Миротворцы на Днестре: без вины виноватые: Молдавия за неделю

Кишинёв, 29 Июня 2005, 00:48 — REGNUM  

Молдавия готова помогать Ираку. НАТО требует вывезти российское оружие из Приднестровья. Минобороны Молдавии и Румынии расширили сферы сотрудничества. Нашли стрелочников. Молдавия заявила Европе, что готова вести диалог с Россией. Румыния покажет Молдавии европейскую перспективу. Президент Воронин призвал отменить смертную казнь. Миротворцы на Днестре: без вины виноватые. Турция готова вмешаться в разрешение приднестровского конфликта. Украина провозглашает себя единственной силой, способной разрешить приднестровский конфликт. Призыв к переговорам - дубль энный. Тирасполь предъявляет требования Кишиневу. У Кишинева и Тирасполя есть совместный проект. Приднестровскому министру юстиции не доверяют местные депутаты. Эксперты о статусе Приднестровья. Выборы вне политики.

Молдавия готова помогать Ираку

Молдавия готова и в дальнейшем принимать участие в международных программах оказания помощи Ираку или проектах переходного правительства этой страны. Такое заявление сделала заместитель министра иностранных дел и европейской интеграции Еуджения Киструга на международной конференции по восстановлению Ирака, которая проходила 22 июня в Брюсселе, сообщает "МОЛДПРЕС". Вице-министр отметила вклад молдавских военнослужащих в выполнение в Ираке операций по разминированию территорий и поддержанию мира. Выражая позицию Молдавии, глава молдавской делегации подчеркнула важность масштабной многосторонней поддержки усилий иракского народа со стороны ООН, США, Евросоюза, а также других государств и международных организаций.

В ходе работы конференции Еуджения Киструга встретилась с представителем Главного управления по внешним связям Европейской комиссии Гильдой Хардеман. Она высказалась за более активное включение Европейского союза в процесс урегулирования приднестровского конфликта. Отметив, в частности, необходимость учреждения миссии ЕС по мониторингу молдавско-украинской границы, в особенности ее приднестровского участка, вице-министр обратилась за содействием в выполнении договоренностей между президентами Молдавии и Украины Владимиром Ворониным и Виктором Ющенко о созыве в ближайшее время трехстороннего заседания экспертов от Молдавии, Украины и ЕС по проблемам границы. Европейский представитель сообщила о решении Евросоюза подписать Соглашение об учреждении в Кишиневе делегации Европейской комиссии, которая, как намечено, начнет работу в сентябре этого года, информирует "МОЛДПРЕС".

В постконфликтных операциях в Ираке принимали участие 53 военнослужащих из Молдавии, в том числе 12 саперов национальной армии, напоминает агентство.

НАТО требует вывезти российское оружие из Приднестровья

В НАТО по-прежнему увязывают ратификацию адаптированного Договора по обычным вооружённым силам в Европе (ДОВСЕ) с выполнением Россией стамбульских обязательств. Об этом заявил 24 июня на пресс-конференции в Москве генсек НАТО Яаап де Хооп Схеффер, передает РИА "Новости". "Мы согласны с российской стороной в том, что это очень важное соглашение. Союзники НАТО по-прежнему увязывают ратификацию альянсом Соглашения с выполнением стамбульских обязательств", - сказал генсек НАТО. Он подчеркнул, что для начала ратификации адаптированного ДОВСЕ должны быть выполнены все стамбульские обязательства. "Одно не может быть выполнено без другого. Это позиция не только союзников, но и Молдавии, и Грузии, - необходимо решение принимающих государств о присутствии иностранных вооруженных сил", - сказал Схеффер. Он заявил, что страны НАТО видят здесь четкую увязку и не будут менять своей позиции. Однако он отметил, что зрелые отношения, сложившиеся между Россией и НАТО, допускают существование разногласий между ними.

Как считает глава МИД России Сергей Лавров, вопрос статуса принимающей стороны никак не связан с тем, почему данная страна не ратифицирует адаптированный ДОВСЕ. "Сам ДОВСЕ таких увязок не делает", - цитирует российского министра РИА "Новости".

Сергей Лавров не видит препятствий для начала ратификации странами НАТО Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и считает неправомерным замедление этого процесса в связи с пребыванием российских военных сил на территории Грузии и Молдавии. "Мы убеждены, что поводов для задержки с ратификацией Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и присоединении к нему стран, которые не являются его участниками, нет", - заявил Лавров на пресс-конференции по итогам переговоров с генсеком НАТО Яапом де Хооп Схеффером.

"Речь идет о военном присутствии России в Грузии и Приднестровье. Мы не видим увязки между этим вопросом и началом ратификации. Это - вопрос двусторонних отношений, и использовать их, чтобы тормозить ратификацию важнейшего с точки зрения европейской стабильности и укрепления доверия между нами договора, я считаю неправомерным", - подчеркнул министр. "Если встать на точку зрения наших западных коллег, теперь, когда подписано соглашение с Грузией о российских военных базах, совсем не осталось предлогов для задержки начала процесса ратификации", - сказал Лавров. Он отметил, что российские военные боеприпасы в Молдавии охраняет небольшая группа военных. "Их невозможно вывезти, пока приднестровское урегулирование заморожено. Позиция Кишинева по урегулированию изменилась на 180 градусов", - подчеркнул глава российского МИД. Он отметил, что задержка с выводом российских военных боеприпасов из Молдавии происходит не по вине российской стороны, передает РИА "Новости".

Накануне Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) призвала Россию выполнить свои международные обязательства по выводу войск с территории Молдавии. Как передает агентство "ИНФОТАГ", из 16 пунктов резолюции, принятой по итогам обсуждения ситуации в России, два касаются взаимоотношений России и Молдавии. ПАСЕ призвала Россию "прекратить деятельность, которая может подорвать территориальную целостность соседних стран, и вывести свои вооруженные подразделения из Молдавии".

Рассмотрение ситуации в России на сессии ПАСЕ было проведено в рамках процедуры мониторинга государств. Россия является одним из 10 государств-членов Совета Европы, в отношении которых проводится процедура мониторинга со стороны Ассамблеи, что включает регулярные визиты в соответствующие государства и диалог с властями и гражданским обществом. Среди этих стран - Азербайджан, Албания, Армения, Босния и Герцеговина, Грузия, Молдавия, Монако, Сербия и Черногория, Украина, поясняет "ИНФОТАГ".

