На минувшей неделе в Киеве "переваривали" итоги "Мини-Давоса". Впрочем, уже изначально было понятно, что ни восточно-европейским Давосом, ни даже пародией на Давос Киевский экономический форум не станет. "Крайне неудачной оказалась дата проведения - в одно время с саммитом Европейского Союза, переживающего очередной кризис, и практически параллельно с Международным экономическим форумом в Санкт-Петербурге, - напоминает обозреватель "Профиля". - Стоит ли удивляться, что в украинскую столицу прибыли только президенты стран ГУАМ, Эстонии и Польши? Евросоюз, накануне отказавший Украине в предоставлении статуса государства с рыночной экономикой, прислал нескольких чиновников".

Авторы "Олигарха" полагают, что "власть попыталась использовать июньские инвестиционные форумы во внутриполитических целях: для того, чтобы показать той части электората, который ей ещё верит, что предпринимаются шаги по выполнению обещаний, а количеством приехавших президентов затмить откровенно низкий статус их стран на "мировой шахматной доске" и отсутствие у них инвестиционных возможностей. Этот вывод подтверждается и тем, что единственным зримым результатом того же "Мини Давоса" были расплывчатые заявления о "роли регионального лидера", которая то ли уже принадлежит, то ли в скором будущем должна принадлежать Украине".

Впрочем, каков бы ни был статус участников Форума, они "приехали в Киев, чтобы услышать внятные предложения от новой украинской власти, пусть и сформулированные начерно. Вместо этого им предложили обнародованные ещё в швейцарском Давосе тезисы и новый список предстоящих добрых дел.... Судя по первой реакции участников форума, меморандум их не вдохновил, как и список предприятий, которые будут приватизироваться в ближайшее время". И, тем не менее, сколь бы ни был сомнителен список, представленный инвесторам, украинский парламент не преминул его отредактировать. "22 июня, парламентский комитет по вопросам экономической политики "помогал" правительству в выборе объектов для продажи в 2005 г. Нардепы поддержали законопроект, запрещающий продажу "Укртелекома", рекомендовали принять за основу законопроект о включении "Криворожстали" в число объектов, не подлежащих приватизации, и оставить в госсобственности 75, 22% акций "Турбоатома". "Одесский припортовый завод" решено отнести к перечню объектов, не подлежащих приватизации, как стратегическое предприятие", - докладывают "Экономические известия".

В целом, когда речь заходит о приватизации, все без исключения наблюдатели сходятся на том, что "социалистические убеждения" главы Фонда Госимущества Валентины Семенюк находятся в очевидном противоречии с ее должностными обязанностями. Более того, "Трибуна" напоминает, что "Фонд госимущества с апреля месяца возглавляет член Социалистической партии Валентина Семенюк, а Специальную контрольную комиссию в Верховной Раде - член Социалистической партии Валентина Семенюк. Которая, кстати, в рамках полномочий народного депутата и главы комиссии контролирует и оценивает собственную работу, как главы ФГИУ. Впрочем, это нюансы украинских реалий. А суть в том, что фракция СПУ вместе с "Регионами Украины" и СДПУ(о) в парламенте наотрез отказалась поддерживать предлагаемый Меморандум. Получилась досадная неувязка - глава Верховной Рады и премьер-министр взяли на себя обязательства, которые напрямую относятся к сфере компетенции Валентины Семенюк, и последовательным противником которых она является".

Однако, "социалистические убеждения" не следует полагать исключительным приоритетом вошедших в правительство представителей одноименной партии. "Профиль" настаивает на том, что за минувшие шесть месяцев новая украинская власть продемонстрировала миру некую маловнятную модель экономики, которая более всего напоминает социалистическую: "Дело даже не в реприватизации, которую можно рассматривать как разовую меру. И не в гротескных социальных бюджетах этого и следующего годов. В конце концов, все понимают, что такое выборы и что иного способа снискать благосклонность населения, кроме прямого подкупа, у власти нет. Разумеется, массированные выплаты населению можно рассматривать и как несколько неуклюжую попытку развивать внутренний рынок, обеспечивая рост внутреннего спроса. Социализм, причём не с самым человеческим лицом, прёт, прежде всего, из отношения руководства страны к собственности и собственникам. Порой возникает впечатление, что к власти в стране пришли нигилисты, принципиально отвергающие положительный и отрицательный опыт минувших поколений".

