Реформа местного самоуправления ударит по муниципальным музеям и библиотекам

Москва, 21 июня 2005, 17:52 — REGNUM  После принятия Государственной думой в октябре 2003 года Федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имущественные и финансовые обязательства по сохранению и поддержанию сети местных культурных учреждений - библиотек, клубов, домов культуры, музеев и памятников истории и культуры - ложатся на плечи местного поселенческого бюджета, что может привести к полному разрушению существовавшей до сих пор муниципальной сети культурного обслуживания сельского населения. Об этом предупредила заместитель директора Департамента культуры Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ Светлана Горушкина на брифинге, состоявшемся 20 июня в Москве.

До сих пор имущество муниципальных учреждений культуры на 80% являлось объектами районной собственности. Финансирование их деятельности происходило за счет средств районного консолидированного бюджета. Именно поэтому создание централизованных библиотечных систем, музеев, районных домов культуры с сельскими филиалами традиционно происходило на районном уровне, а орган управления культуры всегда входил в состав районной администрации. Теперь, согласно статьям 14 и 15 ФЗ-131, регламентирующим распределение ответственности при решении вопросов местного значения между поселением и муниципальным районом, в компетенцию района входит только формирование и поддержание муниципального архива, библиотечного коллектора и учреждений дополнительного образования, то есть детских музыкальных, художественных и т.п. школ. Сами же библиотеки, клубы, дома культуры, музеи и памятники переходят в собственность поселения, и их финансирование должно осуществляться за счет местного поселенческого бюджета.

"Сейчас, накануне формирования нового бюджета надо будет ликвидировать районные структуры, а также учредить и создать новые организации культуры на поселенческом уровне. Это сложная процедура, требующая значительных финансовых затрат, - пояснила Светлана Горушкина. - Но самое страшное, что поселенческие бюджеты просто не имеют права принять на себя имущественные обязательства, поскольку по закону они могут принять на себя только то, что обеспечено их бюджетом. Если же поселенческий бюджет не может принять на себя эти обязательства, то это имущество должно быть перепрофилировано или высвобождено для приватизации или продажи".

Тем самым мы утрачиваем то, что всегда составляло основу культурной деятельности на местном уровне, посетовала оан. Выход из сложившейся ситуации может быть найден в срочном принятии в законодательном порядке решения о расширении полномочий муниципального района. "На сегодняшний день эта работа ведется, и у нас есть взаимопонимание с комитетом по культуре Госдумы, - обнадежила присутствующих замдиректора Департамента культуры. - Хочется выразить надежду, что это решение будет принято в наиболее быстрые сроки, поскольку мы стоим накануне формирования бюджета 2006 года".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.