Минобороны Молдавии и Румынии расширили сферы сотрудничества

Оборонные ведомства Молдавии и Румынии будут сотрудничать в области связи. Соответствующий протокол подписали 21 июня в Кишиневе министры Валериу Плашка и Теодор Атанасиу, передает "МОЛДПРЕС". Руководитель пресс-службы министерства обороны РМ Валериу Русу заявил журналистам, что документ подписан с целью установления необходимой правовой основы для обеспечения сотрудничества в области военной связи в соответствии с полномочиями, установленными в законодательстве двух стран. Протокол предусматривает организацию и использование каналов связи для сотрудничества в военной сфере, периодические рабочие встречи групп экспертов для анализа и решения проблем, связанных с приведением в действие положений документа, обмен экспертами для подготовки персонала, совместное участие в профильных учениях в рамках Программы НАТО "Партнерство во имя мира" с целью тестирования эффективности средств связи и т.д. Протокол подписан сроком на 5 лет и является частью базового протокола, заключенного между Молдавией и Румынией 14 декабря 1992 года. До настоящего времени подписано 6 соглашений в этом направлении, а еще по трем протоколам в различных сферах ведутся переговоры между двумя странами.

Во время официального визита министра обороны Румынии Теодора Атанасиу в Молдавию обсуждались реформы в румынской армии, региональное сотрудничество в Юго-Восточной Европе и бассейне Черного моря, опыт Румынии как страны-члена НАТО и двусторонние военные отношения между Румынией и Молдавией. В ходе встречи с румынским министром президент РМ Владимир Воронин высоко оценил сотрудничество, установившееся между оборонными ведомствами двух стран, в том числе в рамках "Партнерства во имя мира". Глава государства отметил интерес Молдавии к активизации сотрудничества с НАТО, а также разработку и внедрение Индивидуального плана партнерских действий РМ-НАТО, передает "МОЛДПРЕС".

Нашли стрелочников

Министр иностранных дел и европейской интеграции РМ Андрей Стратан представил в Вене условия организации свободных выборов в приднестровском регионе и высказался за поэтапную замену миротворческих сил на гражданских и военных наблюдателей под мандатом ОБСЕ. Как передает REPORTER.MD, 21 июня Андрей Стратан принял участие в ежегодной конференции ОБСЕ по оценке безопасности, на которой представил мнение Кишинева по поводу эволюции в области безопасности на пространстве ОБСЕ. Он обратил особое внимание на сложившуюся в последнее время ситуацию вокруг решения приднестровского конфликта и объяснил сущность документов, принятых 10 июня парламентом РМ, касающихся инициативы Украины по решению конфликта (Обращение Парламента Республики Молдова в Комитет министров Европейского Совета по критериям демократизации Приднестровского региона РМ, Декларация Парламента Молдавии, касающаяся инициативы Украины по проблеме урегулирования Приднестровского конфликта, обращение молдавского парламента с требованием вывести российские войска и вооружение из Приднестровья - прим. ИА REGNUM).

Стратан назвал приднестровский конфликт сложной проблемой региональной безопасности, которая нуждается в комплексном подходе, обратив внимание на то, что в нынешней конъюнктуре ОБСЕ должна прибегнуть ко всем доступным инструментам для осваивания недавних украинских предложений. Среди условий, при соблюдении которых можно организовать свободные выборы в восточных районах страны, министр назвал вывод российских войск, ликвидацию политической полиции в регионе, демилитаризацию региона, обеспечение свободы СМИ и консолидацию гражданского общества. Стратан высказался за поэтапную замену нынешних миротворческих сил и за превращение их в многонациональную миссию гражданских и военных наблюдателей под мандатом ОБСЕ. Министр иностранных дел РМ подчеркнул необходимость соблюдения РФ обязательств по отношению к Молдавии, взятых на себя в Стамбуле, заявив, что военное присутствие России в регионе является главным препятствием на пути реинтеграции страны и подрывает усилия международного сообщества по ликвидации угрозы безопасности на пространстве ОБСЕ. Немедленный, полный и безоговорочный вывод российских войск с территории Молдавии, по словам главы МИД РМ, создаст необходимые условия для ратификации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, а также будет способствовать укреплению безопасности в стране и в регионе, сообщает REPORTER.MD.

Молдавия заявила Европе, что готова вести диалог с Россией

Внешнеполитические приоритеты Молдавии были представлены европейскому сообществу на конференции "Европейский выбор Республики Молдавия", которая прошла в Вене 22 июня. Последовательность, согласованность, доверие и ответственность - на таких принципах, по заявлению вице-премьера, главы молдавского МИД Андрея Стратана, основывается в последние годы внешняя политика Молдавии. Министр также обратил внимание на взаимодополняемость процессов европейской интеграции и регионального сотрудничества в Юго-Восточной Европе, сообщает "МОЛДПРЕС".

"Председательство Молдавии в ГУАМ и Организации черноморского экономического сотрудничества открывает перед страной еще одну возможность для укрепления своей позиции в архитектуре безопасности Причерноморья", - считает министр. А "намерение Республики Молдова подписать Индивидуальный план действий с Североатлантическим альянсом будет способствовать укреплению разносторонности, политического диалога и сотрудничества в процессе решения проблем региональной безопасности и стабильности". Стратан отметил значительное улучшение отношений Молдавии со странами Центральной Европы и Прибалтики, Германией, Великобританией, а также соседними государствами - Украиной и Румынией. Он подчеркнул особое место, которое занимает сотрудничество с США в плане поддержки, оказываемой в процессах урегулирования приднестровского конфликта и европейской интеграции. Вместе с тем, сказал глава МИД, Молдавия остается открытой к конструктивному и взаимовыгодному сотрудничеству с Россией, передает "МОЛДПРЕС".

Румыния покажет Молдавии европейскую перспективу

Румыния намерена помогать Молдавии, Украине и остальным странам черноморского бассейна в процессе европейской интеграции. "Румыния предоставит четкую перспективу европейской интеграции для Республики Молдова. И надеюсь, что европейская перспектива станет катализатором демократических реформ в вашей стране", - отметил посол Румынии в Кишиневе Филипп Теодореску 24 июня на международной конференции "Международное сотрудничество и европейская интеграция Республики Молдова, Украины и Румынии". Как сообщает "МОЛДПРЕС", посол подчеркнул, что план сотрудничества, подписанный недавно молдавско-румынским совместным комитетом, представляет собой "скелет" будущих отношений между Бухарестом и Кишиневом. Вступление Румынии в Европейский союз в 2007 году будет означать установление не нового "железного занавеса", а европейского партнерского сотрудничества между Румынией, Молдавией и Украиной, убежден дипломат.

