"Московские встречи губернатора".

("Красноярский рабочий", 21.06.05)

Правительство РФ направило в администрацию президента положительный отзыв на проект Федерального конституционного закона о социально-экономическом развитии единого Красноярского края и порядке функционирования органов власти объединяющихся регионов в переходный период. Все ключевые положения этого законопроекта остались без изменения.

Об этом губернатору края Александру Хлопонину сообщил первый вице-премьер Александр Жуков во время их встречи в Москве. В течение пяти дней пребывания в столице губернатор края также встретился с министром финансов Алексеем Кудриным и министром экономического развития Германом Грефом.

"Красноярский край в ближайшее время представит в правительство ряд проектов по развитию инфраструктуры в регионе", - заверил губернатор Александр Хлопонин министра финансов Алексея Кудрина. В 2006 году правительство намерено направить на прямые инвестиции 60 млрд рублей. Однако инвестиционные проекты в регионах будут финансироваться на паритетной основе - местные власти должны вложить в их реализацию часть собственных средств. С министром экономического развития Германом Грефом Александр Хлопонин обсудил программу визита представительной делегации Министерства экономического развития и торговли РФ в Красноярский край. Предполагается, что в ходе этой поездки Герман Греф примет ряд принципиальных решений по крупным инвестиционным программам, реализуемым на территории края. В частности, в начале июля Министерство экономического развития должно утвердить проект завершения строительства Богучанской ГЭС.

"Иркутский переполох"

("Вечерний Красноярск", 21.06.05)

Настоящий переполох в соседнем Иркутске вызвала публикация в одной из федеральных газет. Анонимная публикация была посвящена анализу возможных причин задержки переназначения губернатора области Бориса Говорина. Основной причиной неизвестный "аналитик" счел появление у Бориса Александровича "достойных конкурентов". В числе которых - губернатор Таймырского автономного округа Олег Бударгин. Логика убийственная: Олег Михайлович, мол, в любом случае оставит должность, так как его округ войдет в Красноярский край, где губернатором должен остаться Александр Хлопонин. Дальше начинаются сплошные измышления: в скором времени "вполне возможно" слияние Иркутской области с соседними регионами. С кем из соседей? Правильно, с "сильно укрепленным Красноярским краем". Где губернатором - выходец из "Норильского никеля" Александр Хлопонин. Процесс "потери" Иркутской областью "суверенитета" будет менее болезненным, если ею будет руководить второй выходец из "Норникеля" -Олег Бударгин.

Корреспонденту "ВК", к сожалению, не удалось выяснить, как отнесся к появлению слухов о своем "иркутском воцарении" сам Олег Михайлович. В аппарате полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе заявили, что эта версия "не может рассматриваться как рабочая".

Федеральные эксперты прокомментировали эту "утку" следующим образом: "Затягивание процесса с представлением кандидатур президенту, видимо, вывело из равновесия одну из сторон".

Какова бы ни была цель таинственных "аналитиков", предсказавших скорое появление Бударгина в Иркутске, переполоху в "вотчине Говорина" они наделали: сразу после появления публикации многие влиятельные иркутские политики, отделавшись от СМИ невнятным "Без комментариев!", рванули в Москву, чтобы выяснить истину в кремлевских коридорах.

"Сергей Сокол: "Лентяев увольнять не жалко"

("Вечерний Красноярск", 21.06.05, Александр Чернявский) В своей журналистской практике приходилось встречаться со многими чиновниками, поэтому могу с достаточным на то основанием сказать, что заместитель губернатора Сергей Сокол - самый нетипичный в этом сословии. И дело не только в подчеркнутом дендизме, эпатирующей внешности и необычных хобби. Пожалуй, самыми главными чертами одного из ближайших сподвижников Александра Хлопонина являются редкие для чиновника независимость и духовная автономность. Они позволяют ему чувствовать себя своим и с напыщенными VIP-персонами, и с язвительными журналистами, и с брутальными байкерами. Может быть, именно поэтому губернатор поручил ему один из самых сложных участков работы - административную реформу. Кому, как не самому нетипичному чиновнику, реформировать чиновничий аппарат?!

