Силкин: экономические показатели московских ГУПов хуже, чем показатели частных компаний

Москва, 20 июня 2005, 11:37 — REGNUM  17 мая совместная комиссия Московской городской Думы и правительства Москвы по нормативной базе земельных и имущественных правоотношений рассмотрела проект постановления правительства Москвы "О среднесрочной программе приватизации (продажи) государственного имущества города Москвы на 2005-2007 годы", сообщает корреспондент ИА REGNUM. О проекте программы сообщил руководитель департамента имущества города Владимир Силкин.

По словам Силкина, главной целью при формировании программы была разработка экономических объективных критериев, на основании которых московские предприятия будут включаться в план приватизации. "Необходимость была обусловлена тем, что опыт приватизации последних лет показал: мы включали небольшое количество предприятий в план, а потом по ходатайствам отраслевых департаментов исключали их, - отметил Силкин. - Практика показала, что причиной деприватизации становилась не объективная экономическая целесообразность, а субъективное отношение директоров к этой программе и к самой идее приватизации".

Программа будет содержать перечни государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в собственности Москвы, и другого городского имущества. В ней также будут указаны предполагаемые сроки приватизации. Необходимо, чтобы все субъекты городского хозяйства работали в условиях рынка на равных, подчеркнул Силкин. По его словам, "не секрет, что экономические показатели ГУПов хуже, чем аналогичные показатели частных компаний, работающих в том или ином секторе экономики"; основными же показателями являются наличие доходов города от использования предприятием городской собственности (отчисления части чистой прибыли) и оценка динамики стоимости чистых активов предприятия. Таким образом, отметил руководитель департамента имущества, первоочередному включению в программу подлежат конкурентоспособные ГУПы.

Согласно проекту, акционированию подлежат предприятия, сумма стоимости чистых активов и стоимости земельных участков которых превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества. ГУПы с небольшим показателем целесообразно приватизировать уже в 2005 году, отметил Силкин. Предприятия, пакеты акций которых подлежат приватизации в 2005-2007 годах, распределены по ряду групп: акционерные общества с долей города менее блокирующего пакета (25% + 1 акция); АО, доля города которых в уставных капиталах от 25% до 50%; акционерные общества, доля города которых в уставных капиталах более 50%. Также в перечне программы перечислены так называемые "спорные" предприятия - 35 объектов городского хозяйства - относительно которых департамент имущества настаивает на приватизации, но отраслевые департаменты протестуют против этого. На экономический анализ по данным предприятиям отводится полгода, пояснил Силкин, осле чего будет принято решение о целесообразности приватизации.

Всего в городе - 1148 предприятий (ГУПов), из которых 181 подлежит ликвидации, 231 - реорганизации, 152 - подлежали приватизации по ранее принятым решениям, и по 584 предприятиям решения ранее не принимались. Из этих 584 предприятий, по итогам экономического анализа 13 являются естественными монополистами, 254 действуют в рыночном секторе экономики, и 317 предприятий работают в неконкурентном секторе; большая их часть - ДЕЗы. Они обеспечивают жизнедеятельность города и являются социально значимыми, подчеркнул Силкин. Осенью 2005 года правительство Москвы подробно рассмотрит все эти перечни и сформулирует, какова перспектива всех данных предприятий, с тем, чтобы принять соответствующие постановления. "Мы фактически срывали программы приватизации прошлых лет по одной причине - нежелания менеджмента предприятий приватизировать их, - подчеркнул Силкин. - Их вполне устраивает ситуация, когда они являются ГУПами, имея преференции в конкурсе на городской заказ. Мы делали экономический анализ сравнительных форм управления ГУПОм и акционерным обществом: могу однозначно сказать, управление ГУПами не осуществляется только по одной причине - с правовой точки зрения собственник не имеет рычагов воздействия при принятии решений на директора ГУПа, поэтому с нашей точки зрения эта форма собственности является неэффективной. Акционерное общество - более эффективная форма с точки зрения управления городскими активами".

В связи с этим, добавил Силкин, нет сомнений, что программа приватизации может вызвать процесс сопротивления менеджмента предприятий, не исключающий попытками хищений госсобственности, недружественного поглощения, незаконным выводом активов. "Мы считаем необходимым принятие превентивных мер: утверждать четкие график приватизации, а в случае нарушения увольнять директоров предприятий и назначать исполняющего обязанности, который доведет процесс приватизации до конца, - подчеркнул Силкин.

В завершение председатель комиссии депутат Иван Новицкий отметил, что представленный проект среднесрочной программы позволит обеспечить экономически эффективную политику приватизации имущества города.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.