Президент Воронин призвал отменить смертную казнь

Президент Молдавии призвал депутатов парламента инициировать в срочном порядке процедуру внесения изменений в Конституцию Молдавии в целях отмены смертной казни при всех обстоятельствах. Как передает "БАСА-пресс", эта мера продиктована тем, что хотя Уголовный кодекс Молдавии, принятый в 2002 году, не предусматривает смертной казни, в Конституции страны сохранилась ссылка на возможность применения такого наказания за действия, совершенные во время войны или при угрозе войны. Сохранение этого положения в Конституции Владимир Воронин рассматривает как фактор, который наносит ущерб доброму имени страны. По его мнению, предложенная поправка подтвердит курс Молдавии на соблюдение основных прав и свобод человека. Кроме того, отмена смертной казни при всех обстоятельствах позволит Кишиневу выполнить обязательства, взятые на себя при подписании Плана действий Молдавия-Европейский союз.

Миротворцы на Днестре: без вины виноватые

Власти Молдавии намерены навести понтонный мост через Днестр в районе города Дубоссары. Как сообщили корреспонденту РИА "Новости" в Тирасполе в пресс-центре Объединенной контрольной комиссии (ОКК) по приднестровскому урегулированию 23 июня, об этом говорится в письме, поступившем в адрес сопредседателей ОКК от министра реинтеграции Молдавии Василия Шовы. В письме отмечается, что причиной таких намерений стало отсутствие необходимых условий для свободного передвижения в Зоне безопасности людей, товаров и услуг, оговоренных Соглашением 1992 года о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта. По мнению министра, особенно страдают от неурегулированности этой проблемы жители ряда сел левобережья Днестра, находящихся под юрисдикцией Молдавии. "В случае отсутствия в ближайшее время положительных результатов информируем, что молдавская сторона рассматривает возможность введения в эксплуатацию понтонного моста в районе населенного пункта Моловата Ноуэ, Дубоссарского района", - пишет министр. В целях обеспечения безопасности движения по этому мосту Шова предложил установить международный мониторинг со стороны ОБСЕ.

В настоящее время между левым и правым берегами Днестра в этом районе существует паромная переправа, отмечает корреспондент РИА "Новости".

Сопредседатель Объединенной контрольной комиссии от Приднестровья Александр Порожан заявил, что без решения ОКК ни о какой понтонной переправе в зоне безопасности не может идти речь. К тому же у моста должны быть выставлены посты совместных миротворческих сил. "Если все-таки понтонный мост будет наведен, руководство Приднестровья примет адекватные меры", - цитирует Порожана РИА "Новости".

Как пишет газета "Время", после того как молдавская делегация приняла решение о приостановке участия в работе Объединенной контрольной комиссии, деятельность единственного органа, осуществляющего некую координацию работы сторон приднестровского урегулирования, заблокирована. На уровне миротворческой операции процесс мирного урегулирования осуществляется в рамках полномочий Объединенного военного командования (ОВК). ОВК - это подконтрольный Объединенной контрольной комиссии (ОКК) орган, в состав которого входят старшие военные начальники воинских контингентов Совместных миротворческих сил (СМС) и руководитель группы военных наблюдателей от Украины. Оно управляет группами наблюдателей, службой на стационарных постах в Зоне безопасности и решает другие вопросы повседневной жизнедеятельности военнослужащих миротворческих сил. Кроме того, ОВК осуществляет координацию деятельности миротворцев с местными органами управления.

С 19 апреля текущего года заседания Объединенной контрольной комиссии не проводятся. На деятельность военной составляющей миротворческого процесса это не влияет. Благодаря высокому профессиональному уровню военнослужащие СМС выполняют свои обязанности в рамках возложенных полномочий, отмечает "Время". Что касается ОКК, то, несмотря на попытки приднестровской стороны возобновить заседания, позиция молдавской делегации остается четкой и ясной - пока не стабилизируется обстановка в районе села Дороцкое (село, расположенное в Зоне безопасности, земельные угодья крестьян которого находятся на территории, контролируемой Приднестровьем, а дома - на территории Молдавии - прим. ИА REGNUM) и в целом не решится вопрос о снятии "незаконно" установленных постов силовых ведомств Приднестровья, которые, по мнению РМ, и создают конфликтные ситуации на Центральном участке Зоны безопасности, проводить какие-либо заседания представители Кишинева не считают возможным. Это пустая трата времени и создание видимости работы ОКК и, как следствие, видимости успешности миротворческой операции, утверждает молдавская сторона. На самом деле обстановка совершенно иная.

В марте молдавская делегация, а затем и ОКК обратились к участникам пятистороннего переговорного процесса по приднестровскому урегулированию, послам государств-гарантов и ОБСЕ с предложением оказать содействие в преодолении затянувшегося разрешения конфликтной ситуации в районе села Дороцкое. Реакция последовала достаточно оперативно. Были проведены несколько встреч с представителями приднестровского руководства, в частности со спикером Верховного совета непризнанной ПМР Григорием Маракуцей и даже с лидером Приднестровья Игорем Смирновым. Они дали четкое обещание решить этот вопрос "достаточно удобно" для обеих сторон. А именно - крестьяне получают свободный доступ на свои земельные угодья, а по завершении сбора урожая, при его транспортировке, с них взимается пошлина в пользу регионального бюджета Приднестровья. Сумма пошлины - 0,18% от стоимости произведенных продуктов. Как отмечает "Время", это были компромиссные условия, которые не в полной мере соответствуют действующему законодательству Республики Молдавия. Но молдавская сторона на них пошла исключительно для того, чтобы разрешить этот затянувшийся сверх всякой меры конфликт, пишет газета. Приднестровские руководители дали обещания в присутствии представителей российской и украинской делегаций. Последние подтвердили, что договоренность имеет место и можно вернуться к нормальному режиму работы комиссии, так как земледельцам больше не будет чиниться препятствий. Затем стороны подписали протокол длившегося полгода экстренного заседания. Однако буквально на следующий день представители приднестровских силовых структур не пропустили крестьян на поля. А на заседании ОКК сопредседатель от приднестровской стороны Александр Порожан в очередной раз заявил, что граждане Молдавии могут приступить к обработке принадлежащих им земель только после оформления правоотношений с приднестровскими органами власти. Для членов молдавской делегации, наверное, было бы просто неуважением к себе и собственным полномочиям не обратить внимание на грубую подтасовку фактов и сделать вид, что ничего не произошло, и продолжать заслушивать "стерильные" доклады Объединенного военного командования о том, что обстановка в Зоне безопасности "управляемая и контролируемая", пишет "Время".

