Политика

Факир Таскаев "зарубил" Лычеву, или Чёрный день обладминистрации (Правда Севера-запада)

Очередная четвёртая сессия Архангельского областного Собрания депутатов началась, не в пример прошлой сессии, скучно. Приняли повестку дня из 89 (!) вопросов, решили, что дня три будут с ними мучаться, извините, работать.

Самое интересное, а, по словам самих депутатов, скандальное, началось после речи директора департамента финансов обладминистрации Веры Лычёвой по вопросу "О проекте областного закона "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областном бюджете на 2004 год". Здорово, правда, обсуждать в середине 2005-го какие-то изменения бюджета прошлого, уже всеми забытого года? И оказалось - ещё как здорово! Сначала прозвучал, в общем-то, безобидный доклад Веры Лычёвой, в котором она сообщила, что нужно просто технически привести в соответствие некоторые цифры. Первым засомневался депутат Верещагин и предложил разобраться, "где у нас сегодня правда". Он заострил внимание на 60 миллионах федеральных целевых рублей, которые надо было направить на подготовку области к зиме 2004-2005 годов, а на деле эти деньги ушли на другие цели. Раскрыл депутатские глаза Дмитрий Таскаев, который, как факир, достал не весть откуда некий акт КРУ, ну, очень красноречивый.

Начал Дмитрий Таскаев издалека: "Коллеги, вам представлены департаментом финансов 200 страниц поправок. А меня мучают вопросы: зачем, а можно ли, нужно ли и почему так получилось? Почему областная администрация позволила департаменту финансов не выполнить закон "О бюджете-2004"? По сути, нам предлагают узаконить факт нецелевого использования 60 миллионов целевых федеральных субвенций, факт доплаты медицинским работникам из средств, снятых с финансирования областных больниц. А если больницы догадаются в суд подать на недофинансирование, кто будет отвечать? Депутатов-то тогда никто не спрашивал. В бюджет также не были включены гарантии отдельным юридическим лицам, а это - более 100 миллионов рублей: " И депутат Таскаев стал зачитывать выдержки из того самого секретного акта КРУ, который, по его словам, уже был направлен в прокуратуру, но потом по требованию обладминистрации отозван оттуда. Каждое предложение он начинал словами: "Я не буду вам рассказывать о...". Итак, Таскаев не рассказал: о том, что обладминистрацией в 2004 году был заключён ряд кредитных соглашений под залог акций предприятий, которые принадлежат на правах собственности Архангельской области, причём без депутатского согласия. Акции никто не оценивал - их заложили по номиналу. В результате этой манипуляции область могла остаться без дорожных предприятий, поскольку это были именно их акции. Например, Котласское ДРСУ в то время можно было купить с потрохами: за 130 тысяч рублей (один дорожный каток стоит около двух миллионов. - Прим.ред.). Не рассказал депутат и о выявленных КРУ 7 миллионах "нецелевых" рублей, и о 97 миллионах - переплаченных, и о восьми потенциальных уголовных делах, которым не дан ход. "Не надо становиться соучастником того, что делает обладминистрация. Если мы такое решение примем, акции предприятий "Автодора" будут ещё раз заложены", - подытожил Таскаев.

И депутатов понесло. Михаил Силантьев: "Непонятно, почему молчит прокуратура. Она напоминает беззубую старушку. Коллеги, нам предлагают принять документ задним числом - как можно поправлять уже исполненное? Кого мы прикроем этим решением? А причина возникновения таких проектов кроется в кадровой чехарде в обладминистрации. Кто подписывал решение о нецелевом использовании тех самых 60 миллионов? Норко? Иванов? И где они теперь?..."

Евгений Ухин: "Да мы же постоянно сталкиваемся с подобными ситуациями! Вспомните хотя бы 130-миллионный кредит, взятый обладминстрацией на строительство газопровода Нюксеница-Архангельск без согласия депутатов."

Станислав Вторый: "Таскаев, конечно, нам глаза открыл, и это серьёзно, но не неожиданно. Каков контроль с нашей стороны, таков и результат. С нами уже два десятка лет никто не считается."

Александр Шашурин: "Мне кажется, причина в том, что вот уже какую сессию губернатор у нас не появляется, а бросает на откуп депутатов своих людей. Пришёл бы, объяснил всё, по-человечески же его можно понять. В губернаторе всё дело, так что пусть пеняет на себя."

Ждали комментария прокуратуры. Дождались: "Есть КРУ, правовое управление, планово-бюджетная комиссия, и депутаты могут принимать верные решения. А возбуждать уголовные дела можно при наличии соответствующих оснований", - заявил прокурор Ананьев. Красноречиво, правда? А главное, очень чётко и понятно.

