Интервью эксперта Центра гуманитарных и стратегических исследований (Южная Осетия) Алана Парастаева

Справка: Алан Парастаев, известный общественный деятель Южной Осетии, активный участник многочисленных кавказских форумов и проектов. Возглавляет организацию, которая ставит целью построение гражданского общества в Южной Осетии и участие в миротворческих процессах.

ИА REGNUM: Г-н Парастаев, Вы неоднократно заявляли, что Ваша организация ставит целью способствовать процессу урегулирования, восстановлению доверия между осетинами и грузинами. Вы повторяете это и сегодня, когда общество вновь оказалось в тупиковой ситуации, откуда, казалось, нет выхода. Скажите, каким Вам видится путь разрешения всех существующих противоречий, возникших в Южной Осетии?

Да, Вы правы, ситуация сложная, и позиции сторон поляризованы. И, тем не менее, сегодня, как и десять лет назад, существуют точки соприкосновения, которые нужно искать. Именно на этой основе мы должны делать шаг в будущее. Я считаю, что во многих областях сегодняшней жизни нашего общества наблюдаются недоработки. Например, проекты, которые осуществляются в области урегулирования на уровне НПО не имеют того эффекта, которого можно от них ожидать. Что дает мне право так утверждать? Я полагаю, проекты построены на не совсем правильной базе. Думаю, тут значительную роль сыграли и международные организации, которые ставили необходимое условие, когда каждый проект должен был быть совместным. Совместным то он был, это с одной стороны, а практически все было подготовлено в Тбилиси, а здесь всего лишь искали партнеров. Эти и другие детали приводили к неэффективности действий, которые осуществлялись в области урегулирования. События прошлого лета - закономерность. Это лишь подтверждает мнение о наличии ошибок. Проблема также заключается и в неправильном подходе к разрешению конфликта, к самому переговорному процессу, который сегодня идет. Если обе стороны постоянно заявляют о том, что противоположная сторона не выполняет взятые на себя договоренности, и это длится на протяжении семи или восьми лет, то налицо факт, что в самом процессе что-то не правильно, что он построен не на той базе. Мы постоянно то и дело наблюдаем, как стороны обвиняют друг друга в невыполнении взятых на себя обязательств. И, тем не менее, стороны опять встречаются. Я думаю, что когда договоренности не выполняются, то незачем и встречаться.

ИА REGNUM: И что же по-Вашему нужно изменить?

Нужно дать оценку тем событиям, которые имели место в самом начале конфликта, в 1991-92 гг, и которые продолжаются до сих пор. Надо начать с причины конфликта, в частности, с того, с чего он начался, т.е с неонацистского движения Звиада Гамсахурдия - первого президента Грузии, и продолжающейся до сегодняшнего дня поддержки тем процессам, которые были заложены в то время.

ИА REGNUM: И кто же должен дать эту оценку?

Конечно политики, хотя, я, в свою очередь, как представитель НПО, готов участвовать в этом процессе.

ИА REGNUM: А если политики отказываются от этого?

Тогда конфликт будет продолжаться. И мы будем иметь все новые и новые жертвы.

ИА REGNUM: Не так давно Вы совместно с югоосетинским экономистом Вахтангом Джигкаевым, провели исследование того, как закрытие эргнетского рынка (граница Южной Осетии и Грузии- ред) повлияло на развитие ситуации в зоне грузино-осетинского и привело к событиям лета прошлого года...

Этот труд был написан как раз до того, как его собирались закрывать, и рассматривались варианты, что будет, если рынок закроют. Мы пришли к выводу, и это неоспоримо, рынок являлся мощнейшим миротворческим фактором, ведь грузины и осетины сотрудничали вне зависимости от политиков и дипломатов. Но из-за того, что эта структура была в своем роде монополиpованной, она была очень уязвима, и летний конфликт 2004 года явился как бы закономерным следствием закрытия рынка. Людей исключили из миротворческого процесса, более на политику, как сдерживающий фактор, они влиять не могли.

ИА REGNUM: У Вас достаточно нестандартные способы решения противоречий на уровне народной дипломатии. Что существует в Вашем послужном списке на сегодняшний день?

Я горжусь, что нам удалось положить начало совместных действий и регулярных встреч грузинских и осетинских комбатантов. В этой области постоянно осуществляются проекты, и главное, что мировое сообщество об этом знает. Наша организация старается привлечь к гражданским инициативам не профессиональных нпошников, а широкие слои общественности, молодежь. И самое главное, люди должны участвовать именно в процессе миротворчества. Например, мы активно участвуем в проекте, который называется бизнес и конфликт. Проект заключается в привлечении бизнесменов к миротворческой деятельности, т.к. как известно, именно средний бизнес заинтересован в стабильной обстановке. Кроме того, мы проводим регулярные встречи с международными организациями, где затрагиваем наиболее острые проблемы нашего общества.

ИА REGNUM: И какова реакция международных коллег? Какие либо ответные действия наблюдаются с их стороны?

Думаю, да, сам факт того, что в Южную Осетию приезжают всемирно известные организации, которые проявляют внимание к нашим инициативам, говорит сам за себя. Я считаю, что действия и заявления югоосетинской стороны, и наши, в том числе, возымели эффект.