Стенограмма пресс-конференции заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе по экономическим и финансовым вопросам Петрова Германа Станиславовича.

- В чем состоит цель Вашего визита?

- Основная цель двух дневного визита - это открытие административного здания таможенного поста в Озинках и совещание органов экономического и фискального блока по социально-экономическому развитию Саратовской области.

Сегодня я еще должен осуществить прием граждан в общественной приемной, пообщаться с населением области, чтобы максимально оказать помощь по тем вопросам, которые будут ставиться населением. Это вкратце.

Ну и в рамках посещения Озинок, мы вчера еще в таможне рассмотрели вопросы комплексного развития таможенного поста в Озинках. Очень многие министерства и ведомства заинтересованы в создании там жизнедеятельной инфраструктуры и мы вчера рассматривали варианты решения проблемы создание нормального эффективно-действующего поста "Озинки". Ситуация сейчас сами понимаете меняется в связи с вводом нового моста через реку Волга и с более успешным развитием торговых отношений с Казахстаном в рамках единого таможенного союза и увеличения потока грузов из регионов Центральной и Средней Азии. В перспективе - формирование новых транспортных потоков - это запад-восток, север-юг. И надо констатировать, что Озинки - очень удачный форпост. Прогнозируется 4-х кратное увеличение грузопотока через этот пост. Соответственно мы должны подумать о людях, которые будут там работать и о тех предпринимателях, которые будут связываться с таможенной службой в Озинках. Здесь нужно комплексное решение проблем.

- О социально-экономическом положении Саратовской области. Ваша оценка. Влияние таможенной политики.

- Вторая часть вопроса более сложная, так как таможня является федеральной структурой и все средства, которые собирает таможня, идут в федеральный бюджет. Если говорить о связке федеральный бюджет и местный бюджет, то сегодня на совещании г-н Прокофьев - главный казначей области говори о потоках, которые поступают из федерального бюджета и что область дает в федеральный бюджет. Вот на сегодня надо констатировать, что 2-й год подряд существует положительная тенденция, когда средства, поступающие в бюджет РФ, превышают суммы, полученные из федерального бюджета.

По итогам 10 месяцев в федеральный бюджет будут перечислены 4,4 млрд. руб., а получены из федерального бюджета 4,2 млрд. руб. То есть сальдо на сегодня в пользу области. Это очень позитивный момент. Но в то же время есть проблемы, которые мы обсуждали и те проблемы, которые есть - это проблема собираемости налогов живыми деньгами, неживыми, продолжение, к сожалению, сегодня в рамках территориального бюджета практики зачетов. Что касается зачетов, то мы с Министерством по налогам и сборам очень детально рассмотрим эту проблему. И на сегодня надо понимать, что это вот та сфера деятельности, куда мы должны вмешаться. Бюджетный кодекс не предусматривает каких-либо других форм взаимоотношений с бюджетом, кроме как денежных. Здесь мы будем занимать достаточно жесткую позицию, независимо от того нравится - не нравится это кому-то. Надо понимать, что чтобы иметь нормальную экономику, надо иметь нормальные деньги. Не суррогаты, не векселя, только живые деньги. Только тогда, когда мы будем рассчитываться за все живыми деньгами, только тогда мы можем говорить о том, что наша экономика выздоравливает.

А в целом я могу сказать, что, как и вся российская экономика, экономика Саратовской области сейчас развивается ускоренными темпами, и темпы роста от показателей по промышленному производству и от других показателей опережают темпы роста российские и окружные. Это свидетельствует о том, что удельный вес экономики Саратовской области из месяца в месяц увеличивается в рамках и всего округа и в рамках российской экономики.

- В чем бы следовало поучиться нашей области у других округов и в чем мы могли бы быть полезны своим соседям по Приволжскому федеральному округу?

- Чтобы не обижать область я лучше расскажу о том, что может Саратовская область дать другим субъектам. Сегодня на совещании были очень многие интересные проблемы подняты в частности, что Саратовская область является одним из участников проекта введения единого казначейского счета. Это очень интересный механизм. Что принципиально - ни в коей мере не влияет на бюджетополучателя и если практика введения единого казначейского счета пройдет нормальную обкатку в Саратовской и в Ульяновской области и в Чувашии, то будет этот опыт отнесен на всю РФ. Это очень интересно.

Есть интересные наработки в банковской сфере. В вопросе взаимоотношений с агропромышленным комплексом Саратовская область наиболее продвинута, в целом в Приволжском федеральном округе. Господин Зеленский рассказывал о механизме компенсации процентов по полученным производителями сельскохозяйственнной продукции кредитов и это позволило увеличить объемы кредитования сельского хозяйства. То есть это уход от совершенно не эффективной формы дотаций к совершенно здоровой рыночной практике кредитования сельского хозяйства, и если в целом по российской экономике кредитования сельского хозяйства ниже 1% общей доли, в общей структуре кредитного портфеля, то в кредитном портфеле Саратовской области больше 8% - 8,2% занимают кредиты сельского хозяйства. Это то, что требует обязательного тиражирования в других субъектах. Потому что это, во-первых, повышает конкурентную среду в сфере сельского хозяйства и потом работает исключительно на повышение эффективности сельского хозяйства производства. Это очень ценный опыт.

Хотелось бы отметить, что достаточно серьезная работа проводится комитетом по имуществу Саратовской области, и, если инвентаризация федерального имущества предстоит в целом по России 2001 году, то Саратовская область такую инвентаризацию уже провела (Саратовской области надо отдать должное), и я думаю, что те вопросы, которые будут стоять перед Министерством имущественных отношений в 2001 году уже значительно легче будут решаться на территории Саратовской области, которая уже обладает определенной информационной базой. Те наработки, которые есть у комитета, мы используем обязательно в дальнейшей работе с другими субъектами Приволжского округа. Что касается опыта в каких-то других субъектах, - прежде чем тиражировать какие-то достижения других субъектов надо рассчитывать социально-экономические последствия.

Потому что все субъекты очень специфичны. Те достижения которые есть в Саратовской области - они как бы универсальны и подлежат тиражированию в других субъектах. Что касается использования опыта других субъектов здесь, то например в Татарстане есть серьезные наработки но учитывая, что Татарстан сегодня находится в особом статусе, многие вещи совершенно не применимы в других субъектах. Я бы больше внимания уделил тиражированию опыта Саратовской области в Приволжском округе.

- Мы знаем о ситуации в Приморье. А как ситуация в нашем округе?

- В целом по округу ситуация достаточно стабильная, за исключением некоторых субъектов. В первую очередь очень проблемным у нас был субъект - Кировская область, когда потребовалось вмешательство полномочного представителя с выездом на место и такая же ситуация у нас была в Ульяновской области. Это 2 самых сложных субъекта по вопросам отключений снабжения населения электроэнергией, теплом. Что касается ситуации в Саратовской области, то я ее оцениваю нормально. И главный федеральный инспектор под контролем ситуацию держит и руководство Саратовской области очень внимательно следит за ситуацией. Что касается лимитов, которые выделяются областью лимитов газа, они все в 100%-м объеме поступают в область.

Но если не будут своевременно осуществляться платежи, то могут возникнуть проблемы.