В завершении обсуждения на трибуну поднялась Вера Лычёва. Честно говоря, её было жалко. Отбиваться от нескольких десятков мужиков с депутатскими значками, да ещё и с разными факирскими штучками - это не многим дано, и силы главного финансиста области иссякли. Она сначала обиженно произнесла в микрофон: "Ну вот, во всём обвинили", потом попыталась объяснить, что администрация просто использовала своё законное право на изменение нескольких статей бюджета, сказала, что некорректно ссылаться на не подписанный ею акт, но её уже никто не слышал. Депутаты обнаружили, что жарко обсуждают неподписанный документ. Завизированный экземпляр законопроекта был только у председателя Фортыгина. Уровень оскорблённости депутатов достиг апогея - вопрос прокатили. Затем стали обсуждать поправки в бюджет уже нынешнего года. Лычёву на трибуне сменил и. о. заместителя губернатора по финансам и экономическому развитию Юрий Шевелев - она говорить и спорить была не в состоянии. Это было первое выступление Шевелева на депутатскую публику и, прямо скажем, не очень удачное - замгубернатора начал запугивать народных избранников, что, если те не внесут предложенные изменения и дополнения, не будет возможности финансировать социальные объекты и ЖКХ. В зале зазвучали грозные слова "позор!", "шантаж!". Пришлось вмешаться спикеру Фортыгину. За пятнадцать минут до окончания сессии (в 17.45) он порекомендовал всем остыть и воспользоваться предложением депутата Поликарпова прошвырнуться до "Звёздочки". Мол, отдохнём, а завтра продолжим. Есть мнение, что депутатам помогут и отдохнуть, и набраться сил для принятия правильного с точки зрения обладминистрации решения. Но об этом мы подробно расскажем в следующем номере.

Объединение регионов: идет сложный процесс (Правда Севера)

По информации из официальных источников, в настоящее время в аппарате полпреда президента по Северо-Западному федеральному округу (СЗФО) готовятся три пилотных проекта по возможным объединениям субъектов Федерации, входящих в СЗФО. Один из них - проект объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа (НАО). Сегодня на вопросы "Деловой среды" о целесообразности и перспективах этого объединения отвечает депутат областного Собрания, член комиссии по государственному устройству, местному самоуправлению и взаимоотношениям с НАО Александр Харин.

- Александр Владимирович, не секрет, что власти НАО выступают против объединения с Архангельской областью. Эту же позицию разделяет и большинство населения округа. При таком раскладе проект полпреда Клебанова, согласитесь, не имеет шансов.

- Почему же? Если проект Клебанова встретит одобрение в Кремле, то власти НАО свое отношение к вопросу объединения с Архангельской областью пересмотрят. Что касается жителей округа, то нужно сделать все возможное для того, чтобы объединение с областью не привело к снижению их жизненного уровня.

- Кстати, насколько уровень жизни в Ненецком автономном округе выше, чем в среднем по федеральному Северо-Западному?

- Средняя заработная плата в НАО составляет 19 тыс. рублей, что в 2,5 раза выше, чем в Архангельской области. Темпы роста промышленного производства тоже превышают средние показатели. Имеет место естественный прирост населения. Но в автономном округе - об этом нельзя забывать - самый высокий в СЗФО уровень безработицы, 4 процента. В округе практически не строят жилье. Это - единственный на Севере субъект Федерации, в котором объем платных услуг населению не только не растет, но даже снижается.

- Объединение с Архангельской областью поможет НАО в решении этих проблем?

- Не сразу, конечно, но поможет. Я считаю, что Архангельская область должна на первом этапе, в соответствии с федеральным законом, исполнить свои полномочия в полном объеме и доказать жителям округа, что сотрудничество с областью может быть плодотворным. Область располагает огромным научным, производственным и кадровым потенциалом, проверенными международными связями. Все это, в случае реализации варианта с объединением, будет способствовать превращению НАО из сырьевого придатка в промышленно развитый регион.

- Известно, что 24 и 25 мая в Архангельске прошли совместные заседания рабочих групп Архангельской области и Ненецкого автономного округа по предварительному рассмотрению проекта договора об основах отношений между органами государственной власти Архангельской области и НАО. Не секрет, что стороны к согласию не пришли. В срок до 25 июня состоится еще одна встреча. На сей раз - в Нарьян-Маре. Удастся ли договориться?

- В июне - вряд ли. Но договор об основах отношений в любом случае будет подписан до конца года.

- На чем основана ваша уверенность?

- В соответствии с частью 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации, Ненецкий автономный округ входит в состав Архангельской области. Согласно ст. 56 Бюджетного кодекса РФ, в бюджет области подлежат зачислению более 20 наименований налоговых доходов, собираемых на территории автономного округа. Эта норма Бюджетного кодекса действует, если иное не предусмотрено договором между органами государственной власти области, в состав которой входит автономный округ, и органами государственной власти соответствующего автономного округа. Власти НАО не могут допустить, чтобы по целому ряду направлений округ финансировался из областного бюджета, и договор поэтому подпишут.

- На условиях области?

- Я этого не сказал. Будут дебаты. Будет, грубо говоря, торг. Чем все закончится, сказать пока трудно.

- А в чем, если не секрет, суть разногласий?

- Не секрет. Рабочая группа Архангельской области считает, что в проекте договора следует указать, что в бюджет Архангельской области должны отчисляться доходы от федеральных налогов и сборов, собираемых на территории НАО, в следующих размерах:

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 32 процента;

- налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного сырья - по нормативу 2,5 процента;

- регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП) в виде углеводородного сырья, за исключением газа горючего, - по нормативу 2,5 процента.

