Интервью главного федерального инспектора по Марий Эл Ирины Татариновой и министра внутренних дел Валерия Краснова в программе "Вертикаль власти" (ГТРК Марий Эл).

Охране общественного порядка в Марий Эл уровню преступности и способам противостоять ей была посвящена очередная программа из цикла "Вертикаль власти" на канале ГТРК Марий Эл, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе ГФИ.

Валерий Краснов: За истекшие 5 месяцев в Марий Эл отмечен статистический рост числа зарегистрированных преступлений. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в Марий Эл преступлений зарегистрировано на 27% больше. Основную массу составляют корыстно-насильственные имущественные преступления - это кражи, грабежи, разбойные нападения. При этом, заметьте, что я не зря сказал о статистическом росте. Потому что в текущем году были раскрыты в большом количестве и те преступления, которые совершены-то, были в 2003-2004 годах, но регистрировать их пришлось в этом году. Поэтому и наблюдается рост, хотя обстановка в целом, спокойная. Отмечу, что в основном уличные преступления совершаются во второй половине дня и ночью, чаще группами молодых людей, которые нигде не учатся и не работают. Жертвами преступников становятся женщины, пожилые люди и одинокие граждане. Что касается причин совершения имущественных преступлений, то в первую очередь они связаны с социально-экономическим положением граждан.

Ирина Сергеевна, известно, что именно под вашим контролем находится работа правоохранительных органов республики. Как Вы оцениваете ситуацию?

Ирина Татаринова: Простым вопросом - "страшно ли выходить на улицу человеку одному и поздно вечером?". Если честно отвечать на этот вопрос, то страшно. Что касается способов решения этой, так сказать задачки, то, во-первых, и тут я согласна с Валерием Васильевичем, нужно повышать социально-экономический уровень республики. С другой стороны, должен быть высоким и уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов - их знание закона и желание его выполнять. Тогда появится и доверие со стороны граждан к органам милиции. В третьих, необходимо обратить внимание на связь милиции с другими правоохранительными органами, на её открытость и прозрачность её работы. При этом убеждена, что и в самом министерстве, и в органах милиции проводится много работы, но, на мой взгляд, должна быть все-таки большая информированность положительных моментов этой работы. И, наконец, органы милиции должны активнее взаимодействовать с общественностью. В свое время именно для этой цели было инициировано создание в республике добровольных народных дружин. Сейчас их в республике действует около 300, из них 18 в Йошкар-Оле. Но если начать анализ их работы, то эффективность достигается только тогда, когда необходимость понимает руководитель предприятия - как, например, Геннадий Александров на "Маригражданстрой". Еще одной недавней формой взаимодействия с общественностью стало создания в республике при поддержке МВД Общественного совета, куда входят общественные и правозащитные организации, представители религиозных организаций. Перед ними стоит один простой вопрос - соблюдение прав человека и, прежде всего, право на безопасность.

А какие факторы влияют на низкую раскрываемость преступлений по "горячим следам"?

Валерий Краснов: Во-первых, это недостаток сил и средств органов милиции. После сокращения в 2002 году войсковой части внутренних войск на территории Республики Марий Эл, нагрузка на патрульно-постовые наряды милиции возросла более чем в 4 раза, среднесуточная норма выхода нарядов в Йошкар-Оле сократилась с 205 до 97 человек, что явно недостаточно для надлежащего обеспечения общественного порядка в столице республики. Основная нагрузка по обеспечению правопорядка на улицах и в других общественных местах ложится на подразделения ППС. Их штатная численность по республике составляет 302 единицы. Но это лишь 34% от нормативного минимума, определенного Указом Президента Российской Федерации. Причина проста - отсутствие средств в бюджете республики. Это понимают все, но отмечу, то 31 мая президентом республики подписано постановление об увеличении штатной численности подразделений ППС на 40 человек и о выделении 5 новых автомобилей в целях предупреждения совершения имущественных преступлений и их раскрытия. А республиканской комплексной программой "Правопорядок-2006" предусмотрено до 1 января 2007 года увеличение штатной численности подразделений ППС на 100 единиц, развития сети передвижных постов милиции и создание кинологической службы в строевых подразделениях ППСМ. Отрадно отметить, что принимаемые меры позволили сотрудники милиции за истекшие 5 месяцев раскрыть более ста преступлений имущественного характера, которые были совершены за 2004 год.

Хотелось бы отметить и недостаточную работу собственников по охране своего имущества. Собственниками имущества игнорируются положения Закона РМЭ "О профилактике правонарушений", в частности статьи 19, обязывающей собственников обеспечивать надлежащие условия сохранности своего имущества. В прошлом году органами предварительного следствия и дознания в различные организации и должностным лицам внесено 2670 представлений о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению хищений. Основной причиной неисполнения вносимых представлений является отсутствие понимания у должностных лиц и руководителей организаций необходимости своевременного принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Республику буквально наводнили игорные заведения, которые являются настоящим рассадником для преступности. Ваша точка зрения на данную проблему?

Валерий Краснов: Проблему эту необходимо решать в правовом аспекте. Например, ограничить возрастной ценз, то есть на уровне местного законодательства принять закон, ограничивающий подросткам до 16 лет, находится в подобных заведениях в целях профилактики безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, а так же совершения ими правонарушений. Нам необходимо оттянуть от этого бизнеса детей, так как их психика наиболее беззащитна перед игроманией. Кроме этого, в настоящее время готовятся предложения по тем игорным заведениям, которые расположены рядом со школами и дошкольными учреждениями.