Интервью губернатора Самцхе-Джавахети (Грузия) Георгия Хачидзе

ИА REGNUM: Г-н губернатор, обрисуйте политическую и экономическую ситуацию, которая сегодня сложилась в Самцхе-Джавахети? Какие основные проблемы стоят перед регионом?

Политическая ситуация в Самцхе-Джавахети, и не только здесь, во многом зависит от экономических процессов и реалий. Все неприятности и эксцессы политического характера являются непосредственным следствием экономических вопросов. К примеру, причиной имевшего недавно место в Ахалкалки митинга были требования социального характера, в числе которых и восстановление паспортного стола в Ахалкалаки. В итоге, мы сделали исключение и открыли там паспортное отделение не в региональном центре - Ахалцихе, а именно здесь. Главное в таких вопросах - суметь выяснить причины и как-то их решить.

Что касается именно экономической ситуации, то она здесь очень тяжелая. Экономика тут полностью разрушена, царит безработица, а ведь это, в основном, сельскохозяйственный регион. Но государство, мало-помалу, намерено решить местные проблемы. К примеру, в сентябре текущего года правительство Грузии решит вопрос строительства автодороги Ахалцихе-Ахалкалаки-Ниноцминда-Цалка-Тбилиси, а также дороги от Ахалцихе до грузино-армянской границы. В рамках программы США "Вызовы тысячелетия" американское правительство выделило Грузии сумму в размере $250 млн., из которых на долю Самцхе-Джавахети выпадет от $120 до $140 млн. После ремонта дороги из Ниноцминды в Тбилиси можно доехать за 1,5 часов, вместо теперешних 5-6 часов. Эта представляет для региона огромное значение, поскольку предоставит крестьянам возможность вывозить свою продукцию в столицу и там ее реализовывать.

Ведутся также активные переговоры с тем, чтобы восстановить железную дорогу Цалка-Ниноцминда. Недавно я разговаривал с начальником департамента железных дорог Грузии Давидом Онопришвили, который подтвердил, что в настоящее время эксперты подсчитывают, во сколько обойдется восстановление этого железнодорожного полотна, поскольку там все разграблено. В восстановлении железной дороги Цалка-Ниноцминда заинтересованы также многие бизнесмены, поскольку из Ахалкалаки в Тбилиси можно вывозить пемзу, которая может быть использована в строительных работах. Это также создаст в регионе новые рабочие места. В планах правительства также полная газификация региона, восстановление водопроводной системы.

Самцхе-Джавахетский регион полностью оживет после капитального восстановления инфраструктуры. А этот проект оценивается в $120 млн.

ИА REGNUM: Проводятся ли конкретные шаги по запуску в регионе хотя бы одного предприятия - ведь большая часть производственных мощностей разрушена до фундамента?

Сегодня все вопросы, в первую очередь, связаны с восстановлением инсфраструктуры. Конечно, есть большие проекты. У меня была встреча с премьер-министром Грузии Зурабом Ногаидели, в ходе которой разговор шел о строительстве в Ахалкалаки большого завода по производству картофельного крахмала. Это очень большой проект, для осуществления которого понадобится порядка $35 млн. Конечно, можно начинать с малых проектов, но, опять-таки, все связано с инфраструктурой, с дорогами. В данный момент начинать какие-то проекты невыгодно с экономической точки зрения.

ИА REGNUM: Армянская сторона не раз предлагала свою помощь для решения ряда проблем Джавахети, в том числе строительства дороги от армяно-грузинской границы...

Конкретно мне об этом ничего не известно. Что касается дороги от границы до центра региона, то проект создан и в сентябре начнется работа. А если кто-то нам хочет помочь, думаю, проблем не возникнет, наоборот, мы примем помощь.

ИА REGNUM: В административном центре Самцхе-Джавахети, в сердце региона, уже более месяца, как прекращена подача электричества. С чем это связано?

В результате накопления больших долгов населения перед государством, было принято решение об установлении коммунальных счетчиков, каждая из которых обслуживает улицу или квартал (от 10 до 20 домов). Ранее если в Ахалцихе электроэнергии расходовалось на 100 тыс. лари, то собираемость не превышала 20 тыс. лари. Это нелогично. Конечно, в какой-то мере я согласен, что это недемократичное решение, поскольку в одной семье живут два человека, в другой десять человек, а платят они одинаково по установленным тарифам. Пока ни у государства, и ни у народа нет средств, чтобы поставить индивидуальные счетчики. Но, к примеру, в Боржомском районе нашлись 600 тыс. лари ($33 тыс.) на установление индивидуальных счетчиков, а в Ахалкалаки или Ахалцихе таких денег нет. Знаю, что так жить трудно, но точно знаю, что пока не заплатят, подача электроэнергии не будет восстановлена - народ должен понять, что за использованную электроэнергию нужно платить.