По убеждению издания, истина в том, что в последнее время ОКК какого-либо существенного влияния на обстановку в Зоне безопасности не оказывала. Уже много лет там в нарушение действующих соглашений по мирному урегулированию и без всякого решения ОКК дислоцированы приднестровские воинские части, установлена масса пограничных, таможенных, миграционных, милицейских и прочих постов, разворачиваются КПП, возводятся терминалы и зоны таможенного контроля и, наконец, силой захватываются учреждения и предприятия, утверждает газета. Все это, по мнению "Времени", свидетельствует только об одном - Объединенная контрольная комиссия, к сожалению, является лишь декором. Это чисто номинальный орган, который должен в чьих-то интересах и амбициях символизировать управление миротворческой операцией и демонстрировать ее успешное развитие, считает газета.

Заявления члена ОКК от Приднестровья Олега Гудымо (заместитель министра госбезопасности Приднестровья, генерал-майор) и других его коллег о том, что обстановка якобы резко обострилась и в связи с этим срочно необходимо возобновить работу ОКК, остаются только на их совести, пишет "Время". Кстати, специалисты, знакомые с динамикой процесса мирного урегулирования в Приднестровье, не сомневаются, что при желании приднестровская сторона вполне может серьезнейшим образом эту обстановку осложнить. Самый свежий пример - ситуация 6 июня текущего года, когда без всякого согласования с ОВК в Зоне безопасности приднестровской стороной были проведены широкомасштабные учения с привлечением абсолютно всех структур, войск и служб министерства внутренних дел непризнанной ПМР.

Но и до 23 октября 2004 года - даты возникновения конфликтной ситуации в районе Дороцкого - ОКК удавалось реально решать лишь некоторые вопросы, выносимые на обсуждение, да и то с огромным трудом, продолжает "Время". Это не касалось непосредственного управления СМС. В данной области ситуация проще - если нет реальной конфронтации и СМС выполняют фактически статистические функции, это не сложно. Но нельзя не обратить внимание на то, что в соглашении 1992 года очень четко отражено, что выполнение задач миротворческой операции должно содействовать урегулированию приднестровского конфликта политическими средствами. Так вот, этот компонент уже давно не работает, утверждает газета.

Фактически после Одесского саммита 1997 года никаких позитивных изменений в обстановке не произошло. Если что-то и изменилось, то лишь в худшую сторону, пишет "Время". Вспомнить хотя бы историю, когда после подкрепленной всяческими заверениями устной договоренности на месте сокращенного, во исполнение одесских же соглашений, миротворческого совместного поста № 5 приднестровской стороной был немедленно выставлен погранично-таможенный пост. Мотивация - "того требуют интересы безопасности ПМР". Никакой реакции от миротворцев не последовало!

Уже более года, продолжает "Время", в ОКК муссируется вопрос о том, должны или не должны СМС раз и навсегда решить вопрос с "незаконно выставленными в Зоне безопасности постами". Полномочны или не полномочны? Достаточна ли для этого компетенция ОВК? Всем участникам этого обсуждения отлично известно, что с формальной стороны, то есть исходя из документов, регламентирующих деятельность ОКК и ОВК, такие полномочия, безусловно, есть, утверждает газета. В Положении о миротворческой операции буквально расписаны все прерогативы военной составляющей. Это, прежде всего, возможность введения комендантского часа и объявление отдельных участков и населенных пунктов районами с повышенным режимом безопасности. Иными словами, достаточно было ввести режим повышенной безопасности в районе села Дороцкое и силами групп военных наблюдателей или с привлечением воинских контингентов миротворческих сил можно было спокойно ликвидировать все эти посты и создать нормальную обстановку, действительно контролируемую и управляемую СМС.

В границах Зоны безопасности никто не отменял полномочий ОКК, ОВК и СМС. Именно они должны быть там полновластными хозяевами. И в случае необходимости введения повышенного режима безопасности достаточно лишь проинформировать местные органы власти, а собственно решение принимается только ОКК и ОВК, отмечает обозреватель "Времени". По его убеждению, мешают миротворцам выполнять их органические функции сами же участники урегулирования. Начиная с 1999 года обстановку в Зоне безопасности диктует приднестровская сторона, пишет обозреватель. Приднестровье не вывело оттуда подразделения своих силовых структур. Более того, их группировка постоянно наращивается. Например, в Бендерах вместо предписанных согласованным решением 150 сотрудников городского отдела милиции приднестровской стороной развернуто управление внутренних дел, состав которого, по выражению заместителя министра внутренних дел Приднестровья полковника Белякова, "кратно увеличен". Во сколько крат, он не стал расшифровывать, но есть данные, что количество личного состава увеличено не менее чем в 4-5 раз. Для несения службы в городе постоянно привлекаются сотрудники различных подразделений специального назначения, дислоцированных в других населенных пунктах региона. И такое положение только еще раз подчеркивает, что отнюдь не ОКК и ОВК управляют ситуацией в Зоне безопасности. "К силовому захвату приднестровскими спецслужбами бендерского железнодорожного узла был привлечен крупный вооруженный контингент сотрудников спецподразделений Приднестровья, а Совместные миротворческие силы ограничились лишь констатацией фактов".

Все это стало возможным в результате "умелого" использования делегациями в ОКК принципа консенсуса, положенного в основу этой миротворческой операции, резюмирует обозреватель "Времени". Данный принцип хорош при решении чисто политических вопросов и никоим образом не оправдывает себя при управлении военными компонентами. Все военные структуры основаны на принципе единоначалия, эффективность которого неоднократно подтверждалась. А в случае "уникальной" миротворческой операции в Приднестровье действует принцип "многоначалия", когда зачастую не совсем порядочные интересы могут обеспечивать решение либо, наоборот, создавать ситуацию, при которой то или иное решение не принимается. Вполне вероятно, что для ОКК принцип консенсуса приемлем, так как в работе комиссии множество политических аспектов, но ОВК этот принцип наносит только неизмеримый ущерб, полагает "Время".

Турция готова вмешаться в разрешение приднестровского конфликта

Турция готова предоставить Молдавии помощь в области усовершенствования законодательства и поддержать ее в решении конфликта на востоке страны. Об этом заявил представитель министерства иностранных дел Турецкой Республики, генеральный директор по двусторонним политическим связям Халил Акинчи в рамках политических консультаций, состоявшихся в Кишиневе 25 июня между МИДами Турции и Молдавии, сообщает "МОЛДПРЕС". Турецкий дипломат подтвердил готовность своей страны развивать и в дальнейшем двусторонние отношения в разных областях и передал приглашение министра иностранных дел Турции своему молдавскому коллеге совершить визит в Анкару в удобное для него время.

В ходе консультаций затрагивались вопросы двустороннего и регионального сотрудничества, взаимодействия в рамках международных организаций, международной безопасности, информирует "МОЛДПРЕС".