Дрожи, чиновник!

- Про административную реформу в последнее время сказано немало, но людям, далеким от политики, она по-прежнему малопонятна. В самом деле, так ли уж необходима реформа?

- Безусловно, необходима. Жизнь за последние годы изменилась кардинально, а вот структура аппарата власти осталась прежней и уже просто не отвечает вызовам новой эпохи. Позволю себе такую аналогию. Предположим, на предприятие завезли новейшее оборудование, но мастера и начальники цехов не знают, что с ним делать. Они предпочитают работать пусть и малоэффективно, но зато по старинке. Оборудование простаивает, и от него нет никакого толка. Реформа нужна именно для того, чтобы сломать такую психологию.

- И все же, Сергей Михайлович, от слова "реформа" русский человек уже давно нервно вздрагивает...

- Реформы в нашем случае должны бояться только те чиновники, которые не будут соответствовать новым требованиям. Это единственная категория людей, которая вполне справедливо может опасаться преобразований. А для всех остальных административная реформа даст более понятную власть. Мы очень надеемся, что после ее завершения бюрократизма в системе управления заметно поубавится. Одна из главных целей реформы - персонификация ответственности чиновника. И отныне каждый человек, столкнувшийся при решении своих вопросов с проблемами, будет знать источник своих бед в лицо. И пожаловаться он сможет уже не на безликую власть, а на конкретного чиновника.

Голова и руки

- И каким же образом вы собираетесь это сделать?

- Всё на самом деле очень просто. Это будет трехступенчатая система. Наверху - отраслевой департамент, который является головной структурой в блоке. Он определяет политику, стратегию и некие правила игры. При этом департамент возглавит лично заместитель губернатора. Это принципиально важно, потому что сейчас он всего лишь курирует эти направления. То есть ответственность заместителей губернатора резко повышается. Следующая ступенька - агентство. Оно работает в русле той политики, которую выработал департамент. Агентство оказывает соответствующие управленческие услуги. Я бы сравнил департамент с головой, а агентство с - руками. Третья ступень - службы. Они осуществляют в основном контрольно-надзорные функции и тоже подчиняются департаменту.

- И в чем же принципиальная новизна этого подхода?

- Раньше все эти функции соединялись в одном управлении, которое для себя формировало политику, само же ее выполняло и само же себя контролировало.

В результате часто трудно было понять: насколько же это ведомство эффективно работает. И еще один очень серьезный момент - благодаря реформе мы смогли понять, какие из структур, по сути дублирующих друг друга, нужно сокращать. Уже сейчас количество органов исполнительной власти края сократилось с 37 до 29, штатная численность уменьшилась на 32 единицы.

- Насколько я понимаю, вы использовали опыт федеральной административной реформы.

- Естественно, хотя это и не слепая калька с той реформы. У нас другой масштаб и несколько другие задачи, чем у федерального центра. Хотя унификация системы управления, безусловно, позволит нам быстрее находить общий язык с коллегами из Москвы.

- На федеральном уровне реформа идет уже больше года, и за это время приходилось слышать немало негативных откликов на нее. Критики утверждают, что поломать-то старую систему поломали, но и новую толком не создали. Вы не боитесь, что реформа на краевом уровне может привести к частичной потере управляемости регионом?

- Конечно, мы сначала "потренировались на кошках"... Мы, безусловно, тщательно изучаем опыт федеральной реформы и постараемся избежать ошибок, которые были при ее проведении. Администрация края перейдет на новую систему управления в течение очень сжатого срока. Реформа начнется 1 октября, а уже 1 января 2006 года мы будем жить по-новому.

Опровергнем Паркинсона?

- Одна из задач реформы - сокращение численности чиновников. Но по закону Паркинсона любой бюрократический аппарат обречен на увеличение своей численности...

