В работе инвестиционного форума в Чебоксарах, состоявшегося 23-24 июня, участвовал председатель совета Национальной ассоциации участников ипотечного рынка (НАУИР) Владимир Пономарев, до 2004 года - заместитель председателя Госстроя России. Он - постоянный участник всероссийских и межрегиональных конференций, посвященных строительству и ипотеке, которые последние несколько лет проходят в Чувашии. О том, что изменилось в республике за это время и каковы перспективы ипотечного кредитования в Чувашии и России - в его интервью ИА REGNUM.

REGNUM: Владимир Николаевич, что изменилось за время вашего первого и последнего визитов в Чувашию?

Когда я в первый раз приехал в Чувашию, в этом же зале проходило большое совещание под председательством премьер-министра Энвера Аблякимова (REGNUM: Э.Аблякимов возглавлял правительство в 1994-2001г.г.). Оно дало старт всем ипотечным программам в Чувашии. Безусловно, за это время республика стала одним из российских лидеров по ипотечному кредитованию. Здесь прекрасно отлажен механизм предоставления кредитов, сочетание ипотечного кредитования с жилищным строительством. И то, что Венгерская Республика как член Европейского Союза начала работать с Чувашией - это стоит того, что время, которое мы провели и проводим здесь, потрачено не напрасно.

REGNUM: Статус региональных форумов ниже, чем федеральных. Насколько они необходимы?

Инвестиционные форумы привлекают к субъекту федерации, который их проводит, со стороны федеральных и региональных органов власти и, что важно, - со стороны инвесторов. Чувашский инвестиционный форум довольно уважаемое мероприятие. Он не такой парадный, как в Краснодарском крае на юге России - он более деловой. Но все-таки подготовка к таким форумам должна вестись тематично. Такие межрегиональные совещания должны быть итогом некой системы инвестиционной работы с инвестором, необходимо очень тщательно подбирать и участников, и проекты - для того чтоб здесь уже можно было обменяться опытом по организации подобных проектов в других регионах России. От этого выиграют все.

REGNUM: То есть форум должен быть в большей степени не "затравкой", а итогом уже реализующихся проектов?

Я сам из науки, и у нас говорили, что если десяток умных интеллигентных людей собрать в одно место, они могут родить что-то новое - в этом смысле форумы играют такую роль. Но все-таки инвестиционные форумы - это не только площадка для обмена кулуарными мнениями, это и возможность реализовать какие-то проекты или начать подготовку к их реализации. Собственно говоря, наш российско-венгерский проект - он тоже брал начало на одном из таких форумов, но этому предшествовала очень интенсивная согласованная работа и органов власти, и субъектов, и компаний - тогда это выстреливает.

REGNUM: "Венгерский квартал" в Новочебоксарске, строящийся на средства венгерских банков, вероятно, останется в истории города. Но сможет ли этот проект изменить ситуацию на рынке ипотечных кредитов?

Я не думаю, что пять млн евро, которые получены в форме кредитных ресурсов от венгерского банка, могут изменить инвестиционный климат напрямую. Это не такой большой объем. Но на самом деле работа по международным правилам, где заказчик-застройщик привлекает ресурсы, подрядчик строит - это оздоравливает систему, делает более цивилизованными отношения в строительстве. Поэтому - даже если не будет уже кредитных линий венгерских банков, придут польские кредитные линии или российских банков - те структуры, которые работали по этому проекту, будут готовы воспринять эти деньги. В этом основная задача. То есть смысл российско-венгерского проекта не только в приходе денег - вместе с ними приходят цивилизованные отношения в строительстве между банком, страховыми и строительными компаниями, организация самого процесса строительства.

REGNUM: Сейчас Минфин планирует отменить господдержку для ипотечных корпораций. К чему это может привести?

Не надо рисовать Минфин только черными тонами. Параллельно с тем, что он вышел с предложением отменить госгарантии для федерального агентства по ипотечному кредитованию, одновременно министерство предложило разработать систему страхования ипотечных рисков за счет бюджетной поддержки с целью снижения первичного взноса ипотечного кредитования. Тем самым повышается доступность ипотечного кредита. А поскольку практически уже сформирован механизм выпуска ипотечных ценных бумаг, то федеральное ипотечное агентство должно работать как нормальный рыночный субъект и привлекать деньги с рынка, но на более доступных для людей условиях с первичным взносом порядка 10%. Анализ показывает, что основным препятствием для развития массовой ипотеки, доступности ипотечных кредитов является не процентная ставка, и не сроки, а первичный взнос в размере 30% при получении кредита. Это очень жесткое препятствие.

REGNUM: Но и инвесторы жалуются на плохое законодательство, не защищающие их права.

В России денег больше чем достаточно. Те высокие процентные ставки - это свидетельство недоработки нашего законодательства, и самое главное - речь не идет только о федеральном законодательстве. Речь идет о том, что в наших регионах в целом, может быть, за исключением, Чувашии и Оренбургской области, где развиты ипотечные схемы, недостаточно проводится организационная работа со стороны региональных властей. Вот это, может быть, главное. И если говорить о жилищном строительстве, то в Российской Федерации не очень хорошо развита система отношения в строительном процессе. То есть у нас строитель одновременно и инвестор, и сборщик от населения, и сам строит, и организатор проекта и проектировщик - то есть делает все. Должна быть специализация: подрядчик должен строить, проектанты должны проектировать, заказчики-застройщики должны привлекать деньги - вот тогда появятся осмысленные проекты, осмысленные механизмы. Сегодня нет недостатка в деньгах - сегодня недостаток осмысленных действий властей и субъектов рынка.

Механизмы развития ипотечного жилищного кредитования были внедрены в Чувашии в 2000 году. Из республиканского бюджета были направлены средства на инженерную подготовку, на субсидии гражданам и даже в уставный капитал оператора региональной ипотеки.