Информационно-аналитическим центром "СОВА" подоготовлен аналитический доклад "Весна-2005: ксенофобия в головах и на улицах и в головах". Автором доклада является заместитель директора Центра "СОВА" Галина Кожевникова.

Как отмечается в докладе, статистика расово мотивированного насилия весной 2005 года практически не отличается от аналогичной статистики 2004 года. С начала 2005 г. в России от рук скинхедов и активистов других радикальных националистических организаций пострадало не менее 124 человек из России и еще 23 государств. Восемь человек погибло. При этом лидерство принадлежит Москве и Подмосковью (1 убийство и не менее 25 пострадавших). Случаи насилия были отмечены в Йошкар-Оле (15 пострадавших в результате одного организованного нападения), Калуге (10 избитых в результате одной организованной акции), Петербурге (6 избитых) и еще в 10 регионах России, в том числе и в ранее не замеченной в националистическом насилии Астрахани. Среди жертв, помимо россиян и граждан стран СНГ, были представители не менее 10 государств (в том числе Гвинеи, Анголы, Мали, Мьянмы, Китая, Вьетнама, Албании).

Как отмечается в докладе, в последние месяцы участились нападения на представителей других молодежных субкультур, которых скинхеды считают "предателями идей белой расы", - панков, рокеров, поклонников "черной музыки". Из 76 пострадавших 18 человек относятся именно к этим группам. Заметный резонанс вызвало организованное нападение 3 апреля 2005 г. в подмосковной электричке на музыкантов трех панк-групп ("Тушка", "Тени Свободы", "Elpiscas"), в результате которой пострадало 10 человек, один был доставлен в больницу в коме. Кроме того, в докладе отмечается, впервые проявившийся в подобных акциях "религиозный" мотив: избиение black-металлистов и их поклонников возле одного из клубов Москвы 9 апреля 2005 г. было представлено националистическими сайтами как нападение "православной молодежи" (вооруженной арматурой, цепями и ножами) на "сатанистов".

В докладе также отмечается рост активности праворадикальных групп. Как отметила Галина Кожевникова, некоторые комментаторы начинают всерьез дискутировать вопрос о возможной связи национал-радикального подполья с терактами последнего времени - покушением на Анатолия Чубайсаи подрывом поезда Грозный - Москва.

"Теперь, после убийства Николая Гиренко, открытых угроз праворадикалов в адрес губернаторов, судей и правозащитников, такая версия уже не кажется невероятной, - отмечается в докладе. - Во-вторых, немаловажным нам представляется то, что вне зависимости от реальной идеологической составляющей этого дела поддержку арестованным оказывают именно представители радикально настроенных националистических групп - НДПР, Союза Офицеров, Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ), Русского национального единства (РНЕ) и т.д., используя это дело как повод для саморекламы".

В практике национал-радикалов отмечаются попытки мобилизации социального недовольства (последствия монетизационной реформы, реформы ЖКХ) и гражданской активности населения под этнонационалистическими лозунгами. В частности, представители НДПР и других радикальных национал-патриотических организаций принимали участие или даже выступали организаторами митингов под лозунгами социальной справедливости, прошедших в Москве, Петербурге, Тольятти, Ижевске.

Как новый тактический прием в практике праворадикальных групп в докладе отмечаются пикетирования судов, где рассматриваются уголовные дела, среди фигурантов которых нет "соратников" этих движений, но в которых противостоящими сторонами являются представители "русского" и "нерусского" народа. Праворадикалы представляют эти дела как результат именно этнического противостояния.

"Крайне тревожную тенденцию" автор доклада усматривает в неоднократных случаях совместного участия в акциях протеста право- и леворадикальных, а то и либерально ориентированных организаций.

