическую войну, это страшная сила с которой сложно сладить. Мало того, что он орудует вовсю в Ираке, он на подъеме в Афганистане и конечно не удержится в этих границах и после событий в Киргизии, попытается снова проникнуть и в Узбекистан, и в Казахстан, и в Россию". Когда я говорила эти слова, товарищ один заулыбался. Им трудно понять это в Европе. Насторожили меня выступления некоторых представителей европейских стран (я не помню, откуда они выступали), которые говорили, что в Узбекистане режим тоталитарный, что он, конечно, потерпит крах и что надо поскорее привнести сюда демократические ценности из Европы.

Это кстати касалось и Белоруссии. При обсуждении выполнения нами обязательств, взятых при вступлении в Совет Европы, в доклад о России включили одну формулировку, не очень хорошую. Она не будет иметь никаких последствий, но вместе с тем, они ее вставили, хотя до этого на комитете сняли. Внесла и сняла Елена Тевторадзе, от грузинской делегации. Поправка следующая: "Что касается отношений с Белоруссией, ставить оказание любой политической и финансовой поддержки правительства республики Белоруссии в зависимости от соблюдения прав и гражданских свобод народа Белоруссии". Какое имеет значение это для прохождения мониторинга? Мы не брали на себя никаких обязательств относительно Белоруссии. Например, США не отменили до сих пор смертную казнь, вторглись в Ирак или Косово, это как? Косачев выступал, чтобы поняли абсурдность этой поправки, но, к сожалению, я думаю, что все-таки это новые нападки, санкционированные руководством ПАСЕ; эта поправка была озвучена вслух и на Белоруссию начинается новое наступление. Нам надо ускорить вялотекущий процесс создания союзного государства, и не для того, чтобы защитить Белоруссию, а чтобы сохранить ее от привнесения на чьих-то там, не штыках, конечно, с помощью чьих-то денег "оранжевой" или "березовой" революции или как бы еще она не называлась.

Отмена ограничения избирательных прав. Этот вопрос обсуждался относительно иммигрантов, тех людей, которые приезжают и живут в стране длительное время и не работают. Разумеется, мы не могли не воспользоваться случаем и не напомнить о Латвии. Я привела такой пример: в Латвии проживает русскоговорящих 40%, 20% или 470 000 - 480 000 лишены прав гражданства, то есть они не имеют права голосовать. Допустим из них часть дети. Тем не менее, 20% не голосует. Пусть даже 18%, или меньше. Возникает вопрос о легитимности власти в Латвии. А ведь Латвия - член Совета Европы, член ЕС, член НАТО. Кроме того, те, кто лишены прав участвовать в местных выборах, проживают там более чем 15 лет (с тех пор как Союз развалился, кто-то уехал, кто-то остался, но никого новых в Латвию из России не принимали). Кто-то там родился, кто-то всю жизнь проработал и уже в пенсионном возрасте - и не имеет прав гражданства. В некоторых районах такого населения более 50%. В Риге, например, живет больше русских, чем латышей. В связи с этим может быть избран человек из русских во власть. Может быть, именно по этой причине им не дают гражданство - не хотят, чтобы они не приходили во власть? Нам удалось провести поправку в резолюцию об отмене ограничения избирательных прав следующего содержания: чтобы в странах, где живут люди без гражданства, выполнялись рекомендации комиссара по правам человека. Там как раз говорится о том, что кто проживает длительное время на территории какой-либо местности, должны иметь право участвовать в местных выборах. Не в президентских, не в парламентских, а местных - мэра, главы района, местного совета. В этой резолюции также отмечалась уязвимость при голосовании или выполнении своих прав инвалидов, солдатов, людей пожилого возраста. Я приводила пример как наблюдатель второго тура выборов на Украине. Была принята норма о том, что люди пожилого возраста, те, кто привык голосовать на дому, пишут заявление по установленному образцу и до 12 часов дня предшествующему голосованию должны подать соответствующее заявление и приложить к нему либо удостоверение инвалида, либо пенсионное удостоверение, либо справку от врача, что вы больны и что к вам нужно приехать с урной. Верховный суд Украины эту норму отменил как поправку, противоречащую действующему законодательству. Но вместе с тем, по этой причине не смогло проголосовать около 2,5 - 3 млн человек, а это 8%. Кроме того, речь шла о том (и это тоже было принято в резолюции), чтобы обеспечить голосование соотечественникам, проживающим в различных государствах. У нас проживает 5 млн украинцев, а проголосовало до 1 млн человек, поскольку не были организованы участки в России в местах компактного проживания украинцев. Этот вопрос уже ушел, выборы состоялись, они признаны действительными. Но для нас это очень перспективное направление на нынешнем этапе, поскольку оно позволит нам настаивать на том, чтобы наши люди принимали участие в голосовании в Латвии и других странах".

Депутат отметила: "Удовлетворение от того, что мы работали там, есть. Плохо, что нам не все удалось провести. Но шаг за шагом мы продвигаемся вперед. Мы не хлопаем дверью, мы не идем на конфликт, мы стараемся работать в кулуарах, стараемся приобрести друзей даже там, где это сделать очень сложно".

Справка:

В Совет Европы входит 46 государств. Сессии Парламентской Ассамблеи проводятся 4 раза в год. 10 стран-членов СЕ, включая Россию, находятся под мониторингом ПАСЕ. Доклад по мониторингу Ассамблея готовит каждые 2 года. Последний "российский" доклад был представлен в апреле 2002 г. Взнос России в СЕ составляет 23 млн евро.