23 июня на пресс-конференции "Последствия утечек нефтепродуктов в масштабе России", организованной "Гринписом" и "Союзом зеленых России", заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь пообещал с помощью прокуратуры вылечить цинизм руководства ОАО "РЖД" "вот этой книгой о здоровье, которая называется "Уголовный кодекс РФ". Сейчас мы соберем все материалы, обоснуем их, чтобы не получить отписку об отсутствии состава преступления, и передадим в прокуратуру".

Как сообщалось ранее, Волжской природоохранной прокуратурой по факту разлива мазута в Тверской области было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 247 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ, приведшее к загрязнению окружающей среды. По мнению замруководителя Госприроднадзора, в вину руководителям ОАО "РЖД" может быть также вменена халатность (ст. 293 УК РФ о ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязательств вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба) и экоцид (ст. 358, о массовом уничтожении растительного или животного мира, отравлении атмосферы, а также совершении иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу). "Если суд один раз вынесет приговор по такой статье, то должностные лица наконец начнут думать, что они делают, - заявил Олег Митволь. - Если люди будут знать, что должность это не только способ зарабатывания денег, но и ответственность, тогда они будут по другому действовать в таких ситуациях".

В качестве примера халатного отношения железнодорожников к своим обязанностям, Митволь привел ситуацию, сложившуюся на утро 17 июня, то есть более чем через сутки после аварии. "Когда я туда прибыл, экологические последствия аварии никого не интересовали. Были подтянуты силы рабочих, которые наблюдали, как 20 человек железнодорожников и путеукладчик, подвезя вагоны с щебенкой, засыпают ею озера мазута и кладут поверх шпалы и рельсы. Главной их задачей было максимально быстрое восстановление железнодорожного сообщения для возобновления движения по участку Москва - Рига".

Виновность руководства ОАО "РЖД" в аварии и последовавшей за ней экологической катастрофе регионального масштаба не вызывает никаких сомнений у замруководителя Госприроднадзора. "В услугу по железнодорожной перевозке, в стоимость билета входит отдельной строкой мониторинг железнодорожных путей. ОАО взяло эти деньги, закупило на них замечательные иностранные средства контроля и должно было вовремя обнаружить факт подтопления пути из-за прошедших дождей. В России, оказывается, дождь может стать причиной серьезной аварии. Раньше зима была у нас непредвиденным бедствием, а теперь и дожди уже стали серьезной проблемой", - заметил он.

Произошедшее в районе аварии Олег Митволь сравнил с экологической катастрофой мая 1986 года, когда мазут той же марки М-100, пролившийся из емкости в котельной г. Ржева, собирали баржами, бонами и лопатами до поздней осени.