Украина провозглашает себя единственной силой, способной разрешить приднестровский конфликт

Украина - единственный игрок, который в состоянии разрешить приднестровский конфликт, и этот факт является ключом к вступлению в Евросоюз. Эти заявления содержатся в исследовании, обнародованном представителем Центра за мир и внешнюю политику Украины Александром Сушско, приближенным к министру иностранных дел Украины Борису Тарасюку, сообщает "БАСА-пресс". В исследовании отмечается, что попытка Евросоюза играть ведущую роль на приднестровском пространстве ведет к отсутствию инструментов и политической воли к применению "балканской модели" в конфликтных зонах. Поэтому среди первостепенных задач Евросоюза числится и усиление давления на страны, обладающие определенной силой в регионе, - Россию и, особенно, Украину.

Украина - единственный игрок в регионе, который может повлиять на обе стороны и который имеет уникальное влияние в Приднестровье. Украину ждут, чтобы она возглавила эффективную политику в этом вопросе. Неформально, решение этого конфликта уже представлено как ключ к вступлению в ЕС, приводит выдержки из исследования "БАСА-пресс". Сушко подробно изложил планы Украины на Черном море - от коридоров по транспортировке энергоресурсов до регионального сотрудничества под предлогом того, что черноморский регион следует признать естественным пространством украинских интересов. С другой стороны, подчеркивается и тот факт, что Украина должна играть значительную роль в устройстве новой системы регионального порядка.

23 июня состоялся телефонный разговор секретаря совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Петра Порошенко c президентом Молдавии Владимиром Ворониным. Об этом агентству "Новости-Украина" сообщила пресс-секретарь Порошенко Ирина Фриз. По ее словам, во время беседы Владимир Воронин проинформировал секретаря СНБО о том, что в ближайшее время он представит молдавские предложения по реализации первого этапа плана украинского президента Виктора Ющенко по урегулированию приднестровского конфликта. Также стороны договорились о проведении в скором времени встречи полномочных представителей Украины и Молдавии, которые проработают детали плана урегулирования.

Призыв к переговорам - дубль энный

Сопосредники приднестровского урегулирования - Россия, Украина и ОБСЕ - заявляют о необходимости скорейшего возобновления переговорного процесса между Молдавией и Приднестровьем, в том числе с учетом инициатив президента Украины Виктора Ющенко. Об этом говорится в сообщении МИД России, поступившем в РИА "Новости" 23 июня по итогам встречи сопосредников, которая прошла в Братиславе. "Основное внимание сопосредники уделили обсуждению проблематики мер доверия и транспарентности в рамках международных усилий по созданию благоприятных предпосылок для скорейшего возобновления переговорного процесса между Молдавией и Приднестровьем, в том числе с учетом недавних инициатив президента Украины Виктора Ющенко по этому вопросу", - подчеркивается в сообщении. Участники встречи "договорились совместно представить сторонам в конфликте в ближайшее время пакет документов, регламентирующих практические мероприятия по реализации контроля над вооружениями и мерам доверия применительно к Молдавии".

"Сопосредники обменялись информацией о современной ситуации в регионе, а также о проведенных ими консультациях с заинтересованными международными партнерами относительно перспектив возвращения представителей Кишинева и Тирасполя за стол переговоров и продолжения работы над всеобъемлющей и устойчивой моделью приднестровского урегулирования", - отмечается в сообщении МИД РФ.

Тирасполь предъявляет требования Кишиневу

Министерство промышленности непризнанной Приднестровской Республики предъявило требования государственному унитарному предприятию "Железная дорога Молдовы" (ЖДМ) по оплате транзита своих грузов через Приднестровье. Ответственные представители ЖДМ расценивают это требование как "необоснованное", передает "БАСА-пресс".

По словам министра промышленности Приднестровья Анатолия Блашку, Кишинев ничего не платит Тирасполю за транзит грузов своих экономических агентов и эксплуатацию приднестровской железной дороги. С августа 2004 года по 1 июня 2005 года Молдавия перевезла через территорию Приднестровья грузов на сумму в 5,1 млн. USD, однако за их транзит в бюджет ПМР не поступило ни копейки. Как заявили "БАСА-пресс" ответственные представители администрации ЖДМ, требование Тирасполя беспочвенно, абсурдно требовать от Молдавии деньги за эксплуатацию дорог, которые принадлежат ей.

Во второй половине 2004 года тираспольская сторона силой взяла под свой контроль железные дороги региона - единственный объект, расположенный на территории Приднестровья, которым управлял Кишинев, пишет "БАСА-пресс". "Железная дорога Молдовы" объявила действия ПМР незаконными и отказалось признать новое предприятие - "Железная дорога Приднестровья", напоминает агентство. В состав приднестровской железной дороги с общей протяженностью железнодорожных путей 162,6 км входят станции Тирасполь, Бендеры и Рыбница. Ранее тираспольская администрация заявила о намерении приватизировать это предприятие.

У Кишинева и Тирасполя есть совместный проект

Деятельность приднестровских школ с преподаванием на румынском языке будет определяться совместным проектом, разработанном экспертами министерства просвещения, молодежи и спорта Молдавии и представителями Тирасполя. Руководитель пресс-службы миссии ОБСЕ в Кишиневе Клаус Нойкирх сообщил "БАСА-пресс", что в этом месяце министр просвещения РМ Виктор Цвиркун провел ряд встреч с представителями тираспольской администрации. В ходе встреч стороны договорились подписать совместный проект, согласно которому школы региона с преподаванием на латинице пройдут регистрацию в министерстве юстиции Приднестровья. Этот же проект предусматривает определение статуса этих учебных заведений. Нойкирх выразил надежду, что представители Кишинева и Тирасполя подпишут этот проект, который призван решить проблему школ левобережья Днестра с преподаванием на румынском языке.

Директор тираспольского лицея "Лучиан Блага" Ион Иовчев скептически расценил этот вариант. "Не думаю, что такое соглашение в состоянии решить наши проблемы, так как тираспольские власти непредсказуемы и в любой момент могут нарушить это соглашение", - сказал он "БАСА-пресс". Иовчев уточнил, что будет бороться за сохранение языка преподавания и не позволит приостановить работу руководимого им лицея.

Попытки "БАСА-пресс" связаться с представителями министерства и получить у них более подробную информацию по этому вопросу оказались безуспешными. Ранее специалист министерства просвещения, молодежи и спорта Молдавии Екатерина Семченко заявила, что тираспольская администрация согласна пересмотреть процедуру регистрации румынских школ левобережья Днестра. По ее словам, Тирасполь не настаивает более на том, чтобы румынские школы регистрировались по приднестровским законам; этот момент, считают представители Кишинева, может способствовать решению вопроса. Семченко уточнила, что эксперты обсудят и согласуют новый порядок регистрации этих учебных заведений.

