Центральные СМИ

"СОБЫТИЯ".

(Ведомости, 12.08.02г.).

Правитель Таймырского автономного округа Александр Хлопонин зарекомендовал себя самым богатым претендентом на пост губернатора Красноярского края. В 2001 г. его личный доход превысил 490 млн руб. Это почти в 50 раз больше, чем у спикера Законодательного собрания Александра Усса (858 000 руб.), и в 100 с лишним раз больше, чем у красноярского мэра Петра Пимашкова (308 000 руб.). Замыкающий четверку лидеров коммунист Сергей Глазьев заработал в прошлом году 412 000 руб. Впрочем, пока красноярские избиратели намерены голосовать сердцем, не обращая внимание на личное состояние кандидатов. Согласно новому рейтингу ВЦИОМ, подготовленному со 2 по 7 августа по репрезентативной выборке 1000 человек в возрасте от 18 лет и старше, голоса сторонников основных кандидатов распределились следующим образом: Усе - 26, 3%, Пимашков - 24, 8%, Хлопонин - 17, 5%, Глазьев - 15, 3%. При этом активных противников больше всего как раз у самых обеспеченных кандидатов - у Усса (32, 4%) и Хлопонина (31, 9%). Если во второй тур выборов выйдут Пимашков и Усе, то спикер наберет 32, 6% и проиграет мэру, который получит 35, 7% голосов. Зато Усе легко выигрывает во втором туре у Хлопонина, получив 39, 8% голосов против 30, 8%.

"Мэрское губернаторство, или как не оказаться в чужом кресле".

(Новая газета, 12.08.02г.).

Мэры региональных столиц часто претендуют на губернаторское кресло. Так повелось с 90-х годов. Но, увы, традицией становится и то, что, победив на выборах, мэры на губернаторстве так и остаются мэрами. Не больше... Мэры-губернаторы Губернатор Нижегородской области Иван Скляров прежде занимал пост мэра Нижнего Новгорода. И запомнился как неплохой градоначальник. Казалось, хороший городской администратор должен стать хорошим руководителем области. Однако этого не случилось.

Скляров не смог повторно избраться в губернаторы и в отнюдь не "красном регионе" уступил свой пост бывшему коммунисту Ходыреву. До Бориса Говорина, ныне переизбранного на второй срок губернатора Иркутской области, Иркутск выглядел как заурядный райцентр. Грязные темные улицы, разбитые дороги, отвратительная работа общественного транспорта, дымящие по всему городу котельные. Говорин, став мэром, привел сильную команду. Работа с должниками позволила наполнить бюджет. Город преображался на глазах. Строились жилье и объекты соцкультбыта. Ремонтировались дороги. Развилась сеть маршрутных такси. Успехи на поприще мэра позволили Говорину легко победить на губернаторских выборах. И что же? Социально-экономическая ситуация в области ухудшилась. Говорин не справился с наполнением бюджета, и сегодня Иркутская область - один из лидеров по долгам перед бюджетниками. Слабость мэра-губернатора проявилась еще и в том, что Говорин не смог удержать за областью блокирующий пакет акций компании "Иркутскэнерго", не зависимой от РАО "ЕЭС". Эта потеря ставит под угрозу пока относительно низкие тарифы на электроэнергию в регионе.

При Говорине также впервые за многие десятки лет было отмечено нехарактерное для Сибири явление: дети, просящие подаяние на въезде в деревни. Хотя областная столица по-прежнему процветает. Краевой мэр Использовать мэрство как площадку для губернаторства будут и впредь. И первым в очереди - мэр Красноярска Петр Пимашков. Петр Иванович известен как успешный градоначальник. До бюджетного кризиса 2002 года в Красноярске решались многие проблемы. Город медленно, но верно строился. Развивался малый бизнес. Красноярцы доверяли мэру: на повторных выборах Пимашков одержал победу с результатом 80%. Однако сегодняшний кризис краевой экономики, затронувший городские финансы Красноярска, обнаружил слабые места мэра. Налицо отсутствие крепкой профессиональной команды, бессистемное, методом "латания дыр", решение городских проблем, слабый контроль за использованием бюджетных средств. В форсмажорных обстоятельствах лета 2002 года система городского управления дает явные сбои. Растет задолженность по зарплате бюджетникам, муниципальные служащие и транспортники грозят забастовками, отключения в городе горячей воды и электричества стали рутинным явлением. Из-за недостатка средств может быть сорвана подготовка города к зиме. Все чаще можно слышать нарекания в отношении мэра, причем от чиновников городской власти: "Не до выборов, надо мэру в город вернуться". Стоило Петру Пимашкову переключиться на предвыборные хлопоты, как обнаружилось, что ему не на кого оставить город. Сейчас мэр много ездит по Красноярскому краю, встречается с избирателями. А в мэрии неразбериха, решать простейшие вопросы трудно. Петр Иванович часто прибегает к известной с советских времен модели "телефонного управления", и эта модель работает в городе. Но механизм действует эффективно лишь в случае, когда мэр на месте и лично курирует все проблемы. На краевом уровне масштаб иной, требуется система управления, и "телефонная модель" теряет смысл. В момент кризиса оказалось, что мэру явно недостает политического опыта. Петр Пимашков обвинил во всех бедах краевую власть, заявив 11 июля, что "сегодня сидят в краевой власти наши упыри, которые с мая месяца задерживают выплаты зарплаты, при этом пытаются кого-то найти виноватым и не могут решить ни один вопрос".