Рабочая группа НАО с этими цифрами категорически не согласна. В администрации НАО считают, что НДПИ и СРП должны зачисляться в бюджет Архангельской области по нормативу 1,4 процента, а налог на прибыль организаций, функционирующих в НАО, вовсе не должен зачисляться в бюджет Архангельской области.

Свою позицию рабочая группа НАО аргументирует тем, что, начиная с 2005 года, федеральное законодательство не регулирует распределение налога на добычу полезных ископаемых по углеводородному сырью между сложносоставными субъектами РФ, а налог на прибыль организаций никогда не распределялся между этими субъектами.

- Какова цена вопроса?

- По договору на 2005 год Ненецкий автономный округ должен перечислить в областной бюджет 500 миллионов рублей. Если мы согласимся с предложениями руководства НАО, то размер перечислений на 2006 год составит, по самым оптимистичным прогнозам, 140 миллионов рублей.

- В недавнем интервью газете "Нарьяна вындер" заместитель председателя Собрания депутатов НАО Александра Ломакина заявила, что округ сегодня ограничивается в своих расходах минимумом - почти ничего не строит и не закупает, выполняя в основном лишь обязательства социального характера. Так, может быть, у округа просто нет денег, и торг поэтому неуместен.

- У округа деньги есть. Если принять во внимание численность населения округа, то нельзя будет не согласиться с тем, что окружной бюджет выглядит значительно лучше областного: доходы Архангельской области превышают доходы НАО в 3 раза, а численность населения НАО в 33 раза меньше, чем в Архангельской области.

- И тем не менее бюджет НАО на 2005 год составлен с дефицитом в 524 миллиона рублей. Разве не так?

- Так, но этот дефицит полностью покрывается средствами, которые остались на счетах НАО с 2004 года.

- Много осталось?

- Много. Более 1 миллиарда рублей. А это - 30 процентов годового бюджета. Существование столь значительного остатка средств на счетах администрации НАО вряд ли можно считать признаком бедности. Это сказочно богатый регион. По самым скромным подсчетам, объем только разведанных запасов нефти в округе составляет 1 миллиард тонн. При существующих темпах добычи этого хватит на 110 лет.

Убежден, что разумно распорядиться этим богатством можно лишь с использованием потенциала Архангельской области. В Москве и в Санкт-Петербурге это, к счастью, понимают, в Архангельске и в Нарьян-Маре понимания, к сожалению, нет.

Экономика

Планы не выполнили (Каргополье)

Незаметно даже для деревенских жителей прошла в районе посевная кампания, в которой приняли участие девять коллективных хозяйств района. Сеяли в основном однолетние культуры на силос. Площади под посев однолетних были запланированы совсем маленькими - 880 гектаров, но даже с этим заданием хозяйства не справились. Итог посевной - 708 гектаров. Спасли положение в смысле выполнения плана СПК "Кречетово", засеяв 27 гектаров на зерно и ЗАО "Ухта-Лес" с 49 гектарами овса тоже на зерновые цели. Не выполнили того, что сами же запланировали ЗАО "Каргополь", СПК "Комсомольский", СПК "Весна". И только два хозяйства выполнили задуманное - это СПК "Приозерье" и ЗАО "Лядины".

Сев произведен завозными семенами овса и вики, поступившими в район по договору с ООО "Вологодские семена". Своих яровых зерновых высеяно около 6 тонн в СПК "Кречетово".

Семена по посевным качествам (завозные) соответствуют государственным стандартам: чистые, выполненные, всхожие. Такие семена высеяны в Каргопольском, Приозерье, Ухта-Лес. В СПК "Кречетово" семена своего урожая, тоже хорошего качества: засорены, но всхожесть соответствует ГОСТам. В СПК "Весна" и "Чурьега", в ЗАО "Лядины" не посчитали нужным проверить то, что кладут в землю.

Подсев многолетних трав произведен двумя хозяйствами на площади 201 гектар. Это "Каргополь" и "Приозерье". Семена трав тоже завозные, из Вологды.

Картофель посажен в семи хозяйствах. Сортовой картофель имеют ЗАО "Каргополь" и СПК "Комсомольское". Остальные семена картошки приобретены перед посадкой у населения. Овощные плантации имеют только ЗАО "Лядины" и "Каргополь".

Экология

Экологическая авария на Горке Муравьевской (Вельск-инфо)

16 июня 2005 года на подстанции, принадлежащей Вельской птицефабрике, произошел пожар. В результате возгорания перестали работать насосы канализационной насосной станции, перекачивающие канализационные стоки с Горки Муравьевской и Учреждения УГ/14 на городскую очистительную станцию.

Начиная с пятницы, колодцы были заглушены, и нечистоты вывозились ассенизаторской машиной на иловые карты очистных сооружений водоканала. Восстановительные работы продолжались и в понедельник 21 июня.

Были ли аварийные выбросы нечистот в окружающую среду, можно говорить только после лабораторных исследований проб воды Ростехнадзором (экологическая инспекция).