Гринпис России и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в ходе совместной пресс-конференции в Москве 15 июня обнародовали данные о незаконной деятельности компании ОАО "АК "Транснефть" в Северобайкальском районе Республики Бурятия. В ходе инспекторской проверки Гринпис России и Росприроднадзора выяснилось, что изыскательские работы по строительству нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий Океан" ведутся в непосредственной близости от озера Байкал по территории объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Журналистам была представлена карта, свидетельствующая о том, что трасса, на которой в настоящий момент ведутся изыскательские работы, проходит в районе поселка Нижнеангарск всего в 1,5-2 км от уникального озера. Представители Гринпис зафиксировали эти работы на фото и видео.

Общая протяженность участка, где ведутся незаконные изыскательские работы, как сообщили участники пресс-конференции, составляет около 900 км. Данный маршрут не согласовывался ни с какими государственными органами и даже не представлялся на государственную экологическую экспертизу. При этом существует совершенно иной вариант прохождения трассы трубопровода, проложенный гораздо севернее Байкала, по которому имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы. Данный маршрут был предложен именно "АК "Транснефть", однако теперь руководители компании утверждают, что он не пригоден для строительства.

Как сообщил координатор Байкальской программы Гринпис России Роман Важенков, недавно вернувшийся с места событий, о том, что в районе населенных пунктов Нижнеангарск и Кичера и города Северобайкальск развернулись работы, экологам стало известно в апреле текущего года от местных жителей. Расчистка просеки в то время велась на основании лесорубочных билетов, выданных Агентством лесного хозяйства по Республике Бурятия по заявке "Транснефти".

"Все лесорубочные билеты были выданы незаконно, - сообщил эксперт лесного проекта Гринпис России Михаил Крейндлин. - Ущерб только от рубок на участке длиной всего 180 м составил 261 тыс. рублей. Уголовный кодекс РФ квалифицирует такие рубки "как незаконные рубки в особо крупном размере. Если посчитать весь ущерб, который уже причинила своими действиями "Транснефть, он, как минимум, сопоставим со стоимостью строительства первой очереди нефтепровода".

По мнению Михаила Крейндлина, происходящее, несомненно известно заказчику работ - ОАО "АК "Транснефть", штаб которого развернут в городе Северобайкальск, однако встреча экологов с руководством компании, которую удалось организовать лишь благодаря непосредственному вмешательству руководителя Администрации президента России Дмитрия Медведева, оказалась практически безрезультатной.

Обеспокоенность сложившейся ситуацией выразил также заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь. По его словам, Росприроднадзором в мае проведена проверка, выявившая незаконные рубки леса, которые осуществляет фирма-подрядчик, ведущая изыскательские работы, - ЗАО "ПИРС". Последовавшая за проверкой и выявлением нарушений приостановка действия лесорубочных билетов и вынесенное Росприроднадзором Бурятии предписание о приостановке работ не заставили нарушителей прекратить свою незаконную деятельность.

По словам Митволя, уже на этой неделе в прокуратуру будут направлены материалы на руководство ЗАО "ПИРС" для возбуждения уголовного дела по ст. 260 УК РФ (Незаконная порубка деревьев и кустарников) и 261 УК РФ (Уничтожение или повреждение лесов). "Погубить озеро Байкал мы не дадим!", - решительно заявил он и пояснил, что следствие выяснит степень вины должностных лиц ЗАО "ПИРС" и заказчика - ОАО "АК "Транснефть".

Стране действительно нужен нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий Океан", отметил Олег Митволь, но его прокладка должна вестись в строгом соответствии с законодательством. "Мы предотвратим это строительство. Если будут трогать деревья и кустарники, мы будем возбуждать уголовные дела, и я не очень понимаю, как в таких условиях будут вести строительство", - пообещал он.

В настоящее время ситуация находится на контроле в Министерстве природных ресурсов России и Росприроднадзоре.

Как отмечают экологи, помимо российского законодательства, "Транснефть" грубо нарушает международные соглашения, заключенные Россией. Сооружение нефтепровода началось в зоне Байкальской природной территории, охраняемой Конвенцией об охране Всемирного природного и культурного наследия. Конвенция, ратифицированная нашей страной в 1988 г., запрещает любые действия, способные нанести вред территориям, включенным в Список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.