Можно спорить, кто больше виноват в кризисе, городские власти или краевые, но в Красноярске это резкое заявление Петра Пимашкова сочли скорее проявлением беспомощности и растерянности мэра, нежели проявлением силы. Перед лицом финансовых неурядиц городу и краю надо договариваться, как-то общими усилиями выходить из кризиса. Исполняющий обязанности губернатора Николай Ашлапов вполне убедительно заявил, что план по доходам за пять месяцев этого года выполнен городом Красноярском с большим профицитом - на 156%. А руководство города по-прежнему ждет от краевых властей денег на погашение задолженности по зарплате. В свете этого факта Ашлапов предложил Пимашкову еженедельно публиковать сводку исполнения городского бюджета, как это делает краевая администрация. Открыть городской бюджет мэрия не решилась, возможно, из-за общей неразберихи в бумагах и отчетности. Петр Пимашков не представил ясную экономическую программу по выводу Красноярского края из кризиса. Во время поездок делаются заявления, что все будет хорошо, все удастся наладить, конкретики мало. Складывается впечатление, что Пимашков искренне болеет за судьбу Красноярья. Однако сам не до конца представляет, как будет руководить регионом, на кого опираться. Наиболее расплывчатыми выглядят заявления Пимашкова по селу и ведущим промышленным объектам Красноярского края.

Практика хождения мэров в губернаторы показывает, что и блестящий градоначальник может оказаться несостоятельным губернатором. В условиях же сложной социально-экономической ситуации в Красноярье на эксперименты нет времени. 2% губернатора Возвращаясь к губернатору Иркутской области, нельзя не вспомнить, что на недавних выборах Борис Говорин еле-еле удержался в кресле, победив с минимальным перевесом в два процента. При этом Иркутск, поддержавший его на прошлых выборах, на этот раз голосовал против. А политологи, отвечая на вопрос: "Вырос ли Говорин как губернатор?", в один голос говорят, что он вырос как мэр, а как губернатор не состоялся. Вряд ли красноярцы хотят подобной судьбы Петру Пимашкову. К чему менять хорошего мэра на посредственного губернатора?

"$25000 за пальмы для Сибири".

("Экспресс газета" № 32 (394) 12.08.2002)

У российских градоначальников в моду входят тропические растения

Нынешний мэр Красноярска Петр ПИМАШКОВ решил сделать городу очередной бесценный дар. Недавно он уже подарил горожанам 108 фонтанов, в результате постройки которых начались перебои с водой. На сей раз красноярцам повезло еще больше. Теперь в сибирском городе будут расти пальмы. Южные растения подоспели как раз к 33-градусной жаре.

Екатерина ДОБРУСИНА

Для некоторых деревья покажутся - действительно бесценными: ведь Пимашков за 50 штук заплатил $25 000, т.е. по $500 за штуку. Пальмы везли из Сочи. Первые пять не прижились, поэтому наученные горьким опытом "пальмоводы" высадили остальные в питомник, и сейчас они, благоухают, на улицах города.

Пока деревья сидят в больших керамических горшках, а зимовать будут в теплицах. Пальмы требуют большого внимания к себе: их несколько раз в день нужно опрыскивать и следить, чтобы запасливые сибиряки не пообрывали листья. Покушения на экзотические растения действительно были нecкoлько paз их пытались сжечь. Виновников задержали, теперь им придется заплатить по тысяче долларов штрафа, но в большинстве своем красноярцы от пальм в восторге - вспоминают отдых на юге.

"Таких кандидатов нельзя допускать до участия в выборах".

(Коммерсантъ, 12.08.02г. БОРИС ЕЛЬШИН).

Председатель Центральной избирательной комиссии РФ Александр Вешняков вчера завершил двухдневную инспекцию хода предвыборной кампании в Красноярском крае. Он заявил, что не заметил в крае "ничего из ряда вон выходящего", после чего обвинил одного из фаворитов предвыборной гонки спикера законодательного собрания края Александра Усса в близости к "идеологии, описанной Гитлером в "Майн кампф"".

