Интервью эксперта по правовым и политическим вопросам Армянского Центра стратегических и национальных исследований (АЦСНИ) Степана Сафаряна.

ИА REGNUM: Г-н Сафарян, по Вашему мнению, какое значение будут иметь предстоящие 19 июня парламентские выборы в Нагорном Карабахе? Можно ли их считать еще одним шагом на пути становления независимой государственности?

На фоне процесса европеизации Южного Кавказа и второй волны демократизации в регионе предстоящие в Нагорном Карабахе парламентские выборы приобретают гораздо большее значение, чем это можно представить. В отличие от "признанных" государств НКР противостоит еще одному "добавочному" вызову - вызову признания своей независимости. В этом аспекте любой прогресс на пути демократизации - расценивается в пользу признания независимости НКР. Поясню, демократия это политический режим, обеспечивающий реализацию воли и интересов всех единиц в рамках определенной политической системы. Следовательно, важно учреждение и консолидация институциональных механизмов, в том числе избирательного механизма, гарантирующих непрерывное и бесперебойное претворение в жизнь этой воли. Эти механизмы по принципу сообщающихся сосудов должны сращиваться с международным демократическим сообществом и течениями. Это канал для признания собирательной воли НКР. В этом контексте необходимо учитывать также, что в регионе, который на данном периоде своего развития находится на задворках демократии, борьба за титул "маяка демократии" будет нарастать. Следовательно, НКР должен чувствовать себя полноценным субъектом этого процесса и прогрессировать. Нежелательно, чтобы и эти и последующие выборы уравняли НКР с Азербайджаном, где запланированные на осень текущего года парламентские выборы особых радужных надежд не внушают. Независимо от сценариев, ожидающих Азербайджан после выборов, НКР в контексте выборных и демократических процессов обязан обеспечить существенное и выгодное отличие от Азербайджана, а возможно и Армении. В любой стране показателем завершения этапа переходной демократии является проведение свободных, прозрачных выборов два раза подряд. Если НКР сможет доказать свою приверженность демократии, то тем самым, карабахцы сделают шаг вперед на нелегком пути своего международного признания. Эксперты Карабаха и Армении, а также их иностранные коллеги постоянно отмечают, что невозможно возвращение более демократичной единицы в состав тоталитарной единицы. Разница в степени демократии между Азербайджаном и НКР является одним из факторов и фактов необратимости возвращения НКР в состав Азербайджана. Для НКР подсказкой должен служить тот факт, что с прогрессом демократии в Грузии все больше и больше говорят о территориальной целостности и возможной реинтеграция непокорных регионов.

ИА REGNUM: Какие прогнозы у Вас, каков будет расклад сил в новом парламенте Нагорного Карабаха?

Я не думаю, что расклад сил в новом парламенте претерпит неожиданные и кардинальные изменения. Однако считаю реальным увеличение удельного веса политической оппозиции. Будет ли это закреплено местами в парламенте не существенно, хотя бы в разрезе общественных настроений это будет очевидно. Будет хуже, если из-за фальсификаций новый парламент не отразит правдиво общественные и политические настроения, царящие в обществе. В этом случае рано или поздно произойдет разрыв. Особенно, если учитывать, что нынешние парламентские выборы в какой-то мере являются стартом президентских выборов, а конкурирующие сегодня силы прекрасно понимают, что баланс сил будет по большому счету обуславливать также исход президентских выборов. В любом случае увеличение парламентских мест оппозиции ожидаемо, однако, не до абсолютного большинства.

ИА REGNUM: Если победит оппозиция, то как это может повлиять на внутриполитическую ситуацию в Карабахе и Армении. Может ли НК пойти на решительные шаги вразрез Армении с тем, чтобы обеспечить свое участие в переговорном процессе?