Представитель министерства отметила также, что на последней встрече приднестровская сторона согласилась с преподаванием в румынских школах региона курса интегрированной истории. Представители Тирасполя заявили, что не будут противиться организации учебного процесса на румынском языке на основании латинского алфавита, но есть конкретные замечания к изучению румынской литературы и географии. ("БАСА-пресс")

Приднестровскому министру юстиции не доверяют местные депутаты

Приднестровские депутаты выразили на заседании Верховного Совета 23 июня недоверие местному министру юстиции и отправили соответствующий документ президенту Игорю Смирнову. Как передает агентство "НОВОСТИ-МОЛДОВА" со ссылкой на приднестровские СМИ, в документе указывается, что парламентарии выражают недоверие министру юстиции Виктору Балала "в связи с неисполнением, а также ненадлежащим исполнением им своих обязанностей". За время существования в Приднестровье кабинета министров это первый подобный случай.

Балала, комментируя ситуацию для местной прессы, заявил, что не согласен с депутатскими обвинениями. Но журналисты так и не получили конкретного ответа на вопрос о том, вызвано ли данное решение какими-то ошибками в деятельности Балалы в правовом поле или же недовольство его работой основано на том, что министр отказывался неукоснительно следовать "телефонному праву", пишут "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

Эксперты о статусе Приднестровья

Депутаты парламента РМ в ближайшее время собираются принять закон об особом статусе Приднестровья. О деталях этого документа пока мало что известно, но в политических кругах страны говорят о том, что этот "особый статус" будет разработан по модели закона об особом статусе Гагаузии, по которому этому региону 10 лет назад была предоставлена автономия. Директор Института общественных политик, политолог Аркадий Барбарошие заявил в эксклюзивном интервью агентству "НОВОСТИ-МОЛДОВА", что "эта модель совершенно неприемлема для Приднестровья".

"Закон об особом статусе Гагаузии был принят 10 лет назад по политическим соображениям, - заметил политолог. - Он был направлен на стабилизацию ситуации и решение ряда проблем, поднятых тогда группой сепаратистки настроенных лиц. В первую очередь стояла проблема сохранения и развития местной уникальной культуры и языка, а также необходимость социально-экономического развития региона".

"После утверждения Закона об особом статусе Гагаузии в Комрате - столице региона - было принято Положение о "Гагауз Ери", по сути являющееся местной конституцией, противоречащей молдавскому закону, - сказал политолог. - На это долгое время никто не обращал внимания. Парламент и правительство решили, что закон принят и дело сделано. А, по сути, Закон об особом статусе Гагаузии в самой Гагаузии не действует. Не налажен и действенный механизм сотрудничества с Кишиневом".

По словам Барбарошие, "закон не достиг своих главных целей в автономном территориальном образовании (АТО) Гагаузия - культура и язык не развиваются так, как надо, экономика в упадке - регион живет на дотациях из Кишинева. Для развития Гагаузии нужны огромные вложения: регион - это территория сельского хозяйства, причем рискованного в связи с климатическими условиями. Промышленности там почти нет. Пока вложений не будет - АТО останется в сегодняшнем положении". "Закон об особом статусе региона вместо того, чтобы служить стимулом для развития, стал причиной самоизоляции", - говорит эксперт.

Регион, по его словам, "страдает от общественных противоречий. Живущие там люди тоскуют по советскому прошлому из-за неразрешённости их нынешних проблем. В 2001 году Гагаузия на парламентских выборах голосовала за коммунистов, пришедших к власти под лозунгами об активной интеграции в постсоветское пространство. В этом году на выборах в парламент РМ население автономии голосовало за блок "Патрия-Родина", использовавший в избирательной кампании ту же риторику".

По мнению другого независимого эксперта, председателя Ассоциации за демократию через участие (ADEPT) Игоря Боцана, высказанному агентству "НОВОСТИ-МОЛДОВА", "с политической точки зрения, гагаузская автономия получила то, что хотела. Но, с точки зрения экономики, не были развиты положения Закона об особом автономном статусе Гагауз Ери". "На заседании круглого стола, где обсуждались эти вопросы, - сказал Боцан, - эксперты пришли к выводу о том, что целый перечень законодательных актов Молдовы и нормативных актов Гагаузии не стыкуется, и никто над этим не работает. Ни министерство юстиции, ни другие центральные органы страны даже не следили за соблюдением их соответствия".

Говоря о применимости гагаузской модели в Приднестровье, Боцан отметил, что "сейчас, когда разрабатывается Закон о принципах приднестровской автономии, гагаузский опыт надо учитывать. В том смысле, что определенные политические свободы должны быть завязаны на единых экономических свободах. Если с самого начала выяснить проблемы, можно заметно облегчить жизнь в будущем. Возможные последующие конфликты тогда снимаются с самого начала". "Начинать надо с изменения Конституции и обозначения в ней статуса Приднестровья, - заметил Боцан. - Но учитывать, что, так или иначе, за последние 15 лет в том регионе сложилась определенная ситуация. Абсолютно нормально, что молдавские власти желают возвращения Приднестровья в конституционное поле РМ. Это не подлежит обсуждению. Как и на каких условиях его вернуть - это надо обсуждать и договариваться".

Аркадий Барбарошие занимает более радикальную позицию. "Проблемы Гагаузии и Приднестровья различны, - считает эксперт. - Потому и законодательное решение статуса последнего должно быть иным". "Приднестровская проблема не является национальной, - пояснил Барбарошие, - гагаузская проблема была таковой". ("НОВОСТИ-МОЛДОВА")

Выборы вне политики

До выборов мэра столицы РМ осталось менее двух недель. С момента официального старта избирательной кампании все 10 кандидатов решают важную задачу - сделать так, чтобы выборы состоялись, пишет "ИНФОТАГ".

Назначение даты голосования на середину лета - 10 июля - было не очень удачным решением, так как в эту пору избиратели не отличаются политической активностью. Особенно в Кишиневе, где участие в выборах в самые лучшие времена едва переваливало за 50%. Именно по этой причине уже давно были внесены изменения в законодательство о выборах, чтобы местные выборы признавались состоявшимися при участии в них одной трети избирателей. Однако для 10 июля и этот показатель может стать трудно преодолимым. Как поясняет "ИНФОТАГ", во-первых, это традиционно "неполитическая пора". Большая часть активных избирателей будет находиться в отпусках. На каникулах будут и студенты, из-за которых разгорались споры на выборах в 2003 и 2005 гг. Политики, которые пытаются перетянуть молодежь на свою сторону, спорили, где должны голосовать студенты - по месту постоянного жительства или по месту учебы. На предстоящих выборах этот вопрос решился сам собой - подавляющее большинство студентов не будут голосовать. На этот раз, в разгар каникул, они не намерены отстаивать свое право выбора.