На своей пресс-конференции в администрации Красноярского края Александр Вешняков заявил: "Ситуация с выборами в Красноярском крае ничем не хуже, а во многом даже и лучше, чем в остальных регионах. Нельзя назвать ситуацию безоблачной, здесь не все красиво, но мы не заметили ничего драматического и из ряда вон выходящего", - отметил Александр Вешняков. Как заявил глава ЦИКа, он остался доволен встречей, проведенной со всеми кандидатами в губернаторы Красноярского края незадолго до пресс-конференции. Александр Вешняков подчеркнул, что на встречу с ним пришли все 15 претендентов на кресло главы края (ранее подобная "явка" случилась лишь раз-на выборах президента Белоруссии, где делегация российского ЦИКа выступала в роли наблюдателя). По мнению господина Вешнякова, это говорит об уважении кандидатов к Центризбиркому и к законам вообще. По словам Вешнякова, на встрече с кандидатами "не было разборок, взаимных обвинений и упреков в адрес оппонентов, велся деловой конструктивный разговор". То, что после этой встречи некоторые кандидаты уходили во взвинченном состоянии, Александр Вешняков объяснил так: "Не исключено, что у кого-то из кандидатов нервишки шалят". Как рассказал глава ЦИКа, в Красноярском крае будут использованы новые методы в работе с избирателями и средствами массовой информации. На будущей неделе региональная избирательная комиссия обнародует сведения о доходах кандидатов в губернаторы Красноярского края. "Если кто-то откажется, то так и напишем: "Категорически отказался", пусть избиратели делают выводы сами", - заявил господин Вешняков.

Также будут открыты все сведения о тратах из избирательного фонда кандидата: "Каждый избиратель будет знать о том, сколько кем было потрачено на листовки, баннеры, газеты". В день голосования все данные протоколов территориальных избирательных участков сразу после поступления в систему ГАС "Выборы" будут публиковаться в интернете: "Все будет гласно и открыто, каждый человек может сам вести подсчет голосов. Все грязные дела происходят в темноте. Нужно побольше света". Председатель ЦИКа старательно избегал оценок предвыборных кампаний кандидатов, однако в конце концов не удержался и подверг резкой критике кампанию спикера законодательного собрания края Александра Усса - одного из главных кандидатов на пост губернатора. Господин Вешняков возмутился: "Меня удивило то, что здесь пытаются разыграть национальную карту (спикер позиционирует себя как "кандидат с местной пропиской" и возглавляет в местном парламенте блок "Наши!". - "Ъ"). Разжигание межнациональной вражды недопустимо по Конституции. За это есть уголовная ответственность, не говоря уже о том, что таких кандидатов нельзя допускать до участия в выборах.

Такого рода явления нужно пресекать в корне, ведь в Красноярском крае легко раскачать ситуацию. Как можно делить на "наших" и "не наших"?" По мнению главы ЦИКа, от заявлений Александра Усса один шаг до "идеологии, описанной Гитлером в "Майн кампф"". В штабе Александра Усса вчера никак не отреагировали на эти заявления господина Вешнякова.

"Укрупнимся?".

(Труд, 10.08.02г. Вячеслав Никонов)

Важнейшее внутриполитическое заявление недели прозвучало из Красноярского края. Полпред президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский счел нужным высказаться в поддержку укрупнения территорий. Это является, считает он, "злободневной проблемой, которую выдвигает сама жизнь", поскольку "управлять 89 субъектами Федерации чрезвычайно сложно". Многие наблюдатели восприняли данное событие лишь в контексте идущих сейчас в крае губернаторских выборов. Действительно, Драчевский, очевидно, подыграл одному из кандидатов - губернатору Таймыра Александру Хлопонину, который наиболее последовательно проводит идею постепенного объединения Красноярского края с Таймырским и Эвенкийским автономными округами, что лишний раз подтверждает давно циркулирующие "сведения и слухи" о ставке Кремля именно на Хлопонина.

Однако заявление Драчевского имеет значение, далеко выходящее за красноярские пределы. Одно дело, когда об укрупнении говорили и говорят заинтересованные губернаторы, политики, эксперты. Совсем другое - официальный представитель президента. Никто из них ранее не был замечен в озвучивании мыслей, идущих вразрез с позицией Путина. Вероятно, Кремль созрел для подступа к давно обсуждаемому укрупнению. Наконец-то... Субъектов Федерации у нас действительно до безобразия много. Когда в 1708 г. Петр 1 впервые приказал расписать все города Всероссийского государства по губерниям, таковых набралось восемь, причем территория страны была побольше нынешней - с Украиной, Белоруссией и Ингерманландией.