"Инвестгазета" попыталась представить сравнительный анализ состояния инвестиционного рынка - прошлогоднего и на сегодняшний момент. Прошлогодний рост, полагают тамошние аналитики, связан, прежде всего, с бюджетными вложениями, каковых сегодня не наблюдается. "Государство пока отказалось от капиталовложений за счет бюджета. Многие, знакомые с тем, как тратились деньги, считают, что справедливо: воровство государственных средств переходило все разумные пределы. Сейчас его масштабы намного меньше, и вовсе не потому, что люди стали сознательнее. Просто делить пока что нечего, все уходит на социальные выплаты и пенсии. Заменить государство на инвестиционном поле в этом году оказалось некому. Частный капитал пока доказывает тот факт, что крупные проекты национального масштаба ему просто не под силу - и дело здесь даже не столько в деньгах. Впрочем, можно понять и крупный бизнес: на фоне благостных заявлений об улучшении условий для его ведения власть по факту делает все для почетной иммиграции олигархов. А мантры премьера и президента о сотрудничестве власти и бизнеса уже не воспринимаются даже вполне лояльной к власти части населения, и никакие меморандумы уже не помогут - джин с задачей "отнять и поделить" выпущен из бутылки. Кстати, интересный факт: иностранные инвесторы, приступая к работе в Украине, все чаще ставят условие, согласно которому в случае необходимости все судебные тяжбы должны вестись в иностранных арбитражных судах. Очень яркий сигнал, свидетельствующий об истинной цене украинской судебной системы - с ее районными судами, скупаемыми за несколько тысяч условных единиц".

Если экономические аналитики все чаще говорят об оранжевом социализме, политические издания вспоминают другие практики. Так "Трибуна" не без оснований полагает, что к власти в стране пришли большевики, передовица о последних парламентских баталиях называется "Призрак большевизма". Речь в ней о том, что мало-помалу увеличивающаяся фракция премьера Юлии Тимошенко на этой неделе, наконец, откровенно заявила о своих претензиях на роль лидера нового парламентского "большинства", при этом "большинство" должно было оформиться в рамках трех входящих в НСНУ партийных фракций: "Нашей Украины", УНП и БЮТ. Однако новые "большевики" несколько поспешили: "у них нет 226 человек, чтобы щелкать любые законопроекты как орешки. В трех фракциях, воззвавших к необходимости экстренной большевизации парламента - "Нашей Украине", БЮТ и УНП - чуть более 150 человек. Еще можно прибавить 19 "штыков" "Единой Украины" (Богдан Губский уже поддержал идею создания большинства). Однако дальше с формированием "большевистских" рядов возникают проблемы - социалисты по идеологическим причинам весьма холодно относятся к перспективе вступления в ВТО. А фракция ПППУ вряд ли будет поддерживать инициативы Тимошенко из-за сложных отношений Анатолия Кинаха с премьером. КПУ, СДПУ(о) и "Регионы Украины" в большинство не пойдут, даже если их об этом будут очень сильно просить".