Некоторые наблюдатели говорят даже, что власти намеренно способствовали тому, чтобы назначить дату выборов в разгар сезона отпусков. Они уверены в том, что верные сторонники Партии коммунистов из числа ветеранов и пенсионеров на выборы придут и летом. Таким образом, из необходимого минимума в одну треть голосов, большинство будут люди старшего поколения, которые обеспечат победу кандидата от партии власти, пишет "ИНФОТАГ".

С другой стороны, республиканские власти не могли оказать серьезное влияние на назначение даты выборов. Решение было принято Центральной избирательной комиссией после обращения кишиневского муниципального совета. Кроме того, и одна треть избирателей - достаточно много для Кишинева. Судя по результатам недавних парламентских выборов, это число должно составить не менее 206 тыс. из 618 тыс. избирателей, включенных в списки голосования. Нельзя считать, что все эти люди будут сторонниками Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ). Тем более, что наибольшую активность традиционно проявляют жители пригородов Кишинева. Раньше они составляли электоральную базу мэра Серафима Урекяна. Трудно предположить, за кого они будут голосовать на предстоящих выборах, так как экс-мэр не имеет человека, которого можно было бы назвать преемником, пишет "ИНФОТАГ".

Предстоящие 10 июля выборы примара (мэра) Кишинева могут стать уникальными в истории независимой Молдовы, считает "ИНФОТАГ". Эти выборы могут оказаться вне политики. Все кандидаты акцентируют внимание на том, что "Кишиневу нужен хозяин" и никто не афиширует свою партийную принадлежность. Естественно, партийные издания, прежде всего газета "Коммунист", выполняют свою информационную миссию в пользу собственных кандидатов, но пока стартовавшая избирательная кампания не носит агрессивный характер, отмечает "ИНФОТАГ".

На этот раз есть шанс избежать "армагеддона" и не превращать избирательную кампанию в разрушительную борьбу, когда под прикрытием благих намерений об улучшении благосостояния людей разрушаются и те небольшие блага, которые у них остались, полагает агентство. Похоже, истощенные после недавней кампании парламентских выборов и неожиданных рокировок молдавские политики оказались не готовы к борьбе за освободившееся место кишиневского градоначальника, считает ""ИНФОТАГ"".

По мнению исполнительного директора ассоциации "Adept" Игоря Боцан, которым он поделился с еженедельником "Экономическое обозрение", досрочные выборы мэра Кишинева были спровоцированы тем, что оппозиция, возглавляемая бывшим мэром Серафимом Урекяном, проиграла парламентские выборы. Как следствие, ему пришлось выбирать - оставаться главой Кишинева или стать лидером парламентской фракции Альянса "Наша Молдова". Серафим Урекян о своем решении заявил в последний день срока, отведенного ему на раздумье законодательством. Тем самым он повысил шансы кандидата от партии власти и снизил вероятность победы представителей оппозиции и независимых кандидатов.

Игорь Боцан считает, что уточнение списка граждан, обладающих правом голоса, может привести к тому, что их численность будет преднамеренно сокращена, чтобы исключить вероятность объявления выборов несостоявшимися из-за низкой явки. Тем более, что с точки зрения законодательства это не такое уж серьезное нарушение. Если выяснится, что гражданин, пришедший на голосование, не включен в список, его внесут в дополнительный. Он только должен доказать, что проживает в пределах избирательного участка. Но здесь есть одно "но": придет ли этот человек исполнить свой гражданский долг?

Если выборы не состоятся, то дата нового голосования должна быть назначена через два месяца. Игорь Боцан не исключает, что при таком раскладе принятие решения по данному вопросу могут затянуть и вообще не провести досрочные выборы. Благо, законодательство не устанавливает какие-то жесткие требования в этом направлении. Дело в том, отмечает "Экономическое обозрение", что из-за ограниченных финансовых возможностей ЦИК предпочитает не проводить выборы в одном отдельном населенном пункте. Зачастую она вынуждена оттягивать избрание представителей местной власти до возникновения такой необходимости в нескольких городах и селах. Если предположить, что до конца года должность мэра не окажется вакантной нигде, кроме как в Кишиневе, ЦИК будет вправе обождать. А назначать выборы в 2006 году - за год до очередных выборов, может быть сочтено нецелесообразным. По мнению Игоря Боцана, можно найти и другие вполне законные причины. Но это наихудший вариант, для предотвращения которого партия власти сделает все возможное. Ставки очень высоки.

Отношение избирателей к Партии коммунистов в Кишиневе отличается от остальной территории страны, пишет "Экономическое обозрение". Потолок симпатий к ПКРМ в столице составляет около 40% активного электората. А если предположить, что явка упадет, скажем, на 15%, то диспропорция в пользу коммунистов может принести им победу даже в первом туре. Такая вероятность не исключена.

Обвинить коммунистов в том, что они намеренно смоделировали данную ситуацию, нельзя. За коммунистов все сделал Серафим Урекян, убеждена обозреватель "Экономического обозрения". Если бы он отказался от кресла генпримара на месяц раньше, то расстановка сил была бы совершенно иной. Тем более, что принятие бывшим градоначальником именно такого решения для многих было очевидным. Серафим Урекян прекрасно понимал, что, останься он в своей должности, особых улучшений в столице было бы сложно добиться, учитывая его взаимоотношения с правительством. А это уже гарантированный провал на очередных местных выборах.

Игорь Боцан делит кандидатов - всего их 10 - на три группы. В первой группе кандидаты от парламентских фракций: Зинаида Гречаная (Партия коммунистов), Думитру Брагиш (независимый, но при поддержке Альянса "Наша Молдова"), Владимир Гуриценко (демпартия) и Георгий Сусаренко (Христианско-демократическая народная партия, ХДНП). Вторую группу представляют лидеры непарламентских формирований: Валерий Клименко (избирательный блок "Патрия-Родина" и общественное движение "Равноправие") и Георге Сима (Союз труда "Патрия-Родина"). В третьей - представители гражданского общества: Дорин Киртоакэ (Либеральная партия), Юлиана Горя-Костин (бывший представитель РМ в Совете Европы), Михаил Северован (муниципальный советник) и Владимир Гараба (экологическая партия "Альянс зеленых").