При Екатерине II число губерний доросло до 40. Даже в девятнадцатом - бюрократическом - веке губерний в России было не больше 69, и это с учетом Царства Польского, Прибалтики, Бессарабии, Закавказья и других территорий, ныне в РФ не входящих. В современных США, где население вдвое больше нашего, штатов всего 50, и это число вовсе не считается недостаточным. Нынешнее территориально-государственное деление России не обосновано ни с какой научной или практической точки зрения, и является причудливой комбинацией установлений российских императоров, большевистской национальной политики, спонтанного развала Союза и последующего "парада суверенитетов". Избыток субъектов Федерации - плохо. Из теории известно, что по мере увеличения количества подлежащих управлению субъектов степень управляемости ими заметно падает. Что может приводить к полной неуправляемости, и мы наблюдали ее в годы президентства Бориса Ельцина. Чем больше субъектов - тем сложнее их контролировать, а значит, повышается возможность сепаратистских устремлений. местного беспредела. Чем больше субъектов, тем труднее обеспечивать единство экономического пространства России. К сожалению, любят у нас региональные власти в духе раннего феодализма устанавливать собственные хозяйственные правила и протекционистские меры. Да и дорогу в соседний регион не поведут...

Чем больше субъектов Федерации, тем большее количество чиновников республиканского и областного масштаба приходится кормить. В последнее время в каждом регионе бюрократические аппараты разрослись настолько, что любого из них хватит на добрый десяток других субъектов. Для такой не самой процветающей страны, как Россия, это просто непозволительная роскошь. Причем, что характерно, это бремя не только на местные бюджеты. Поскольку большинство регионов в стране убыточные и дотируются из центра, то каждый из нас. платя федеральные налоги, спонсирует избыточный чиновный люд во всех уголках нашей необъятной Родины. Особенно остро проблема укрупнения стоит перед сложносоставными субъектами Федерации. То есть такими, где внутри одного полноправного субъекта по малопонятным причинам (связанным с экзотическими трактовками в сталинские времена права малых этнических групп на самоопределение) находятся другие, не менее полноправные субъекты. Например, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа в Тюменской области или те же Таймыр и Эвенкия - внутри Красноярского края.

Поскольку никакому логическому и функциональному упорядочению отношения между субъектами в подобной матрешке не поддаются в принципе, то существует встроенный и постоянно тлеющий конфликт между ними. Устранить его можно слиянием субъекта и субсубъектов в один суперсубъект. Если укрупнение напрашивается, то почему оно не происходит? Насколько оно рационально, настолько же оно и труднопроходимо политически. В основном хотят укрупняться руководители тех регионов, которые имеют шансы поглотить других. Зато, как правило, категорически "против", те, которых поглотят, а их может оказаться большинство. Национальные республики объединяться не желают, чтобы не терять своей "самости". Да и в конституционно-правовом аспекте не все до конца ясно. Так, например, все субъекты поименованы в Конституции, и, выходит, укрупнение потребует внесения поправок в Основной Закон. А это непростая и длительная процедура. И, конечно, есть опасность наломать дров, что, увы, регулярно происходит в процессе российских реформ. Территории нужно укрупнять. Но делать это, всесторонне просчитывая последствия, руководствуясь штучным подходом, а не валовым методом и политической конъюнктурой.

"Драчевский в Эвенкии".

(Российская газета, 10.08.02г Александр Михайлов).

НА СЕГОДНЯШНИЙ день в Эвенкии не существует проблемы северного завоза, с которой автономный округ сталкивался два года назад. Об этом полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский сказал журналистам на пресс-конференции по итогам рабочей поездки в Эвенкийский автономный округ. В административном центре Эвенкии поселке Тура полпред принял участие в открытии второго съезда эвенков России, обсудил с губернатором округа Борисом Золотаревым ход подготовки региона к зиме. Леонид Драчевский побывал на месте строительства школы-интерната и новой котельной, запуск которой позволит закрыть 12 старых и обеспечить теплом половину поселка. Полпред отметил позитивные перемены, происходящие в автономном округе, где наряду с интенсивным строительством и развитием традиционных промыслов внедряются интернет-технологии, что особенно важно для отдаленных территорий.

Использование Интернета предоставляет возможность для дистанционного обучения детей, непрерывного образования взрослых и создания дополнительных рабочих мест. Отвечая на вопрос журналистов о возможном объединении Красноярского края и Таймырского и Эвенкийского автономных округов, Леонид Драчевский сказал, что "управлять 89 субъектами Федерации чрезвычайно сложно, укрупнение территорий - это злободневная проблема, которую выдвигает сама жизнь". Но, как отметил полпред, процесс должен быть легитимным. Соответствующий закон есть, и "необходима только добрая воля населения регионов". Например, в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе созданы специальные комиссии законодательных и исполнительных органов власти, которые прорабатывают возможность объединения двух субъектов Федерации. Подобные процессы, по словам Леонида Драчевского, идут и в других федеральных округах.