- Губернатор поставил задачу: сократить аппарат на 20%. Но это все-таки не жесткая цифра, так как, во-первых, сейчас Федерация передает нам часть своих полномочий и кому-то придется их выполнять. Во-вторых, после объединения края нам предстоит плотно заняться Таймыром и Эвенкией. Адля этого тоже нужны квалифицированные чиновники. Мы, кстати, уже сейчас приглашаем в Красноярск лучших специалистов из автономных округов.

- И все-таки немало людей после этой реформы окажется за бортом. Вам по-человечески их не жаль?

- Я не думаю, что это большая трагедия. Потому что когда человек увольняется по сокращению, он, получая в течение четырех месяцев прежнюю зарплату, может найти себе работу. Есть у нас работники, у которых действительно много заслуг перед краем, и мы будем индивидуально подходить в каждом таком случае. Если человеку не хватает года до пенсии, а он достойно проработал 40 лет в крае, то, естественно, мы будем адекватно подходить к ситуации. А если человек - лентяй и был чиновником в самом плохом смысле этого слова, то такого не жалко и уволить.

- Кстати, а вместо лодырей не собираетесь приглашать перспективных молодых управленцев?

- Конечно, мы за улучшение качества аппарата, но, к сожалению, в этом плане мы не очень конкурентоспособны. Платят у нас в разы меньше, чем в бизнесе.

- Помнится, полгода назад администрация края уже пыталась поднять зарплаты чиновникам, но депутаты ЗС почему-то вас не поняли.

- Да, не поняли, хотя мы в любом случае будем вновь поднимать эту тему. Это ведь не от хорошей жизни. Удерживать способных людей в органах власти становится все труднее. Опять же - хорошая зарплата неплохо предохраняет от коррупции.

- А что, эта проблема в администрации края сейчас актуальна?

- Слава Богу, у нас она не носит глобальный характер. Хотя я не исключаю, что "кто-то кое-где у нас порой...". Чиновник - тоже человек, а человек слаб. Поэтому лучше предохраняться. В том числе и с помощью нормальной зарплаты.

Вторая родина

- Осенью исполнится три года, как вы ушли из бизнеса в коридоры власти. Чиновничье кресло уже стало привычным?

- Определенная ломка стереотипов, может быть, даже стиля жизни у меня после перехода из "Норильскгазпрома" в администрацию края продолжалась в течение года. Сейчас я вполне вошел в колею, и мне комфортно в этом здании. Честно говоря, я не особо и ощущаю себя чиновником. Скорее я научился им быть. За эти годы я понял систему власти, понял законы чиновничьих игр. Кстати, мне приходится по долгу службы общаться со многими иностранцами, и они мне говорили, что, например, европейские чиновники не слишком отличаются от наших. Это интернациональное явление. Со своими плюсами и минусами.

- Вы - один из немногих заместителей губернатора, которые почти не подвергаются атаке со стороны красноярских СМИ и депутатов. Раскройте секрет - как вам это удается?

- Я не избегаю конфликтных и опасных ситуаций. Но я - не любитель скандалов. По натуре я человек открытый и никогда не отказываю масс-медиа в комментариях. Во власти чем больше открытости, тем лучше. Поверьте, это не дежурные слова. Я на самом деле думаю так.

- Сергей Михайлович, вы работаете в Красноярском крае с 1997 года. Почувствовали себя частью нашего региона?

- Да. Мне нравится здесь жить, работать, отдыхать, принимать гостей и рассказывать им про красоты и достоинства нашего края. Я это делаю с большим удовольствием и от души. Красноярск считаю своим домом, и даже рискнул бы назвать Красноярский край своей второй родиной.