Судя по всему, Партия коммунистов извлекла уроки из ошибок, допущенных в ходе предыдущих местных выборов, и выдвинула в качестве своего кандидата достойную фигуру, кардинально отличающуюся от предыдущих, пишет "Экономическое обозрение". Эксперты сходятся во мнении, что у кандидата от ПКРМ самые высокие шансы занять должность мэра столицы. На протяжении трех лет Зинаида Гречаная, возглавляя министерство финансов, зарекомендовала себя как профессионал высокого уровня в своей области, как хороший администратор и уравновешенная личность. Помимо этого, как считают эксперты, другим немаловажным качеством Зинаиды Гречаной, которое не в последнюю очередь было учтено при ее выборе в качестве кандидата, является обучаемость. Для многих выбор ПКРМ стал неожиданностью. Высказывались мнения о том, что она не подходит на эту должность, что у нее нет навыков управления городом, решения вопросов нефинансового характера. В этом контексте не стоит забывать, что ПКРМ сделает все возможное, чтобы за 1,5 года, которые остались до очередного избрания местных властей, доказать свою способность решать проблемы большого города. Именно на это будет делаться упор в 2007 году, что позволит коммунистам обосноваться в Кишиневе на более длительный срок. Поэтому стоит ожидать, что к решению не совсем знакомых Зинаиде Гречаной проблем будут привлечены специалисты. Она же будет заниматься тем, что хорошо умеет - управлением финансами. Правда, личность Зинаиды Гречаной не очень знакома избирателям, но этот недостаток можно устранить усилиями политтехнологов, замечает "Экономическое обозрение".

Основным конкурентом Зинаиды Гречаной и кандидатом, имеющим больше всего шансов пройти во второй тур, называют Думитру Брагиша. До последнего дня не было известно наверняка, выступит он в качестве кандидата от Альянса "Наша Молдова" или как независимый. Но, в итоге, считают политологи, он сделал правильный выбор. Объявив себя независимым кандидатом, Думитру Брагиш снял с себя ответственность за ошибки, которые были допущены предыдущим мэром и одним из лидеров формирования, в котором он состоит. Помимо этого, ему ни к чему носить на себе отпечаток навсегда испорченных отношений между альянсом и правящей партией. По оценкам политологов, последние действия этого кандидата очень правильны и продуманы. Заявления г-на Брагиша о том, что он готов отойти от политики и стать мэром всех кишиневцев, могут быть восприняты правящей партией как желание наладить отношения и сотрудничать, а это может возыметь определенный положительный эффект. По мнению экспертов, ничего страшного в том, что г-н Брагиш зарегистрирован менее чем за месяц до выборов, нет - в особой раскрутке он не нуждается. Он человек довольно узнаваемый, занимал пост премьер-министра в 1999-2001 годах, пользуется поддержкой ряда бизнесменов. Сейчас для Брагиша очень важно не допустить ошибок и прорваться во второй тур, где у него появятся шансы получить голоса остальных кандидатов.

Учитывая опыт предыдущих лет, когда итоги местных выборов почти полностью соответствовали результатам последних парламентских, Игорь Боцан считает, что в первом туре Зинаида Гречаная может набрать около 40% голосов, Думитру Брагиш - не менее 15%.

Участие Георгия Сусаренко, профессионала в области юриспруденции, в досрочных выборах покажет, изменился ли имидж ХДНП после того, как ее депутаты проголосовали за президента РМ Владимира Воронина. Но, судя по всему, рейтинг христианских демократов несколько снизился и надеяться им на второй тур сложно, но они должны были выдвинуть своего кандидата. Интересно, как поведет себя ХДНП после первого тура - призовет ли своих избирателей голосовать за Брагиша или воздержится от каких-либо заявлений, задается вопросом "Экономическое обозрение". Во втором случае их электорат просто может не прийти на голосование, чем снизит шансы Брагиша на победу. Примерно аналогичная ситуация и с кандидатом от Демократической партии Владимиром Гуриценко (претор столичного сектора Ботаника). С лидерами этих формирований Думитру Брагиш должен попытаться найти общий язык и заручится их поддержкой во втором туре.

Ясно, что Партия коммунистов воспользуется благоприятной для себя расстановкой сил и попытается вырвать победу для своего кандидата, пишет "Экономическое обозрение". Но в нынешней ситуации не совсем ясно, каков будет эффект от обострения отношений между Молдавией и РФ. Если Россия выполнит свои обещания и повысит цены на природный газ для РМ, вследствие чего жизнь существенно подорожает (прежде всего, в Кишиневе), через полтора года будет очень сложно объяснить избирателям, почему цены поползли вверх, а уровень жизни - вниз. В этом случае ПКРМ может оказаться в ситуации, при которой альянс демократов образца 1999 года потерял власть из-за неблагоприятного влияния внешних факторов и неспособности выправить ситуацию с помощью внутренних ресурсов, заключает "Экономическое обозрение".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
08.12.16
В Молдавии установят бюст короля «Великой Румынии»
NB!
08.12.16
Япония должна признать итоги войны
NB!
08.12.16
Последняя игра ЦСКА под руководством Слуцкого — провал
NB!
08.12.16
Жадность фраера погубит: похоронят ли Порошенко откровения его соратника?
NB!
07.12.16
«Меркель будет решать проблему, которую сама же и создала»
NB!
07.12.16
Guardian: «Ради сделки с Россией по Сирии Трамп принесет Украину в жертву»
NB!
07.12.16
«Заморозка» накопительной части пенсии на три года прошла II чтение Госдумы
NB!
07.12.16
Восстанавливаются пенсионные права осужденных и реабилитированных граждан
NB!
07.12.16
Приостановка компенсаций советских вкладов Сбербанка продлевается
NB!
07.12.16
«Севастополь ждет от нового губернатора решения социальных проблем»
NB!
07.12.16
Госдума повысила МРОТ на 300 рублей
NB!
07.12.16
Законопроект о фонде долевого строительства внесен в Госдуму
NB!
07.12.16
Госдума устанавливает единый порядок индексации соцвыплат с 2018 года
NB!
07.12.16
В Ингушетии задержаны сотрудники Центра по противодействию экстремизму
NB!
07.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 7 декабря
NB!
07.12.16
Министр — екатеринбуржцам: Скинемся на метро
NB!
07.12.16
Киев пытается уйти от обсуждения политической повестки — Грызлов
NB!
07.12.16
Проект федерального бюджета на 2017-2019 годы прошел II чтение Госдумы
NB!
07.12.16
«Теневой» мусор Подмосковья: сколько теряет область на криминальных схемах?
NB!
07.12.16
Ирландский суд снял арест со счетов Ходорковского на €100 млн
NB!
07.12.16
Песков: Путин лично принял решение о сокращении нефтедобычи
NB!
07.12.16
AC: Борьба США с терроризмом — полностью неэффективна