"О кандидатах вчерашнего дня".

(Московский комсомолец, 10.08.02г. Алексей Подберезкин)

Все мы много думаем о том, как сделать наше хозяйство из убыточного - прибыльным, ничего в оном не меняя. Эти слова великого Салтыкова-Щедрина как нельзя лучше выражают суть программ некоторых, да чего там некоторых - многих кандидатов на власть. Правда, вопреки распространенным обывательским мифам, мало найдется тех, кто бы откровенно лгал избирателям. Напротив, каждый стремится в той или иной специфической форме донести до избирателя свое понимание реальной жизни. Даже если все тексты изготовлены за кандидата его избирательным штабом, именно то, что он говорит и как он это говорит, представляет его и как личность, и как специалиста в той области, за которую он взялся. Главное - услышать и понять. Выборы губернатора Красноярского края - яркий образец того, как идеи и слова кандидатов не просто расходятся с действительностью, а просто-напросто разбиваются об ее каменную задницу, как выразился поручик Ржевский. Покойный генерал Лебедь вовсе не думал, что конец его правления в одном из богатейших регионов России будет столь удручающим во всех отношениях. Напротив, Красноярский край виделся ему в качестве стартовой площадки для дальнейшего взлета. Недаром были вложены такие огромные ресурсы в победу. Один Ален Делон чего стоил. Казалось, что главное - получить большинство голосов. А дальше кривая сама вывезет. Ресурсов - полно, развитая промышленность, квалифицированная рабочая сила, высокий интеллектуальный потенциал специалистов, особенно московских умников... Наделе кривая, как всегда, вывезла вбок. Очередной реформатор вынужден был убедиться, что само собой ничто не делается. Что строишь ли ты дом или завод, социализм или капитализм - нужно строить, созидать.

При этом нужно, во-первых, уметь строить, то есть знать дело, за которое взялся. Во-вторых, нужно строить именно то, что собрался, а не метаться междудворцом и свинофермой. В-третьих, нужно действительно строить, а не вывешивать плакат "Строительство ведет имярек" над чужой лавочкой по распродаже стройматериалов. Когда же эти основные правила нарушены, никакие громоподобные команды и угрожающие заявления не помогут. И чем останется теперь в истории Сибири бравый генерал? Кадетскими корпусами? Дело, конечно, хорошее, но, мягко говоря, не совсем то, что требовалось краю в эти годы. Впрочем, Лебедя теперь по обычаю принято поминать добрым словом. По крайней мере, красноярцы убедились, что "никто не даст нам избавленья". Во всяком случае, уж точно не герой. Сегодня именно от опыта минувшего правления, по сути дела, и отталкивается избирательная кампания. Кандидаты стремятся представить себя трезвыми профессионалами, которые в капиталистических джунглях маху не дадут и интересы края защитят. Так себя преподносит, к примеру, известный оппонент покойного Лебедя председатель Красноярского краевого ЗакСа Александр Усс. Г-н Усс относится к той категории людей, которых принято называть интеллектуалами. И именно поэтому особый интерес вызывает его предвыборная программа. Такие программы обязательно следует изучать. И вот почему. Все помнят лихорадку ГКО перед дефолтом 1998 года и прочие баснословные деяния того времени на финансовом рынке страны. Все это не могло не закончиться крахом и крахом закончилось. Кто был и остался в выигрыше? Крупный финансовый капитал.

Теперь можно возмущаться, но разве "партия власти" скрывала в то время, что действует в интересах этого самого крупного капитала? Ничего подобного. Когда в 1995 году было создано движение "Наш дом - Россия" во главе с Черномырдиным, в программе этой политической организации было черным по белому написано, что она действует в интересах крупного финансового капитала. Разумеется, потому что требовались: "концентрация капитала", "инвестиционные потоки", "необходимость подъема экономики" и тому подобное. Крупный финансовый капитал, однако, почему-то не озаботился подъемом экономики. Да и не должен был, ибо не страдает шизофренией, а занимается извлечением прибыли, а в условиях, когда власть служит ему, он извлекает ее исключительно из госбюджета и спекуляций вокруг госбюджета. И в августе 1998 г. голубые мечты составителей программы НДР, которые, кстати, считались крутыми московскими интеллектуалами, разбились о все ту же каменную часть действительности, а крупный финансовый капитал исчез в тумане. Что же теперь предлагает нам интеллектуал красноярский?