Что касается темы антисемитизма, то здесь Галина Кожевникова выделила негативную роль прокуратуры, которая не дала надлежащей оценки известному "письму пятисот" и тем самым спровоцировала новый виток антисемитской пропаганды. Неслучайно версия о том, что загадочная гибель пятерых детей в Красноярске в марте стала следствием совершенного хасидами ритуального убийства, появилась на следующий день после отказа петербургской городской прокуратуры возбудить уголовное дело по ст. 282 УК по факту публикации газетами "Русь православная" и "За русское дело" "Письмо пятисот".

"Осознание безнаказанности антисемитской пропаганды провоцирует активизацию этой пропаганды", - констатируется в докладе.

Что касается антицыганских настроений, но весна 2005 года не принесла какого-либо изменения ситуации. Продолжаются конфликт в Искитиме Свердловской области и конфликт, связанный с землеотводом под строительство цыганского поселка в Архангельске.

Новыми точкой напряженности по "цыганскому вопросу" стал Ярославль, откуда в апреле поступила информация о том, что некая возрожденная в городе ДНД, носящая имя Че Гевары, начала патрулировать тот самый район, где еще в октябре 2004 г. собирались жечь цыганские дома. Патрулирование под лозунгами борьбы с наркоторговлей осуществляется людьми, вооруженными бейсбольными битами. "Дружинники" уже разбили и уничтожили несколько машин, принадлежавших тем, кого они считают наркоторговцами. О каком-либо преследовании "дружинников" не сообщается.

Экстренные меры по предотвращению цыганских погромов были вынуждены принимать и городские власти Красноярска - в связи с распространившимися в апреле 2005 г. в городе слухами о том, что к исчезновению пяти красноярских школьников причастны цыгане. Власти были вынуждены в срочном порядке выслать цыган из города. "Такие действия - не лучший (и вероятно, незаконный) способ решения проблемы, - отмечается в докладе. - Но, по всей видимости, власти не в состоянии обеспечить этим людям безопасность".

В качестве постоянно действующей точки межэтнической напряженности в докладе выделен Краснодарский край, где в апреле в Новороссийске произошла массовая драка между группой армянской молодежи и казаками, которая спровоцировала армянский погром. С большим трудом новороссийской милиции и администрации города удалось предотвратить более масштабные столкновения.

В докладе отмечается также стойкая тенденция националистической риторики в качестве средства мобилизации электората. Ксенофобная пропаганда остается одним из основных инструментов привлечения внимания избирателей к партиям и блокам.

Вторая половина доклада посвящена противодействию ксенофобии со стороны общества и власти. Как интересная тенденция отмечается позитивная динамика в деле преследования преступлений, совершенных по мотиву национальной ненависти.

В течение весны 2005 г. было вынесено не менее четырех обвинительных приговоров - в Волгограде, Москве, Московской области и в Перми - по п. "л" ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство по мотиву национальной ненависти), а в Тамбове в начале марта вступил в силу приговор по ч. 2 ст. 282 УК РФ (совершение насильственных действий, направленных на унижение достоинства человека по признакам расы) в отношении 20-летнего члена "Народно-патриотической партии России" - за избиение вьетнамца. Не менее пяти дел находятся в суде (в Московской области, Сургуте, Владивостоке, Нижнем Новгороде, Перми), еще как минимум в семи незаконченных делах по насильственным преступлениям (Москва, Саратов, Петербург, Липецк, Челябинск, Уфа) прокуратура уже предъявила обвинение, в котором содержится мотив национальной ненависти.

Обвинительными приговорами завершилась целая серия процессов, связанных с пропагандой национальной ненависти. Весной 2005 г. их было не менее трех (Новгород, Кемерово, Орел). Из этого списка в первую очередь необходимо отметить приговор, вынесенный 31 мая 2005 г. в Великом Новгороде. В российской судебной практике это первый случай вынесения обвинительного приговора по ст. 282.1 УК России (организация экстремистского сообщества). При этом двое активистов новгородского РНЕ - Захаров и Савельев - были лишены права заниматься распространением средств массовой информацией на три года, а Пекин, кроме этого, в течение этого же срока был лишен права заниматься журналистской деятельностью.