ДОСЬЕ ВК

Сергей Михайлович СОКОЛ - заместитель губернатора Красноярского края. Родился 17 декабря 1970 г. в Севастополе. Отец - военный дипломат. В детстве жил в Колумбии, на Кубе. 1992 г. - окончил Московский государственный институт международных отношений МИД Российской Федерации. Имеет ученую степень кандидата политических наук. 1992-1995 гг. - референт-секретарь посольства России в Эквадоре при Министерстве иностранных дел РФ. С 1995г. работал в совместном российско-германском предприятии АОЗТ "Нефтегазгеология". С 1997 года - первый заместитель генерального директора по экономике и финансам, а затем генеральный директор ОАО "Норильскгазпром". 1999-2002 гг. - депутат Таймырской окружной Думы. В 2002 году Сергей Сокол был назначен на должность заместителя губернатора Красноярского края. В его обязанности входила координация вопросов деятельности предприятий топливно-энергетического, промышленного и транспортного комплексов на территории края" регулирования государственных тарифов на электрическую и тепловую энергию, финансового оздоровления промышленных предприятий края, поддержки малого предпринимательства. С 2004 года - руководит деятельностью аппарата Совета администрации, координирует кадровые, административные и другие вопросы, связанные с общим управлением краем, реализацию административной реформы, правовое, финансовое и документационное обеспечение работы губернатора и Совета администрации, а также вопросы внешних и межрегиональных связей администрации края.

Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, другими правительственными наградами, Благодарностью Президента РФ. Имеет сына от первого брака. Владеет испанским, английским, сингальским языками. Предпочитает активный отдых - занятия спортом.

Любимый персонаж - Штирлиц. Любимый напиток - квас. Любимое блюдо - рыба. Сильная сторона - не любит отступать. Самая слабая сторона - откровенность.

"Как людям про кадастр объясняли"

("Красноярский рабочий", 21.06.05, Елена Сержантова)

С наступлением жарких летних дней население города значительно молодеет. Родители стараются на выходные уехать на любимую дачу, а бабушки и дедушки так и вообще переселяются на свежий воздух. Только вот позволить себе содержать садовый участок им с каждым годом становится всё труднее.

В небольшом деревянном домике народу набилось под завязку. Пенсионеры со всех садоводческих обществ Базаихи пришли послушать, что им скажут краевые власти: всё-таки не каждый день чиновники на уровне заместителя губернатора "спускаются на землю". Заместитель губернатора Вадим Медведев, ответственный за земельные вопросы, оглядел притихшее собрание и поинтересовался, все ли в курсе, о чём пойдёт речь. Сидевшая в первом ряду бабушка на это подозрительно проворчала: "Наверное, налогов с нас хотите собрать побольше". Действительно, заявленная в названии выездного совещания тема о введении новой системы налогообложения земельных участков садоводческих товариществ на основе их кадастровой стоимости звучала уж больно кусаче.

Суть вопроса, который хотели донести до дачников, состоит в том, что с 1 января следующего года с любимого сада-огорода налог будет взиматься по-новому. Его величина будет зависеть от качества земли, расстояния от города, наличия вблизи озера, завода или железной дороги - всего 91 позиция, по которым будет проводиться оценка. При этом в качестве примера привели садоводство "Красноярец-2", где и проходило это выездное собрание. По расчётам, которые озвучил руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по краю Михаил Зуевский, вместо нынешних 192 рублей за стандартные 6 соток вышло всего 115. Люди зашумели.

"У нас на земле ничего не растёт, за что тут вообще платить!", - возмущался немолодой человек в очках. "Дороги каждый год топит, грязь постоянно месим, проехать невозможно", - вторила ему женщина. "Потому и цена снижается, что удобств у вас мало. Тем, у кого участки на Удачном, повезёт меньше: у них налог стопроцентно увеличится", - успокаивали их чиновники.

Ответом им стал хор голосов. Народ разбился на группки, обсуждение плавно перетекло на улицу.