Лет семь назад можно было бы сказать, что его программа разочаровывает. Но теперь, когда мы далеко продвинулись по пути, так сказать, "реформ" типа августа 1998 года и спрос с политиков куда как выше, нужно сказать прямо, что подобные программы не только поражают, но уже и раздражают. Можно, конечно, с гордостью считать себя "избранником народа" в противовес всяким там "олигархам". Только вот и "олигархи"-то нынче все "избранники", и программа "заступника народного" ориентирована почему-то больше на интересы "олигархов", нежели народа. Г-н Усс достаточно критичен в своей программе при рассмотрении сложившейся ситуации. Прямо скажем, непримирим кандидат к тому положению, в котором оказался край в результате реформ последнего десятилетия. При этом, правда, как-то не просматривается не то чтобы раскаяние, но хотя бы анализ ошибок собственных - как-никак не простой механизатор, а бывший вице-губернатор края, затем несколько лет - глава ЗакСа, то есть до недавнего времени еще и член Совета Федерации. Но, как писал автор поэтической "Истории Государства Российского": "Ходить бывает склизко по камушкам иным, Итак, о том, что близко, мы лучше умолчим". Куда проще процитировать в своей программе высказывание возмущенных земляков: "Распродали край, набили карманы, натворили дел, а красноярцев бросили за грани выживания". Кто "распродал", кто "набил-натворил", кто "бросил"? Ищи-свищи...

Правда, уже в рассуждениях о кризисе г-н Усс несколько нелогичен. Первая глава его программы - "Мы переживаем кризис", но перед этим отмечено: "Валовый региональный продукт в прошедшем году составил 209, 5 млрд руб. и вырос по сравнению с 2000 годом на 8, 7 %". Целых 8, 7 % роста - это много. И если эта цифра верна, то "мы", конечно, "переживаем кризис". А кто-то процветает. И вот эта диспропорция, то есть значительный рост у нескольких добытчиков сырья на фоне спада в большинстве отраслей, развала инфраструктуры и ухудшения положения населения края, является главной характеристикой нынешней экономической ситуации. В этих условиях кандидату, видимо, хотелось представить избирателям программу "антикризисного управления" краем. Однако возможно ли выйти из кризиса, двигаясь по старой дороге? Уже и ребенку очевидно, что постепенное сужение социально-экономического пространства края, деградация жизни вызвана тем, что в существующей экономической ситуации рентабельными остаются лишь ряд добывающих отраслей, ориентированных, в основном, на внешний рынок. Это приводит и к отсутствию ресурсов для развития внутреннего рынка края, и к элементарной нехватке средств для поддержания социальной инфраструктуры. Последнее особенно бросалось в глаза минувшей зимой.

Иными словами, если хозяйство края ориентировано на экспорт сырья за пределы региона, это приводит к подлинному перекосу в сознании не только московских деятелей, но и сибирских. Из головы власть придержащих каким-то неведомым образом исчезает простая мысль, что человек живет, скажем, на берегу Енисея не потому, что должен работать Норильский Никель или КрАЗ, и не потому, что ему нужны какие-то реформы. Он просто живет. И ему нужно, во-первых, не мешать жить и самому зарабатывать. Во-вторых, если в силу именно действий власть придержащих социально-экономическая обстановка резко ухудшилась, что в переводе на русский язык означает закрытие предприятий, отсутствие зарплат и вообще средств к существованию, то требуется опять же дать населению максимальные возможности для самостоятельного пропитания. Потому что тот самый рынок, который так "талантливо" строят в нашей стране власти, в движение приводят не "олигархи" и не "народные избранники", а те самые миллионы простых людей, их потребности и интересы. Однако г-н Усс в своей программе, как и сотни "реформаторов" до него, демонстрирует редкое умение строить рынок без людей. Так сказать, "котлеты", то есть нефть, древесина, золото, платиноиды, - отдельно, а "мухи", то есть население края, - отдельно. Что предлагает г-н Усс? По его мысли, главные условия роста - природные ресурсы края и транспортные коридоры как для транзита, так и для вывоза этих самых ресурсов. Все хорошо, когда бы не одно "но". Увеличение объемов извлечения ресурсов края направлено все на тот же вывоз. Верить, что увеличение этих объемов приведет к существенному повышению уровня жизни красноярцев, - наивно. Г-ну Уссу прекрасно известно, что собственник заинтересован всегда в одном и том же - в извлечении прибыли. И только. Такова, между прочим, его социальная роль. В сбалансированной экономической системе прибыль извлекается из промышленного производства, бизнес оказывается заинтересован в развитии национального внутреннего рынка. В экономике колониального типа, ориентированной на вывоз сырья и переработку его за рубежом, о национальном внутреннем рынке думать просто некому. Как и об инвестициях. Ибо уход сырья из страны это и есть уход капиталов.

