Депутаты Госдумы на пленарном заседании 9 июня приняли в первом чтении законопроект "Об особых экономических зонах в РФ", внесенный правительством России. Участником пленарных слушаний, посвященных плюсам и минусам законопроекта, стал председатель комитета по вопросам экономики, межрегиональных, внешнеэкономических связей и собственности Амурского областного совета народных депутатов Петр Хлестунов. По просьбе корреспондента ИА REGNUM он прокомментировал 20 июня основные положения закона и возможности его реализации в Приамурье.

"В применении к Амурской области этот закон малопривлекателен. С учетом опыта прошлых лет, когда статус особой экономической зоны давался целым областям и регионам, эти регионы превращались просто в оффшорные зоны, то есть там коммерческие фирмы минимизировали свои налоги, но не строилось промышленных предприятий, не осваивались новые технологии. Учитывая это, правительство России предлагает в новом законопроекте сузить рамки до 2-х типов зон - технико-внедренческие (площадью до 2 кв. км) и промышленно-производственные (не более 10 кв. км), при этом они могут быть только в государственной или муниципальной собственности.

Еще один барьер для получения статуса участника особой экономической зоны - взнос 10 млн евро капитальных вложений. Тем более, по новому законопроекту в ОЭЗ запрещается заниматься переработкой лома, добычей и переработкой полезных ископаемых - чем у нас в области в основном как раз и занимаются - к сожалению, мы пока являемся сырьевым придатком. Поэтому я вижу единственную перспективу по этому закону с учетом уже высказанных в ходе парламентских слушаний замечаний и предложений - у нас будет возможность использовать в качестве партнера сопредельные территории, то есть развитые страны АТР - Корею, Японию и Китай и вместе с ними создать такие зоны на границе.

Пока трудно сказать, какого типа ОЭЗ можно было бы создать в Приамурье, но я думаю, что администрация Амурской области будет пытаться использовать те преимущества, которые дает этот закон - таможенное и налоговое послабления. Кроме того, должен быть установлен специальный административный режим по правилу "одного окна", чтобы не препятствовать чиновничьим беспределом нашим предпринимателям. Технико-внедренческие зоны вообще не актуальны для Амурской области, так как эти зоны (и об этом говорил президент) будут образовываться в рамках Академгородков, так называемых наукоградов, а их по стране штук семь. То есть нам можно только попробовать производственную зону.

В общем же, у участников парламентских слушаний сложилось впечатление что, проект документа сделан так, чтобы этот закон не действовал. Будем надеяться, что его авторы спустятся на землю. А в таком виде, он, скорее всего, будет применим на западе нашей страны в отдельных случаях. Для нашего региона закон об ОЭЗ очень нужен. Еще министр экономразвития России Герман Греф отмечал, что ОЭЗ должны создаваться, прежде всего, в депрессивных регионах, к коим Приамурье можно и отнести, а нам закон показали в таком виде, что как раз к депрессивным его и трудно применить".