Помимо налога на землю у садоводов ещё множество расходов. Они покупают чернозём, самостоятельно восстанавливают дорогу, если её размывают дожди, платят за прогнившие трубы и разорванный кабель, недавно сбросились председателю на мотоцикл. Плюс каждый месяц 50 рублей вносят за охрану своих участков. В итоге за год набегает до тысячи, а то и больше. Для пенсионеров, которых здесь 97 процентов, это деньги немалые. Вот и боятся, что при новом законодательстве содержание участка, которым семья владеет уже в третьем поколении, может оказаться неподъёмным. Тогда его придётся продавать, а найдётся ли покупатель, неизвестно. Этого тоже боятся. И про эту кадастровую оценку не совсем поняли. Жалуются, что когда услышали про новый налог, начали обивать пороги налоговых служб, чтобы им сказали точно, сколько с них будут брать. Только там их отсылали законодательство почитать или уж подождать до осени, когда городской Совет установит и размер налога, и категории льготников. Так и живут они, тяготясь неизвестностью. Не удовлетворила дачников эта встреча. Они пришли со своими насущными проблемами, которых насчитывается великое множество. Только вот работники администрации были уполномочены говорить исключительно по вопросам злополучного кадастра. И даже то, что Медведев упирал на справедливость нового налога - кто большим владеет, тот больше и платит, - людских тревог не развеяло.

"Красноярск обзовут столицей?"

("Вечерний Красноярск", 21.06.05, Антон Нехов)

На кону более 1,5 млрд рублей ежегодно.

Что значит: "придать Красноярску столичный статус"? Закономерен вопрос честного гражданина: а какой статус у него был до этого? И где была столица края? Не в Шарыпове же? Однако между фактическим положением дел и формально-юридическим есть разница. Которая, в первую очередь, стоит денег.

В тех регионах, где фактической столице придан еще и прописанный в законе формальный статус, это, прежде всего, сказывается на бюджете. Или, говоря шире, на "межбюджетных отношениях". Законодательно признается право города на подобие представительских расходов. Считается, что столица, - неважно чего именно, страны или региона, - всегда несет большее бремя, чем просто город той же величины. Это в общих интересах того, что она представляет. И представляемые земли скидываются на свою столицу согласно закону (точнее говоря, столица меньше жертвует региону, поскольку, как правило, в межбюджетной игре является донорской стороной). Идея такого статуса родилась не сегодня и не вчера. Нужный законопроект, продвигаемый красноярской мэрией, лежит в Заксобрании уже несколько лет. По словам мэра Петра Пимашкова, "у него есть противники". В силу чего приставка "проект" так и не отпадает. Однако сейчас к вопросу возникает повод вернуться. Объединение края - лучший повод наделить его столицу чем-то хорошим. По крайней мере, в обещаниях накануне 17 апреля это звучало. Еще не осень, но цыплят можно и посчитать...

Какова примерная цена вопроса? Что появится в краевом бюджете, каков вес ожидаемых статей? По словам Пимашкова, ссылающегося на расчеты экспертов, это "около полутора миллиардов рублей ежегодно только на капитальные вложения".

Пока, впрочем, закон не принят. Краевых статей бюджета нет - но город все равно намерен тратиться на поддержание фактического статуса. По расчетам начальника управления экономики и планирования администрации города Владимира Щербенина, в денежном выражении это составит около 1 млрд рублей ежегодно. В выражении более осязаемом: дальнейшее обустройство острова Татышева, Качи, заповедника "Роев ручей". Плюс к тому - развитие индустрии развлечений. Это культурно-развлекательный комплекс по улице Дубровинского, фитнес-центр "Экселент" и т.д. Наконец, дорожное строительство: ремонт основных магистралей, моста через Бугач, возведение надземных переходов - в районе остановок "Космос" и "Медакадемия". Независимо от юридической формы, реальной столицей региона Красноярск все-таки был и будет.