"ProUa" в свою очередь обращает внимание пакетное голосование по бюджетной резолюции: очередная инициатива Тимошенко на этот раз прошла благодаря поддержке оппозиционных фракций, настоявших на голосовании сразу двух законов: "Бюджетная резолюция де-факто прошла в пакете с законом о поруке, согласно которому 150 народных избранников имеют право взять на поруки любого подозреваемого, для того чтобы его выпустили из-под стражи. Если подозреваемый будет уклоняться от следствия, каждый депутат, который за него поручился, должен оплатить немного меньше трех с половиной тысяч гривень. Другими словами, любой преступник, имеющий связи в парламенте может выйти на свободу, и даже если он убежит от следствия парламентарии заплатят около 100 тысяч долларов за свое уважение к тому или другому подозреваемому. Цена по нашим меркам просто символическая.... ни для кого не секрет, что сегодня этот закон нужен оппозиции, чтобы освободить из-под стражи двух людей - Ивана Ризака и Бориса Колесникова. Для власти, которая боролась за их взятие под стражу, - это крайне невыгодно и не нужно. Хотя правительство по большому счету само загнало себя в тупик - будущее пакетное голосование по 14 законам, необходимым для вступления в ВТО, оппозиция связывает с подписью Президента под законом о поруке. Теперь все ожидают решения Президента, который никаких обещаний не давал и о поруке ни с кем не договаривался".

Впрочем для Ющенко сегодня гораздо более актуальна другая юридическая проблема: будет ли президент Украины баллотироваться в депутаты, иначе говоря, станет ли он первым номером в списке партии "Народный Союз Наша Украина". Руководитель юридического управления Центрального исполкома партии "Народный союз "Наша Украина" Олег Бойко заявил, что законодательство Украины не запрещает Президенту Украины принимать участие в парламентских выборах. Комментируя заявление лидера УНП Юрия Костенко о том, что Президент не имеет права возглавлять избирательный список коалиции на парламентской гонке, Бойко сказал: "Правовой статус Президента Украины в избирательном процессе регламентирован Конституцией Украины, в частности, ст.102 - 103 раздела V, частично Законами "О государственной службе Украины", "О выборах народных депутатов Украины", "О политических партиях в Украине" и другими нормативными актами. Они не содержат положений, которые бы запрещали Президенту принимать участие в парламентских выборах, поэтому картина правового обоснования возможности возглавить избирательный список Президентом базируется на положениях Основного закона и логике вышеупомянутых нормативных актов". "В законодательстве отсутствуют указания на то, что главе государства запрещается быть кандидатом в народные депутаты. Статья 42 Закона "О выборах народных депутатов Украины" предусматривает, что гражданин Украины имеет право быть избранным депутатом, может дать согласие баллотироваться кандидатом в депутаты от партии (блока). Следовательно, не существует нормативных препятствий для того, чтобы Президент Украины возглавил партийный избирательный список как почетный председатель партии", - заявляет главный юрист Центрального исполкома НСНУ.

Эксперты сетевого "Форума" сходятся на том, что совмещать два мандата президент не может, однако возглавить список формально имеет право. И сама идея эта, полагает Вадим Карасев, возникла не от хорошей жизни. "Фактически нет такой партии, которая смогла обеспечить законодательное большинство в парламенте, стало быть, и формирование исполнительной власти на президентских условиях. С другой стороны существует ряд политических партий, которые сегодня входят в той или иной степени в структуру власти и могут составить партии президента сильную конкуренцию. Партия Президента может стать партией не большинства, а миноритарной и, в таком случае и Президент может стать миноритарным. Поэтому отсутствие у партии Президента альтернативных лидеров, и неуверенность в том, что партия президента получит достаточно весомые позиции в парламенте, заставляет партийных менеджеров президента искать выход. И один из этих выходов - возглавление Президентом объеденного списка, либо же отдельное участие партии Президента. Однако и в первом и во втором случае предполагается, что партийный список должен возглавить Президент. В объединенном списке на первое место может претендовать и Тимошенко, но в этом случае электоральный успех общей коалиции будет связан не столько с именем Президента, как и с именем премьер-министра. Если НСНУ будет идти отдельно на выборы, то участие Президента может вытянуть партию на первые позицию в парламенте для того, чтобы затем приступить к формированию тех или иных коалиций".