Если действующая власть окажется в реальном меньшинстве, что считаю маловероятным сценарием, то в НКР, а затем и Армении произойдут иные процессы. Более вероятным считаю тот сценарий, когда будущий удельный вес оппозиции не станет угрозой для действующих властей. Если выборы пройдут свободно и справедливо, то между Арменией и Карабахом в первую очередь создастся асимметрия: в НКР будет более легитимный парламент, чем в Армении, более легитимная власть и эффективный госаппарат. Чисто с точки зрения легитимности - это, возможно, станет вызовом для власти Армении, которая, как и власть Азербайджана, сформировалась путем массовых фальсификаций. Власти и оппозиция НКР имеют сравнительно более успешный опыт совместной работы, нежели в Армении и Азербайджане. В НКР оппозиция имеет некоторые исполнительные рычаги, что нельзя сказать об Армении и Азербайджане. То есть в НКР оппозиция больше вовлечена в управление. Возможно, это связано с тем, что оппозиция не представляла серьезного вызова властям, или возможно вызовы безопасности и обороны Карабаха были диктующими для конкурирующих сторон.

Вместе с тем, у непризнанных республик свои своеобразные "цветные" революции. И Абхазия яркий пример тому, когда по причине нелогичного и неправильного поведения третьей стороны стартовали интересные процессы. На данный момент более существенно, чтобы Армения как третья сторона не возымела какого-либо действия на эти процессы, в противном случае нельзя исключить реванша побежденной стороны. Но некоторые реалии говорят об ином. В НКР основная оппозиционная сила - это блок "АРФ "Дашнакцутюн"- Движение- 88", который начал выступать с заявлениями против президента НКР Аркадия Гукасяна еще несколько месяцев назад, подчеркивая водораздел власть-общественность. АРФД входит в коалицию власти в Армении, кроме того, имеет тесную идейную связь с Робертом Кочаряном, демонстрируя ему самую большую поддержку. Странно, но факт - нити оппозиционного движения против Аркадия Гукасяна ведут в президентский аппарат Армении. НКР обязан противостоять этим вызовам, поскольку справедливые и прозрачные выборы являются непосредственной гарантией крепости позиций Арцаха (самоназвание Нагорного Карабаха - ред.) в переговорном процессе. Победа оппозиции в НКР будет иметь существенное значение на исход президентских выборов в Армении, однако думаю не по сценарию 1998 года, когда президент НКР стал президентом Армении.

Необходимо отметить, что с 1998 года Роберт Кочарян представляет вопрос НКР в идеологическом поле АРФД, как составляющую часть армянского вопроса. Свою поддержку Кочаряну на президентских выборах как 1998 года, так и 2003 года АРФД объясняет идейной близостью внешнеполитической концепции. В итоге, трудно представить, чтобы на почве участия-неучастия Нагорного Карабаха в переговорном процессе между Ереваном и Степанакертом возникли разногласия. Хотя, ради справедливости необходимо отметить, что уже более года АРФД склоняется к участию НКР в переговорном процессе. Можно предположить, что и Роберту Кочаряну, хотя прямо об этом он не высказывался, этот подход импонирует. Достаточно вспомнить контраргумент Кочаряна и его видение относительно открытой Ильхамом Алиевым дискуссии о "возврате к нулю". Тогда говорилось о трехсторонних переговорах, но обеспечить их не удалось. Следовательно, если оппозиция станет в НКР властью и заявит о несогласии с политикой Еревана по формату переговоров, то тем самым, она однозначно подыграет Роберту Кочаряну. Он пришел к власти на волне этой проблемы, удерживает власть, монополизируя этот фактор, и вряд ли допустит самотечных процессов, понимая, что это может обернуться для него потерей власти. Судьбоносной будет победа оппозиции в Карабахе для Сержа Саркисяна, шансы которого стать президентом Армении в этом случае уменьшатся. В какой-то степени ведется игра для предотвращения этого сценария, поскольку уже целое десятилетие карабахская проблема является существенным фактором в формировании власти в Армении. И приход к власти АРФД в Карабахе станет серьезным препятствием на пути осуществления этой "программы". Все указанное является причиной того, что ни по части достижения в НКР равновесия власть-оппозиция, и ни по сдерживанию "третьей" армянской силы (тандем Роберт Кочарян - АРФД против Сержа Саркисяна) серьезных подвижек я не ожидаю.