Последнее предопределено не злокозненностью олигархов, а типом хозяйственной системы. Это характерно не только для России, но даже и для Саудовской Аравии, которая вложила в США десятки миллиардов долларов. Ибо туда же поставляет и нефть. Правда, и Саудовская Аравия, и Кувейт часть средств все-таки оставляют у себя. Но там правят феодальные монархи. Там нет такого дикого капитализма, что воцарился у нас. Система не та. Так что обещания "сибирского Кувейта" следовало бы раздавать в одной упаковке с обещаниями реставрации монархии. Для XXI века очень актуально. Кандидат, разумеется, не хуже нашего понимает, что система "нефтевышка-нефтепровод" качает деньги собственнику, а остальные могут отдыхать. Г-н Усс даже утверждает, что неприемлемо делать ставку "исключительно на сырьевой сектор и передачу проектирования будущего нашего края крупным сырьевым корпорациям". Поэтому он выдвигает идею "кластеров". Этим термином г-н Усс обозначает "совокупность взаимосвязанных производственных и непроизводственных видов деятельности, концентрирующихся вокруг ключевой деятельности (вида производства и т.п.)".

Главное здесь, разумеется, "ключевая деятельность", что означает все то же извлечение того или иного вида сырья. По сути дела, речь идет о создании "куста" предприятий вокруг источника сырья, где главным становится переработка самого сырья. Идея, безусловно, прогрессивная. Однако она имеет смысл только в случае ориентации в первую очередь на внутренний (краевой и национальный) рынок. В противном случае при источниках сырья будут существовать несколько успешных предприятий глубокой переработки, как это наблюдается и сегодня, а большая часть нашего национального богатства и дальше по дешевке будет уходить за рубеж, в лучшем случае - как полуфабрикат. Самое забавное, что это очевидно уже в самой программе г-на Усса, который только что убеждал в недопустимости делать ставку на одну добычу сырья. На что он ориентируется в своих рассуждениях? На то, что "через 10-12 лет добычу нефти в регионе можно довести до 30-34 млн тонн в год и газа - до 29-34 млрд кубометров. Это позволит говорить о высокой доле экспортного газа". Или на то, что "к 2025 году Китай столкнется с дефицитом древесины, равным 200 млн кубометров". И т.д., и т.п. Кстати сказать, в этом деле есть ведь и еще одна проблема - увод значительной части прибыли от налогообложения и хищническое использование ресурсов, к примеру, в той же лесной промышленности. Тут уж никакие "кластеры" не помогут. Может быть, г-н Усс объяснит, как обуздать хищников? Что, казалось бы, должно беспокоить кандидата, который сам же говорит о падении на 15, 4% в лесной отрасли. Впрочем, нам ли указывать "народному избраннику", на что ему обращать внимание? Он ведь действительно делает ставку не только на сырьевые отрасли. По его мнению, большие прибыли сулят и "транспортные коридоры". Правда, о глобальных магистралях говорить не будем. Это все мечты, которые и должны быть несбыточны, потому что - мечты.

Мировые коммуникации обеспечивают существующий ныне мировой порядок с известными лидерами и аутсайдерами. Наивно было бы полагать, что в ближайшей перспективе здесь возможен какой-то существенный прорыв и многократное увеличение международного транзита через Красноярский край. О чем можно серьезно говорить, так это о связанной с упомянутым выше увеличением добычи транспортировке сырья из Красноярского края и через его территорию. Таким образом, и это направление забот г-на Усса увязано все с той же добычей сырья, то есть с интересами крупных сырьевых корпораций. На чем следует остановиться особо из этой части программы г-на Усса, так это на вопросе о возрождении Севморпути, который действительно играет в жизни Сибири особую роль. Мало кто знает, но знаменитая мысль Ломоносова о Сибири и российском могуществе полностью такова: "Могущество Российское прирастать будет Сибирью и Северным океаном". Дело в том, что они сказаны в его научной работе об изыскании трассы Севморпути. Г-н Усс говорит много интересного о попытках превратить Севморпуть в международную трассу. Но почему-то недоговаривает.