"Директора в горсовете полезны"

("Красноярский рабочий", 21.06.05, Геннадий Айвазов)

В Лесосибирске произошла "бархатная революция" - в полном соответствии с новым законом о реформе местного самоуправления. В результате прошедших выборов в городской Совет "вокзалы, почта, телефон и телеграф" перешли в руки законодательной ветви власти. Глава города избран из состава депутатов горсовета, который на конкурсной основе примет на работу по контракту главу администрации города (он будет под полным контролем "работодателя"). О сложившейся ситуации, о впечатлениях и о перспективах работы нового городского Совета я попросил рассказать председателя бюджетного комитета, генерального директора ОАО "Лесосибирский речной порт" Николая Молочкова.

- Николай Петрович, сейчас состав городского Совета не только обновился на две трети и резко помолодел, но и существенно изменилась его роль и возможности во взаимоотношениях с исполнительной властью. Что это может дать городу?

- Я сначала дипломатично отвечу, что новый состав вполне демократичен, а потом как хозяйственник скажу, что представительная власть - это в основном вывеска для церемоний и приёмов. Исполнительная же власть занимается той работой, по которой люди, собственно, и выносят суждения о власти вообще. Но я бы и не стал категорично говорить, что у нас взяли верх депутаты. Потому что если бюджет города тщательно выверен и проработан, глава администрации должен будет чётко и последовательно выполнять его и не допускать никаких корректировок. А вот контроль, конечно, за советом.

- Но вам как депутату нескольких созывов должно быть хорошо известно: частенько желания представительной ветви власти не совпадают с возможностями ветви исполнительной. Я говорю об обещаниях депутатов избирателям, абсолютно не подкреплённых материально.

- Эта "болезнь" и у прежнего состава была, есть она и у новых депутатов. Дескать, пришёл в горсовет - денег здесь девать некуда, все предвыборные обещания тут же быстренько будут выполнены. Нет! И барьером на пути принятия популистских решений как раз и будет стоять бюджетный комитет, который мне доверили возглавить. И если, скажем, какие-то решения, обещания людям, программы потребуют дополнительных затрат, то искать их надо только до принятия бюджета. Приняли, проголосовали - всё! По-другому просто нельзя!

О качественном составе городского Совета говорить пока преждевременно, но всё-таки разумная и прагматичная основа преобладает. Особенно если судить по острой борьбе депутатов при голосовании по кандидатуре главы города. Оппозиция есть, конечно. Но это, по моему мнению, конструктивная оппозиция. Я сам-то депутат из директоров и критику такого пошиба - вот, мол, директора правят в горсовете - не понимаю. Хотя, конечно, согласен, что здесь должны быть представлены все слои общества. Но, как ни крути, при решении важных для города проблем, при явно недостаточном и дотационном бюджете полезный для города профессиональный уровень этих самых директоров гораздо выше.

- Тогда, Николай Петрович, вы сами напросились на вопрос: а вообще нужен ли он, городской Совет? Ведь в администрации собрались крепкие хозяйственники, умные и проверенные мужики (дураки-то явно не смогли бы долго и успешно руководить крупнейшими не только в городе, но и в крае предприятиями). Значит, и бюджет сверстать, распределить по статьям, и принять его вполне смогут. И, что очень важно, смогут потом взять на себя ответственность за его исполнение.

- И я должен "чисто конкретно" ответить? Знаете, демократия - она ведь денег стоит, и денег немалых. А их у нас как раз и не хватает. И не всегда, наверное, выборы - это единственно правильное решение. И я не поддерживаю тех, кто считает, что в горсовете должно быть не 21, как сейчас, а, к примеру, 45 депутатов. В данном случае я убеждён, количество никогда не перейдёт в качество! И новый закон о местном самоуправлении предполагает лавинообразное увеличение органов власти, вплоть до любого сельсовета, такое же увеличение числа чиновников. А где деньги брать на их содержание, там очень невнятно говорится. Я думаю, что руководителей территорий надо назначать. Вот у нас, в Лесосибирске, глава администрации будет приниматься по конкурсу. В комиссии будут очень серьёзные люди, включая представителей губернатора. Но и со стороны городского Совета очень возможно лоббирование.