ИА REGNUM: Недавно в армянской средней школе города Ахалцихе произошел инцидент, в результате чего среди учеников этой школы были раненые. С чем это связано, что там было на самом деле?

На самом деле раненых там не было, это преувеличенная информация. Просто в этой школе сменили директора - Любу Матевосян, и назначили нового - Роберта Мурадяна. Кстати, Люба Матевосян в данный момент получила новую должность в губернии - она назначена главным специалистом в области образования и курирует образовательные вопросы по всему региону. Сама директор в конце учебного года намеревалась покинуть эту должность. Но, как-то поспешили.

ИА REGNUM: Но почему простая смена директора школы разрослась в такой инцидент. Ведь указ министра образования Грузии должен был всупить в силу после завершения учебного года, а удар почему-то пришелся именно по крупнейшей и образцовой армянской школе региона, которая в то же время является культурным центром армянской общины города?

Я понимаю, но не мне решать, кто будет директором школы. Мы уже стояли перед фактом - в региональное отделение образования поступил указ министра об увольнении директора и назначении нового. Да, я знаю, что у всех есть свои сторонники, хотя там начались очень нехорошие процессы. К примеру, стоит маленькая девочка и держит в руках плакат с, мягко говоря, скверным текстом. Между старым и новым директором были и есть какие-то проблемы, они не ладят друг с другом. Но так нельзя было поступать ни одной, ни другой стороне. Мы два раза встретились у меня в кабинете, поговорили, обсудили, как можно решить проблему и продолжить работу. Я предложил Любе Матевосян работу в администрации. Ситуация сегодня нормализовалась. Обе стороны как-то нашли общий язык. Так что, считаю, вопрос исчерпанным.

ИА REGNUM: Но при этом армянское население города утверждает, что это целенаправленная политика властей по отношению к местным армянам, в результате чего армяне постепенно покинут город, а школа станет грузинской.

Это исключено.

ИА REGNUM: Что делается для армянского населения региона, которое, как известно, составляет подавляющую часть населения Самцхе-Джавахети

Здесь общие проблемы. Нет таких проблем, которые касаются только армян. Не соответствует действительности и утверждения о том, что здесь проводится целенаправленная политика против армян, политика по их выселению. У нас общие проблемы. А приоритетом для Грузии сегодня является именно Джавахети. Когда из выделенных США $250 млн. $140 млн. тратится только на этот регион - это говорит о многом.

ИА REGNUM: Насколько остро стоит проблема возвращения турок-месхетинцев и их дальнейшей интеграции? Очевидно, армяне региона от данной перспективы не в восторге?

Это общая проблема. Здесь очень много вопросительных знаков и для армян, и грузин, и лично для меня. Я не могу сказать, когда и как все это произойдет - данный вопрос требует очень серьезного обсуждения, а уже затем принятия решений. Ничего конкретного я сказать не могу. Это проблема не только этого региона, но и всей Грузии. Это проблема, которая называется турки-месхетинцы.

ИА REGNUM: В Грузии уже начат процесс вывода российских военных баз, одна из которых дислоцирована в армянонаселенном городе Ахалкалаки. Большинство граждан города пока продолжают работать в инфраструктуре, созданной благодаря присутствию этой базы. Как будут трудоустроены эти люди после того, как российских военных не станет?

По-моему, эта база не создает в регионе какую-то экономическую погоду. Там не работает столько людей, чтобы экономически влиять на ситуацию в Джавахети. Правительство Грузии, сам президент не единожды заявляли, что люди, работающие на базе, продолжат работу в грузинской военной части, которая будет дислоцирована на месте российской. Кроме того, зарплата у них будет не меньше, а то и больше той, которую они сейчас получают. А те дома в военном городке, в которых они временно живут, перейдут в собственность этих людей. После того, как здесь будет грузинская военная часть, количество рабочих мест увеличится. Когда об этом заявляет президент - это не просто так.

ИА REGNUM: Возможно ли размещение на территории российской базы в Ахалкалаки другой, негрузинской военной базы?

Не только по моему мнению, но согласно заявлениям членов правительства и лично президента Саакашвили - этот вариант просто исключен. Нет ни на одного процента шансов, что такое произойдет. Здесь будет расположена только грузинская военная часть - ни турецкая, ни американская и никакая другая. Это просто сплетни.