Действительно, по инициативе председателя Мурманского облсовета Евдокимова этот вопрос активно разрабатывался с начала 90-х годов. Затем в связи с известными событиями 1993 года возникла пауза, но после избрания г-на Евдокимова губернатором Мурманской области в 1996 году проект был реанимирован. Однако ни на Западе, ни на Востоке транзитом из Тихого океана в Атлантику особо не заинтересовались по вышеуказанным причинам. Зато осенью 1999 года в ряде центральных газет была опубликована сенсационная информация о разработке в Москве проекта создания РАО "Севморпуть" с участием частного капитала (до 49%), Причем эта проблема была предметом обсуждения на конференции в Санкт-Петербурге, а затем в Осло. Главной задачей нового "Севморпути" должна была стать транспортировка нефти на танкерах ледового класса из Сибири в Европу и обслуживание разработки арктических месторождений, В Мурманске эти известия вызвали подлинный скандал. К общественности обратились некоторые депутаты облдумы, к губернатору - мурманские писатели. Интересна реакция представителей местной власти - они просто-напросто все отрицали. С чего вдруг такая таинственность? Потому что "Севморпуть" сначала акционируют, а потом и приватизируют? Это ведь главная схема сегодня. Между прочим, первый танкер ледового класса уже спущен на воду. А как далеко продвинулось акционирование главной морской трассы России? Г-н Усс мог бы рассказать, ибо без участия Красноярского края такой проект "прокрутить" представляется сомнительным. Но он упоминает лишь Ассоциацию по развитию Севморпути. Так что, если г-на Усс недоговаривает, это тоже оказывается на руку все тем же крупным сырьевым корпорациям. Именно на них ориентирована его программа. Это ясно видно даже тогда, когда он говорит о развитии сельского хозяйства и малого бизнеса. Кстати сказать, из выделяемых им семи позиций (задач) программы действий две последние оказываются на пятом и шестом местах соответственно, перед социальным блоком, рядом с выплатой пенсий и прочим.

Это говорит о том, где г-н Усс видит источник денег, а где - прореху в бюджете. Получается, что добыча сырья - это да, приносит доход. А сельское хозяйство и малый бизнес... Ну, в общем, их нужно поддерживать. Это характерная черта наших отставших от жизни "реформаторов". Они могут тысячу раз повторить слово "рынок", но оно у них всегда остается абстракцией. Они никогда не рассуждают о реальном внутреннем рынке региона или страны. В противном случае они бы видели простую очевидную истину, что в многоуровневой системе рыночных связей несущей опорой национального рынка является связь "город-село", то есть товарообмен между городским и сельским производителями. Именно при наличии подобной связи рынок является сбалансированным. Это очень хорошо понимал Ленин ("смычка между городом и деревней!"), и упорно не хотят видеть многие демократы. Поразительно: большевики смогли за год возродить капитализм в России, а реформаторы не сумели добиться успеха за одиннадцать лет! Без села устойчивое развитие Красноярского края невозможно. Г-н Усс предлагает "закрепить возрождение села в качестве основы краевой государственной социально-экономической политики".

Но ведь и его предшественник немало говорил хороших слов, а упадок села продолжался. История КПСС уже дала яркий пример того, что прекрасными намерениями село не поднимешь. Сколько было Пленумов ЦК, а как на сельскохозяйственном фронте боролся Горбачев... Главное, что не сделано до сих пор, - сельское хозяйство не выделено в качестве приоритетного направления развития внутреннего рынка. В этих условиях ни дотации, ни помощь молодым специалистам не помогут. Сегодня сельское хозяйство также встроено в экономику колониального типа. Мало того, что большая часть сельскохозяйственных товаров на внутреннем рынке оказывается импортной, но и сама сфера реализации этого вида товара почти полностью монополизирована гражданами иностранного государства! Как можно говорить о развитии сельского хозяйства, когда даже из чахлого нашего сельского хозяйства прибыль извлекает хорошо организованный иностранный предприниматель, к тому же применяющий, как правило, незаконные методы конкурентной борьбы! Нужно защищать не только отечественного производителя, но и отечественного купца! Но г-н Усс, похоже, указанными проблемами особо не интересуется. Как, соответственно, и заботами малого бизнеса. Ну и что, что в развитых странах этот сектор дает до половины и более ВНП?

А разве наш кандидат интересуется ростом ВНП? Он интересуется ростом добычи сырья, ростом бюджетных доходов от этого, чтобы были те самые финансовые потоки, которые нужно "направлять". А то, что именно малый бизнес города и должен осуществлять ту самую "смычку города и деревни", которая и поднимет рынок Красноярского края, - кому это интересно? Конечно, добыча миллионов тонн нефти - это масштаб. И сотни составов с лесом на экспорт - тоже масштаб. И это очень здорово. Но только тогда, когда рынок сбалансирован. Когда большую часть потребностей внутреннего рынка удовлетворяет местный производитель, ибо именно емкость внутреннего рынка определяет рост экономики. В противном случае экономика приобретает характер колониальной, и все разговоры о росте - разговоры о бедных. Которых становится все больше и больше. Москва уже стала это понимать. Не случайно президент настойчиво проводит в общественном мнении идею о необходимости рывка в экономике, о необходимости защиты национальных интересов, защиты и развития национального рынка, наконец, идею патриотизма, без которого все это невозможно. В Красноярске, похоже, увлеклись межклановой борьбой и еще не выбрались из вчерашнего дня.