- Николай Петрович, давайте поговорим о льготах, которые не только "проедают" бюджеты всех уровней, но и плодят лодырей, приспособленцев.

- У нас уже были попытки перераспределить затраты на содержание жилья. Ведь речь идёт, насколько я понимаю, о субсидиях на оплату услуг ЖКХ? Сегодня жильё покупается и продаётся, развивается его рынок, и, на мой взгляд, пришла пора провести полную его инвентаризацию в городе. Каждый житель должен знать, сколько стоит содержание его конкретного дома, квартиры, а не вообще в среднем по городу. Я согласен - надо помогать тем, кто оказался в ветхом или аварийном жилье. Это забота города, его администрации и горсовета - где взять средства на капитальный ремонт или переселение.

Но человек, который купил квартиру или дом, должен платить только за своё жильё. Нельзя взимать одинаковую плату со всех. Надо перестроить систему ЖКХ, так же как и финансовые отношения в этой сфере. Сам принцип монетизации льгот я приветствую. Не надо нам никаких льгот, не надо плодить армию чиновников, по сути, бюрократов, распределяющих эти льготы. Я знаю, например, бизнесмена в Лесосибирске, ездящего на "Крузере" и имеющего сеть магазинов, но состоящего в списках на коммунальные субсидии. У нас, к сожалению, всё перевёрнуто, нет никакого контроля.

- Что, на ваш взгляд, можно изменить?

- А вот, например, такой момент. Крупные предприятия города могут предложить тепло и воду для жилого сектора, другие коммунальные услуги по более низкой цене, чем ЖКХ. Надо покупать у них, соответственно и оплачивая эти услуги. Решим сразу две задачи: повысим финансовую устойчивость предприятий и снизим цены для людей на услуги ЖКХ. Надо снизить и немыслимые налоги на частное жильё. Ведь в городе из-за этого очень много недостроенного жилья. Пусть люди строятся. Будет развиваться рынок жилья, а это и рабочие места, и заработная плата, и налоги. Я много раз настаивал - надо сделать эти налоги минимальными, ведь не одни директора в коттеджах живут. Но пока сдвигов не видно.

Центр, пытаясь уйти от проблем территорий, сбрасывая на них то, что сбрасывать ни в коем случае нельзя, перегревает социальную обстановку. Все просят: города и районы - у края, край - у Москвы. А гигантский профицит бюджета за счёт незаработанных нефтяных денег говорит только об одном - о нежелании решать проблемы территорий.

"Золотые" кадеты, красавицы-гимназистки"

("Красноярский рабочий", 21.06.05, Василий Касаткин)

В Красноярске состоялся торжественный выпуск курсантов кадетских корпусов и воспитанниц женских Мариинских гимназий. Более двадцати из них вместе со школьными аттестатами получили золотые и серебряные ученические медали.

Лёгкое волнение и радость в глазах родителей, отточенный строевой шаг и блеск парадной формы кадетов, обаятельные улыбки юных красавиц-гимназисток и тёплые слова поздравлений в их адрес - именно таким запомнился день выпуска тем, кто пришёл минувшим субботним утром на площадь Победы к красноярскому пантеону воинской славы. Даже капризная сибирская погода как следует "подготовилась" к празднику, побаловав собравшихся безветрием и приветливыми лучами летнего солнца.

Героями дня стали 253 выпускника. Торжественная церемония их награждения прошла без сучка и задоринки. Как-никак для Красноярского, Ачинского и Норильского кадетских корпусов это уже четвёртый выпуск. Для лесосибирцев и шарыповцев, а также для красноярской и ачинской Мариинских гимназий - второй. Дебютантом оказался разве что Канский морской кадетский корпус. Традиционный для кадетов молебен, возложение цветов к Вечному огню и памятнику Неизвестному солдату, вручение ребятам их долгожданных аттестатов и заслуженных наград, несколько вокальных номеров, завораживающий своей красотой кадетский вальс и торжественный парад курсантов корпусов с "салютом" брошенных в небо монет.