Также в докладе отмечен другие случае уголовного преследования за действия, связанные с разжиганием межнациональной ненависти. Кроме того, не менее 10 дел по 282-й статье (Волгоград, Горноалтайск, Хабаровск, Кемерово, Петербург, Орел, Камчатка и Омская область) еще не завершено. Все эти дела ведутся именно по пропаганде, а не по насильственным преступлениям.

"Несмотря на перечисленные выше позитивные примеры преследования ксенофобных проявлений, тенденция к нивелированию мотива национальной ненависти в большинстве подобных преступлений сохраняется, - констатируется в докладе. - Нет последовательности и в преследовании националистической пропаганды".

Активизировало в последнее время свою деятельность также Федеральное агентство Росохранкультурой, которое весной 2005 г. вынесло несколько предупреждений различным СМИ за распространение ксенофобных материалов. Самое политически заметное предупреждение получила редакция "Невского канала" за программу "Два против одного", в которой с антикавказскими лозунгами выступил лидер партии "Родина" Дмитрий Рогозин. Росохранкультура официально расценила эти высказывания Рогозина как "информацию, призывающую к осуществлению экстремистской деятельности, направленной на возбуждение национальной розни".

Как знаковые события в докладе расценены два события: первое судебное решение о снятии с выборов за ксенофобную пропаганду (8 апреля 2005 г. после длительных и запутанных судебных разбирательств президиум суда Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) принял решение о снятии с выборов кандидата на пост мэра г. Мегион Александра Кузьмина за "подкуп, разжигание национальной вражды и расовой дискриминации". При этом кандидат был снят накануне второго тура голосования, перед которым он считался явным фаворитом), а также заметная профилактическая работа правоохранительных органов по предотвращению акций скинхедов. Как отметила Галина Кожевникова, крупным успехом правоохранительных органов надо признать предотвращение погрома на концерте панк-группы "Мавзолей" 26 апреля 2005 г. в Кирове. "К сожалению, действия милиции в Кирове являются скорее исключением, чем правилом. Наоборот, некомпетентные, а зачастую и неправовые действия правоохранительных органов порождают довольно неожиданные казусы, - отмечается в докладе. - Как, например, случай в Петербурге, когда скинхеды, задержанные с поличным за избиение армянина в 2002 г., избежали наказания: дело было прекращено за истечением срока давности. А вот милиционеры, их задержавшие, были признаны виновными (и, вероятно, справедливо) в избиении одного из задержанных и получили реальные тюремные сроки".

В докладе также отмечается, что все отчетливее становится тенденция преследования не реальных экстремистских проявлений в целом, а довольно безобидных активистов леворадикальных организаций - прежде всего НБП, АКМ и СКМ. Преследование активистов Национал-большевистской партии и записывание НБП в "фашисты" в докладе расценивается как "необоснованно жесткое", хотя часть региональных организаций действительно придерживается праворадикальных взглядов, и идеологический конфликт с руководством партии начинает постепенно выплескиваться наружу.

"Если в деятельности правоохранительных органов можно отметить позитивные сдвиги в деле противодействия радикальному национализму и росту ксенофобии, то сказать этого о других государственных органах нельзя, - говорится в докладе. - Дальше публичных декларативных заявлений о необходимости сохранения в России (или в регионе) "межэтнического мира", дело, как правило, не идет. Целевые программы по формированию установок толерантности, принимаемые в целом ряде регионов, не выдерживают никакой критики. Общественные организации к обсуждению этих программ зачастую даже не привлекаются (как это случилось, например, в Краснодарском крае). Недоумение вызывает деятельность по разработке подобного документа в Москве. Программа, которая должна была начать действовать с 1 января текущего года, до сих пор не только не принята, но толком и не написана".