Слава Емельянов, ачинский кадет, медаль не получил - учился не на "отлично", просто хорошо. Корпус дал ему другое. "За шесть лет учёбы он стал для меня настоящим домом, где не было времени на болтовню и праздность. Каждая минута - для собственного развития! - признался курсант. - В корпус попал благодаря отцу, но после никогда о том не сожалел. Поначалу было, конечно, нелегко - неделями не видел родных плюс строгий распорядок и устав. Далеко не все новички выдерживали. Но со временем вжился в коллектив настолько, что, бывая в увольнительных дома, страшно скучал по друзьям-кадетам. Да и потом интересно было учиться. Это ведь не только привычные школьные предметы, но и начальная военная подготовка, уроки православия, спорт. Именно благодаря ему я поправил здоровье, стал сильнее, возмужал. А главное - почувствовал самостоятельность - нянькаться с тобой в корпусе некому. Даже сама форма дисциплинировала. Носил её с гордостью, хотя не раз замечал косые взгляды ачинской шпаны. Свой жизненный выбор сделал - хотел бы стать спасателем". К слову, больше половины выпускников-ачинцев желают быть профессиональными военными.

Иван Леонов, воспитанник Норильского кадетского корпуса, золотой медалист, согласился учиться в суровом северном климате, хотя сам родом из южной Хакасии. Ради того, чтобы в дальнейшем поступить в Омскую академию МВД - у "золотого" кадета шансов побольше. Выпускник Лесосибирского казачьего корпуса Дмитрий Франков до "золота" немного не дотянул, но и серебряной медалью доволен. Говорит, теперь есть чем похвастаться перед красноярским другом, тоже кадетом, пример которого оказался когда-то для Димы заразительным. Сейчас Дмитрий решил стать военным врачом. А вот Илья Гончарук из Канского морского кадетского корпуса, несмотря на то, что за пять лет обучения превратился в опытного юнгу, желает остаться "на суше" и посвятить себя карьере экономиста. "Кадетство подарило мне не профессию, а верных друзей, сделало из меня мужчину", - сказал Илья.

На загляденье всем кавалерам - подрастающие гимназистки. Красивые, умные, талантливые. Одна из них, красноярочка, золотая медалистка Надежда Каурова - тому подтверждение. Занимается вокалом, увлекается спортом. Намерена поступать в аэрокосмический университет. -

- Многое бы потеряла, если не училась бы в гимназии, - очаровательно улыбнувшись, объяснила выпускница. - А ведь поначалу боялась стать гимназисткой, не хотела уходить из прежней школы. Сейчас понимаю - напрасно. Успешное начало детских судеб - особая награда для родителей.

- Слов не хватает - настолько я благодарна директору Ачинского кадетского корпуса и командиру Юрию Чернышову за поистине отеческое отношение к ребятам, к моему внуку, - со слезами на глазах поделилась радостью Антонина Гурина. - Мой Сашенька сирота, и если бы не кадетское воспитание, не знаю, какой бы стала его жизнь. Он просто боготворит своих наставников.

- А мой сынишка, Алексей Проскурня, сам пожелал пойти по военным стопам деда-фронтовика и тоже с удовольствием учился в Шарыповском кадетском корпусе, - присоединилась к разговору одна из мам, Лилия Бурковская. - Я воспитываю сына одна, без мужа. Отцовского влияния парню не хватало. Кадетский корпус помог вложить в сына лучшие мужские качества. Сегодня на параде он знаменосец. Стало быть, заслужил эту честь.

Мать за сына горда. Наверное, напрасно в своё время губернаторская команда Александра Хлопонина несколько недоверчиво приглядывалась к детищу генерала Александра Лебедя - краевому кадетскому движению. Забот с кадетством, конечно, хватает, но плюсов всё равно больше. Ведь от счастливого детства обязательно выигрывают и взрослые.